Рабочая программа по информатике для 7 класса УМК Л.Л.Босова
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа по информатике для 7 класса УМК Л.Л.Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_a_klass_lebedeva_i.yu_.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю» Директор МБОУ Багаевской СОШ №3 приказ от __________2015 г. № ____ ___________________Бойченко И.Д. |
Рабочая программа
по информатике___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) для 7 А класса
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Лебедева Инна Юрьевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы профессора Н.В. Макаровой для 5-11 классов
РАЗДЕЛ № 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
(Указать необходимое):
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 5-7 классов, а также авторской программы Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Учебник: Н.В.Макарова. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория. - СПб.: Питер,2010.
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2015 – 2016 учебный год;
Годовой учебный календарный график на 2015-2016 учебный год.
Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели обучения информатике в 7 классе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моде-лях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуника-ционных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отноше-ния к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учеб-ной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи обучения информатике в 7 классе::
В 7 классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.
РАЗДЕЛ № 2
Общая характеристика учебного курса, предмета, дисциплины (модуля):
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию ин-теллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий не-обходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные тех-нологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобща-ющие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учеб-ного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в ком-бинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологиче-ской среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обра-ботки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные ин-струменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отби-рать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; созда-вать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных техноло-гических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подго-товительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы мо-жет быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
РАЗДЕЛ № 3
Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение информатики на уровне основного общего образования в 7 классе – 35 часов (1 час в неделю)
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный часа в неделю.
РАЗДЕЛ № 4
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
1 | Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Информационные основы процессов управления | 9 |
2 | Представление об объектах окружающего мира. Информационная модель объекта. Представление о системе объектов | 7 |
3 | Основы классификации объектов. Классификация моделей. Основные этапы моделирования | 19 |
4 | Итого | 35 |
1 раздел: Информация. Информационные процессы.
Понятие информации. Представление . информации
Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.
Учащиеся должны знать:
• понятие информации и ее основные свойства;
• виды органолептической информации;
• основные формы представления информации;
• назначение языка, кода и кодирования информации;
• основные единицы измерения объема информации.
Учащиеся должны уметь:
• определять объем информации любого текста;
• кодировать текст каким-либо способом.
Информационная деятельность человека
Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.
Учащиеся должны знать:
• основные виды информационной деятельности человека;
• роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
• основные составляющие схемы передачи информации;
• назначение носителей информации;
• основные средства защиты информации.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информационной деятельности человека;
• приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
• приводить примеры носителей информации;
• приводить примеры способов защиты информации;
• шифровать фразы с помощью своего ключа.
Информационные процессы
Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.
Учащиеся должны знать:
• понятие информационного процесса;
• понятие информационных технологий и основные этапы их развития;
• роль технических средств в информационных процессах.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
• приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.
Информационные основы процессов управления
Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.
Учащиеся должны знать:
• понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
• структуру замкнутой и разомкнутой системы управления.
Учащиеся должны уметь:
• выделять объект управления и управляющее воздействие;
• указывать наличие или отсутствие обратной связи;
• приводить примеры систем управления разного типа.
2 раздел: Представление об объектах окружающего мира
Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.
Учащиеся должны знать:
• понятие объекта и его свойств;
• понятие параметра и его значений;
• понятие действия объекта;
• представление о среде существования объекта.
Учащиеся должны уметь:
• выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
• называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
• перечислять действия, характеризующие объект;
• определять среду обитания объекта;
• представлять сведения об объекте в виде таблицы.
Информационная модель объекта
Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.
Учащиеся должны знать:
• понятие модели объекта;
• понятие информационной модели;
• почему до создания модели важно определить цель;
• что одной из форм представления информационной модели служит таблица.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры материальных моделей;
• приводить примеры нематериальных моделей;
• формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
• выделять соответствующие цели характеристики объекта;
• представлять информационную модель объекта в виде таблицы.
Представление о системе объектов
Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.
Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.
Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.
Учащиеся должны знать:
• понятие системы объектов;
• значимость и роль цели при изучении системы;
• виды Отношений между объектами;
• виды Связей между объектами;
• понятие целостности системы;
• типовую структуру информационной модели системы.
Учащиеся должны уметь:
• формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;
• приводить примеры систем;
• приводить примеры отношений и связей между объектами;
• определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;
• разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.
3 раздел: Основы классификации (объектов)
Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.
Учащиеся должны знать:
• понятие класса;
• назначение классификации объектов;
• понятие свойства наследования;
• основные классы документов, создаваемых на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;
• отображать классификацию в виде иерархической схемы;
• определять, в чем проявляется само свойство наследования.
Классификация моделей
Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
• основные виды классификации моделей;
• основные признаки классификации моделей;
• характеристику каждого класса моделей.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
• приводить примеры моделей из жизни.
Основные этапы моделирования
Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.
Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.
Учащиеся должны знать:
• назначение моделирования;
• основные типы задач моделирования;
• основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
• разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
• задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
• создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.
№ п\п контрольной работы | Учебная четверть | Тема контрольной работы |
1 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы». |
2 | 2 | Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира». |
3 | 3 | Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей» |
4 | 4 | Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования» |
5 | 4 | Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас» |
Раздел программы | Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ |
Понятие об информации. Представление информации. (9 ч) | Вводное занятие по технике безопасности Понятие информации. Восприятие информации Свойства информации Представление информации. Кодирование информации Информационная деятельность человека. Сбор и обработка. Передача и хранение информации. Поиск и защита информации Практическая работа № 1 «Создание и редактирование текстового документа.» Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы». |
Информационная деятельность человека. Информационные процессы (7 ч) | Информационные процессы. Понятие процесса. ПК – основное ТС информационные технологии Информационные основы процессов управления Представление объектов в окружающем мире. Свойства и параметры Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта Практическая работа №2 «Составление таблиц» Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира». |
Информационные основы процессов управления (19 ч) | Представление о системе объектов. Отношение объектов Связи объектов Понятие о системе Информационная модель системы Основы классификации. Классы и классификация. Основание классификации Наследование свойств Примеры классификаций различных объектов Практическая работа №3 «Включение в текстовый документ графических объектов» Классификация компьютерных объектов Классификация моделей. Виды классификации моделей Классификация моделей по способу представлений. Инструменты моделирования. Этапы моделирования. Моделирование в деятельности человека Постановка задачи. Компьютерный эксперимент Практическая работа №4 «Составление моделей» Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей» Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования» Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас» |
№ п/п | Раздел | Рабочая программа | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Понятие об информации. Представление информации. | 9 | 1 | 1 |
2 | Информационная деятельность человека. Информационные процессы. | 7 | 1 | 1 |
3 | Информационные основы процессов управления | 19 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 35 | 4 | 5 |
РАЗДЕЛ № 5
Тематическое планирование (для программ, реализующих ФГОС, 1-8 класс)
Наименование раздела (количество часов) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | УУД, осваиваемые обучающимися в рамках изучения темы | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Информационные основы процессов управления (8 ч) | Аналитическая деятельность: Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). | Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи | Различать и описывать способы передачи информации для человека и технического устройства; различать, характеризовать информацию различных видов, связанных со способом восприятия человеком; приводить примеры информации различного вида; перечислять, характеризовать, описывать свойства информации; анализировать свойства информации. Выделять и описывать основные информационные процессы; приводить примеры сбора информации; собирать информацию для достижения различных целей; обрабатывать информацию | Определять цели и функции участников; слушать и обсуждать различные точки зрения, сравнивать разные точки зрения, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах. |
Представление об объектах окружающего мира. Информационная модель объекта. Представление о системе объектов (7 ч) | Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; | Самостоятельно ставить познавательную цель учебной деятельности; искать и фиксировать необходимую информацию, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи | Уметь группировать объекты в множества на основании различных критериев, характеризовать и описывать объекты на основании присущих им признаков. Устанавливать причинно-следственные связи | Определять цели и функции участников групп, слушать и обсуждать различные точки зрения; сравнивать разные точки зрения; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения, корректно спорить и отстаивать свою позицию; уметь организовывать совместную учебную деятельность в группах. |
Основы классификации объектов. Классификация моделей. Основные этапы моделирования (20 ч) | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. | Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. | Выделять и описывать основные этапы моделирования; приводить примеры классификаций моделей информации; собирать информацию для достижения различных целей; обрабатывать информацию | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать и аргументировать свою позицию. Развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; аргументировать свою точку зрения; корректно спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; организовывать совместную учебную деятельность в группах. |
РАЗДЕЛ № 6
Календарно-тематическое планирование для 7 «А» класса
№ п/п | Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения урока | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Требования к результату | ||||
По плану | По факту | |||||||||
1 гр. | 2 гр. | 1 гр. | 2 гр. | Текущий Тематический Итоговый | Знать: Уметь: Научиться: | |||||
1 раздел: Понятие об информации. Представление информации. (9 ч) | ||||||||||
Вводное занятие по технике безопасности | 1ч | 01.09 | 04.09 | Усвоение новых знаний и умений | Самоконтроль | Знать общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах; уметь работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | ||||
Понятие информации. Восприятие информации | 1ч | 08.09 | 11.09 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | |||||
Свойства информации | 1ч | 15.09 | 18.09 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль | Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества | ||||
Представление информации. Кодирование информации | 1ч | 22.09 | 25.09 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль | Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми | ||||
Информационная деятельность человека. Сбор и обработка. | 1ч | 29.09 | 02.10 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | ||||
Передача и хранение информации. | 1ч | 06.10 | 09.10 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль, самоконтроль | Иметь общие представления об передачи и хранении информации; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию | ||||
Поиск и защита информации | 1ч | 13.10 | 16.10 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «Информация. Информационные процессы». | 1ч | 27.10 | 23.10 | Контрольная работа | Тематический контроль, внешний контроль | Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации | ||||
Практическая работа № 1 «Создание и редактирование текстового документа.» | 1ч | 20.10 | 30.10 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, итоговый контроль | |||||
2 раздел: Информационная деятельность человека. Информационные процессы (7 ч) | ||||||||||
Информационные процессы. Понятие процесса. | 1ч | 10.11 | 13.11 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | ||||
ПК – основное ТС информационные технологии | 1ч | 17.11 | 20.11 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора | ||||
Информационные основы процессов управления | 1ч | 24.11 | 27.11 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации. - иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.д.) | ||||
Представление объектов в окружающем мире. Свойства и параметры | 1ч | 01.12 | 04.12 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: что такое модель объекта, информационная модель Уметь: приводить различные модели для реального объекта (прототипа); составлять информационные модели объекта | ||||
Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта | 1ч | 08.12 | 11.12 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: что такое объект, его характеристики Уметь: приводить примеры объектов из различных предметных областей, описывать свойства объекта в таблице | ||||
Контрольная работа №2 По теме «Представление об объектах окружающего мира». | 1ч | 15.12 | 18.12 | Контрольная работа | Тематический контроль, внешний контроль Итоговый контроль | |||||
Практическая работа №2 Составление таблиц | 1ч | 22.12 | 25.12 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | |||||
3 раздел: Информационные основы процессов управления (19 ч) | ||||||||||
Представление о системе объектов. Отношение объектов | 1ч | 12.01 | 15.01 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие системы объектов; Уметь: -приводить примеры информационных моделей объекта | ||||
Связи объектов | 1ч | 19.01 | 22.01 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -виды связей и отношений между объектами системы Уметь: -устанавливать связи и отношения между объектами системы | ||||
Понятие о системе | 1ч | 26.01 | 29.01 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие системы объектов; -виды связей и отношений между объектами системы Уметь: -устанавливать связи и отношения между объектами системы | ||||
Информационная модель системы | 1ч | 02.02 | 05.02 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -модель; -информационная модель системы Уметь: -приводить примеры информационных моделей системы | ||||
Основы классификации. | 1ч | 09.02 | 12.02 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие класса и классификации; -принципы построения иерархической модели классификации объектов Уметь: -строить схему классификации различных объектов | ||||
Классы и классификация. | 1ч | 16.02 | 19.02 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -виды классификации моделей; -основные этапы моделирования | ||||
Основание классификации | 1ч | 23.02 | 26.02 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие класса и классификации; -принципы построения иерархической модели классификации объектов Уметь: -строить схему классификации различных объектов | ||||
Наследование свойств | 1ч | 01.03 | 04.03 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль Итоговый контроль | Знать: -наследование свойств; Уметь: -классифицировать объекты | ||||
Примеры классификаций различных объектов | 1ч | 08.03 | 11.03 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие класса и классификации; - классификации наиболее значимых систем и средств передвижения Уметь: -классифицировать информацию по содержанию | ||||
Контрольная работа №3 по теме «Классификация моделей» | 1ч | 15.03 | 18.03 | Контрольная работа | Тематический контроль, внешний контроль | |||||
Практическая работа №3 Включение в текстовый документ графических объектов. | 1ч | 22.03 | 25.03 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | |||||
Классификация компьютерных объектов | 1ч | 29.03 | 08.04 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -классификацию компьютерных документов; - виды компьютерных документов Уметь: -распознавать информацию для создания определенного вида документов | ||||
Классификация моделей. Виды классификации моделей | 1ч | 12.04 | 15.04 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -как классифицируются модели по области использования; -классификацию моделей по области использования и по фактору времени Уметь: - различать виды классификаций в зависимости от выбранного основания | ||||
Классификация моделей по способу представлений. Инструменты моделирования. | 1ч | 26.04 | 22.04 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -классификацию моделей по способу представления; -представления образно-знаковых моделей Уметь: - разделять модели на материальные и абстрактные (не материальные) | ||||
Этапы моделирования. Моделирование в деятельности человека | 1ч | 03.05 | 29.04 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -понятие модели; -основные этапы моделирования Уметь: -строить модели; - правильно составлять информационные модели; | ||||
Постановка задачи. Компьютерный эксперимент | 1ч | 10.05 | 06.05 | Усвоение новых знаний и умений | Тематический контроль, внешний контроль | Знать: -компьютерную модель и компьютерный эксперимент; -схему компьютерного эксперимента; -этапы постановки задачи Уметь: - планировать эксперимент и проводить исследование; - поставить задачу, таким образом, чтобы ее однозначно понял любой, кто будет участвовать в ее решении. | ||||
Контрольная работа № 4 по теме «Основные этапы моделирования» | 17.05 | 13.05 | Контрольная работа | Тематический контроль, внешний контроль Итоговый контроль | ||||||
Итоговая контрольная работа по теме «Информация вокруг нас» | 24.05 | 20.05 | Контрольная работа | Тематический контроль, внешний контроль Итоговый контроль | ||||||
Практическая работа №4 Составление моделей. | 31.05 | 27.05 | Усвоение новых знаний и умений Формирование практических умений и навыков | Тематический контроль, внешний контроль |
РАЗДЕЛ №7
Учебно-методическое и материально –техническое обеспечение образовательного процесса
(подробный перечень по каждой применяемой позиции):
Аппаратное обеспечение
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программное обеспечение
- Операционная система WINDOWS XP
- Windows Commander
- Для базового курса – пакет Microsoft Office 2003, антивирус Касперского, архиватор WinRar, учебный исполнитель Черепашка.
Интернет-ресурсы
- А.А. Красилов. Информатика в семи томах http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM1.shtml
- Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
- Интернет Университет Информационных технологий — http://www.intuit.ru
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
- Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru
- Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
- Электронная версия журнала «Информатика и образование» http://www.infojournal.ru/
- http://www.realcoding.net - программирование, учебники, статьи.
- www.emanual.ru - электронная документация
- www.ixbt.com - мега-сайт о компьютерах
- www.x-web.h11.ru - Веб-мастер
- www.3dnews.ru - новости компьютерной техники
- www.hw.by - белорусский "железный" сайт
- www.kv.by - газета "Компьютерные вести"
- www.softodrom.ru - Софт-портал (программы)
- http://www.distedu.ru/mirror/_inform/www.infoschool.narod.ru/soft.htm - cтатьи об информационных технологиях, интернет-технологиях, учебники по Flash, Photoshop, HTML. В помощь учителям-тематические планирования, материалы к урокам по информатике.
- www.ito.su Информационные технологии в образовании
- http://neerc.ifmo.ru/school/index.html Олимпиады по информатике
- http://www.computer-museum.ru/ Виртуальный компьютерный музей
- http://www.graphics.ru/tutor/ Уроки Photoshop
- http://www.office-f.ru/resources/excel/movies.htm - Microsoft Excel: обучающие видеоролики. Коллекция видеороликов в формате flash по обучению работе в Microsoft Excel.
- http://neural.narod.ru/ - Искусственный разум: сборник материалов. Сборник материалов по вопросу искусственного разума: статьи, обзор книг и пр. Конференция, посвященная реализации искусственного интеллекта в интернете. Общие сведения о проекте "СИРИУС".
- http://orel.rsl.ru/nettext/russian/chursin/populjarn_informat/pi.htm - Чурсин Н.: Популярная информатика. Электронная версия книги: изложение научных основ информатики доступным школьнику языком.
- http://vbrussian.com/index.asp - Visual Basic на русском. Статьи и примеры для начинающих программистов на VB. Новости. Коллекция программ. Обзор тематической литературы. Форум.
- http://svoisait.ru/ - Мастерская по созданию домашних страниц. Электронный учебник для начинающих программистов по технике создания веб-страниц: теория, практические примеры, советы, обсуждение вопросов в форуме.
- http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/inform/ - Олимпиадные задачи по информатике: электронное пособие. Комментарии к задачам, ответы, решения, методические указания. Описание понятий и методов, используемых в решении задач.
- http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/cources/comp/ - Персональный компьютер для начинающих: электронное пособие. Основные сведения об устройстве персонального компьютера, операционной системе MS-DOS и ее файловой системе, сведения по использованию Norton Commander.
- http://www.kaplya.ic.km.ua/HTML-colors-1.html. - Коды цветов html-разметки. Таблица кодов цветов, применяемых при HTML-разметке.
- http://www.junior.ru/students/miroshnikov/ - Представление информации в компьютере. Электронное пособие по следующим темам: понятие об информации, единицы измерения информации, понятие о кодировании, кодирование данных двоичным кодом, кодирование текстовых данных, системы кодирования, кодирование графических данных, кодирование звуковой информации. Универсальная система кодирования текстовых данных.
- http://www.vbkids.narod.ru/ - Visual Basic для детей. Курс основ программирования на Visual Basic для детей от 10 лет (перевод с английского оригинального обучающего курса компании KIDware): 10 уроков, расположенных в порядке возрастания сложности изучаемого материала: последовательные шаги по созданию программ (проектов) на Visual Basic. Сведения об авторе перевода. Архив курса.
- http://www.membrana.ru/ - Мембрана: научно-популярный интернет-журнал. Тематическая подборка материалов с полнотекстовым поиском по различным тематикам: компьютеры, скоростные средства связи, космос, военная вода, новые разработки промышленности, химические элементы и пр. Мировые новости. Форумы и дискуссии. Ярмарка идей. Сведения о клубе «Мембрана». Фотогалереи.
- http://school.ort.spb.ru/library/classes_inf/lessons.html - Информатика: материалы к урокам. Учебные пособия по компьютерной графике, моделированию, верстке, программированию на языке Лого, программируемой мультипликации. Проверочные тесты.
- http://www.karelia.ru/psu/Chairs/IMO/pascal/theory/tests.htm - Тесты по языку программирования Паскаль. Сборник тестов по курсу языка программирования Паскаль по темам: "Динамические структуры", "Графика", "ООП".
- http://avnsite.narod.ru/ivt.htm - Задачи по информатике. Подборка задач по информатике: задания, решения, объяснения.
- http://repetitor.1c.ru/ - 1С-репетитор CD ROM по школьным предметам и др. Фирма 1С - известный разработчик учебных мультимедийных компьютерных программ и программ для бухгалтерии.
- http://www.nd.ru/ - Компания «Новый Диск» является одним из крупнейших издателей и дистрибьюторов мультимедийного программного обеспечения в России.
- http://www.physicon.ru/ - Компания ФИЗИКОН – известный разработчик учебных мультимедийных компьютерных программ и Internet-систем дистанционного обучения в области естественных наук (математика, физика, астрономия, химия и другие).
- http://www.trade.spb.ru/sever - «Ребенок и Компьютер» Разработка мультимедийных обучающих программ по основным предметам школьного курса.
- http://www.km.ru/ - KM - одной из самых полных энциклопедий в России и в мире. CD ROM по образованию.
- http://www.multilex.ru/ - Основной вид деятельности компании «МедиаЛингва»— разработка программных продуктов на основе оригинальных лингвистических технологий.
- http://www.bitpro.ru/ - Учебные программы для школ, демо-версии, каталог программных продуктов.
- http://www.informatic.ru/ - Программы для знающих толк в математике и в информатике.
- http://www.nikita.ru/ - Направления деятельности компании - разработка издание компьютерных игр и развивающих программ для детей.
- http://www.buka.ru/ - «Бука» является одним из сильнейших российских издателей компьютерных игр.
- http://www.download.ru/ - много ПО, в том числе и по образованию.
- http://www.download.com/ - много ПО, в том числе и по образованию
- http://www.freeware.ru/ http://www.freesoft.ru/ - много программ для Windows
- http://www.listsoft.ru/ - Огромное количество free-программ
- http://omen.ru/ - Полезные программы и игры
- http://www.neosoft.ru/ - Самые лучшие программы for Windows
- http://www.web-animator.com/ - Web-animator
- http://www.arcus.lv/dimas/banner.html - учебник Веб.
- http://vik.soft.donbass.com/design/ - коллекция беспл. Графики
- http://www.animationonline.com/ - Очень хороший сайт по анимации
- www.algoritm.ru - собрание различных алгоритмов
- www.codenet.ru - сайт посвященный программированию на Delphi,C++ и др. языкам программирования
- www.delphimaster.ru - сайт посвященный программированию в Delphi
- www.php.net - официальный сайт технологии PHP
- www.perl.com - официальная домашняя страничка Perl. Документация, новости, статьи.
- www.playmobile.ru - сайт посвященный программам на мобильные телефоны.
- www.rsdn.ru - сайт полностью посвященный программированию на Visual C++
Литература и средства обучения
Учебно-методический комплект - для учителя:
1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010
2. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010
3. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005
4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2010
5. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2009
6. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
7. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
8. Цифровые образовательные ресурсы
- для учащихся:
9. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010
10. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2010
РАЗДЕЛ № 8
Результаты освоения курса информатики 5 класса и система их оценки (в рамках ФГОС, 1-8 класс)
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 7 классе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к уровню подготовки выпускника 7-го класса
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (в рамках ФГОС, 1-8 класс)
Система оценки
Оценка ответов учащихся
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
- тест;
- творческая, самостоятельная, практическая работа;
- контрольная работа.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 60-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
Критерии оценивания умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика»
Уровневая оценка ответа составляющие готовности к освоению программы | Критерии оценки ответа | ||||
Отлично (высокий уровень) | Хорошо (повышенный уровень) | Удовлетворительно (достаточный уровень) | Неудовлетворительно (недостаточный) | ||
Полнота (объем знаний) | Знание фактического материла по дисциплине | Вопрос раскрыт в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине | Вопрос не раскрыт | ||
Информированность по дисциплине | Знание терминологии по дисциплине | Неполное знание терминологии по дисциплине | Отсутствие знаний по дисциплине, представления по вопросу | ||
Обобщенность (системность знаний) | Систематизация материала | Владение понятиями системы знаний по дисциплине. Развитость самосознания. Личная освоенность знаний. Умение объяснять сущность понятий, выделять главное в учебном материале. | Владение терминологией по дисциплине. Умения обобщения, умозаключения. | Неполное владение терминологией, умением обобщать, делать выводы. | Непонимание материала по дисциплине. |
Гибкость (вариативность знаний) | Связь теории и практики | Обоснование теоретических положений примерами из жизни и личного опыта | Подтверждение теоретических положений примерами из жизни и личного опыта | Доказательность отдельных теоретических положений примерами из жизни и личного опыта. | Отсутствие связи теории и практики |
Дивергентность | Интерпретация материала | Умение выделить внутридисциплинарные связи | Теоретическое осмысление проблемной ситуации | Практическая интерпретация учебного материала | Отсутствие осмысления учебного материала |
Конвергентность | Умение решать проблемные ситуации | Готовность к самостоятельному выбору, решению. Умение найти эффективный способ решения проблемной ситуации. | Умение найти решение проблемной задачи | Одностороннее решение задачи | Отсутствие решения задачи |
Коммуникативность | Владение культурой устной (письменной) речи | Умение использовать знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Логичное и доказательное изложение учебного материала. Владение точной речью | Владение языковыми средствами для ответа на вопрос | Неполное владение языковыми средствами | Наличие коммуникативных «барьеров» в общении |
Интерактивность | Умение ориентироваться в ситуации общения | Умение аргументировано отвечать на вопросы; вступать в диалоговое общение | Умение найти ответ на предложенный вопрос | Односторонний ответ на предложенный вопрос | Отсутствие ответа на предложенный вопрос |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 От ________ 2015 года №_________ Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Пьянова И.Г./ «_____» ___________ 2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Юосовой Л.Л. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки уч...
Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова
Рабочая программа по "Информатика и ИКТ", автор Л.Л.Босова, А. Ю. Босова...
Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Л. Босова
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Л. Босова
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС по учебнику Босовой
Рабочая программа по информатике составлена с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова
Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....
Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС А.А. Босова, А.Ю. Босова
Рабочая программа по информатике...