Информационная культура современного человека
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Цель урока:
- сформировать понятие об информационной культуре и ее составляющих.
Задачи:
образовательные:
- дать представление о всех составляющих информационной культуры;
- повышать уровень компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества;
развивающие:
- формировать ключевые компетенции: уметь работать в группе, сотрудничать, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивают их.
- развивать умение пользоваться приобретенными знаниями на практике.
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_sovremennogocheloveka.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная культура современного человека.
Цель урока:
- сформировать понятие об информационной культуре и ее составляющих.
Задачи:
образовательные:
- дать представление о всех составляющих информационной культуры;
- повышать уровень компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества;
развивающие:
- формировать ключевые компетенции: уметь работать в группе, сотрудничать, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивают их.
- развивать умение пользоваться приобретенными знаниями на практике.
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач урока
По подсчетам науковедов с начала нашей эры для удвоения всех знаний человечества потребовалось 1750 лет, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. Причем эта тенденция все более усиливается. Тридцать лет назад объем необходимой для решения технологических и социально-экономических задач информации удваивался каждые семь лет, а с 1995 года это происходит чаще одного раза в год. Явление получило название «информационного взрыва», означая начало информационной эры.
Для того чтобы «не утонуть» в море информации, необходимо обладать определенными навыками работы с информацией и техникой, которая помогает эту информацию обрабатывать. В связи с этим возникло новое понятие «информационная культура». Об этом мы сегодня поговорим и попробуем вывести составляющие информационной культуры и сформулировать определение.
- Подготовка к ЕГЭ
- Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 514?
Решение: 514 = 512+2 =
= 29 + 21 =
= 1*29 +0*28 +0*27 +0*26 +0*25 +0*24 +0*23+0*22 + 1*21 +0*20 (*)
Поэтому двоичная запись числа 51410 содержит 10 разрядов. Эти разряды будем нумеровать справа налево, начиная с 0. Самый правый разряд (последний, если считать слева) – нулевой, второй справа (предпоследний) – первый, …, самый левый (восьмой справа) – седьмой справа. При записи чисел в двоичной системе k-й разряд соответствует коэффициенту при 2k при разложении числа в сумму по степеням числа 2. В разложении (*) только два коэффициента равны 1. Поэтому и единиц в двоичной записи числа 514 будет две.
- Сколько нулей в двоичной записи десятичного числа 254?
Решение: 254 = 255-1. В двоичной записи числа 255 все единицы. В двоичной записи числа 254 все единицы, кроме разряда единиц (нулевого разряда). В этом разряде стоит нуль.
- Сколько единиц в троичной записи десятичного числа 243?
Решение: 243 — это 3 в пятой степени. Такое число в троичной системе счисления записывается единицей, за которой следуют 5 нулей.
243 = 35 = 1*35 +0*34 +0*33+0*32 + 0*31 +0*30 (*)
Таким образом, троичная запись числа 24310 содержит одну единицу.
- Вот 4 целых числа, записанных в шестнадцатеричной системе: A8, AB, B4, BA. Сколько среди них чисел, больших, чем 2648 ?
Запишем 2648 в 16-чной системе.
28=102;
68=1102;
48=1002;
2648=101101002=B416.
Среди чисел A8, AB, B4, BA только число BA больше, чем B4.
5. Ниже приведены 4 числа, заданные в различных системах счисления. Укажите среди них то, в двоичной записи которого содержится ровно 5 единиц. Если таких чисел несколько, укажите большее из них.
1510
778
3458
FA16
Запишем данные числа в 2-чной системе счисления.
1510=11112
778=1111112
3458=111001012
FA16=111110102
Пять единиц содержится только в двоичной записи числа 3458.
- Проверка домашнего задания
Вопросы 1-10 стр.16
- Объяснение нового материала
- Что такое «культура» вообще в вашем понимании?
- Нормы, правила, воспитание, искусство…
- Вы правы, это понятие объемное. Познакомьтесь с определениями, которые можно найти в различных словарях и попробуйте выделить составляющие понятия культура.
- Производственные, общественные и духовные достижения людей; воспитание, образование, уровень развития общества…
- Таким образом, понятие «культура» включает в себя:
- материальные результаты деятельности людей: машины, сооружения, произведения искусства и т. д.;
- результаты познания: науки;
- нормы морали, этикета и права;
- человеческие силы и способности: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей.
- Но все же в целом понятие культура связывают с соблюдением определенных норм и правил. Возникли более узкие понятия: «экологическая культура», «педагогическая культура», «молодежная культура» и предмет нашего сегодняшнего разговора – «информационная культура». Давайте попробуем выделить компоненты «информационной культуры»:
- Механизмы, машины, устройства: персональный компьютер, сотовый телефон;
- Результаты познания: наука «информатика»;
- Произведения искусства: компьютерная графика, электронная музыка;
- Нормы морали, этикета и права: законы об авторском праве, этикет при общении с помощью современных информационно-коммуникационных средств;
- Знания, умения, навыки: умение обрабатывать информацию с помощью компьютера (текст, графика, звук, электронные таблицы, базы данных и т.д.)
- Способы и формы общения людей: электронная почта, офф-- и онлайн общение (чаты, форумы).
- Итак, давайте подведем итог, попробуем сформулировать, что такое информационная культура.
- А теперь посмотрите, какое определение дано вам в учебнике. Прочтите его вслух.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
- Закрепление.
- Информационная культура состоит не только в овладении определенными знаниями и умениями, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. А с какими нарушениями вы сталкивались при использовании компьютера или работе в сети?
- Использование пиратского компьютерного обеспечения, пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете.
- Какие нормы и правила должны соблюдать пользователи при общении с помощью электронной почты, в чатах, на форуме? Посоветуйтесь в группе и сформулируйте основные этические нормы и правила для таких стилей общения. Группа 1: Правила этикета для электронной почты. Группа 2: Правила этикета для общения в чате. Группа 3: Правила этикета для общения на форуме.
- Отвечают по группам…
- Верно, вот некоторые правила, что предлагает нам интернет и другие источники.
- Несмотря на некоторые особенности, связанные с виртуальностью и анонимностью такого общения, основой остается уважение к собеседникам и грамотность.
- Подведение итогов урока.
- Почему сегодня так важно говорить об информационной культуре? В чем ее актуальность?
- Падение общего культурного уровня в обществе, естественно влечет за собой падение и информационной культуры.
- А зачем вообще современному человеку обладать информационной культурой и ее составляющими?
- Чтобы идти в ногу со временем. Чтобы быть успешным человеком в новом информационном обществе.
Вывод по уроку:
знание правил, обладание навыками – залог успешности человека.
- Постановка домашнего задания.
Прочитать стр.17-20, письм. задание №1 стр.20, устно 1-7 стр.20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная культура современного человека
Информационная культура современного человека 11 класс...
Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.
Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...
Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"
В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....
Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного математического образования
Приёмы формировнаия алгоритмического мышления...
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...
КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»
КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...
Открытый урок на тему: "Грамотная речь как показатель культуры современного человека."
Преподаватель русского языка и литературы Багулова Л.Т. провела открытый урок в группе ПК-22 «Повар, кондитер» на тему: «Грамотная речь как показатель куль...