Статья по информатике "Непрерывный курс информатики в школе в контексте ФГОС"
статья по информатике и икт
Попробуйте вспомнить, сколько вам было лет, когда вы впервые увидели компьютер? А когда первый раз на нем смогли поработать? По данным статистики, представители поколения 60—70-х гг. XX в. впервые встретились с этим уникальным устройством примерно в 35—40 лет, поколения 80-х гг. — в 18— 20 лет, родившиеся в 90-х гг. — в 13—14 лет. А современные малыши? В три-четыре года! Поэтому, на наш взгляд, уже не актуально ставить вопрос о том, когда начинать изучать информатику. Необходимо разумно подходить к тому, зачем и как обучать современных детей основам информатики и компьютерной грамотности. Информатизация и цифровизация общества — это реальность. В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и глобальные (спутниковые) системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее завтра будут современные дошкольники и младшие школьники. Именно поэтому дети данной возрастной группы должны уже сегодня иметь представление об информатике как предметной области и уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывный курс информатики в школе в контексте ФГОС
Попробуйте вспомнить, сколько вам было лет, когда вы впервые увидели компьютер? А когда первый раз на нем смогли поработать? По данным статистики, представители поколения 60—70-х гг. XX в. впервые встретились с этим уникальным устройством примерно в 35—40 лет, поколения 80-х гг. — в 18— 20 лет, родившиеся в 90-х гг. — в 13—14 лет. А современные малыши? В три-четыре года! Поэтому, на наш взгляд, уже не актуально ставить вопрос о том, когда начинать изучать информатику. Необходимо разумно подходить к тому, зачем и как обучать современных детей основам информатики и компьютерной грамотности. Информатизация и цифровизация общества — это реальность. В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и глобальные (спутниковые) системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее завтра будут современные дошкольники и младшие школьники. Именно поэтому дети данной возрастной группы должны уже сегодня иметь представление об информатике как предметной области и уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.
Информатика вводится как учебный модуль предмета «Технология» в III—IV классах, где формируются общеучебные умения и навыки. В V— VII классах рекомендуется продолжать изучать информатику за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В VIII— IX классах информатика уже является самостоятельным учебным предметом федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый курс). В старшей школе (X— XI классы) вводится профильное обучение.
В данной модели изучение информатики и ИКТ на начальной ступени образования направлено на достижение следующих целей:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Несмотря на то, что данная модель не предполагает обязательного изучения предмета «Информатика» в качестве самостоятельной дисциплины в I—IV классах, теоретическая составляющая предмета может изучаться за счет компонента образовательного учреждения. В таком случае выделяются следующие цели и задачи обучения информатике в начальной школе («Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе (2002 г.)»): «Цель обучения информатике в начальной школе должна заключаться в формировании первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Отсюда можно выделить задачи обучения:
• познакомить учащихся с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
• дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
• дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства» [3]. Следует отметить, что на практике младшие школьники не имеют возможности работать в компьютерных классах, поэтому курс реализуется, как правило, в безмашинном варианте за счет школьного компонента. Модель 3 — основана на Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО 2009 г.). При наличии соответствующей материально-технической базы учебный модуль «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)» реализуется в рамках предмета «Технология». Учащиеся должны познакомиться с техникой безопасности и правилами поведения в кабинете вычислительной техники, с назначением основных устройств компьютера; научиться пользоваться компьютером для реализации образовательных целей, цифровыми образовательными ресурсами; освоить текстовый и графический редакторы. Кроме того, стандарт предполагает формирование не только компьютерной, но и информационной грамотности младших школьников в процессе изучения всех обязательных предметов начальной ступени образования, на факультативах, в кружках, при работе над проектами. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями).
В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
• оценивать потребность в дополнительной информации;
• определять возможные источники информации и способы ее поиска;
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеке, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
• анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
• организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
• создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); • использовать информацию для построения умозаключений, для принятия решений;
• при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий [5].
Следует отметить, что начальный курс информатики ориентирован на формирование не только базовых понятий курса, но и общеучебных умений и навыков, а также на развитие теоретического и творческого мышления. Согласно данным современных исследований в области развития мышления, часть вышеуказанных задач может быть перенесена и на дошкольную ступень образования, так как именно старший дошкольный и младший школьный возраст являются благоприятными периодами для развития интеллекта и формирования элементов учебной деятельности. В настоящее время в рамках большинства образовательных систем осуществляется работа по созданию дошкольных курсов информатики, ориентированных на решение как общеучебных (формирование мотивации учения, развития речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения и т. д.), так и на решение специфических задач, связанных с:
• подготовкой к предстоящему обучению (построение информационно-логических моделей; деятельность, требующая применения умственных операций);
• предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений;
• подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения [1].
Известны курсы информатики А. В. Горячева, Н. В. Ключ, Ю. А. Соколовой и др., эффективность применения которых на практике позволяет сделать вывод о возможности и необходимости изучения информатики уже в дошкольном возрасте. В связи с вышесказанным встает острая проблема реализации принципа преемственности в процессе изучения элементов информатики на различных ступенях образования.
Преемственность в обучении — это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению. На наш взгляд, наиболее действенных результатов можно добиться только путем частичного упрощения программы с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, целесообразно при выборе программы обучения учитывать принцип непрерывности, а именно предпочтительнее использовать на практике учебные курсы, которые условно можно назвать «О—11», а именно разработанные для дошкольной ступени образования и для I—XI классов общеобразовательной школы. В подобном случае будет наблюдаться единство принципов построения программы, методов, средств и приемов обучения, а также обеспечиваться концентризм при введении основных понятий (закрепление и углубление ранее изученного материала, но уже на новом уровне сложности, с учетом возрастных особенностей детей).
Согласно требованиям нового ФГОС НОО, в процессе обучения в начальной школе необходимо реализовывать интегрированный подход через установление методологического, содержательного, технологического единства процессов обучения отдельным предметам. Это касается и информатики. Так, например, в содержание начального курса математики введен раздел «Работа с данными», предполагающий рассмотрение следующих вопросов: «Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблиц. Интерпретация таблицы. Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой». На уроках русского языка и литературного чтения дети учатся работать с текстом, как источником информации, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеке, Интернете и т. д. На занятиях по окружающему миру помимо поисковой деятельности учащимся предлагается оформить результаты опытно-экспериментальной работы в формате мультимедийной презентации, реферата. Как видно из вышесказанного, в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно за счет включения информационно-коммуникационных технологий во все изучаемые предметы осуществляется технологическое единство. Таким образом, изучение элементов информатики в начальной школе не только должно быть направлено на создание максимально благоприятных условий для усвоения детьми базового курса, но и ориентировано на формирование навыков решения различных задач с применением элементов формальной логики, алгоритмического, системного и объектно-ориентированного подходов, независимо от выбранной модели обучения.
Обучение информатике в начальной школе.
Цель обучения информатике в начальной школе — это формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики — формирование первичных представлений об объектах информатики; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, то есть информационных объектов и моделей, в том числе с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, используемых при изучении других школьных предметов. С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:
• формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;
• формирование представления о тексте как об описании объекта;
• формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку работать с текстом, т. е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния).
Если «свернуть» эту триединую задачу в одно ключевое слово, то этим словом окажется слово «описание», которое выстраивается в следующую логику рассуждений, наглядно представленную в виде таблицы:
Описание — это основная методическая идея, которая должна пронизывать обучение информатике в начальной школе. Во-первых, научить описывать объекты окружающей действительности — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание — это творческая умственная деятельность, активно развивающая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание — основа эффективного использования компьютера в любой сфере человеческой деятельности. Но почему описанию следует учить на уроках информатики, если этим занимаются на уроках русского языка, литературы и природоведения? На уроках информатики внимание уделяется не просто описанию, а описанию объекта. Описание объекта — это текст, который может обрабатываться компьютером. Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т. е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком. Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько правильно в документе отражен его смысл. Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакторе, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер. На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, буква, цифра) объектов младшие школьники приобретают прочные представления и опыт, которые впоследствии помогут им без особых затруднений освоить базовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться видеть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выделять существенные признаки предметов и явлений позволяет правильно классифицировать объекты и строить модели.
Кто должен и может вести уроки информатики в начальной школе. Существует два мнения по этому поводу. Первое — обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителя начальных классов. Второе — уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.
Особенности проведения уроков учителем начальной школы.
Учитель начальных классов может провести любой урок в своем классе, если он владеет содержанием и методикой обучения. Специально проведенные исследования убедительно доказывают, что это действительно возможно при соблюдении некоторых условий.
Первое важное условие: учитель должен сам этого хотеть, так как даже переход на новый букварь, учебник по русскому языку или математике вызывает у учителя начальных классов естественное дополнительное напряжение моральных, интеллектуальных и физических сил. Обучение информатике в столь жестком режиме, как один час в неделю, требует от учителя организации урока в высоком темпе и владения методиками введения понятий информатики. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, значит, он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски. Наличие электронного пособия к курсу существенно облегчает работу учителя.
Второе важное условие: у учителя начальных классов первые три-пять лет должен быть постоянно действующий консультант — учитель информатики или завуч школы, владеющий информационными технологиями.
Третье важное условие: учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий. Для проведения компьютерного практикума учитель начальной школы может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.
В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно-информационная картина мира ребенка и его представление об иерархии понятий и действий. В начальной школе дети, как правило, не задают вопросов об устройстве мира или компьютера. Их вполне устраивает тот факт, что компьютер есть, а как он работает, какие принципы заложены в основу его построения, детей мало интересует. Задача учителя начальной школы — выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника об объектах информатики. Постепенно представления школьника целенаправленно развиваются, и к концу 4 класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваивают информационные технологии, так как в их сознании уже сформированы необходимые понятия. В базовом курсе они будут развивать и обобщать полученные в начальной школе знания на более высоком теоретическом уровне, как это делается на уроках химии и физики, пропедевтика которых реализуется в рамках природоведения и предметной области «Окружающий мир». Пропедевтика (греч. — предварительно обучаю) — это вводный курс, систематически и элементарно изложенный. Однако это не означает, что в рамках предварительного обучения происходит формирование примитивных, ненаучных представлений. Благодаря пропедевтическому курсу, закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в основной школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.
Для справки: информационный подход — это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации. В центре внимания школьников находится форма представления информации, а также содержание устного сообщения, текста, рисунка, т. е. их смысл или, собственно, информация. В таком контексте ни на одном уроке, кроме информатики, сообщения, тексты и графические объекты не рассматриваются. Ни на каком другом уроке не говорится о роли информации в существовании, управлении и развитии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал — он активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения освоения информатики, она начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит необходимые действия. Дети легко запоминают и усваивают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске). Они визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). И при дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визуально».
Особенности проведения уроков учителем информатики.
Учитель информатики может проводить уроки в любом классе базовой или старшей школы, так как он владеет содержанием предмета. Однако обучение в начальной школе ему можно доверить при соблюдении тех же трех условий.
Первое важное условие: учитель должен сам этого захотеть. Если учитель информатики выразил желание преподавать информатику во 2, 3 и 4 классах, значит, он должен изучить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками по другим предметам, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, а опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.
Второе важное условие: у учителя информатики первые два-три года должен быть консультант — учитель начальных классов или завуч школы, владеющий содержанием и методикой обучения в начальной школе. Желательно, чтобы учитель информатики прошел курсы повышения квалификации в области возрастной психологии и обучения в начальной школе.
Третье важное условие: учитель должен придерживаться рекомендуемой формы организации и проведения урока. Как обеспечить эффективность одночасового обучения? Один учебный час (35-40 минут) в неделю — это бесконечно малое время, для того чтобы освоить такую дисциплину, как информатика, включающую в себя теоретическую и практическую составляющие. И тем не менее, это возможно. Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности обучения информатике в начальной школе при одночасовом курсе показали, что добиться устойчивых положительных результатов можно, если соблюдать определенные условия обучения. Залог успеха заключается в опоре на учебный материал других дисциплин, изучаемых младшими школьниками по 5-6 часов в неделю плюс домашние задания, и в особой форме организации и проведения урока (см. раздел «Особенности проведения уроков учителем информатики»).
Опора на учебный материал других дисциплин.
Как показывает практика и специальные исследования, недопустимо дублирование учебного материала других уроков. Например, «Алфавит» — тема одного из уроков русского языка. Казалось бы, что нового можно добавить на уроках информатики об алфавите? Да, алфавит — это все буквы, расставленные в определенном порядке. Дети это знают и знают алфавит. В чем же заключаются особенности изучения этой темы на уроках информатики? Дети уже знают, что такое алфавит, и могут назвать все буквы в алфавитном порядке. Следовательно, нет необходимости объяснять это детям и можно приступить к новому материалу, суть которого — в использовании алфавита для удовлетворения разного рода информационных потребностей, в частности, в информационных технологиях. Но не все сразу, действовать следует постепенно и осторожно с учетом психологических особенностей младшего школьника. Что он про алфавит не знает? Он не знает, что у каждой буквы есть порядковый номер и что с помощью порядкового номера можно зашифровывать, закодировать сообщения. Это интересно, ново и необычно. Удалось заинтересовать детей. Налицо особенный, отличный подход к уже известному объекту изучения — алфавиту. Особенность подхода можно и не озвучивать, не тратить на это драгоценное урочное время — дети интуитивно понимают, что это не русский и не математика, а информатика. Кроме того, возникает интуитивное ощущение органической связи всего со всем: математики и русского языка (буква и порядковый номер буквы), реальной жизни и учебы (кодирование сообщений). Форма организации и проведения урока Понятно, что успешное освоение учебного материала информатики возможно лишь при условии опоры на учебный материал других уроков. Но для того, чтобы что-то успеть, активно опираясь на материал других уроков, учитель должен обеспечить чрезвычайно высокий темп урока. Это возможно, но накладывает на ход проведения урока особые, жесткие требования — учитель должен:
• четко осознавать, что надо преподать на данном уроке;
• понимать, на какие знания и особенности ребенка он может опираться;
• иметь четкий, тщательно выверенный план урока и не отклоняться от него, так как времени очень мало, но иметь дополнительный дидактический материал для организации индивидуального подхода к особо одаренным и наоборот, к детям с замедленной реакцией на происходящее на уроке.
Учитель должен осознанно разработать для себя на основании конкретных условий в данной школе четкую структуру урока, которую надо строго отслеживать из урока в урок. Это позволит ему сэкономить драгоценные минуты урока и не отвлекаться на лишнии оргмоменты. Дети на первых уроках должны освоить эту структуру, понять и усвоить приемы и обозначения в учебниках, четко знать этапы проведения урока информатики. Необходимость приучить детей к жесткому «распорядку» накладывает особую ответственность на проведение первых уроков информатики. Дети быстро схватывают и усваивают особенности каждого урока. Учащиеся должны знать и понимать, что урок информатики проводится только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 40 минут прожить в напряженном режиме, если они хотят получить результат.
Ниже приведена схема урока. Этап № урока Содержание деятельности I Введение в урок, мотивация учебной деятельности, предварительное тестирование. II Объяснение нового материала в виде эвристической беседы, чтения текстов из учебника, просмотра презентации (с использованием электронных плакатов, электронного пособия) и т. д. III Закрепление нового материала в процессе выполнения заданий в рабочей тетради — смысловая подготовка к компьютерному практикуму. IV Обсуждение домашнего задания. V Подготовка к компьютерному практикуму, компьютерной эстафете (повторение правил техники безопасности, постановка задачи и пр.). VI Компьютерный практикум с использованием электронного пособия (соответствующий теме урок пособия), работа с клавиатурным тренажером или тренажером мыши, выполнение развивающих заданий и пр. VII Подведение итогов, выставление оценок. Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информатики. Учитель тоже легко справляется с этим, если готов к уроку. Обычно интерес детей к уроку проявляется на самом высоком уровне, именно благодаря четкости и интеллектуально-организационной напряженности проведения урока. На уроке информатики, в условиях жесткого режима его проведения, явно проявляется (во всей полноте), насколько тот или иной ребенок владеет общеучебными умениями и навыками. Не следует уделять на уроке особое внимание проявлению отсутствия общеучебных умений. Ребенок сам это видит и понимает. Доброжелательный разговор во внеурочное время необходим. Если ребенок не успел выполнить предыдущее задание, пусть оставит его, попытается включиться в следующее. Можно также предусматривать для таких детей особый режим, особые задания. Это неудобно и дополнительная забота, но это необходимо. Жесткая структура урока не предполагает «тупого» повторения из урока в урок одних и тех же игр, физкультминуток и т. д. В арсенале учителя должно быть немало вариантов различных игр и эстафет, коротких стихотворений и упражнений, которые отрабатываются и используются в «цикле». Например, на одном занятии дети знакомятся с новым вариантом игры или эстафеты, с новым набором упражнений. Используют их на двух-трех уроках и затем осваивают новые. В приложении и в методических разработках уроков приведены возможные варианты игр, эстафет и физкультминуток. Дополнительная информация для учителя Основные понятия и термины информатики. В предметной области «информатика» можно разделить два вида понятий и терминов: основные и вспомогательные. К основным можно отнести такие понятия, на которых строится содержание непрерывного курса информатики. Это понятия информации и информационного процесса, информационного моделирования и информационного управления, а также понятия, производные от них: данные (закодированная информация), виды информации, хранение информации, обработка информации, носитель информации, источник информации и приемник информации, и т. д.
Информация проявляет себя в информационных процессах, которые не существуют сами по себе, точно так же, как не существует движение само по себе — не всегда существует «носитель» этого движения. К информационным процессам относятся процессы передачи, хранения и обработки информации, процессы кодировании и декодирования, поиска и оптимизации, преобразования информации из одной формы представления в другую, процесс управления и др. Так, например, обязательное изучение в курсе информатики понятие «информационное моделирование» обусловлено тем, что при работе с информацией мы всегда либо имеем дело с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо сами разрабатываем такие информационные модели. Например, алгоритм и программа — это разные виды информационных моделей, и потому это производные понятия от понятия «информационное моделирование». К информационному моделированию относится процесс создания базы данных, что требует прежде всего разработки структурной модели данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе также относится к информационному моделированию (или, иначе, к информационному отражению информационной потребности пользователя). Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели. Информационное моделирование — это метод научного исследования и познания, поэтому оно является не просто объектом изучения информатики, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности человека.
Управление является важнейшим информационным процессом, поэтому и понятие информационных основ управления относится к важнейшим в информатике. Отношение между понятиями «управление» и «информационные основы управления» носит такой же характер, что и отношение между понятиями «модель» и «информационная модель». Информационное управление реализуется посредством передачи информации. Понятие информационного управления является обобщающим для группы понятий: «объект управления», «управляемый объект», «цель управления», «модель управления», «прямая связь», «обратная связь», «схема управления», «управляющая информация», «автоматическая система управления», «контур управления», «норма», «критерий», «эффективное управление» и т. д. По сути, информационное управление связано с информационным (смысловым) воздействием на управляемый объект, в то время как «прямое» управление может осуществляться посредством физического или энергетического воздействия. Управление также носит деятельностный характер, что находит отражение в содержании и методике обучения информатике. Основными объектами изучения информатики являются: информационные процессы; информационные системы; информационные ресурсы; информационные модели; информационные технологии; средства информатизации; методы информатизации. Если обобщить их, то речь идет прежде всего об информационных процессах, информационном моделировании и информационных основах управления. Именно эти основные понятия (иногда их называют базовыми) и определяют ведущие содержательные линии непрерывного курса информатики. Они же являются основными видами информационной деятельности. К вспомогательным относятся общенаучные, межпредметные понятия и термины, которые необходимо использовать для разъяснения основных понятий информатики. Это философские и общенаучные понятия, такие как «объект», «система» и др., которые не объясняются ни в каком школьном курсе.
В соответствии с традиционной классификацией, наиболее общими видами изучаемых различными науками систем являются:
• системы неживой природы;
• системы живой природы;
• технические системы; • социотехнические системы;
• общественные системы;
• «идеальные», или абстрактные системы;
• экологические системы, включающие всю совокупность живых и неживых систем;
• человек как система духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и иных качеств.
В каждой науке рассматриваются те или иные конкретные системы, что находит свое отражение в соответствующих учебных курсах. Например, в физике это системы неживой природы, в математике — абстрактные системы, в психологии — человек, в социологии — социальные группы и общественные системы. При обучении информатике должна быть решена задача осознания школьниками общего (инвариантного) и особенного (вариативного) в протекании информационных процессов в системах различной природы. Именно поэтому информатика играет ведущую роль в формировании мировоззрения, в развитии межпредметных связей и в формировании общепредметных понятий. К общепредметным можно отнести понятия, которые имеют такое же отношение к информатике, как и к любой другой школьной дисциплине, однако целенаправленно ни один школьный курс (ни одна учебная дисциплина) эти понятия не формирует. Это такие понятия, как «объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «исполнитель», «источник», «приемник», «метод», «способ».
О содержании непрерывного курса информатики и его структуре.
Ведущие содержательные линии задают структуру непрерывного курса. Чтобы не только структура учебной дисциплины, но и само ее содержание было устойчивым (конечно же, в определенных границах, позволяющих педагогу реализовать свои педагогические предпочтения и учесть специфику учебного заведения), необходимо понять, на какой основе, в соответствии с какими принципами следует производить содержательное наполнение ведущих содержательных линий. Другими словами, необходимо ответить на вопросы: как организован отбор содержания модулей непрерывного курса информатики в данной концепции и как осуществлять отбор содержания конкретных тем в ходе обучения. В педагогике принято выделять «внутреннюю» и «внешнюю» сущность содержания образования и учебного предмета. Внутреннюю сущность содержания составляют:
• совокупность знаний, в которую входят понятия и термины, факты, законы и закономерности, открытые наукой, теории и гипотезы, методологические знания, оценочные знания;
• общие и специальные способы деятельности;
• опыт продуктивной, в том числе творческой деятельности;
• система оценочных норм, отношения к изучаемым вопросам.
Все перечисленные компоненты должны быть в явном виде отражены в содержании каждого модуля и каждой темы в процессе обучения на каждой его ступени. «Внешняя сущность» — это содержание обучения, которое определяется его целями. Цели обучения имеют иерархическую структуру и свою специфику для разных возрастных групп обучаемых, поэтому основное содержание курса необходимо формировать с учетом его последующей реализации в рамках конкретной ступени обучения.
Общие цели обучения информатике:
1) формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как об элементах реальной действительности, о системах различной природы, о видах и способах управления системами различной природы;
2) формирование и развитие первичных представлений об объектах информатики, знакомство с основными понятиями информатики;
3) развитие опыта создания и преобразования различных информационных объектов — текстов, рисунков, таблиц, схем, диаграмм, электронных таблиц, баз данных, справочных систем, в том числе с помощью компьютера;
4) развитие умения описывать объекты реальной действительности, используя понятия информатики, использовать полученную информацию для создания моделей и систем управления объектами различной природы;
5) развитие умений и навыков строить информационные модели, создавать и передавать сообщения, собирать и использовать информацию с целью управления, использовать компьютер при решении информационных задач, при создании и использовании моделей с целью управления.
В обучении информатике принято выделять четыре ступени обучения (четыре последовательных блока курса):
• пропедевтическая ступень (начальный курс информатики)
• обучение в классах 1-6, 2-6, 3-6 или 5-6, в зависимости от «точки входа» в предмет;
• основная ступень (основной или базовый курс, 7-9 классы);
• профильная ступень (профильные курсы, 10-11 классы); • профессиональная ступень (вузовский курс).
Заметим, что выделенные ступени обучения информатике не вполне совпадают с тремя ступенями общего образования: начальное образование (1 ступень, 1-4 классы); основная школа (2 ступень, 5-9 классы), старшая школа, профильная подготовка (3 ступень, 10-11 классы). Начальный курс обучения информатике в контексте непрерывного обучения со второго по одиннадцатый класс. Основная задача начальной общеобразовательной школы (1-4 классы) — создать основы для получения образования в общем смысле: научить читать, писать, считать, заложить прочную базу для развития общеучебных навыков. Основная, задача начального курса информатики — заложить основы осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, сформировать первичные представления об основных объектах информатики. Обучение информатике в ходе изучения начального курса носит характер «введения в информатику» на основе обобщения жизненного опыта, знаний, умений и навыков, полученных при изучении других школьных дисциплин. Это не просто осознанное восприятие информации, ее адекватная интерпретация, формирование и развитие способности описывать объекты реальной действительности с точки зрения информационного подхода, т. е. с использованием основных понятий информатики, но и формирование навыков осознанно выбирать форму представления информации в виде, наиболее целесообразном в соответствии с поставленной целью: текст (текстовое представление информации), рисунок, схема, диаграмма (графическое представление информации) или число (числовое представление информации).
На начальной ступени изучения информатики школьники учатся использовать информацию в учебной и познавательной деятельности и в повседневной жизни с целью произвольного (осознанного и целенаправленного) управления своими действиями. В ходе изучения информатики младшие школьники приобретают первоначальные навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий, к которым относятся телефон, магнитофон, компьютер с его программным обеспечением (различные редакторы, программы-тренажеры, обучающие и контролирующие программы, электронная почта) и др.
В зависимости от конкретных условий, можно использовать одну из нескольких организационных моделей обучения информатике на начальной ступени образования: информатика как отдельный урок (1 час в неделю), информатика на межпредметной основе (включение, интеграция отдельных тем в различные уроки — русский язык, математику, природоведение, технологии), компьютер на уроках изобразительного искусства (ИЗО), компьютер как ТСО на различных уроках в начальной школе, информатика и окружающий мир и т. д. Организационная модель обучения информатике выбирается учителем, школой или регионом, в зависимости от совокупности конкретных условий (в классе, в школе, в регионе) — технической оснащенности, наполнения медиатеки, обеспеченности кадровым составом и пр. В настоящее время разработаны и внедрены учебно-методические комплекты, позволяющие реализовать любую из вышеописанных моделей (вариантов) обучения и обеспечить младшим школьникам свободный доступ к использованию информационных ресурсов школьной библиотеки в целях образования и самообразования. Высокая учебная и познавательная активность школьников до 11 лет определяется их возрастными особенностями. Школьники этого возраста не всегда осознают свои действия (они часто действуют непроизвольно, неосознанно, интуитивно). В ходе изучения в курсе информатики различных действий с информацией (сбор, представление, преобразование, хранение, передача) их учебная деятельность становится осознанной, что существенно повышает эффективность этой деятельности. Внимание учащихся направлено на познание объектов окружающей их действительности; ведущая деятельность — учебная и познавательная. Компьютер всегда может быть использован как средство обучения, как средство знакомства с внешним миром на любом уроке. Особенности возраста учащихся начальной школы и 5-6 классов таковы, что если учитель просто использует компьютер (как ТСО) и все многообразие мультимедийных средств обучения (электронные фильмы, мультфильмы, энциклопедии, справочники, обучающие и контролирующие программы и т. д., которыми в настоящее время активно оснащаются школьные библиотеки), то школьник учится пользоваться не только компьютером, но всем объемом коммуникационного, аудиовизуального оборудования. На начальной ступени образования компьютер можно использовать в качестве средства для развития концентрации внимания, восприятия качества и количества, для развития мелкой моторики рук, для пробуждения и развития мотивации к учению, логического и системно-информационного мышления, и т. д. Компьютер в начальной школе может быть использован как средство развития абстрактного мышления и формирования понятий информатики, а также как средство развития творческих способностей детей, как средство презентации решений и идей. На начальной ступени обучения информатике содержание строится на трех инвариантных содержательных линиях. Адекватность интерпретации информации, полученной школьником в процессе чтения или наблюдения, тесно связана со знанием способов и правил представления информации, в том числе ее кодирования и декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных. Знакомство с понятием информационной модели, с простейшими исполнителями, с различными способами представления команд и данных, со схемой управления (на простых жизненных примерах), когда школьники для конкретной ситуации могут назвать управляющий объект и объект управления, определить, что является каналом связи, способствует развитию абстрактного мышления школьников. Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным целям начального образования — научить грамоте (читать, писать, считать). Компьютерные программы помогут раскрыть разные грани «написания» и «чтения» текстов, музыки, рисунков, предоставить интерактивные среды для вычислений, различных способов представления и кодирования информации. Следует отметить, что общее понятие текста является одним из важнейших не только для информатики, но и для всей современной культуры. Активная и «пассивная» работа с электронными энциклопедиями, музыкальными экспозициями, справочными и информационными системами создает условия для получения и развития навыков работы в библиотеке, с печатными словарями и справочниками, глоссариями в книгах, помогает научиться ведению собственных записных книжек. Это залог последующей грамотной работы с информацией, представленной в электронном виде.
Основные объекты информатики, предназначенные для изучения на начальном этапе обучения:
• в соответствии с линией «Информационные процессы» — виды информации, представление информации, кодирование и декодирование, правила работы с компьютером и программами, с информационными системами;
• в соответствии с линией «Информационное моделирование» — цели моделирования, виды информационных моделей;
• в соответствии с линией «Информационные основы управления» — знакомство с различными исполнителями и их свойствами, предварительное знакомство с простыми системами (человек и велосипед, человек и книга, человек и компьютер, где компьютер рассматривается как «черный ящик»), с правилами управления компьютером.
В 5-6 классах в процессе обучения информатике основное внимание школьников должно быть направлено на освоение культуры использования различных информационных ресурсов в ходе учебной деятельности, т. е. на формирование готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных задач и саморазвития. Все это производится наряду с развитием базовых понятий информатики, развитием творческих и познавательных способностей учащихся. Если нет возможности организовать обучение информатике на отдельном уроке (1 час в неделю), можно использовать уроки технологии (1 час — информатика, 1 час — технология), уроки эстетического цикла (ИЗО, музыка), либо актуализировать знания по информатике в конкретной учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин (иностранного языка, русского языка и др. с использованием мультимедийных программ). Так, можно использовать компьютер на уроках технологии для изучения информационных технологий (2 часа) и активно использовать компьютер как ТСО на различных уроках при обучении, предоставляя учащимся возможность использовать электронные энциклопедии, справочные издания, учебные программы для самообразования в школьной библиотеке (в читальном зале) и т. д. Необходимо обеспечить свободный доступ для школьников к электронным информационным ресурсам в рамках образовательного учреждения, в том числе через Интернет, для образования и самообразования.
В настоящий момент создано множество информационных ресурсов, которые предоставляют свободный доступ к электронным формам учебников, где каждый учащийся может в своем ритме изучать материал по любому школьному предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательного процесса по информатике и физики в контексте ФГОС
Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство...
Статья "Использование нестандартных форм обучения в средней и старшей школе в контексте ФГОС основного общего образования"
Ввиду глобального развития мирового политического процесса, экономической глобализации и стремительного развития средств массовой информации, многочисленные новые технологии завоевывают в XXI веке все...
Взаимодействие семьи и школы в контексте ФГОС НОО
Взаимодействие семьи и школы в контексте ФГОС НОО...
Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС
В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...
Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы....
Методические особенности изучения раздела «Основы алгоритмизации» в основной школе в контексте ФГОС
В нашем мире современному человеку все чаще приходится сталкиваться с большими объемами информации. И от того насколько эффективно он с ней работает, будет зависеть его жизненный и профессиональный ус...
«Реализация воспитательного потенциала школы в контексте ФГОС третьего поколения»
Выступление на педагогическом совете школы 29 декабря 2021 года...