Статья - "Развитие критического мышления на уроках информатики"
статья по информатике и икт

Крюкова Юлия Евгеньевна

В данной статье представлены приемы развития критического мышления на уроках информатики и их использования на различных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья – «Технология развития критического мышления на уроках информатики»

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

Сегодня существует достаточно большое количество литературы, посвящённой образовательным технологиям. Среди авторов можно назвать С.И. Заир-Бек, И.О. Загашева, Т.Б. Казачкову, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, и других. Это технологии диалогового взаимодействия, развития критического мышления, педагогические мастерские, проектные, исследовательские, кейс-технологии и др. Учитель имеет возможность выбрать технологию, которая в большей степени соответствует его педагогическим задачам и психологическим особенностям класса.


Технология развития критического мышления на уроках информатики

Одной из образовательных технологий, используемых на уроках информатики, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс этой технологии позволяет формировать все виды УУД. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии, каждая из которых имеет свои задачи.

Технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях. На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верю-не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн». Так, на стадии вызова используются приёмы «Верю не верю», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Учеников необходимо научить читать схемы, составлять опорные конспекты.

Прием Кластеры

«Кластеры» – гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример. 

Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели осмысленно читать тексты, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю-не верю».

Прием «Инсерт» чтение текста с пометками:

«+» – я это знал

«-» – я этого не знал

«!» – это меня удивило (думал иначе)

«?» – не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

+

-

!

?

Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания. «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.

Прием «Верю не верю»

Используется на стадии вызова.

Пример. Тема урока – Системы счисления.

Стадия вызова. На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

Содержание карточки (по стихотворению Старикова «Необыкновенная девочка»):

п/п

Вопросы

«а»

«б»

Верите ли вы, что…..

1.

Ей было тысяча сто (13) лет,

2.

Она в сто первый (6) класс ходила,

3.

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.

4.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,

5.

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий (4).

6.

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,

7.

И десять (3) загорелых рук портфель и поводок держали.

8.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.

После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет первую строчку начерченной на доске таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

а)

-

+

+

+

+

-

-

б)

Таким образом, формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Стадия осмысления содержания. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Для наиболее вдумчивого чтения можно предложить ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:

«+» – я это знал

«-» – я этого не знал

«!» – это меня удивило (думал иначе)

«?» – не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

Закончив работу с текстом, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями «+», «-», «!», «?» столбик «б»), делятся своим мнением с классом.

Но это еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы.

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает обсудить полученные результаты. Он должен выяснить есть ли у них вопросы по тексту. Далее учитель возвращается к рассмотрению последнего столбца таблицы, в котором указываем правильные ответы. Он должен выяснить у учащихся, есть ли у них вопросы по тексту. При необходимости он объясняет. Записываем алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления.

Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»

На стадии «Вызов» учитель объявляет тему урока «Предыстория информатики» и просит учащихся вспомнить всё, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. Несколько учеников по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые ребята не знают ответов. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?

После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске.

На стадии «осмысление» учащимся предлагается найти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

(Расскажите о том, что вам уже было известно? Что нового узнали?

Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?)

На стадии «рефлексии» учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у учащихся имеются вопросы без ответов.

Продолжением этапа рефлексии может стать итоговый текст, начинающийся со слов: «Оказывается, …».

Использование приёмов «Верю – не верю», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верю – не верю» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное, как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом, формированию личностных УУД (смыслообразование).

Мозговой штурм

При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

• I уровень – что ты знаешь?

• II уровень – как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

• III уровень – применение, анализ, синтез

Пример задания:

Тема урока «Защита информации»

Вопросы:

  1. Что угрожает информации?
  2. От кого нужно защищать информацию?
  3. Как защитить информацию?

Приём «Синквейн»

  1. Одно существительное – тема синквейна.
  2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
  3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
  4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
  5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Компьютер

Персональный, современный

Хранит, обрабатывает, создает

Компьютер – электронно-вычислительная машина, память

Рефлексия

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я могу себя похвалить за…
  • Я могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

Выводы

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся.

Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшевство, как известно, встречает на своём пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках информатики, где приходится работать с текстами не всегда интересными, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – http://standart.edu.ru/ 
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011
  3. Описание методических приёмов технологии РКМ. – www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657
  4. приёмы РКМ – http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm 
  5. Технология развития критического мышления – http://zavuch.by/krit.html
  6. Опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках информатики и ИКТ. Ветошкина Наталья Владимировна – http://pedakademy.ru/?p=786 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Статья "Развитие критического мышления на уроках русского языка"

Статья содержит теоретический и практический материал из опыта работы....

Развитие критического мышления на уроках информатики

              «Всё наше достоинство — в способности мыслить.  Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в...

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...