Основы логики
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Разработка урока по информатике "Основы логики" показывает, как при изучении темы можно использовать литературные произведения из курса 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_osnovy_logiki.docx | 44.98 КБ |
За основу презентации взята презентация с сайта К.Полякова | 555 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нахабинская гимназия №4» Красногорского городского округа Московской области
Методическая разработка
Тема разработки: Основы логики
Форма проведения дела: урок - беседа
Адресат: учащиеся 10 классов МБОУ «Нахабинской гимназии №4»
Автор: Степанцова Екатерина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
п.Нахабино
2019г.
Оглавление
Список использованной литературы: 14
Пояснительная записка
Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок как нельзя, кстати, выполняет эту роль. Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов. Урок имеет цель создать условия для образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы. Используются технические средства обучения.
Методическая разработка.
Тема урока: Основы логики.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: эвристическая беседа.
Цель: Создать условия для образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.
Предметные: изучить виды логических высказываний, логических операций, научиться составлять сложные логические высказывания.
Личностные: формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, находить согласованные решения.
Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, умение находить информацию .
Планируемые результаты:
Предметные УУД
-Ученик изучит понятие высказывание, понятие истинности или ложности высказываний, составное или простое высказывание, научится составлять составное высказывание из простых с помощью логических операций..
Познавательные УУД
-Формировать умение обрабатывать необходимую информацию;
Регулятивные УУД
-Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям
учителя;
-Формировать умение определять цель учебной деятельности с
помощью учителя;
-Формировать навыки контроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД:
-Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Личностные УУД:
- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного
психологического фона, обстановки заинтересованности);
- Развитие интеллектуальных качеств: логическое мышление, умение
анализировать, делать выводы, обобщать
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Раздаточный материал.
УМК: Семакин И.Г. Информатика. Базовый учебник: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 264с.: ил.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | ||
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. – Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.!» Как вы думаете, почему человек должен мыслить и поступать логично ? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Садятся. Отвечают на вопрос | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация групп | ||
Ответьте на следующие вопросы: - В 10 классе сейчас урок информатики. Это истина? - Дважды два = 5 или На уроке литература вы изучаете произведение Н.С.Лескова «Тупейный художник». Это истина? Почему вы в первом случае решили, что это истина, а во втором ложь? Так вот, мы переходим к изучению темы, которая позволит вам:… Слайд 1 | Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему и цель | Личностные: - Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности) Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивные Формировать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя; |
Изучение нового материала. Цель: Изучить виды высказываний, научить определять истинность и ложность высказываний. | ||
Слайд 2 Учитель рассказывает, что такое логика, историю зарождения логики, разделы логики, формальная логика, логическое высказывание. Слайд 3. Задание: определить, является ли данное предложение высказыванием: Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна. Брат моложе меня на восемь лет. Видишь, какое страшное? На кого его зверство обрушится! | Учащиеся указывают на высказывание и обосновывают свой ответ. | Личностные Развитие логического мышления, умения Анализировать, умение отстаивать свою точку зрения Регулятивные Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Физкультминутка (Динамическая пауза) Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | ||
Учитель: А теперь я посмотрю, как вы умеете слышать Я говорю и показываю, а выполняете только те действия, которые слышите. При проговаривании считалочки, учитель может показывать движения, противоположные называемым. Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, веками три кивка. (Движения веками глаз.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Динамическая пауза направлена на развитие внимания, воображения, умения анализировать | Личностные создание благоприятного психологического фона Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать Регулятивные Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; |
Изучение нового материала. Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач | ||
Учитель: Продолжаем работать Слайд 6. Дается определение составного высказывания. А: Она «представляла на сцене». В: Он был «тупейный художник». Составьте с помощью логических связок составные высказывания: Слайд 7. Логическая операция Инверсия А Простых людей ведь надо беречь А Простых людей ведь не надо беречь Слайд 8. Логическая операция Конъюнкция А Сражался я и служил государю и проливал свою кровь не однажды. В Вышел мне за то офицерский чин и благородное звание. Слайд 9. Логическая операция Дизъюнкция А Запорешь В В солдаты отдашь Слайд 10. Логическая операция Импликация A – «Аркадий ходил иногда «на мужскую половину». B – «Сам граф приказывал …«отрисовать кого-нибудь в очень благородном виде». Слайд 11. Логическая операция Эквивалентность А Все в доме уснут. В Она тихо приподнимается с постельки | Учащиеся дают ответ, записывают соответствующие таблицы истинности | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Познавательные Формировать умение анализировать необходимую информацию; Личностные Развитие интеллектуальных качеств: внимания, логического мышления, делать выводы. |
Закрепление изученного Цель: закрепить понятие высказывание, умение составлять сложное высказывание | ||
Раздаточный материал | Учащиеся выполняют задания. | Личностные Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать Регулятивные Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; Познавательные Формировать умение обрабатывать необходимую информацию; |
Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | ||
– Что было самым трудным? А что было легким? – Над чем еще надо поработать? | Личностные: - осознание собственных достижений при освоении темы; - уметь проводить самооценку результатов своей деятельности; - понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. Регулятивные: - уметь соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать свое мнение. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
Повторить основные логические законы. Задание будет в файле. |
Приложение 1
Задание 1.
Определите, является ли данное предложение высказыванием.
- А что вы, светы мои, со сносом или престо беглые?
- Тут Любовь Онисимовна остановилась.
- Господи!
- Со всеми вместе ходила: граф велел, чтобы всех театральных свести посмотреть, как из наших людей человек заслужиться мог.
- Верная моя Люба!
- Взял да в часовой футляр меня и поставил.
Задание 2.
Из двух простых высказываний составьте сложное, используя логические операции:
- А: Постучали мы в дом В: Взошли в сени.
- А: представление окончилось В: сняли с меня платье герцогини де Бурблян
- А: порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. В: случится когда идти мимо.
- А: Его не пускали в церковь для исповеди В: Его не пускали в церковь для причастия.
Список использованной литературы:
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2016. – 264 с.: ил.
- Галеева Н.Л. Сто и пять приемов управления ситуацией формирования учебного успеха на уроках информатики: Методическое пособие для учителей информатики реализующих требования ФГОС./ Н.Л.Галеева, А.А.Заславский. – М.:ООО «Книга по требованию», 2013. – 116с.
- Зорина Е.М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий/ Е.М. Зорина, М.В.Зорин. - М.:Эксмо, 2016. – 240 с.
- Н.С. Лесков Тупейный художник. ЭОР https://ilibrary.ru/text/1156/p.10/index.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы логики и логические основы компьютера
Основы логики и логические основы компьютера....
Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»
10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....
Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера" 10 класс
Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера", 1 и 2 вариант, 10 класс...
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
Основы логики и логические основы компьютера
Методические разработки уроков информатики по теме: «Основы логики и логические основы компьютера» 10-11 классы...
"Основы логики и логические основы компьютера"
6 презентаций по теме "Основы логики и логические основы компьютера"Основы логикиАлгебра высказыванийЛогические выражения и таблицы истинностиЛогические функцииЛогические законы и правила преобразован...
Контрольная работа для 11 класса по теме "Основы логики и логические основы компьютера"
Контрольная работа позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и оценить, насколько глубоко усвоен материал, так как третье задание (упростить функцию) не имеет алгоритма решения и может...