Основы логики
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Степанцова Екатерина Викторовна

Разработка урока по информатике "Основы логики" показывает, как при изучении темы можно использовать литературные произведения из курса 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нахабинская гимназия №4» Красногорского городского округа Московской области

Методическая разработка

Тема разработки: Основы логики

Форма проведения дела: урок - беседа

Адресат: учащиеся 10 классов МБОУ «Нахабинской гимназии №4»

Автор: Степанцова Екатерина Викторовна

Должность: учитель математики и информатики

п.Нахабино

2019г.

Оглавление

Пояснительная записка        2

Методическая разработка.        3

Приложение 1        13

Список использованной литературы:        14

Пояснительная записка

Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок  как нельзя, кстати,  выполняет эту роль.  Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов.  Урок имеет цель создать условия для  образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.  Используются технические средства обучения.

Методическая разработка.

Тема урока: Основы логики.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: эвристическая беседа.

Цель: Создать условия для  образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.

Предметные: изучить виды логических высказываний, логических операций, научиться составлять сложные логические высказывания.

Личностные: формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, находить согласованные решения.

Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний,  умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, умение находить информацию .

Планируемые результаты: 

Предметные УУД

-Ученик изучит понятие высказывание, понятие истинности или ложности высказываний, составное или простое высказывание, научится составлять составное высказывание из простых с помощью логических операций..

Познавательные УУД

-Формировать умение обрабатывать необходимую информацию;

Регулятивные УУД

-Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

-Формировать умение определять цель учебной деятельности с

помощью учителя;

-Формировать навыки контроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Личностные УУД:

- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного

психологического фона, обстановки заинтересованности);

- Развитие интеллектуальных качеств: логическое мышление, умение

анализировать, делать выводы, обобщать

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Раздаточный материал.

УМК: Семакин И.Г. Информатика. Базовый учебник: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 264с.: ил.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

  1. Организационный этап.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 – Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

Один мудрец однажды сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.

Как вы думаете, почему человек должен мыслить и поступать логично ?

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Садятся.

Отвечают на вопрос

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: подготовка мышления учащихся, организация групп

Ответьте на следующие вопросы:

- В 10 классе сейчас урок информатики. Это истина?

- Дважды два = 5 или На уроке литература вы изучаете произведение Н.С.Лескова «Тупейный художник». Это истина?

Почему вы в первом случае решили, что это истина, а во втором ложь?

Так вот, мы переходим к изучению темы, которая позволит вам:…

Слайд 1

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему и цель

Личностные:

- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности)

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Регулятивные

Формировать умение определять цель учебной деятельности с

помощью учителя;

   Изучение нового материала.

Цель: Изучить виды высказываний, научить определять истинность и ложность высказываний.

Слайд 2

Учитель рассказывает,  что такое логика, историю зарождения логики, разделы логики, формальная логика, логическое высказывание.

Слайд 3.

Задание: определить, является ли данное предложение высказыванием:

Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна.

Брат моложе меня на восемь лет.

Видишь, какое страшное?

На кого его зверство обрушится!

Учащиеся указывают на высказывание и обосновывают свой ответ.

Личностные

Развитие логического мышления, умения

Анализировать, умение отстаивать свою точку зрения

Регулятивные

Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Физкультминутка (Динамическая пауза)

Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учитель: А теперь я посмотрю, как вы умеете слышать

Я говорю и показываю, а выполняете только те действия, которые слышите.

При проговаривании считалочки, учитель может показывать движения, противоположные называемым.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

веками три кивка. (Движения веками глаз.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Динамическая пауза направлена на развитие внимания, воображения, умения

анализировать

Личностные

создание благоприятного психологического фона

Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать

Регулятивные

Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

      Изучение нового материала.

Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач

Учитель: Продолжаем работать

Слайд 6. Дается определение составного высказывания.

А: Она «представляла на сцене».

В: Он был «тупейный художник».

Составьте с помощью логических связок составные высказывания:

Слайд 7. Логическая операция Инверсия

А Простых людей ведь надо беречь

А  Простых людей ведь не надо беречь

Слайд 8. Логическая операция Конъюнкция

А  Сражался я и служил государю и проливал    свою кровь не однажды.

В  Вышел мне за то офицерский чин и благородное звание. 

Слайд 9. Логическая операция Дизъюнкция

А   Запорешь

В   В солдаты отдашь

Слайд 10. Логическая операция Импликация

A – «Аркадий ходил иногда «на мужскую половину».

  B – «Сам граф приказывал …«отрисовать кого-нибудь в очень благородном виде».

Слайд 11. Логическая операция Эквивалентность

А   Все в доме уснут.

В  Она тихо приподнимается с постельки

Учащиеся дают ответ, записывают соответствующие таблицы истинности

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Познавательные

Формировать умение анализировать необходимую информацию;

Личностные

Развитие интеллектуальных качеств: внимания, логического мышления, делать выводы.

Закрепление изученного

Цель: закрепить понятие высказывание, умение составлять сложное высказывание

  1. Даны предложения. Определить, высказывание это или нет.
  2. Даны простые высказывания. С помощью логических операций составить сложные высказывания.

Раздаточный материал

Учащиеся выполняют задания.

Личностные

Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать

Регулятивные

Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

Познавательные

Формировать умение обрабатывать необходимую информацию;

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

– Что было самым трудным? А что было легким?

– Над чем еще надо поработать?

Личностные:

- осознание собственных достижений при освоении темы;

- уметь проводить самооценку результатов своей деятельности;

- понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.

Регулятивные:

- уметь соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Повторить основные логические законы. Задание будет в файле.

Приложение 1

Задание 1.

Определите, является ли данное предложение высказыванием.

  • А что вы, светы мои, со сносом или престо беглые?
  • Тут Любовь Онисимовна остановилась.
  • Господи!
  • Со всеми вместе ходила: граф велел, чтобы всех театральных свести посмотреть, как из наших людей человек заслужиться мог.
  • Верная моя Люба!
  • Взял да в часовой футляр меня и поставил.

Задание 2.

 Из двух простых высказываний составьте сложное, используя логические операции:

  1. А: Постучали мы в дом В: Взошли в сени.
  2. А: представление окончилось   В: сняли с меня платье герцогини де Бурблян
  3. А: порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут.  В: случится когда идти мимо.
  4. А: Его не пускали в церковь для исповеди В: Его не пускали в церковь для причастия. 

Список использованной литературы:

  1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2016. – 264 с.: ил.
  2. Галеева Н.Л. Сто и пять приемов управления ситуацией формирования учебного успеха на уроках информатики: Методическое пособие для учителей информатики реализующих требования ФГОС./ Н.Л.Галеева, А.А.Заславский. – М.:ООО «Книга по требованию», 2013. – 116с.
  3. Зорина Е.М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий/ Е.М. Зорина, М.В.Зорин. - М.:Эксмо, 2016. – 240 с.
  4. Н.С. Лесков Тупейный художник. ЭОР https://ilibrary.ru/text/1156/p.10/index.html

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические основы компьютеров Основы логики

Слайд 2

Логика, высказывания Аристотель (384-322 до н.э.) Логика (др.греч. λογικ ο ς ) – это наука о том, как правильно рассуждать, делать выводы, доказывать утверждения. Формальная логика отвлекается от конкретного содержания, изучает только истинность и ложность высказываний. Логическое высказывание – это повествовательное предложение, относительно которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно.

Слайд 3

Высказывание или нет? «Художники» — это только живописцы да скульпторы. Художник погиб жертвою грубой толпы. Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Онисимовна . Брат моложе меня на восемь лет . Видишь, какое страшное? На кого его зверство обрушится!

Слайд 4

Логика и компьютер Двоичное кодирование – все виды информации кодируются с помощью 0 и 1. Задача – разработать оптимальные правила обработки таких данных. Почему «логика»? Результат выполнения операции можно представить как истинность (1) или ложность (0) некоторого высказывания. Джордж Буль разработал основы алгебры, в которой используются только 0 и 1 (алгебра логики, булева алгебра).

Слайд 5

Логические основы компьютеров Логические операции

Слайд 6

Обозначение высказываний A – Он был «тупейный художник». B – Она «представляла на сцене». простые высказывания (элементарные) Составные высказывания строятся из простых с помощью логических связок (операций) « и» , « или» , « не» , « если … то» , « тогда и только тогда» и др. Любое высказывание может быть ложно (0) или истинно (1). ! A и B если A , то B A тогда и только тогда, когда B Он был «тупейный художник» и она «представляла на сцене и танцевала танцы». Если она «представляла на сцене и танцевала танцы», то он был «тупейный художник». Она «представляла на сцене и танцевала танцы» тогда и только тогда, когда он был «тупейным художником».

Слайд 7

Операция НЕ ( инверсия) Если высказывание A истинно, то « не А» ложно, и наоборот. А не А 1 0 0 1 А Простых людей ведь надо беречь Простых людей ведь не надо беречь

Слайд 8

Операция И ( логическое умножение, конъюнкция) A B А и B 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 1 2 3 0 0 А Сражался я и служил государю и проливал свою кровь не однажды. В Вышел мне за то офицерский чин и благородное звание.

Слайд 9

Операция ИЛИ ( логическое сложение, дизъюнкция) A B А или B 1 0 также: A + B , A  B , A or B ( Паскаль ) , A || B ( Си) 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 А Запорешь В в солдаты отдашь … что-нибудь одно: запорешь или в солдаты отдашь.

Слайд 10

Импликация («если …, то …») A – «Аркадий ходил иногда «на мужскую половину». B – «Сам граф приказывал …«отрисовать кого-нибудь в очень благородном виде». A B А  B 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 Аркадий если и ходил иногда «на мужскую половину», то только в таком случае, если сам граф приказывал «отрисовать кого-нибудь в очень благородном виде».

Слайд 11

Эквивалентность («тогда и только тогда, …») А Все в доме уснут. В Она тихо приподнимается с постельки A B А  B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 Только тогда, когда все в доме уснут, она тихо приподнимается с постельки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы логики и логические основы компьютера

Основы логики и логические основы компьютера....

Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....

Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера" 10 класс

Контрольная работа по теме "Основы логики и логические основы компьютера", 1 и 2 вариант, 10 класс...

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

Основы логики и логические основы компьютера

Методические разработки уроков информатики по теме: «Основы логики и логические основы компьютера» 10-11 классы...

"Основы логики и логические основы компьютера"

6 презентаций по теме "Основы логики и логические основы компьютера"Основы логикиАлгебра высказыванийЛогические выражения и таблицы истинностиЛогические функцииЛогические законы и правила преобразован...

Контрольная работа для 11 класса по теме "Основы логики и логические основы компьютера"

Контрольная работа позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и оценить, насколько глубоко усвоен материал, так как третье задание (упростить функцию) не имеет алгоритма решения и может...