Управление образовательными результатами в обучении предмета информатика и ИКТ посредством педагогического контроля
материал по информатике и икт
В сфере перехода на новые образовательные стандарты передо мной, как преподавателем информатики дисциплины встал вопрос: Каким образом можно управлять образовательными результатами обучающихся? Что в учебном процессе является обратной связью? И как эффективно использовать механизмы обратной связи для повышения образовательных результатов?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образовательными результатами в обучении предмета информатика и ИКТ посредством педагогического контроля
Если учесть, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то встает вопрос: с помощью каких средств можно развивать эти способности на информатике, чтобы достичь оптимального результата?
В связи с этим, предположив, что если использовать определенную систему контроля знаний, как обратную связь в процессе обучения, то это позволит улучшить образовательные результаты обучающихся по предмету информатика и ИКТ. Я решила разработать такую систему контроля, которая позволит оптимизировать процесс обучения и достичь положительных результатов.
Для достижения целей и задач были определены этапы работы над темой:
- Изучение теоретического материала о роли педагогического контроля в управлении образовательным процессом, его формах, методах и принципах.
- Детализация требований к результатам освоения программы
- Разработка структурной схемы управления образовательными результатами на уроках информатики и ИКТ;
- Разработка контрольно-измерительных материалов по уровням усвоения;
Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на студентов для достижения заданных результатов обучения.
Известно, что любой этап управления образовательным процессом начинается с постановки целей и задач, затем, конструирования учебного процесса на основе содержания учебного материала с помощью различных технологий и, наконец, планирования результатов. При достижении цели ставится новая цель, и весь цикл повторяется.
Но для того, чтобы узнать достигнуты ли запланированные на данном этапе цели и соответствует ли результат основной цели, необходима обратная связь, роль которой выполняет педагогический контроль.
У контроля множество функций
каждая из которых имеет свои цели, отражающие важность педагогического контроля не только для преподавателя, но и для обучающегося.
При построении системы контроля мною соблюдались следующие принципы:
- Планомерность и систематичность. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса.
- Максимальная объективность; позволяющие реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения.
- Оптимальность; максимум результата при минимуме затрат по затратам времени преподавателя и учеников, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.
- Всесторонность, т. е. охват всех разделов программы, обеспечение проверки усвоения не только предметных знаний, но и общеучебных и специальных умений и навыков.
- Индивидуальность, так как овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный; работает в своем режиме, по своей индивидуальной образовательной траектории.
- Наглядность, т.е. объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Основная цель преподавателя любой дисциплины – обеспечить выполнение государственных стандартов по своему предмету. Каждый сам выбирает оптимальные для себя формы обучения; методы организации, стимулирования и контроля. Но как бы ни выстраивал преподаватель процесс, он всегда начинает его с планирования, т.е. разделения на блоки, модули, и, в конечном результате, – учебные занятия.
Для эффективной организации контроля я детализировала и конкретизировала требования к результатам освоения программы по знаниям и умениям от 2 до 10, и от 4 до 13 соответственно (Табл. 1 и Табл. 2). Например подтема «Электронные таблицы» раздела «Технология создания и преобразования информационных объектов». На эту подтему отведено 18 часов, 16 из которых – практические.
Табл. 1
Требования к результатам освоения подтемы
«Электронные таблицы Excel»
Раздела рабочей программы «Технология создания и преобразования информационных объектов»
знать: | уметь: |
|
|
Табл. 2
Детализация требований к результатам освоения подтемы «Электронные таблицы Excel»
знать: | уметь: |
|
|
Детализация требований была учтена при составлении структурного плана занятий. Затем, согласно учебному планированию я распределила знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся, по отдельным занятиям, и с каждым занятием, в соответствии с его целями, соотнесла определенные виды контроля (Табл. 3).
Для вовлечения студентов в учебный процесс и создания кота на уроке, с целью определения оптимальных методов, форм и организации контроля и коррекции результатов был проведен опрос среди обучающихся «Выявление отношения к организации учебного процесса на уроках информатики», который показал:
- Больше половины обучающихся мотивированы на изучение информатики, т.к. считают, что она пригодится им в жизни.
- Все желают выбирать задания по силам и более 80% имеет высокий уровень притязаний (желают оценку «4» и «5»), что не соответствует результатам входного контроля.
- Большинство (почти 70%) предпочитает работать в паре или с группой, что свидетельствует о неуверенности в своих знаниях, и лишь 31% - работать самостоятельно.
- В качестве контроля результатов обучающиеся выбрали тесты и практическую работу, и большинство считает важным отслеживание своих достижений; мнение об открытости результатов контроля разделилось.
- Большинство обучающихся готово повысить неудовлетворяющий его результат контроля и корректировать оценку при помощи внеаудиторной самостоятельной работы и консультаций.
Так для оценивания теоретических знаний в рамках предварительного контроля а уроках используется фронтальный опрос иногда в комбинации с индивидуальным письменным методом контроля в форме теста с целью выяснения готовности группы к изучению нового материала, определения сформированности понятий, при подготовке к выполнению практических работ.
Данный контроль позволяет каждому обучающемуся выявить и оценить уровень своей подготовки и определить моменты, на которые следует акцентировать внимание при выполнении практической работы, чтобы произвести коррекцию своих знаний с помощью инструкционной карты к практической работе.
На заключительном этапе урока с целью выявления степени закрепления новых знаний и умений, отработки и закрепления навыков применяется текущий контроль практической работы, как основной при изучении ИКТ.
Результаты проведённого контроля во время урока позволяют дифференцировать задания и спланировать дальнейшую работу коррекции знаний и умений в удобной для обучающихся форме.
Для периодического контроля образовательных результатов подтемы использую нетрадиционные формы (такие как рефераты, проекты, деловые игры), отражающие как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами, использование их в практических целях.
Табл. 3
Структура организации педагогического контроля
(на примере раздела «Электронные таблицы Excel» по предмету «Информатика и ИКТ»)
Тематическое планирование раздела | Кол-во часов | Знания | Умения | Методы контроля | Форма контроля | Коррекция результата |
подлежащие контролю | ||||||
Тема 1. Моделирование электронных таблиц. | 2 | Текущий контроль | Письменная проверка | Тест | Внеаудиторная сам.работа, консультация | |
1, 2, 3, 4, 5 | - | |||||
Практическая работа № 1. Ввод формул, относительные ссылки. | 2 | Предварительный контроль | Устный опрос | Фронтальный | Инструкционная карта, практическая работа | |
1, 2, 3, 4, 5 | - | |||||
Текущий контроль | Практическая проверка Письменная проверка | Практическая работа Тест | Внеаудиторная сам.работа, консультация | |||
1, 2, 3, 4, 5 | 1, 2, 4, 5 |
Все контрольно- измерительные материалы структурированы по показателям знаний и умений и уровням усвоения (Табл. 4)
Табл. 4
Пример заданий в форме теста для текущего контроля ПР №1 | занания | умения | уровень |
Как правильно обозначается ячейка ? a) 7D; b) D7; c) 7AD; d) A-D7 | 2 | - | 1 |
В каком варианте правильно указана последовательность выполнения операторов в формуле?
| 5 | 5 | 2 |
Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. Какое значение будет выведено в клетке D4, если в нее будет скопировано содержимое клетки С3 и выключен режим формул?
| 4 | 5 | 3 |
За основу выбраны 3 уровня сложности каждый из которых означает:
1 – опознавание, различение учебного материала.
2. – понимание и воспроизведение учебной информации
3 – применение знаний и умений в нестандартных ситуациях
При составлении тестов исхожу из процентного соотношения количества уровневых заданий.
Оценки выставляются по следующим критериям:
- «3» - 50-60% выполнено заданий; 1 у
- «4» - 60-80% выполнено заданий; 1+2 у
- «5» - 80-100% выполнено заданий. 3 у
Пример заданий для теста представлен на слайде.
По такому же принципу строятся и задания практической работы.
Детализация заданий по образовательным результатам облегчает работу преподавателя при управлении учебным процессом (подготовка к уроку, коррекция знаний, умений), обучающимся – при выборе заданий по силам для определения уровня своего незнания.
Уровень своих достижений они отслеживают при помощи листа личного успеха (Табл 5).
Табл. 5
Личная карта успеха фио ___ группы Тема: | |||||
№ п/п | Название раздела программы | Теория | Практика | Итог | Примечания |
название темы урока | |||||
название темы урока | |||||
название темы урока |
Преподаватель, в свою очередь, ведет электронную книгу учёта образовательных результатов по темам, позволяющую отслеживать индивидуальную траекторию достижений каждого обучающегося, так и темы по группе и проводить их коррекцию.
| ФИО | ФИО | ФИО |
|
| итоги | |||||
з | у | з | у | з | у | з | у | з | у | ||
1 | Моделирвание ЭТ |
|
|
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | |
|
|
|
|
|
| 2 | 0 | 0 | |||
|
|
|
|
|
| 3 | 0 | 0 | |||
|
|
|
|
|
| 4 | 0 | 0 | |||
|
|
|
|
|
| 5 | 0 | 0 | |||
2 | ПР№ 1 |
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
| 2 | 2 | 0 | 0 | ||
|
|
|
|
|
| 3 | 4 | 0 | 0 | ||
|
|
|
|
|
| 4 | 5 | 0 | 0 | ||
|
|
|
|
|
| 5 | 0 | 0 | |||
| 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
| 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
| 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Контроль, как одна из основных функций управления процессом обучения, позволяет преподавателю:
- своевременно получить информацию о результатах работы обучающихся в целом и каждого учащегося в отдельности;
- получить информацию о результатах своей работы и провести коррекцию планирования своей деятельности;
- произвести оценивание образовательных результатов обучающихся.
В свою очередь, детям контроль помогает:
- лучше узнать самого себя;
- повысить мотивацию к обучению;
- побуждает вносить коррективы в свою учебную деятельность.
Систематический контроль влияет на образовательные результат и познавательную активность студентов. Студенты не только улучшают свои результаты по информатике и ИКТ, но и активно участвуют в различных мероприятиях по предмету как на уровне учреждения, так и области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)
Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...
Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....