Урок "Графика на языке программирования Pascal. Использование оператора цикла в программах"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Безбородова Елена Викторовна

Знакомство с оператором цикла с параметром, создание изображений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Класс: 8

Тема урока: «Графика на языке программирования Pascal. Использование оператора  цикла в программах»

Цель учебного занятия: научиться создавать рисунки с помощью операторов графики языка программирования Pascal. Организовать движение созданного рисунка с помощью оператора цикла for (цикла с параметром).

Образовательные : познакомить обучающихся с графическими возможностями языка программирования Pascal. Сформировать навыки и умения составлять программы с использованием графики и с использованием оператора цикла  for (цикла с параметром).

Развивающие: развитие навыков и умений работы с графикой в Pascal и с оператором цикла for (цикла с параметром), применение данных навыков в науке и творчестве.

воспитательные: воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Планируемые результаты:

−  Предметные: Научиться создавать рисунки с использованием операторов графики языка программирования Pascal и организовывать движение созданного рисунка с помощью оператора цикла оператора цикла for (цикла с параметром).

− знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: Действовать по алгоритму; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем; осуществлять контроль своей деятельности  в процессе достижения результата. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.

Методы работы: беседа, практическая работа на ПК, работа с раздаточным материалом.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: персональные компьютеры, язык программирования Pascal, доска, маркеры.

Дидактические материалы: карточки с заданиями

План.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  3. Объяснение нового материала
  4. Физкультминутка.
  5. Первичное закрепление.
  6. Практическая работа
  7. Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).

Ход учебного занятия.

  1. Организационный этап.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? У каждого на парте лежит табличка, куда вы будете записывать заработанные баллы, чтобы в конце урока их сосчитать и поставить себе оценку.

II.  Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: В прошлом триместре вы начали изучать тему «Алгоритмизация» и познакомились с алгоритмическими конструкциями «следование» и «ветвление». А в  прошлом году вы изучали раздел «Компьютерная графика» и пробовали делать рисунки в программе PascalABC. Сегодня мы объединим эти два понятия.

Давайте вспомним некоторые понятия этих двух тем.

1) Какие виды графики вы знаете? Назовите их достоинства и недостатки.

2) Как вы думаете, к какому в типу относится графика языка программирования Паскаль? (векторная)

3) Перед вами на столе лежат листы с основными командами графического модуля Паскаль.

Давайте составим алгоритм рисования домика:

 А) Нарисовать прямоугольник, залить.

 Б) Нарисовать линию крыши.

 В) Нарисовать вторую линию.

 Г) Залить.

Показ рисунков на компьютере

Посмотрите на эти рисунки. Из каких примитивов они состоят? Можно ли такое сделать в известных вам графических редакторах? Они сделаны в Паскале.

Рассмотрим последний рисунок.

Как вы думаете, из скольких овалов он состоит? (из 50-ти)

Я задавала команду рисовать каждый отдельно? (нет)

Существует алгоритм, который заставляет программу выполнять одно и то же действие несколько раз? Как он называется?

(если не ответят) Как называются в природе процессы, которые повторяются?

Вопросы к учащимся:

Назовите явления природы, в которых происходит повтор действий?

Какой повтор действий происходит в вашей жизни?

Какие образы, впечатления, ассоциации у вас вызывает слово "цикл"? (Высказывания учеников).

— Попробуйте сформулировать определение цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания учеников).

— Цикл, дословно с греческого – круг. Какие действия можно назвать циклом? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может действие повторяться бесконечно? (Высказывания учеников).

Можно вспомнить сказки – дед тянул репку, позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д. Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не вытянул. Другие примеры циклов.

— Итак, цикл – повторяющееся действие + условие.

Формулирование темы урока

III.  Объяснение нового материала.

Существует 3 вида циклов:

  1. Цикл с постусловием(repeat-until)-цикл ДО
  2. Цикл с предусловием(while) цикл ПОКА
  3. Цикл с заданным числом повторений (параметром) FOR. –цикл ДЛЯ

У каждого из этих циклов свои достоинства и недостатки.

Сегодня мы остановимся на цикле FOR (цикл с параметром).

FOR I:= N1 to N2 do команда цикла

        Begin

          End;

I -Переменная цикла,  N1 , N2 начальное и конечное значение параметров цикла

Цикл выполняется со значения N1 до N2, N1 > N2, иначе цикл не выполняется ни разу.

Если в порядке убывания –

FOR I:= N2 to N1 downto

Переменная I, значения N1, N2  – целый тип!

  • нц для i от i1 до i2
  • тело_цикла
  • кц

Блок схема

Работу оператора рассмотрим на его алгоритме:

Алгоритм оператора FOR

На первом шаге значение параметра цикла принимает [н_з_п_ц], затем осуществляется проверка параметр цикла меньше или равен [к_з_п_ц]. Это условие является условием продолжения цикла. Если выполнено, то цикл продолжает свою работу и выполняется [оператор], после чего параметр цикла увеличивается (уменьшается) на единицу. Затем

с новым значением параметр цикла, проверяется условие продолжения цикла. Если оно выполняется, то действия повторяются. Если условие не выполняется, то цикл прекращает свою работу.

Оператор For существенно отличается от аналогичных операторов в других языках программирования. Отличия следующие:

  • телом оператора For. Оператор может не выполниться ни разу, поскольку проверка условия продолжения цикла выполняется до тела цикла;
  • шаг изменения параметра цикла постоянный и равен 1;
  • тело цикла в операторе For представлено одним оператором. В том случае, если действие тела цикла требует более одного простого оператора, то эти операторы необходимо превратить в один составной оператор посредством операторных скобок (BEGIN-END);
  • Параметр цикла может быть только переменой порядкового типа.

IV. Физкультминутка В качестве гимнастики для глаз учащимся предлагаются объемные картинки. Уточняется, что это повторяющиеся узоры

 V.  .Первичная проверка понимания.

Посмотрим, как же можно применить данный цикл к созданию графических рисунков.

uses graphabc;

var x,y,i:integer;

begin

x:=0; y:=0;

For i:=1 to 15 do

begin

setpencolor(clblue);

y:=y+40;

line (640,1,x,y);

sleep(400);

end;

end.

        Давайте разберём каждую строку отдельно.

Для работы в графическом режиме необходимо подключение модуля Graph.

Вспомнить систему координат. Изображение, которое мы видим на экране компьютера, представлено в виде пикселей. Графический экран Pasсal (по умолчанию) содержит 640 точек по горизонтали и 480 точек по вертикали. 

Предлагаю вам разбиться на пары и сделать трассировку программы:

(всего 3 группы заданий).

А теперь запустите программу на компьютере. Если у вас получилось примерно тоже, что и на листках, ставите себе максимальный балл в листах самооценки.

VI. Закрепление материала.

А теперь попробуйте изменить  рисунки на компьютере. Можно менять: цвета, количество операций цикла, шаг переменной.

VII. .Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).

Закрепление изученного материала - демонстрация выполненных работ обучающихся.

Цель нашего учебного занятия выполнили?

Самостоятельно оцените себя согласно набранным баллам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС

Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...

Язык программирование Pascal

Разработка урока по информатике...

Урок по информатике "Исследование математической модели на языке программирования Pascal"

Конструирование урока в системе развивающего обучения Л. В. Занкова...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ." Повторение материала и составление программ по рисунку....

Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных.

Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных. Тест составлен по параграфам 4.1 - 4.3. учебника Босовой Л.Л. Информатика 9 кл. 1 часть....

Урок-игра «Составление программ на языке программирования Pascal»

Урок-игра«Составление программ на языке программирования Pascal»...