Урок "Графика на языке программирования Pascal. Использование оператора цикла в программах"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Знакомство с оператором цикла с параметром, создание изображений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 57.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Класс: 8
Тема урока: «Графика на языке программирования Pascal. Использование оператора цикла в программах»
Цель учебного занятия: научиться создавать рисунки с помощью операторов графики языка программирования Pascal. Организовать движение созданного рисунка с помощью оператора цикла for (цикла с параметром).
Образовательные : познакомить обучающихся с графическими возможностями языка программирования Pascal. Сформировать навыки и умения составлять программы с использованием графики и с использованием оператора цикла for (цикла с параметром).
Развивающие: развитие навыков и умений работы с графикой в Pascal и с оператором цикла for (цикла с параметром), применение данных навыков в науке и творчестве.
воспитательные: воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Планируемые результаты:
− Предметные: Научиться создавать рисунки с использованием операторов графики языка программирования Pascal и организовывать движение созданного рисунка с помощью оператора цикла оператора цикла for (цикла с параметром).
− знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Личностные: Ответственно относиться к учению; грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Метапредметные: Действовать по алгоритму; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.
Методы работы: беседа, практическая работа на ПК, работа с раздаточным материалом.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: персональные компьютеры, язык программирования Pascal, доска, маркеры.
Дидактические материалы: карточки с заданиями
План.
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Объяснение нового материала
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
- Практическая работа
- Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).
Ход учебного занятия.
- Организационный этап.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? У каждого на парте лежит табличка, куда вы будете записывать заработанные баллы, чтобы в конце урока их сосчитать и поставить себе оценку.
II. Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: В прошлом триместре вы начали изучать тему «Алгоритмизация» и познакомились с алгоритмическими конструкциями «следование» и «ветвление». А в прошлом году вы изучали раздел «Компьютерная графика» и пробовали делать рисунки в программе PascalABC. Сегодня мы объединим эти два понятия.
Давайте вспомним некоторые понятия этих двух тем.
1) Какие виды графики вы знаете? Назовите их достоинства и недостатки.
2) Как вы думаете, к какому в типу относится графика языка программирования Паскаль? (векторная)
3) Перед вами на столе лежат листы с основными командами графического модуля Паскаль.
Давайте составим алгоритм рисования домика:
А) Нарисовать прямоугольник, залить.
Б) Нарисовать линию крыши.
В) Нарисовать вторую линию.
Г) Залить.
Показ рисунков на компьютере
Посмотрите на эти рисунки. Из каких примитивов они состоят? Можно ли такое сделать в известных вам графических редакторах? Они сделаны в Паскале.
Рассмотрим последний рисунок.
Как вы думаете, из скольких овалов он состоит? (из 50-ти)
Я задавала команду рисовать каждый отдельно? (нет)
Существует алгоритм, который заставляет программу выполнять одно и то же действие несколько раз? Как он называется?
(если не ответят) Как называются в природе процессы, которые повторяются?
Вопросы к учащимся:
Назовите явления природы, в которых происходит повтор действий?
Какой повтор действий происходит в вашей жизни?
Какие образы, впечатления, ассоциации у вас вызывает слово "цикл"? (Высказывания учеников).
— Попробуйте сформулировать определение цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания учеников).
— Цикл, дословно с греческого – круг. Какие действия можно назвать циклом? (Высказывания учеников).
— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может действие повторяться бесконечно? (Высказывания учеников).
Можно вспомнить сказки – дед тянул репку, позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д. Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не вытянул. Другие примеры циклов.
— Итак, цикл – повторяющееся действие + условие.
Формулирование темы урока
III. Объяснение нового материала.
Существует 3 вида циклов:
- Цикл с постусловием(repeat-until)-цикл ДО
- Цикл с предусловием(while) цикл ПОКА
- Цикл с заданным числом повторений (параметром) FOR. –цикл ДЛЯ
У каждого из этих циклов свои достоинства и недостатки.
Сегодня мы остановимся на цикле FOR (цикл с параметром).
FOR I:= N1 to N2 do команда цикла
Begin
End;
I -Переменная цикла, N1 , N2 начальное и конечное значение параметров цикла
Цикл выполняется со значения N1 до N2, N1 > N2, иначе цикл не выполняется ни разу.
Если в порядке убывания –
FOR I:= N2 to N1 downto
Переменная I, значения N1, N2 – целый тип!
- нц для i от i1 до i2
- тело_цикла
- кц
Блок схема
Работу оператора рассмотрим на его алгоритме:
На первом шаге значение параметра цикла принимает [н_з_п_ц], затем осуществляется проверка параметр цикла меньше или равен [к_з_п_ц]. Это условие является условием продолжения цикла. Если выполнено, то цикл продолжает свою работу и выполняется [оператор], после чего параметр цикла увеличивается (уменьшается) на единицу. Затем
с новым значением параметр цикла, проверяется условие продолжения цикла. Если оно выполняется, то действия повторяются. Если условие не выполняется, то цикл прекращает свою работу.
Оператор For существенно отличается от аналогичных операторов в других языках программирования. Отличия следующие:
- телом оператора For. Оператор может не выполниться ни разу, поскольку проверка условия продолжения цикла выполняется до тела цикла;
- шаг изменения параметра цикла постоянный и равен 1;
- тело цикла в операторе For представлено одним оператором. В том случае, если действие тела цикла требует более одного простого оператора, то эти операторы необходимо превратить в один составной оператор посредством операторных скобок (BEGIN-END);
- Параметр цикла может быть только переменой порядкового типа.
IV. Физкультминутка В качестве гимнастики для глаз учащимся предлагаются объемные картинки. Уточняется, что это повторяющиеся узоры
V. .Первичная проверка понимания.
Посмотрим, как же можно применить данный цикл к созданию графических рисунков.
uses graphabc;
var x,y,i:integer;
begin
x:=0; y:=0;
For i:=1 to 15 do
begin
setpencolor(clblue);
y:=y+40;
line (640,1,x,y);
sleep(400);
end;
end.
Давайте разберём каждую строку отдельно.
Для работы в графическом режиме необходимо подключение модуля Graph.
Вспомнить систему координат. Изображение, которое мы видим на экране компьютера, представлено в виде пикселей. Графический экран Pasсal (по умолчанию) содержит 640 точек по горизонтали и 480 точек по вертикали.
Предлагаю вам разбиться на пары и сделать трассировку программы:
(всего 3 группы заданий).
А теперь запустите программу на компьютере. Если у вас получилось примерно тоже, что и на листках, ставите себе максимальный балл в листах самооценки.
VI. Закрепление материала.
А теперь попробуйте изменить рисунки на компьютере. Можно менять: цвета, количество операций цикла, шаг переменной.
VII. .Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).
Закрепление изученного материала - демонстрация выполненных работ обучающихся.
Цель нашего учебного занятия выполнили?
Самостоятельно оцените себя согласно набранным баллам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС
Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...
Язык программирование Pascal
Разработка урока по информатике...
Решение задач по физике и математике на языке программирования Pascal
Разработка урока по информатике...
Урок по информатике "Исследование математической модели на языке программирования Pascal"
Конструирование урока в системе развивающего обучения Л. В. Занкова...
План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ."
План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ." Повторение материала и составление программ по рисунку....
Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных.
Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных. Тест составлен по параграфам 4.1 - 4.3. учебника Босовой Л.Л. Информатика 9 кл. 1 часть....
Урок-игра«Составление программ на языке программирования Pascal»
Урок-игра«Составление программ на языке программирования Pascal»...