Разработка урока по информатике на тему: "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Системы счисления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по информатике на тему: "Системы счисления" | 23 КБ |
Презентация к уроку | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 8 класс
ФИО педагога:ОюнЧойгана Андреевна
Предмет, класс: Информатика, 8 класс
Название и автор учебника: Информатика, 8 класс (ФГОС), Семакин И.Г
Тема урока: Системы счисления.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Программно-технические средства на уроке:
Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с операционной системой WindowsXP, офисным пакетом MicrosoftOffice, приложение «Калькулятор», проектор;
Связь с другими предметами: математика, история.
Цель урока:
Обучающая – познакомить учащихся с системами счисления и представлением в них числовой информации.
Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся.
Воспитательная– побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- применять полученные знания при работе с компьютером, на уроках информатики.
- Регулятивные УУД
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
- Коммуникативные УУД
- формулировать высказывание, мнение;
- умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
Предметные:
- изучить понятие и виды систем счисления;
- изучить различные непозиционные системы счисления, их алфавит, правила записи чисел;
- изучить различные позиционные системы счисления, их алфавит, правила записи чисел.
Знать:
- понятия система счисления, основание системы счисления, виды систем счисления;
- алфавит двоичной, десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления;
- развернутую форму записи чисел в различных системах счисления.
Уметь:
- записывать и читать числа в непозиционной римской системе счисления;
- записывать числа в развернутой форме в позиционных системах счисления;
- переводить двоичных, десятичных, восьмеричных и шестнадцатеричных систем счисленияв десятичную системы счисления;
- работать с приложением «Калькулятор» в инженерном виде.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент |
| Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих | Слушают | 1 мин. |
2. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний | Что такое компьютер? В виде чего представлена информация в компьютере? Что используется для записи информации о количестве объектов. Как записать числовую информацию. Что такое цифра. Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока и тема нашего урока: «Система счисления» | Ученики поэтапно отвечают на вопросы и формулируют тему урока. | 2 мин | |
3. | Актуализация опорных знаний | Проводит фронтальный опрос: Как считали в древности. Где используется римская система счисления. | Слушают, отвечают на вопросы. | 2 мин. | |
4. | Изучение нового материала | На экране проектора презентация «Система счисления» | Сопровождает, комментируя просмотр слайдов учениками, акцентируя внимание на главное |
| 10 мин |
5. | Физкультминутка |
|
| Выполняют упражнения | 2 мин |
6. | Закрепление материала | На экране проектора задания по правилам записи чисел и решение на доске и индивидуально | Задает и комментирует вопросы | Отвечают на вопросы и решают задачи | 10 мин |
Решение задач и практическая работа на компьютере | Использовать приложение калькулятор в компьютере | Контролирует процесс выполнения задания на компьютере | Отвечают на вопросы для закрепления изученного материала, фиксируют неправильные ответы | ||
7. | Подведение итогов урока, рефлексия |
| Организует совместное обсуждение. На какие виды делятся система счисления? Какое количество используется в восьмеричной СС? Чем отличается позиционная СС от непозиционных? Выставляет оценки. | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. | 2 мин |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашняя работа.Работа с карточками (дифференцированная) | Озвучивает домашнее задание. Использовать при решении задач приложение калькулятор и подробное решение в тетради при переводе чисел | Записывают задания в дневники. | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия темы Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются помощью некоторого алфавита (цифр и букв) по определенным правилам . Цифра - это символ , используемый в записи числа. 12 Алфавит - это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления. двенадцать Х II - различные способы записи одного числа - значение числа остается неизменным 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - алфавит десятичной системы счисления I, V, X, L, C, D, M - алфавит римской системы счисления
Виды систем счисления Системы счисления Непозиционные системы счисления Позиционные системы счисления Непозиционные системы счисления - системы счисления, в которых от положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает. Позиционные системы счисления - системы счисления, в которых величина, обозначаемая цифрой в записи числа зависит от ее позиции.
Непозиционные системы счисления Примером непозиционной системы счисления является система счисления Древнего Египта. Ее алфавитом служили следующие знаки: Пример числа, записанного в системе счисления Древнего Египта: Другой пример непозиционной системы счисления - римская система счисления. В ее основе лежали знаки: Пример числа, записанного в римской системе счисления: X X I Х 10 10 От положения знака в записи числа не зависит величина, которую он обозначает 9 + + = 29
Основание системы счисления равно количеству цифр в ее алфавите, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов числа.
1 · 10 5 + 5 · 10 4 + 5 · 10 3 + 2 ·10 2 + 5 · 10 1 + 5 · 10 0 Число в позиционной системе счисления Привычная нам десятичная система является позиционной системой счисления: Основание позиционной системы счисления - целое число, которое возводится в степень. единицы сотни десятки десятки тысяч тысячи сотни тысяч 10 - основание десятичной позиционной системы счисления. 155255 =
Использование калькулятора при переводе чисел из одной системы счисления в другую Выбираем режим работы в той системе, в которой дано число ( десятичная система); Набираем число, с которым хотим работать (2359); Переключаемся в режим работы системы счисления, в которой требуется получить ответ (шестнадцатиричная система) и получаем результат.
Алгоритм перевода из двоичной системы в десятичную Пронумеровать разряды двоичного числа справа налево, начиная с нуля. Умножить каждый ненулевой разряд на 2 в степени его номера и сложить результаты.
1001 2 =8+1= 9 10 1011 2 =8+3+1= 12 10
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по решению олимпиадных задач по информатике на тему "Системы счисления"
Решение олимпиадных задач по теме "Системы счисления"...
Занимательная информатика на тему: "Система счисления"
Занимательная информатика на тему "Система счисления". Можно применять на уроках, в конкурсах и т.д....
Презентация к уроку информатики по теме "Системы счисления"
Дополнение к конспекту урока по теме "Система счисления"...
Разработка урока по информатике 8 класс "Системы счисления"
Данный урок предназначен для 8 класса...
Разработка урока по информатике 8 класс "Системы счисления"
Данный урок предназначен для 8 класса...
Методическая разработка по решению олимпиадных задач по информатике на тему "Системы счисления"
Решение олимпиадных задач по теме "Системы счисления"...
Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»
Конспект урока по информатике на тему «Система объектно-ориентированного программирования Lazarus»...