Информатика XXI века
статья по информатике и икт
Мировое сообщество переходит на новый этап развития информационного общества.
Создание искусственного интеллекта стало основной задачей и отличительной чертой этого этапа.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий,
которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе,
образуя глобальное информационное пространство.
Данная статья раздвинет границы вашего представления об этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_21_veka.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
"Информатика XXI века"
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям, и способствовать формированию профессиональных компетенций и гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество.
За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз.
Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.
Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении.
При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом месте.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
Как же повысить познавательный интерес к информатике.
Чтобы правильно подойти к вопросам преподавания информатики, необходимо разобраться в сути этого понятия.
Что такое информатика?
В первую очередь это фундаментальная наука, изучающая законы и методы получения, накопления, обработки и передачи информации. То есть - это наука об информации и информационных процессах.
Задачи информатики сводятся к формированию нового мышления, связанного с формализацией процессов, предназначенных для обработки, созданию алгоритмов и их исполнению.
Для этого необходимо познакомить обучающихся с формами представления различных видов информации, различных процессов в дискретном виде для дальнейшего кодирования.
У некоторых обучающихся это вызывает протест, так как для них это очень сложно. К тому же они не понимают для чего это нужно. Ведь существуют готовые программы, тем более игровые.
Вот тут мы и рассматриваем возможность обучения информатике и ИКТ через призму профильного обучения.
Для правильного подхода к этому вопросу стоит провести некий анализ развития общества, а вместе с ним и развития информационных технологий.
В XXI веке общество из индустриального шагнуло в общество информационное. При этом выделяют пять информационных революций.
- Появление письменности;
- Изобретение печати;
- Открытие электричества, а вместе с ним радио, телефон, телеграф;
- Изобретение электронно-вычислительных машин;
- Появление сети Интернет.
В развитии электронно-вычислительной техники XX века мы наблюдали 4 поколения ЭВМ. Поколения ЭВМ характеризуются наличием той элементной базой, которая лежит в основе данной модификации ЭВМ.
Первые ЭВМ строились на основе электронных вакуумных ламп. Они были громоздкими и требовали специальной системы охлаждения, т.к. нагревались и выделяли много тепла при работе.
ЭВМ второго поколения значительно уменьшились в размерах, так как они строились на транзисторах.
ЭВМ третьего поколения строились на интегральных схемах.
ЭВМ четвёртого поколения – на больших и супербольших интегральных схемах. Микропроцессор современной ЭВМ умещается на одном кристалле кремния, что позволило создать микро и мини ЭВМ.
Наряду с аппаратной частью развивалось программное обеспечение. Создавались прикладные программы общего и специального назначения, совершенствовалась операционная система. А именно она является средой для работы прикладных программ. ОС и специальные программы осуществляют управление внешними устройствами.
Казалось, ну что ещё можно изобрести?
Однако человеческая мысль не стоит на месте. И сегодня почти у каждого обучающегося имеется сотовый телефон, смартфон, айфон или планшет. Дети общаются друг с другом, не обращая внимания на взрослых. Никакие установки на них не действуют.
Как же направить их внимание на предмет изучения.
Один из способов – это через те же компьютерные технологии. Другой –через игровую технологию (где это уместно) или другие современные педагогические технологии.
Новые образовательные стандарты предлагают осуществлять познавательную деятельность обучающихся через практические занятия. Дисциплина «Информатика и ИКТ» рассчитана на 90 часов НПО, где 17 часов теории, 73 часа практических занятия и на 95 часов СПО, где 15 часов теории и 80 часов практических занятий. При этом программа предусматривает 27-28 часов самостоятельных работ для групп НПО, и 47 часов для групп СПО.
От того какие формы работы предложит преподаватель для выполнения и обсуждения самостоятельных работ, зависит интерес обучающихся к дисциплине, реализация программы, и наверное главное адаптация обучающихся в мире взрослых.
Выполнение самостоятельных работ предполагает осуществление поисковой работы в Интернете с использованием различных информационных ресурсов, учебников на бумажных и электронных носителях, лекций.
Далее от обучающихся требуется осуществить форматирование и редактирование текста в том ключе, который отражает суть вопроса и оформление реферата соответствует требованиям ЕСКД.
Для представления поделанной работы обучающиеся создают компьютерные презентации и демонстрируют свои работы. Сегодня в нашем учебном заведении почти все владеют технологией создания презентации. Этим трудно удивить. Однако 2-3 года назад это было прогрессом. Но и сегодня эта форма представления творческих заданий актуальна в проектной деятельности, для оформления выпускных экзаменационных работ, используется в предметном обучении.
Поэтому первый конкурс мультмедийных проектов был проведён на тему; «Моя профессия». Практически первокурсники в этом году уже знают и понимают: как оформлять выпускную квалификационную работу, как работать над темой, как пользоваться поисковыми системами Интернет, как форматировать и редактировать текст.
Что же требуется от нас, от преподавателей, администрации ОУ, от родителей? Понимание в самом широком смысле этого слова.
Отношения между преподавателем м обучающимся должны строится на основе сотрудничества. Дети должны чувствовать, что преподаватель готов придти ему на помощь во время выполнения заданий. Истина не должна быть сокрыта от обучающихся. Они должны знать, что мир познаваем.Но предела познания нет. Не надо бояться их вопросов. Даже, если на них нет готового ответа. К любому вопросу можно вернуться позже, изучив его.
Создание высокоорганизованной обучающей среды, гуманизация учебного процесса, тьютерская роль преподавателя, современные педагогические технологии – вот основные отличительные стороны современного образовательного процесса XXI века.
Мир является свидетелем быстрого развития высшего и среднего профессионального образования и растущего осознания его жизненно важной роли для экономического и социального развития. При этом практически во всех странах мира образование в той или иной степени переживает период реформ.
Современные тенденции в области профессионального образования и стоящие перед ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития.
Основу приоритетов и стратегий образования в изменяющемся мире составляют: способность воздействия этих сфер на социально-экономические, политические и национальные изменения, ориентированные на развитие человечества; возрастание их влияния на формирование эффективного и справедливого мира, труда, на организацию гражданского общества, базовыми ценностями которого являются идеалы справедливости, гуманизма, демократии и прав человека.
Существующий опыт свидетельствует о необходимости учета четырех приоритетных направлений, которые в XXI веке по прогнозу должны стать решающими:
• производственные технологии;
• электроника и информационные технологии;
• новые материалы;
• науки о жизни и биотехнологии (технологии живых систем).
При этом выбор приоритетных направлений науки и техники не имеет практической значимости без конкретизации по соответствующим технологиям, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем.
За последние годы в системе образования России в соответствии с концепцией информатизации высшего и среднего профессионального образования усиленно развивались работы по созданию перспективных информационных технологий, мультимедиа технологий, электронных обучающих средств, информационных технологий дистанционного обучения, систем автоматизированного проектирования и автоматизации научных исследований, баз данных учебного и научного назначений.
Взгляд в будущее заключается в создании в вузах и техникумах "виртуальной" образовательной среды, подразумевающей создание на базе корпоративной телекоммуникационной инфраструктуры банка образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре не будут привязанными к конкретной аудитории, а могут быть использованы в любом месте всего образовательного комплекса, а также в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
Работы по использованию технических возможностей средств информационно-вычислительной техники в интересах образования должны уступить свой приоритет работам по разработке стратегии и идеологии использования информационных технологий.
Глобальный процесс эффективного приобретения и использования профессиональных знаний должен обеспечиваться за счет методов их применения с целью усвоения знаний с помощью современных информационно-вычислительных и программных средств.
Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированности автоматизированных учебных программ.
Сегодня перед учеными стоит кардинальная задача - выявить целостность каждой из фундаментальных наук, затем всего естествознания и всего гуманитарного знания и, наконец, на следующем этапе создать основы целостного фундаментального образования.
Важнейшим элементом этого процесса должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.
В образовательном процессе должны, прежде всего, фигурировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, использовать достижения кибернетики, синергетики и других областей знаний, возникающих на стыках наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.
Раскрыты принципы связи профессиональной ориентации, подготовки и деятельностной сущности субъекта обучения и воспитания в общесоциальном контексте (М.Н. Скаткин, А.И. Янцов и др.);
Опыт в решении различных проблем профессиональной подготовки и социального поведения будущих специалистов значителен, но многое в нем требует сегодня теоретико-методологического, социологического и практического переосмысления.
При этом отчетливо проявляется зависимость, которая объективно существовала и играла значительную роль в совершенствовании целеполагающей и управляющей деятельности в системе профессиональной подготовки будущих специалистов, но в последнее время часто игнорируется.
Однако от качества системы профессиональной подготовки, от уровня и интенсивности ее применения зависит будущее всего современного общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)
При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...
Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...