Основы логики. Опорный конспект. 9-й класс
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс)
Основы логики. Опорный конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы логики. Опорный конспект | 81.5 КБ |
Турбо-Паскаль. Опорный конспект | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Учитель информатики Лесбуридис Е. В.
Основы логики
Опорный конспект
Логика – наука, изучающая законы и формы мышления.
Алгебра логики – это математический аппарат, с помощью которого записывают (кодируют), упрощают, вычисляют и преобразовывают логические высказывания.
Высказывание – повествовательное предложение, о котором можно сказать, истинно оно или ложно. Высказывание может принимать только одно из двух логических значений – истинно (1) или ложь (0).
Примеры высказываний:
2+2=5 ложь
2+2=4 истина
Из истории:
I этап – формальная логика. Основатель – Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ввел основные формы абстрактного мышления.
II этап – математическая логика. Основатель – немецкий ученый и философ
Лейбниц (1642 – 1716), предпринял попытку логических вычислений.
III этап – математическая логика ( булева алгебра). Основатель – английский математик Джордж Буль (1815 -1864), ввел алфавит, орфографию и грамматику для математической логики.
Таблица истинности – таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции. Количество строк в таблице истинности вычисляется по формуле 2n , где n – количество переменных.
Основные логические операции:
- Отрицание (инверсия, логическое НЕ).
Смысл операции: результат операции меняется на противоположный.
Обозначение: ¬
Таблица истинности:
А | ¬А |
0 | 1 |
1 | 0 |
- Логическое сложение (дизъюнкция, логическое ИЛИ)
Смысл операции: результат истина, если хотя бы один операнд – истина. Операндом называется то значение или та переменная, над которым осуществляется операция.
Обозначение:∨
Таблица истинности:
А | В | А∨В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
- Логическое умножение (конъюнкция, логическое И)
Смысл операции: результат - истина, если оба операнда – истина.
Обозначение:∧,&
Таблица истинности:
А | В | А∧В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Эти три операции считаются базовыми. Остальные операции являются дополнительными. Их всегда можно выразить через базовые операции.
- Следование (импликация)
Смысл операции: из лжи может следовать что угодно, а из истины – только истина.
Обозначение:→
Таблица истинности:
А | В | А→В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
- Равносильность (эквиваленция)
Смысл операции: результат – истина, если операнды одинаковые.
Обозначение:≡,↔
Таблица истинности:
А | В | А↔В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
- Сложение по модулю 2 (исключающее ИЛИ, XOR)
Смысл операции: результат – истина, если операнды разные.
Обозначение:⊕
Таблица истинности:
А | В | А⊕В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 |
Если в логическом выражении используется несколько логических операций, их порядок определяется приоритетами логических операций:
- Выражение в скобках.
- Логическое НЕ (инверсия).
- Логическое И (конъюнкция).
- Логическое ИЛИ (дизъюнкция), исключающее ИЛИ, (эти операции имеют одинаковый приоритет и выполняются слева направо).
- Следование (импликация).
- Равносильность (эквиваленция.)
Основные законы алгебры логики
1.Переместительный закон
А∨В=В∨А
А∧В=В∧А
2.Сочетательный закон
(А∨В)∨С=А∨(В∨С)
(А∧В)∧С=А∧(В∧С)
3.Распределительный закон
(А∨В)∧(А∨С)=А∨(В∧С)
(А∧В)∨(А∧С)=А∧(В∨С)
4.Закон непротиворечия
А∧¬А=0
5.Закон исключенного третьего
А∨¬А=1
6.Закон двойного отрицания
¬(¬А)=А
7. Законы де Моргана
¬(А∨В)=¬А∧¬В
¬(А∧В)=¬А∨¬В
8.Законы переменной с самой собой
А∨А =А
А∧А=А
9.Законы нуля и единицы
А∧0=0
А∧1=А
А∨0=А
А∨1=1
10. Законы поглощения
А∨(А∧В)=А
А∧(А∨В)=А
А∨(¬А∧В)=А∨В
Задание 1.
Заполните таблицу истинности логических выражений:
А | В | С | А∧В | ¬(А∧В) | ¬(¬(А∧В)) | ¬(¬(А∧В))→С |
Задание 2.
Заполните таблицу истинности логических выражений:
А | В | С | ¬С | В∧¬С | А∨ В∧¬С | ¬(А∨ В∧¬С) |
Задание 3.
Является ли тождеством:
¬(А∨В) и ¬(¬А ∧¬В) ?
Задание 4.
Для какого имени истинно высказывание:
¬(Первая буква имени гласная Четвертая буква имени согласная)
- Елена 2) Вадим 3) Антон 4) Федор?
Задание 5.
Для какого имени истинно высказывание:
Первая буква имени согласная ∧ (¬Вторая буква имени согласная
Четвертая буква имени гласная)?
- Иван 2) Петр 3) Павел 4) Елена
Задание 6.
Напишите наибольшее число х, для которого истинно высказывание:
(х<55) И НЕ (в числе х нет одинаковых цифр)
Задание 7.
Напишите наименьшее число х, для которого ложно высказывание:
НЕ (х>20) ИЛИ (сумма цифр числа х меньше 11)
Задание 8.
Найдите все тройки значения L, M, N, при которых указанное выражение принимает истинное значение:
(L∨¬M) N
Дополнительная литература:
- Крылов С. Информатика ЕГЭ/С. Крылов, Д. Ушаков. - М.: Экзамен, 2014.-245.
- Иванова И. Информатика – Саратов: Лицей, 2005.-112.
- Поляков К. – URL:http://kpolyakov.spb.ru/school/oge/online.htm
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Учитель информатики Лесбуридис Е. В.
Опорные конспекты по информатике
Язык программирования Turbo Pascal
Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом.
Свое признание Паскаль получил с появлением пакета Турбо Паскаль (Turbo Pascal). Этот язык отличается простотой понимания, стройностью и структурностью алгоритмов, быстротой компилятора и удобными средствами создания и отладки программ.
Достоинствами языка Паскаль являются:
1. Простой синтаксис языка. Небольшое число базовых понятий.
2. Достаточно низкие аппаратные и системные требования, как самого компилятора, так и программ, написанных на Паскале.
3. Универсальность языка. Язык Паскаль применим для решения практически всех задач программирования.
4. Поддержка структурного программирования, программирования "сверху-вниз", а также объектно-ориентированного программирования.
Главное меню:
Содержит следующие пункты:
File – в этом пункте сосредоточены функции по управлению файлами с текстами программ, такие как открытие, сохранение, печать.
Edit – пункт содержит функции работы с буфером обмена, функции отмена изменений.
Run – содержит функции выполнения и отладки программ.
Compile – образует функции компиляции – процесса получения исполняемых файлов из исходных текстов программы.
Описание переменных:
real – вещественная переменная;
integer – целочисленная переменная;
char – символьная переменная;
boolean –логическая переменная.
Операторы
Ввод данных:
read(x1,…,xN), где x1,…,xN – переменные типа: integer, char, real, string.
readln;
readln(x1,…,xN);
Вывод данных:
write(y1,…,yN), где y1,…,yN – список вывода.
writeln;
writeln (y1,…,yN);
Условный оператор IF
IF Условие
THEN
BEGIN
Эти инструкции выполняются, если условие истинно
END
ELSE
BEGIN
Эти инструкции выполняются, если условие ложно
END;
Сокращенная форма условного оператора:
IF Условие
THEN
BEGIN
Эти инструкции выполняются, если условие истинно
END;
Программа 1.
Проверка числа на четность:
var n: integer;
begin
write (‘Введите целое число:’); readln(n);
write(‘Число’, n, ‘-‘);
if n mod 2 =0 then writeln(‘четное’) else writeln(‘нечетное’);
end.
Замечание:
Оператор mod вычисляет остаток при делении.
Пример:
10 mod 5=0
11 mod 5=1
10 mod 3=1
Программа 2.
Сравнение возрастов:
Напишите программу, запрашивающую возраст брата и сестры. Программа должна вывести сообщения: «Брат старше», «Сестра старше», «Они близнецы».
var age1, age2: integer;
begin
write(‘Введите возраст брата:’); readln(age1);
write(‘Введите возраст сестры:’); readln(age2);
if age1> age2 then writeln(‘Брат старше.’);
if age1< age2 then writeln(‘Сестра старше.’);
if age1= age2 then writeln(‘Они близнецы.’);
end.
Программа 3.
Тест по таблице умножения:
var
s1, s2: integer;
otvet: integer;
begin
randomize;
s1:=random(18)+2; s2:=random(18)+2;
write(‘Сколько будет’,s1, ‘*’, s2, ‘?:’); readln(otvet);
if otvet=s1*s2 then writeln(‘Правильно’) else writeln(‘Неверно’…);
end.
Оператор повтора (цикл)
Оператор REPEAT
repeat
Инструкции
until Условие выхода из цикла;
Программа 4.
Игра «Угадай число»:
var
comp: integer; число, «задуманное ПК»
igrok: integer; вариант игрока
begin
randomize; датчик случайных чисел
comp:=random(1000);
repeat
write(‘Введите число:’) readln (igrok);
if igrok>comp then writeln(‘Cлишком много‘)
else if igrok
else writeln(‘Вы угадали!’) until igrok = comp;
end.
Оператор CASE
Использовать многократно оператор if не рекомендуется. Число уровней вложения не должно превышать 2-3.
case Выражение – селектор of
список констант1: begin
инструкция 1
end;
список констант2: begin
инструкция 2
end;
список константN: begin
инструкция N
end;
else
begin
инструкции
end;
end; для него нет парного слова begin
Программа 5.
Запись натурального числа римскими цифрами:
var i: integer;
begin
write(‘Введите целое десятичное число:’); readln(i);
write(i, ‘ ’);
while i>500 do
begin
write(‘D’); i:=i-500;
end;
while i>100 do
begin
write(‘C’); i:=i-100;
end;
if i>=50 then
begin
write(‘L’); i:=i-50;
end;
while i>=10 do
begin
write(‘X’); i:=i-10;
end;
if i>5 then
begin
write(‘V’); i:=i-5;
end;
case i of
0:;
1: write(‘I’);
2: write(‘II’);
3: write(‘III’);
4: write(‘IV’);
end;
writeln; readln;
end;
Замечание:
D=500
C=100
L=50
X=10
V=5
I=1
Программа 6.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, оканчивающееся на 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 5. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – максимальное число, оканчивающееся на 5.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
3 35 45 25 | 45 |
var n, i, a, max: integer;
begin
readln(n);
max:=0;
for i:= 1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 10=5) and (a>max) then max:=a;
end;
writeln(max);
Программа 7.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – минимальное число, кратное 3.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
3 30 15 24 | 15 |
var n, i, a min: integer;
begin
readln(n);
min:=30001;
for i:=1 to n do
begin
readln(a);
if a (a mod 3 =0) and (a
end;
writeln(min);
end.
Программа 8.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет, есть ли в последовательности хотя бы одно нечетное число, большее100. Программа получает на вход количества чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30000. Программа должна вывести «YES», если в последовательности есть хотя бы одно нечетное число, большее 100, и «NO» в противном случае.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
3 35 145 205 | YES |
var n, i, a, count: integer;
begin
readln(n);
count:=0;
for i:=1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 2 <> 0) and (a>100) then
count:=count + 1;
end;
if count>0 then
writeln(‘YES’)
else
writeln(‘NO’);
end;
Программа 9.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет, все ли числа последовательности двузначные. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30000. Программа должна вывести «YES»,если в последовательности все числа двузначные и «NO» в противном случае.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
3 35 45 25 | YES |
var n, i, a, count: integer;
begin
readln(n);
count:=0;
for i:=1 to n do
begin
readln(a);
if (a>=10) and (a<=99) then
count:=count+1;
end;
if count=n then
writeln(‘YES’)
else
writeln(‘NO’);
end.
Программа 10.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел. Кратных 7 и оканчивающихся на 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 7 и оканчивающееся на 5. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, кратных 7 и оканчивающихся на 5.
var n, i, a, sum: integer;
begin
readln(n);
sum:=0;
for i:=1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 7=0) and (a mod 10=5) then
sum:=sum+a;
end;
writeln(sum);
end.
Литература:
- Рапаков Г., Ржеутская С., Турбо-Паскаль для студентов и школьников-Спб, «БХВ Петербург», 2002
- Ушаков Д., ОГЭ-2017, информатика-М., АСТ, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные конспекты 5-6 класс
Опорные конспекты 5-6 класс...
опорные конспекты 5-7 класс
конспекты для 5-7 классов...
Методическая разработка раздела «Основы логики» по информатике в 10 классе
Мышление человека протекает в логических формах независимо от науки логики. Задача логики - научить человека сознательно применять законы и формы мышления для саморазвития и с повышения об...
Основы стрельбы. Опорный конспект
Опорный конспект. 10 класс...
Образцы опорных конспектов. Биология. 6 класс
Образцы опорных конспектов по биологии для 6 класса....
Образцы опорных конспектов. Биология 7 класс
Образцы опорных конспектов. Биология 7 класс...
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...