Рабочие программы
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Рабочие программы по информатике для 7-11 класса по учебнику Семакина И.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_7-9_klassy_2019.rar | 171.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
__________/Громова С.В. «___»__________2019г.
«___»___________2019г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Липкина Г.М.
«____»________2019г
Рабочая программа
учебного курса «Информатика» в 10 классе
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Кощеева Л.Ю.,
учитель физики и информатики
2019г.
Рабочая программа учебного курса по информатике для 10 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В.
Учебник - Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г.
Согласно учебному плану филиала «Самаевская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Информатика» в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема 1. Введение. Структура информатики – 1 час
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации – 1 час
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации – 2 часа
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Основы программирования на языке Паскаль – 10 часов
Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания. Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Разветвляющиеся программы. Циклические программы. Процедуры и функции. Графика на Паскале.
Учащиеся должны знать:
- правила оформления программы на Паскале, правила представления данных и операторов на Паскале;
- правила записи арифметических выражений;
- правила записи основных операторов: присваивания, ввода и вывода;
- представление ветвлений, циклов;
- понятия одномерного и двумерного массивов;
- понятия процедуры и функции;
- реализация графики на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- записывать заголовок программы на Паскале, раздел описания переменных, операторы присваивания, ввода и вывода;
- записывать арифметические выражения;
- работать с готовыми программами на Паскале;
- составлять несложные программы на Паскале;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования
Тема 5. Введение в теорию систем – 2 часа
Понятие системы. Свойства системы. Структура системы. Системный эффект. Роль информационных процессов в системах.
Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 6. Процессы хранения и передачи информации – 1 час
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации – 2 часа
Варианты обработки информации. Алгоритм обработки информации. Аналитическая машина. Свойства алгоритма. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 8. Поиск данных – 1 час
Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 9. Защита информации – 1 часа
Защита информации. Методы защиты.
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 10. Информационные модели и структуры данных – 3 часа
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 11. Алгоритм – модель деятельности - 2 часа
Алгоритм как модель деятельности.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 12. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение – 2 часа
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 13. Дискретные модели данных в компьютере – 3 часов
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Представление текста, графики и звука.
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 14. Многопроцессорные системы и сети – 2 часа
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
- II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
Обязательные результаты составлены в соответствии с федеральными образовательными стандартами основного общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
III. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Задание на дом | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
Информация | 4 | |||||
Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики. | 1 | НМ | Введение. | |||
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. | 1 | НМ | п.1-2 | |||
Измерение информации: объемный и содержательный подход. | 1 | КУ | п.3-4 | |||
Определение объема информации. Зачет по теме. | 1 | ПК | ||||
Основы программирования на языке Паскаль | 10 | |||||
Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания. | 1 | КУ | конспект | |||
Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Практическая работа. | 1 | КУ | конспект | |||
Разветвляющиеся программы. Практическая работа. | 1 | КУ | конспект | |||
Циклические программы. Практическая работа. | 1 | КУ | конспект | |||
Процедуры и функции. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Одномерные массивы. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Двумерные массивы. Практическая работа | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Массивы. Практическая работа. | 1 | ОС | ||||
Графика на Паскале. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | конспект | |||
Контрольная работа по теме «Основы программирования на языке Паскаль». | ПК | |||||
Информационные процессы в системах | 7 | |||||
Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 1 | НМ | п.5-6 | |||
Передача информации. Хранение информации. Практическая работа. | 1 | КУ | п.7-8 | |||
Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. | 1 | НМ | п.9-10 | |||
Практическая работа с электронной таблицей. | 1 | ПЗУ | ||||
Поиск данных. Практическая работа. | 1 | КУ | п.11 | |||
Защита информации. Практическая работа. | 1 | КУ | п.12 | |||
Контрольная работа по теме «Информационные процессы в системах» | 1 | ПК | ||||
Информационные модели | 5 | |||||
Компьютерное информационное моделирование. | 1 | НМ | п.13 | |||
Структура данных: графы, сети, деревья, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области. | 1 | НМ | п.14-15 | |||
Построение информационных моделей. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Алгоритм – модель деятельности. | 1 | КУ | п.16 | |||
Итоговая практическая работа по теме «Информационные модели» | 1 | ПК | ||||
Программно-технические системы реализации информационных процессов | 7 | |||||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. | 1 | НМ | п.17-18 | |||
Определение конфигурации компьютера и настройка компьютера. Практическая работа. | 1 | КУ | ||||
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики, звука. | 1 | НМ | п.19-20 | |||
Представление текста и графики. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Представление графики и звука. Практическая работа. | 1 | ПЗУ | ||||
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей. | 1 | КУ | п.21-23 | |||
Контрольная работа по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов» | 1 | ПК | ||||
Повторение | 1 | |||||
Повторение курса информатики 10 класса | 1 | ПЗУ |
Сокращения, используемые в рабочей программе:
НМ – урок ознакомления с новым материалом
ЗИ – урок закрепления изученного
ПЗУ – урок применения знаний и умений
ОС – урок обобщения и систематизации знаний
ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный ур
Учебно –методическое обеспечение
- Учебник «Информатика» для 10 класса. Семакин И.Г., Е.К.Хеннер. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Комплект пособий для ученика:
- Учебник «Информатика» для 10 класса. Семакин И.Г., Е.К.Хекннер — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Оборудование и приборы:
1. Операционная система Windows.
2. Пакет офисных приложений Microsoft Offiсe
3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/).
4. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
5. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и
ИКТ «Клякса.net»: http://klyaksa.net
6. Методическая копилка учителя информатики: http://www.metod-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...