Рабочая программа по информатике для 7-9 классов. ФГОС
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа к учебнику И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_dlya_7-9_klassov.docx | 124.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде 1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах |
Смыслообразова-ние | 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных |
2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни | Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты | Типовые задачи применения УУД | |||
Регулятивные универсальные учебные действия | |||||
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов | Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод | |||
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) | Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод | |||
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
Познавательные универсальные учебные действия | |||||
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные, наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод | |||
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические, моделирование) | П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата | Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
П8 Смысловое чтение | П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | П9.1 Определять свое отношение к природной среде П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы | Эколого-образовательная деятельность | |||
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
Коммуникативные универсальные учебные действия | |||||
К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К11.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты | |||
К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность | |||
К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность | |||
1.3. Предметные планируемые результаты | |||||
Раздел (тема) программы | Предметные результаты | Формы текущего контроля успеваемости | |||
7 класс | |||||
Введение. Человек и информация 5 часов | Обучающийся научится: | ||||
различать содержание (понимать сущность) основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др. | Практическая работа: Освоение клавиатуры | ||||
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях | |||||
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы | |||||
Контрольная работа № 1: «Человек и информация» | |||||
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике на примере автоматизации производства на промышленных предприятиях Челябинской области | |||||
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач | |||||
оперировать основными единицами измерения количества информации, используя соотношения между ними | |||||
подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей | |||||
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1 | |||||
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения | |||||
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита | |||||
Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 часов | Обучающийся научится: | ||||
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств | Практическая работа: Создание файла, работа с файлами и папками | ||||
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера | |||||
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров на примере крупных промышленных предприятий Челябинской области и в работе Государственного учреждения «Объединенный государственный архив Челябинской области» | |||||
узнает о том, как можно улучшить характеристики компьютеров | Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и | ||||
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров в Челябинской области | |||||
классифицировать файлы по типу и иным параметрам | |||||
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять) | завершение работы с ними | ||||
разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя) на примере систематизации материалов в виде структуры каталогов по теме «Красная книга Челябинской области» | |||||
Контрольная работа №2: «Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске» | |||||
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы | |||||
защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера | |||||
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства | |||||
Текстовая информация и компьютер 9 часов | Обучающийся научится: | ||||
создавать, редактировать и форматировать текстовые документы с региональным сюжетом, например, «Легенды Южного Урала» или «Южный Урал – страна голубых озер» | Практическая работа: Набор и редактирование текста | ||||
понимать сущность двоичного кодирования текстов | |||||
овладеет навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, программы-переводчики); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии | Практическая работа: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста. | ||||
Практическая работа: работа с формулами, таблицами, рисунками, оглавлениями | |||||
Практическая работа: Сканирование и распознавание текста. Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей текстовых процессоров | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.) | Контрольная работа № 4: «Текстовая информация и компьютер» | ||||
Графическая информация и компьютер 7 часов | Обучающийся научится: | ||||
создавать простые растровые изображения | Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения | ||||
редактировать готовые растровые изображения, используя изображения гербов городов Челябинской области | Практическая работа: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе | ||||
оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением графической растровой информации | |||||
работать с программными средствами для обработки визуальных данных и соответствующим понятийным аппаратом | Практическая работа: Работа с изображением в растровом редакторе Знакомство с векторным редактором | ||||
создавать простые векторные изображения | Практическая работа: Работа в векторном редакторе | ||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием графических изображений | Контрольная работа № 3: «Итоговая работа в растровом редакторе | ||||
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 часов | Обучающийся научится: | ||||
основным навыкам работы с компьютером | Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему | ||||
умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии | Практическая работа: Создание презентации на произвольную тему. Демонстрация презентации | ||||
использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.) | Практическая работа: Создание презентации, содержащей гиперссылки | ||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием звука | Контрольная работа № 5: «Мультимедиа и компьютерные презентации» | ||||
8 класс | |||||
Передача информации в компьютерных сетях 8 часов | Обучающийся научится: | ||||
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети. Работать с одной из программ-архиваторов | Практическая работа: Обмен информацией по локальной сети. Архиваторы | ||||
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью сети Интернет | Практическая работа: Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами | ||||
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера | Практическая работа: Осуществление поиска и обмена информацией. | ||||
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы | |||||
Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов) | |||||
приемам безопасной организации своего личного пространства с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п. | Практическая работа: Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы) | ||||
работать с энциклопедиями и справочниками учебного содержания. Например, об архитектурных памятниках Южного Урала, почётных гражданах города Челябинска | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями | |||||
овладеть информацией о назначении основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов | |||||
узнать о назначении основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. | |||||
узнать об использовании компьютерных сетей на промышленных предприятиях Челябинской области | |||||
узнать, что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW | Контрольная работа № 1: «Передача информации в компьютерных сетях» | ||||
Информационное моделирование 5 часов | Обучающийся научится: | ||||
приводить примеры натурных и информационных моделей | |||||
ориентироваться в таблично организованной информации | |||||
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев | |||||
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.) схему движения городского транспорта города Челябинска или схемы движения пригородных автобусных маршрутов Челябинской области | Практическая работа: Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей | ||||
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации на примере изучения востребованности профессий в Челябинской области | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать, что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями | Контрольная работа №2: «Информационное моделирование» | ||||
определять, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические) | |||||
Хранение и обработка информации в базах данных 10 часов | Обучающийся научится: | ||||
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа | Практическая работа: Работа с готовой БД | ||||
организовывать поиск информации в БД | Практическая работа: Создание и заполнение базы данных | ||||
редактировать содержимое полей БД | |||||
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию на примере работы с электронным каталогом Челябинской областной универсальной научной библиотеки | Практическая работа: Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями | ||||
сортировать записи в БД по ключу | Практическая работа: Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД | ||||
добавлять и удалять записи в БД | Практическая работа: Составление команд на сортировку, удаление, | ||||
добавление записей | |||||
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
изучить структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных | |||||
узнать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей | |||||
познакомиться с базами данных, СУБД и информационными системами | |||||
узнать, что такое логическая величина, логическое выражение | |||||
выполнять логические операции | Контрольная работа № 3: «Хранение и обработка информации в БД» | ||||
Табличные вычисления на компьютере 11 часов | Обучающийся научится: | ||||
понимать сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления» | |||||
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024 | |||||
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице | Практическая работа: Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи | ||||
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку | Практическая работа: Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач | ||||
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора | Практическая работа: Использование встроенных графических средств | ||||
построение диаграмм (круговой и столбчатой) демографической ситуации в Челябинской области | |||||
создавать электронную таблицу для несложных расчетов определять значение логического выражения; строить таблицы истинности | Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций | ||||
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать, что такое электронная таблица и табличный процессор | |||||
изучить основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации | |||||
понять, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами | |||||
поработать с основными функциями (математическими, статистическими), используемыми при записи формул в ЭТ | Контрольная работа №4: «Табличные вычисления на компьютере» | ||||
познакомиться с графическими возможностями табличного процессора | |||||
9 класс | |||||
Управление и алгоритмы 12 часов | Обучающийся научится: | ||||
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи | |||||
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке | |||||
выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя | |||||
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей | Практическая работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | ||||
Практическая работа: составление алгоритмов с ветвлениями по управлению учебным исполнителем | |||||
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы | Практическая работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | ||||
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов с региональным сюжетом, например, производственные задачи или изменение климата за несколько лет в Челябинской области | Практическая работа с циклами: разработка циклических алгоритмов | ||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления и в чем состоят основные его свойства | |||||
понять что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме | |||||
познакомиться со способами записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык | |||||
работать с основными алгоритмическими конструкциями: следование, ветвление, цикл, а также со структурой алгоритмов | |||||
узнать о назначении вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) ме- тод | Контрольная работа № 1: «Управление и алгоритмы» | ||||
Введение в программирование 17 часов | Обучающийся научится: | ||||
работать с готовой программой на Паскале | Практическая работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование | ||||
на Паскале линейных алгоритмов | |||||
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы | Практическая работа: построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | ||||
составлять несложные программы обработки одномерных массивов | Практическая работа: разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль | ||||
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений | Практическая работа: разработка программ с использованием цикла с предусловием | ||||
отлаживать и исполнять программы в системе программирования | Практическая работа: разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений | ||||
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. | Практическая работа: составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | ||||
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов | Практическая работа: разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве | ||||
записывать на выбранном (изучаемом) языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения для решения задач с региональным сюжетом | Практическая работа: составление программы на Паскале сортировки массива | ||||
Автоматизированное управление на предприятиях Челябинской области. | |||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
познакомиться с основными видами и типами величин | |||||
узнать о назначении языков программирования; назначении систем программирования | |||||
понять, что такое трансляция | |||||
познакомиться с правилами оформления программы на Паскале, правилами представления данных и операторов на Паскале | Контрольная работа № 2: «Введение в программирование» | ||||
изучить последовательность выполнения программы в системе программирования | |||||
Информационные технологии и общество 4 часа | Обучающийся научится: | ||||
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества |
| ||||
Обучающийся получит возможность: | |||||
узнать об основных этапах развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, а также об основных этапах развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения | |||||
узнать, в чем состоит проблема безопасности информации и какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов | |||||
познакомиться с основными этическими требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере |
2. Содержание учебного предмета
7 класс
Человек и информация
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Информационные процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных на примере автоматизации производства на промышленных предприятиях Челябинской области.
Компьютер: устройство и программное обеспечение
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики.
Программное обеспечение компьютера. Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение.
Хранение информации. Носители информации, используемые в ИКТ (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память).
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
История и тенденции развития компьютеров на примере крупных промышленных предприятий Челябинской области.
Компьютеры в работе Государственного учреждения «Объединенный государственный архив Челябинской области».
Суперкомпьютеры Челябинской области, решаемые задачи.
Файловая система. Принципы построения файловых систем. Файл. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера. Размер файла. Типы файлов.
Использование антивирусных программ.
Файловый менеджер.
Иерархическая структура файловой системы, путь к файлу на примере систематизации материалов в виде структуры каталогов «Красная книга Челябинской области».
Текстовая информация и компьютер
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Компьютерное представление текстовой информации.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Разрядность двоичного кода.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал).
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Гипертекст. Создание ссылок: оглавлений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания текста. Компьютерный перевод.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов с региональным сюжетом «Легенды Южного Урала», «Южный Урал – страна голубых озер».
Графическая информация и компьютер
Знакомство с графическими редакторами. Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении визуальных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений.
Редактирование готовых растровых изображений гербов городов Челябинской области.
Мультимедиа и компьютерные презентации
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Звуковая и видеоинформация. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
8 класс
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Браузеры. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники и др. Средства поиска информации: поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Построение запросов.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Архитектурные памятники Южного Урала.
Почётные граждане города Челябинска.
Компьютерные сети на промышленных предприятиях Челябинской области.
Информационное моделирование
Понятие математической модели. Модели и моделирование. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.): схема движения городского транспорта города Челябинска или схемы движения пригородных автобусных маршрутов Челябинской области.
Графическое представление (визуализация) числовой информации на примере изучения востребованности профессий в Челябинской области.
Хранение и обработка информации в базах данных
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Работа с электронным каталогом Челябинской областной универсальной научной библиотеки.
Табличные вычисления на компьютере
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256.
Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Использование формул. Выполнение расчетов. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение диаграмм.
Визуализация информации (построение диаграмм) при анализе демографической ситуации в Челябинской области.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
9 класс
Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Исполнители. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Разработка алгоритмов и программ. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка и др.
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Введение в программирование
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.
Знакомство с системой программирования на языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Разработка алгоритмов и программ. Оператор присваивания. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные.
Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Запись на выбранном (изучаемом) языке программирования арифметических и логических выражений и вычисление их значения для решения задач с региональным сюжетом.
Автоматизированное управление на предприятиях Челябинской области.
Информационные технологии и общество
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
7 класс | ||
1. | Введение. Человек и информация | 5 |
2. | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 |
3. | Текстовая информация и компьютер | 9 |
4. | Графическая информация и компьютер | 7 |
5. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 |
ИТОГО | 34 | |
8 класс | ||
1. | Передача информации в компьютерных сетях | 8 |
2. | Информационное моделирование | 5 |
3. | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 |
4. | Табличные вычисления на компьютере | 11 |
ИТОГО | 34 | |
9 класс | ||
1. | Управление и алгоритмы | 12 |
2. | Введение в программирование | 17 |
3. | Информационные технологии и общество | 4 |
4. | Итоговый урок | 1 |
ИТОГО | 34 | |
ВСЕГО | 102 | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | ||
план | факт | план | факт | |||
Введение. Человек и информация (5 ч.) | ||||||
1 | Предмет информатики; роль информации в жизни людей; содержание базового курса информатики Техника безопасности | 1 | Первая неделя сентября | |||
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации | 1 | Вторая неделя сентября | |||
3 | Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации | 1 | Третья неделя сентября | |||
4 | Практическая работа: «Освоение клавиатуры» | 1 | Четвертая неделя сентября | |||
5 | Контрольная работа №1: «Человек и информация» | 1 | Первая неделя октября | |||
Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч) | ||||||
6 | Назначение и устройство компьютера: данные и программы; принципы фон Неймана. Компьютерная память: носители и устройства внешней памяти; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК | 1 | Вторая неделя октября | |||
7 | Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК: микропроцессор, внутренняя память, внешняя память | 1 | Третья неделя октября | |||
8 | ПО компьютера | 1 | Четвертая неделя октября | |||
9 | . ПО компьютера | 1 | Первая неделя ноября | |||
10 | Файлы и файловая структура: имя файла; логические диски; путь к файлу. Практическая работа: Создание файла, работа с файлами и папками | 1 | Вторая неделя ноября | |||
11 | Пользовательский интерфейс. Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними. Изучение антивирусных программ | 1 | Третья неделя ноября | |||
12 | Контрольная работа №2: «Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске» | 1 | Четвертая неделя ноября | |||
Текстовая информация и компьютер (9 ч.) | ||||||
13 | Тексты в компьютерной памяти | 1 | Первая неделя декабря | |||
14 | Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст | 1 | Вторая неделя декабря | |||
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Шрифты и начертания. Форматирование текста. Работа с фрагментом текста. Печать документа | 1 | Третья неделя декабря | |||
16 | Практическая работа: Набор и редактирование текста | 1 | Четвертая неделя декабря | |||
17 | Практическая работа: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста | 1 | Вторая неделя января | |||
18 | Практическая работа: работа с формулами, таблицами, рисунками, оглавлениями | 1 | Третья неделя января | |||
19 | Дополнительные возможности текстовых процессоров Системы перевода и распознавания текста. Программы-переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста | 1 | Четвертая неделя января | |||
20 | Практическая работа: Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей текстовых процессоров | 1 | Первая неделя февраля | |||
21 | Контрольная работа № 3: «Текстовая информация и компьютер» | 1 | Вторая неделя февраля | |||
Графическая информация и компьютер (7 ч.) | ||||||
22 | Компьютерная графика. Виды графики. Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер | 1 | Третья неделя февраля | |||
23 | Растровая и векторная графика. Как кодируется изображение | 1 | Четвертая неделя февраля | |||
24 | Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения | 1 | Первая неделя марта | |||
25 | Практическая работа: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе | 1 | Вторая неделя марта | |||
26 | Практическая работа: Работа с изображением в растровом редакторе. Знакомство с векторным редактором | 1 | Третья неделя марта | |||
27 | Практическая работа: Работа в векторном редакторе | 1 | Четвертая неделя марта | |||
28 | Контрольная работа № 4: «Итоговая работа в растровом редакторе» | 1 | Первая неделя апреля | |||
Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч.) | ||||||
29 | Понятие мультимедиа. Области использования. Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства для разработки презентаций | 1 | Вторая неделя апреля | |||
30 | Аналоговый и цифровой звук Технические средства мультимедиа | 1 | Третья неделя апреля | |||
31 | Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему | 1 | Четвертая неделя апреля | |||
32 | Практическая работа: Создание презентации на произвольную тему. Демонстрация презентации | 1 | Вторая неделя мая | |||
33 | Практическая работа: Создание презентации, содержащей гиперссылки | 1 | Третья неделя мая | |||
34 | Контрольная работа № 5: «Мультимедиа и компьютерные презентации» | 1 | Четвертая неделя мая |
8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | ||
план | факт | план | факт | |||
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.) | ||||||
1 | Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных | 1 | Первая неделя сентября | |||
2 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | Вторая неделя сентября | |||
3 | Практическая работа: Обмен информацией по локальной сети. Архиваторы | 1 | Третья неделя сентября | |||
4 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете | 1 | Четвертая неделя сентября | |||
5 | Электронная почта и другие информационные услуги сетей Практическая работа: Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами | 1 | Первая неделя октября | |||
6 | Практическая работа: Осуществление поиска и обмена информацией. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов) | 1 | Вторая неделя октября | |||
7 | Практическая работа: Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы) | 1 | Третья неделя октября | |||
8 | Контрольная работа № 1: «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Четвертая неделя октября | |||
Информационное моделирование (5 ч.) | ||||||
9 | Что такое моделировани | 1 | Первая неделя ноября | |||
10 | Графические информационные модели. Табличные модели | 1 | Вторая неделя ноября | |||
11 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | Третья неделя ноября | |||
12 | Практическая работа: Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей | 1 | Четвертая неделя ноября | |||
13 | Контрольная работа №2: «Информационное моделирование» | 1 | Первая неделя декабря | |||
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.) | ||||||
14 | Основные понятия баз данных. Что такое система управления базами данных | 1 | Вторая неделя декабря | |||
15 | Практическая работа: Работа с готовой БД | 1 | Третья неделя декабря | |||
16 | Создание и заполнение баз данных Практическая работа: Создание и заполнение базы данных | 1 | Четвертая неделя декабря | |||
17 | Логические выражения и логические операции Условия выбора и простые логические выражения | 1 | Вторая неделя января | |||
18 | Практическая работа: Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями | 1 | Третья неделя января | |||
19 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | Четвертая неделя января | |||
20 | Практическая работа: Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД | 1 | Первая неделя февраля | |||
21 | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 | Вторая неделя февраля | |||
22 | Практическая работа: Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей | 1 | Третья неделя февраля | |||
23 | Контрольная работа №3: «Хранение и обработка информации в БД» | 1 | Четвертая неделя февраля | |||
Табличные вычисления на компьютере (11 ч.) | ||||||
24 | История чисел и систем счисления. Двоичная система счисления | 1 | Первая неделя марта | |||
25 | Числа в памяти компьютера | 1 | Вторая неделя марта | |||
26 | Знакомство с электронными таблицами. Ввод информации в электронные таблицы: текстов, чисел, формул | 1 | Третья неделя марта | |||
27 | Практическая работа: Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи | 1 | Четвертая неделя марта | |||
28 | Понятие диапазона. Относительная адресация. Статистические функции. Сортировка данных | 1 | Первая неделя апреля | |||
29 | Практическая работа: Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач | 1 | Вторая неделя апреля | |||
30 | Графическая обработка данных, абсолютная адресация. Практическая работа: Использование встроенных графических средств | 1 | Третья неделя апреля | |||
31 | Логические выражения и условная функция. Логические функции | 1 | Первая неделя мая | |||
32 | Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций | 1 | Вторая неделя мая | |||
33 | ЭТ и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ | 1 | Третья неделя мая | |||
34 | Контрольная работа №4: «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | Четвертая неделя мая |
9 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | ||
план | факт | план | факт | |||
Управление и алгоритмы – 12 ч. | ||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Первая неделя сентября | |||
2 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | 1 | Вторая неделя сентября | |||
3 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы | 1 | Третья неделя сентября | |||
4 | Графический учебный исполнитель. Практическая работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | 1 | Четвертая неделя сентября | |||
5 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод | 1 | Первая неделя октября | |||
6 | Практическая работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | 1 | Вторая неделя октября | |||
7 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | 1 | Третья неделя октября | |||
8 | Практическая работа с циклами: разработка циклических алгоритмов | 1 | Четвертая неделя октября | |||
9 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | 1 | Первая неделя ноября | |||
10 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | 1 | Вторая неделя ноября | |||
11 | Практическая работа: составление алгоритмов с ветвлениями по управлению учебным исполнителем | 1 | Третья неделя ноября | |||
12 | Контрольная работа № 1: «Управление и алгоритмы» | 1 | Четвертая неделя ноября | |||
Введение в программирование – 17 ч. | ||||||
13 | Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | 1 | Первая неделя декабря | |||
14 | Линейные вычислительные алгоритмы | 1 | Вторая неделя декабря | |||
15 | Практическая работа: построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | 1 | Третья неделя декабря | |||
16 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания | 1 | Четвертая неделя декабря | |||
17 | Практическая работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов | 1 | Вторая неделя января | |||
18 | Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером | 1 | Третья неделя января | |||
19 | Практическая работа: разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений | 1 | Четвертая неделя января | |||
20 | Циклы на языке Паскаль | 1 | Первая неделя февраля | |||
21 | Практическая работа: разработка программ с использованием цикла с предусловием | 1 | Вторая неделя февраля | |||
22 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач | 1 | Третья неделя февраля | |||
23 | Одномерные массивы в Паскале | 1 | Четвертая неделя февраля | |||
24 | Практическая работа: разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль | 1 | Первая неделя марта | |||
25 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | 1 | Вторая неделя марта | |||
26 | Практическая работа: разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве | 1 | Третья неделя марта | |||
27 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Практическая работа: составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | 1 | Четвертая неделя марта | |||
28 | Сортировка массива. Практическая работа: составление программы на Паскале сортировки массива | 1 | Первая неделя апреля | |||
29 | Контрольная работа № 2: «Введение в программирование» | 1 | Вторая неделя апреля | |||
Информационные технологии и общество – 4 ч. | ||||||
30 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | 1 | Третья неделя апреля | |||
31 | История ЭВМ | 1 | Первая неделя мая | |||
32 | История программного обеспечения и ИКТ | 1 | Вторая неделя мая | |||
33 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере | 1 | Третья неделя мая | |||
Итоговый урок – 1 ч. | ||||||
34 | Обобщение учебного материала за год: итоговая контрольная работа | 1 | Четвертая неделя мая |
Формы контроля
№ п/п | № урока | Тема урока | Текущий контроль |
7 класс | |||
1 | 4 | Освоение клавиатуры | Практическая работа |
2 | 5 | Человек и информация | Контрольная работа |
3 | 10 | Создание файла, работа с файлами и папками | Практическая работа |
4 | 11 | Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними. Изучение антивирусных программ | Практическая работа |
5 | 12 | Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске | Контрольная работа |
6 | 16 | Набор и редактирование текста | Практическая работа |
7 | 17 | Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста | Практическая работа |
8 | 18 | Работа с формулами, таблицами, рисунками, оглавлениями | Практическая работа |
9 | 20 | Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей текстовых процессоров | Практическая работа |
10 | 21 | Текстовая информация и компьютер | Контрольная работа |
11 | 24 | Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения | Практическая работа |
12 | 25 | Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе | Практическая работа |
13 | 26 | Работа с изображением в растровом редакторе. Знакомство с векторным редактором | Практическая работа |
14 | 27 | Работа в векторном редакторе | Практическая работа |
15 | 28 | Итоговая работа в растровом редакторе | Контрольная работа |
16 | 31 | Проектирование презентации на произвольную тему | Практическая работа |
17 | 32 | Создание презентации на произвольную тему. Демонстрация презентации | Практическая работа |
18 | 33 | Создание презентации, содержащей гиперссылки | Практическая работа |
19 | 34 | Мультимедиа и компьютерные презентации | Контрольная работа |
8 класс | |||
1 | 3 | Обмен информацией по локальной сети. Архиваторы | Практическая работа |
2 | 5 | Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами | Практическая работа |
3 | 6 | Осуществление поиска и обмена информацией. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов) | Практическая работа |
4 | 7 | Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы) | Практическая работа |
5 | 8 | Передача информации в компьютерных сетях | Контрольная работа |
6 | 12 | Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей | Практическая работа |
7 | 13 | Информационное моделирование | Контрольная работа |
8 | 15 | Работа с готовой БД | Практическая работа |
9 | 16 | Создание и заполнение базы данных | Практическая работа |
10 | 18 | Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями | Практическая работа |
11 | 20 | Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД | Практическая работа |
12 | 22 | Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей | Практическая работа |
13 | 23 | Хранение и обработка информации в БД | Контрольная работа |
14 | 27 | Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи | Практическая работа |
15 | 29 | Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач | Практическая работа |
16 | 30 | Использование встроенных графических средств | Практическая работа |
17 | 32 | Решение задач с использованием условной и логической функций | Практическая работа |
18 | 34 | Табличные вычисления на компьютере | Контрольная работа |
9 класс | |||
1 | 4 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | Практическая работа |
2 | 6 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | Практическая работа |
3 | 8 | Работа с циклами: разработка циклических алгоритмов | Практическая работа |
4 | 11 | Составление алгоритмов с ветвлениями по управлению учебным исполнителем | Практическая работа |
5 | 12 | Управление и алгоритмы | Контрольная работа |
6 | 15 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | Практическая работа |
7 | 17 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов | Практическая работа |
8 | 19 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений | Практическая работа |
9 | 21 | Разработка программ с использованием цикла с предусловием | Практическая работа |
10 | 24 | Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль | Практическая работа |
11 | 26 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве | Практическая работа |
12 | 27 | Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | Практическая работа |
13 | 28 | Составление программы на Паскале сортировки массива | Практическая работа |
14 | 29 | Введение в программирование | Контрольная работа |
15 | 34 | Обобщение учебного материала за год | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ .5 класс.ФГОС
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс , в соответствии ФГОС 2 поколения по учебнику Л.Л.Босова , 2013 -2014 уч.год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (5 класс, ФГОС)
Программа по информатике и ИКТ для 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс (ФГОС) 2014г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике в 5-9 классах ФГОС
Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5 -9 классах составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов (ФГОС ООО) срок реализации - 2 года...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов (ФГОС ООО) срок реализации - 3 года...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС...