Метод проектов на уроках информатики
статья по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках информатики
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектные задания не только закрепляют практические навыки в использовании различных программ, но и развивают активную познавательную деятельность.
Основным понятием теории проектного обучения является понятие «проект». Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Проектная деятельность учащихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это «бросок мыслью в будущее». Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - «конечный продукт в уме», то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.
Предмет «Информатика и ИКТ» позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Этапы выполнения проекта
Работа над любым проектом включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
V этап. Собственно, работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.
VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Web-сайта.
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
Типы проектов
Для определения типа проекта используются следующие признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
- Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые).
- Продолжительность проекта (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
Классификация по доминирующему виду деятельности
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн-петли» - определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.).
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, СМИ, базы данных, Интернет), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико-ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
Классификация проектов по количеству участников
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Когда речь идет о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблема приобретает контуры проектной исследовательской деятельности. Таким образом, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным, вполне разработанным и структурированным компонентом системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к решению определенных проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Классификация по продолжительности проекта
Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными. Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
Примеры использования метода проектов на уроке информатики
Приведем примеры зачетных проектов:
Содержание учебного материала | Примерные темы проектов | Содержание проекта. |
Рисуем на компьютере | Мой класс | Рисунок, выполненный в Paint + небольшой рассказ (стихотворение) к этому рисунку |
Компьютерное конструирование | Геометрическое конструирование | Создание рисунков из геометрических фигур (аппликация + программная реализация в Paint) |
Строковый редактор | Мой словарь (русский немецкий) | Словарь на 2-х языках (1 страничка) |
Алгоритмы | Алгоритмы из области естествознания | Разработка алгоритма |
Понятие о стратегии компьютерных игр | Проект «Играем и выигрываем» | Придумать игру |
Программирование графических объектов на Бейсике | Рисуем в Бейсике | Коллекция рисунков на некоторую тему, созданная средствами Бейсика |
Текстовый процессор Word | Я - журналист | Создание журнала, газеты |
Основы компьютерной графики | Я - художник | Рисунок на тему, предложенную. |
Электронные таблицы | Ох уж, эти таблицы | Применение Excel для решения различного класса задач |
PowerPoint | Конкурс презентаций | Тема выбирается учащимися |
Базы данных | Моя БД | Разработка БД |
Программирование | Я - программист | Решение прикладных задач на Paskal |
Информационные технологии и моделирование | Мир информационных моделей | Моделирование информационных процессов |
Техническое обеспечение информационных технологий | Проект «Мой компьютер» | Рассказать об устройстве компьютера (любая программная реализация) |
PhotoShop | Я и PhotoShop | Выставка рисунков |
Настольные издательские системы | Проект: «Профессий много…» | Буклет о будущей профессии |
Флэш технологии | Мир анимации | Тема выбирается учащимися |
Создание WEB- страниц | Я и WWW | Тема выбирается учащимися |
8 класс:
Тема «Информация и информационные процессы»
«Шифровальщик» (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));
«Кроссворд по теме « (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
«Новости компьютерного мира» (подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));
«Я конструирую робота (компьютер)» (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));
«Компьютер будущего» (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));
Тема «Коммуникационные технологии»
«Тематический сайт» (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).
9 класс:
Тема «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
«Плакат» (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));
«Мой трек» (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));
Тема «Кодирование и обработка текстовой информации»
«Визитная карточка» (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));
«Интерактивная книга» или «Детский алфавит» (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );
Тема «Кодирование и обработка числовой информации»
«Наш домашний бюджет» (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));
Тема «Основы алгоритмизации»
«Я рисую на Pascal» (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));
Тема «Моделирование и формализация»
«Интерактивная или 3D модель процесса или явления»
10 класс
Тема «Информационные технологии»
«Тест по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));
«Анимационный мультфильм» (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));
«Видеоролик по любой теме школьного курса» (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);
«Социологический опрос» (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);
Тема «Коммуникационные технологии»
«Тематический сайт» (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)
11 класс
Тема «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
«Компьютер (робот будущего)» (анимационный или видеофильм)
«Предупрежден- значит вооружен» (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)
Тема «Моделирование и формализация»
«Интерактивная модель процесса или явления»
Тема «Базы данных и СУБД»
«База данных»
Тема «Повторение. Подготовка к ЕГЭ»
«Программа-тестер по предмету»
В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов, происходит углубленное изучение темы, воспитывается целеустремленность, работоспособность.
Достоинства проектной деятельности:
- умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими;
- создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
- предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы;
- работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи;
- нет возможности использования чужого проекта;
- связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.
Таким образом, метод проектов – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Использование метода проектов на уроках информатики
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...
Метод проектов на уроках информатики
Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося
Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...