Рабочая программа по информатике: 9 класс с ОВЗ (Босова).
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Удовиченко Александр Олегович

Рабочая программа по информатике для 9-го класса с ОВЗ по учебнику Босовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabpr_informatika_9klass_c_ovz_bosova.docx109.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № _____

_____________ района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

на заседании МО

«Математика»

и рекомендовано к использованию

Председатель МО

________/_______________

Принято

Педагогическим советом

ГБОУ школы № ____

Протокол №_____от___________

Утверждено

Приказ №____от_____________

Директор ГБОУ школы № _____

_________/___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

для 9 ___  класса

__________________________________

учитель информатики

2019-2020 учебный год

Санкт - Петербург

2019 год

Раздел I    Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Информатика» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.

Федеральный Закон  от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.

Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

3.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утв. приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования

4.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03.2019  № 796-р "О формировании учебных планов  государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные  общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год"

5.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.04.2019 № 1010-р "О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные  общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году"

6.

Инструктивно-методическое письмо  Комитета по образованию Санкт-Петербурга  от 10.04.2019 № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»  

7.

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга  "О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»

8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

9.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15)

10.

Учебный план школы на 2019-2020 учебный год

11.

Информатика. Примерные рабочие программы. Составитель К.Л. Бутягина  Издательство  М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2018 год

       

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы.  Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Информатика 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,   - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.

               

Общая характеристика предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающих умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на развивающую жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики;
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место  предмета “Информатика” в учебном плане ГБОУ школы  № _____

Федеральный базисный учебный (образовательный) план на изучение информатики в основной школе отводит 1 учебный час в неделю в течение  учебного года, всего 34  часа в год, 102 часа с 7 по 9 класс. В связи с учебным планом школы рабочая программа составлена  на 68 ч (2 ч в неделю).

Раздел II   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Организация учебного процесса

Обучение информатике и ИКТ по УМК Босовой Л.Л. обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного изучения информатики.

       Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • контрольная работа;
  • практикум.

Раздел III  Коррекционная направленность программного материала

Дети с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)  страдают неустойчивым вниманием, малым объёмом памяти, несформированностью мыслительных операций, поэтому главная направленность курса  - развивающая.  Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.  При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, исключением пробелов в знаниях учеников с ограниченными возможностями здоровья,  затем  последующее развитие опыта  и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

На уроках информатики целесообразным является постоянное использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point. Здесь возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов.

Виды деятельности следует чередовать: лекционная часть с демонстрацией слайдов презентации, работа в тетради, работа на ПК. Каждый вид деятельности чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз. Для выполнения работы на компьютере учащимся раздается подробная инструкционная карта с описанием каждого шага выполнения задания.

Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.

 Раздел IV Психолого-педагогическая характеристика  9 ____ класса

[Вставить психолого-педагогическую характеристику класса]

Раздел V Тематический план и содержание тем курса

 Структура содержания курса информатики для 9 класса определена следующими тематическими блоками:

Содержание

Кол-во часов

Проверочные работы (кол-во)

Моделирование и формализация

18

1

Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмизация и программирование

16

1

Обработка числовой информации в электронных таблицах

12

1

Коммуникационные технологии

20

1

Итоговое повторение

2

1

ИТОГО

68

5

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Моделирование и формализация

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

  •  осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  •  оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  •  определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  •  анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  •  определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 2. Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмизация и программирование.

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  •  (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;  
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива  и пр.

Тема 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах.

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
  • строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Тема 4. Коммуникационные технологии.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические объекты.

Раздел VI   Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока

Основное содержание

Планируемые результаты

Домашнее

задание

по плану

по факту

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Моделирование и формализация

1

ПОУ

Инструктаж по ТБ и организация рабочего места

Инструктаж по ТБ.

2

КУ

Цели изучения курса информатики и ИКТ

Информатика, ИКТ, информационное общество

Общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики

Целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного  общества

Умения и навыки  безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

Введение

3

УИНМ

Моделирование как метод познания

Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей

Знание основных этапов моделирования; понимание

сущности этапа формализации при построении информационной

модели;

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний

Понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества

§1.1

4

КУ

Моделирование как метод познания

Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей

Знание основных этапов моделирования; понимание

сущности этапа формализации при построении информационной

модели

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Понимание роли информационного моделирования в

условиях развития информационного общества

§1.1

5

УИНМ

Знаковые модели

Словесная модель, математическая модель, компьютерная модель

Представление о сущности и разнообразии

знаковых информационных моделей

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.2

6

КУ

Знаковые модели

Словесная модель, математическая модель, компьютерная модель

Представление о сущности и разнообразии

знаковых информационных моделей

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.2

7

КУ

Графические модели

Схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Представление о сущности и разнообразии

графических информационных моделей

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.3

8

КУ

Графические модели

Схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево

Представление о сущности и разнообразии

графических информационных моделей;

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах Применения

информационного моделирования

§1.3

9

КУ

Табличные модели

Таблица, таблица «объект-свойство», таблица «объект-объект»

Представление о сущности и разнообразии

табличных информационных моделей

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.4

10

КУ

Табличные модели

Таблица, таблица «объект-свойство», таблица «объект-объект»

Представление о сущности и разнообразии

табличных информационных моделей;

Владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

Представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.4

11            

КУ

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

Представление о сущности и разнообразии

информационных систем и баз данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.5

12

КУ

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ

Представление о сущности и разнообразии

информационных систем и баз данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных;

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.5

13

КУ

Система управления базами данных

База данных, СУБД, функции СУБД, интерфейс СУБД, таблица, форма

Представление о функциях СУБД, простейшие

умения создания однотабличной базы данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.6.1-1.6.2

14

КУ

Система управления базами данных

База данных, СУБД, функции СУБД, интерфейс СУБД, таблица, форма

Представление о функциях СУБД, простейшие

умения создания однотабличной базы данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.6.1-1.6.2

15

КУ

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

База данных, СУБД, функции СУБД, интерфейс СУБД, запрос, отчет

Простейшие умения создания и использования

однотабличной базы данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.6.3-1.6.4

16

КУ

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

База данных, СУБД, функции СУБД, интерфейс СУБД, запрос, отчет

Простейшие умения создания и использования

однотабличной базы данных

Представление о сферах применения

информационных систем и баз данных

Понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§1.6.3-1.6.4

17

ПОУ

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Модель, моделирование, информационная модель, формализация, граф, дерево, таблица, информационная система, база данных, СУБД

Знание основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Владение информационным моделированием как основным методом познания: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Глава 1

18

УКЗ

Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация»

Модель, моделирование, информационная модель, формализация, граф, дерево, таблица, информационная система, база данных, СУБД

Знание основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Владение информационным моделированием как основным методом познания: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Глава 1

Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмизация и программирование

19

УИНМ

Решение задач на компьютере. Инструктаж по ТБ

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчётов

Представление об основных этапах решения задачи

на компьютере

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами

самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.1

20

КУ

Решение задач на компьютере.

Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчётов

Представление об основных этапах решения задачи

на компьютере

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами

самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.1

21

КУ

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.1-2.2.3

22

КУ

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.1-2.2.3

23

КУ

Вычисление суммы элементов массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.4

24

КУ

Вычисление суммы элементов массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.4

25

КУ

Последовательный поиск в массиве.

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.5

26

КУ

Последовательный поиск в массиве.

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.5

27

КУ

Сортировка массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.6

28

КУ

Сортировка массива

Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка

Представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.2.6

29

КУ

Конструирование алгоритмов

Алгоритм, последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, рекурсивный алгоритм

Представления о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупнёнными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупнённых шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.3

30

КУ

Конструирование алгоритмов

Алгоритм, последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, рекурсивный алгоритм

Представления о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупнёнными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупнённых шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.3

31

УИНМ

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия

Алгоритм, последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, рекурсивный алгоритм

Представления о способах записи вспомогательных

алгоритмов в языке Паскаль

Умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.3.3

32

КУ

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия

Алгоритм, последовательное построение алгоритма, вспомогательный алгоритм, рекурсивный алгоритм

представления о способах записи вспомогательных

алгоритмов в языке Паскаль

Умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§2.4

33

ПОУ

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование»

Кибернетика, управление, управляемый объект, алгоритм управления, обратная связь, программа, язык программирования

Представление о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд; умение записывать алгоритмы управления на языке программирования

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках предложенных

условий, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность

выполнения учебной задачи

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

Глава 2

34

УКЗ

Проверочная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»

Кибернетика, управление, управляемый объект, алгоритм управления, обратная связь, программа, язык программирования

Представление о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи; умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд; умение записывать алгоритмы управления на языке программирования

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

Глава 2

Обработка числовой информации в электронных таблицах

35

УИНМ

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

Основные режимы работы. Инструктаж по ТБ

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

Наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.1

36

КУ

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

Основные режимы работы.

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

Наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.1

37

КУ

Организация вычислений.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка

Наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.2.1

38

КУ

Организация вычислений.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка

Наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.2.1

39

КУ

Встроенные функции.

Логические функции.

Электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция

Навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.2.2-3.2.3

40

КУ

Встроенные функции.

Логические функции.

Электронные таблицы, вычисление, формула, ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция

Навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам;

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.2.2-3.2.3

41

КУ

Сортировка и поиск данных

Электронные таблицы, вычисление, формула, сортировка, поиск (фильтрация)

Навыки выполнения в электронных таблицах расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач (на примере баз данных и электронных таблиц)

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.3.1

42

КУ

Сортировка и поиск данных

Электронные таблицы, вычисление, формула, сортировка, поиск (фильтрация)

Навыки выполнения в электронных таблицах расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач (на примере баз данных и электронных таблиц)

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.3.1

43

КУ

Построение диаграмм и графиков

Диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории

Навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах

Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки визуализации данных

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.3.2

44

КУ

Построение диаграмм и графиков

Диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории

Навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах

общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки визуализации данных

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

§3.3.2

45

ПОУ

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Электронные таблицы, табличный процессор, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график

 Навыки использования электронных таблиц

Навыки выполнения расчетов и визуализации числовых данных

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Глава 3

46

УКЗ

Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Электронные таблицы, табличный процессор, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график

 Навыки использования электронных таблиц

Навыки выполнения расчетов и визуализации числовых данных

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Глава 3

Коммуникационные технологии

47

УИНМ

Локальные и глобальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ

Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.1

48

КУ

Локальные и глобальные компьютерные сети

Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.1

49

КУ

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

Компьютерная сеть, глобальная сеть, Интернет, IP-адрес

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.2.1-4.2.2

50

КУ

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

Компьютерная сеть, глобальная сеть, Интернет, IP-адрес

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.2.1-4.2.2

51

КУ

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

Компьютерная сеть, глобальная сеть, Интернет, доменная система имён, протокол IP,  протокол  ТСР

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.2.3-4.2.4

52

КУ

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

Компьютерная сеть, глобальная сеть, Интернет, доменная система имён, протокол IP,  протокол  ТСР

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.2.3-4.2.4

53

КУ

Всемирная паутина. Файловые архивы

Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол HTTP, файловые архивы, протокол FTP

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.3.1-4.3.2

54

КУ

Всемирная паутина. Файловые архивы

Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол HTTP, файловые архивы, протокол FTP

Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека

§4.3.1-4.3.2

55

КУ

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

Всемирная паутина, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о схеме работы электронной почты

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.3.3-4.3.6

56

КУ

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

Всемирная паутина, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, пароль

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о схеме работы электронной почты

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.3.3-4.3.6

57

УИНМ

Технологии создания сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.1

58

КУ

Технологии создания сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.1

59

КУ

Содержание и структура сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.2

60

КУ

Содержание и структура сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.2

61

КУ

Оформление сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.3

62

КУ

Оформление сайта

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.3

63

КУ

Размещение сайта в Интернете

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.4

64

КУ

Размещение сайта в Интернете

Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайта

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

§4.4.4

65

ПОУ

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии»

IP-адрес, Всемирная паутина, доменное имя, Интернет, канал связи, компьютерная сеть, логин, пароль, протокол, сайт, социальная сеть, файловые архивы, форум, электронная почта

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Глава 4

66

УКЗ

Проверочная работа по теме «Коммуникационные технологии»

Всемирная паутина, доменное имя, Интернет, канал связи, компьютерная сеть, логин, пароль, протокол, сайт, социальная сеть, файловые архивы, форум, электронная почта

Наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет

Представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Глава 4

Итоговое повторение

67

ПОУ

Основные понятия курса

Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7-9 классах

Навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ

Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.

68

УКЗ

Итоговое тестирование

Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7-9 классах

Навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ

Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.

Типы уроков:

УКЗ - урок контроля знаний

УИНМ -  урок изучения нового материала

ПОУ - повторительно-обобщающий урок

КУ - комбинированный урок

Раздел VII   Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Раздел VIII   Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

  Процент выполнения задания

Отметка

90-100%

отлично

75-89%%

хорошо

50-74%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы) выставляется:

отметка «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

отметка «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

отметка «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

отметка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Нормы при выставлении отметок за устный опрос следующие:

отметка «5» - за безупречный ответ, либо при наличии одной -двух мелких погрешностей;

отметка «4» - при наличии в ответе 1-2 недочетов;

отметка «3» - за 1-2 грубые ошибки, или многих недочетов и мелких погрешностей;

отметка «2» - за незнание основного программного материала.

Грубой ошибкой считается полное искажение смысла понятий, определений, формулировки правил.

Погрешность - неточная формулировка понятия, правила, определения, которая свидетельствует о нечетком представлении их сущности.

Недочет - неправильное представление о предмете, но не влияющее в существенной степени на знание программного материала.

Мелкая погрешность - случайная описка, оговорка, неточность, не искажающая смысла ответа или решения.

Более сложным является оценивание выполнения учащимися практических работ и заданий.

Критерии оценки практического задания:

отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности;

отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя;

отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.

Критерии оценки выполнения учебного проекта и его публичной защиты:

  • обоснованность актуальности темы проекта и предлагаемых решений;
  • объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность проекта;
  • уровень творчества, проявление оригинальности при раскрытии темы;
  • дизайн, стиль, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество схем, рисунков, анимации;
  • проявление глубины и широты знаний по теме;
  • качество доклада при защите проекта.

  Раздел  IX    Перечень ресурсного обеспечения

Учебно-методическая литература

Основная литература

1. учебник «Информатика 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,   - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2019 г.

2. Информатика. Примерные рабочие программы. Составитель К.Л. Бутягина  Издательство  М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2018 год

Дополнительная литература

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса в 2-х частях . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю.: Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

5. Босова Л.Л., Босова  А.Ю., Лобанов А.А.: Информатика. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы. ФГОС М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Бондарева И.М. Занимательные задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

7.  М.Н. Капранова. Программирование 7-11 классы. Волгоград: Учитель 2016 г.

Цифровые образовательные и интернет ресурсы:

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 9 класс»
  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках   http://www.klyaksa.net
  • Дидактические материалы по информатике и математике  http://comp-science.narod.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/
  • Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников: http://www.phis.org.ru/informatika/

Технические средства обучения  

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Организация учебного процесса по информатике требует наличия в учебной организации современной информационно-образовательной среды. Для проведения учебных занятий по информатике необходимо наличие компьютерного класса, укомплектованного компьютерами для школьников и компьютером для учителя. Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Рабочее место учителя должно быть укомплектовано проектором, экраном, принтером, сканером

Программные средства

Операционная система – Windows;

Система программирования;

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);

Программы для тестирования компьютера и работы с файлами;

Программы для кодирования информации, систем счисления и основ логики;

Программы-тренажеры;

Программы-архиваторы;

Комплект презентаций по каждому классу;

Программы для создания и разработки алгоритмов.

 

Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Предмет: Информатика

Класс:  9____           Учитель:__________________                    2019-2020  учебный год

I четверть

№ урока

Даты по осн.КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

"____" ___________ 2019 г

Учитель   ____________ /_________________________ 

"СОГЛАСОВАНО"

Заместитель директора по УВР  ГБОУ школы № _____   _____________/______________________

"_____ " ____________ 2019 г        

Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Предмет: Информатика

Класс:  9____           Учитель:__________________                    2019-2020  учебный год

II  четверть

№ урока

Даты по осн.КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

"____" ___________ 2019 г

Учитель   ____________ /_________________________ 

"СОГЛАСОВАНО"

Заместитель директора по УВР  ГБОУ школы № _____   _____________/______________________

"_____ " ____________ 2019 г        

Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Предмет: Информатика

Класс:  9____           Учитель:__________________                    2019-2020  учебный год

III четверть

№ урока

Даты по осн.КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

"____" ___________ 2020 г

Учитель   ____________ /_________________________ 

"СОГЛАСОВАНО"

Заместитель директора по УВР  ГБОУ школы № _____   _____________/______________________

"_____ " ____________ 2020  г

Лист корректировки рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Предмет: Информатика

Класс:  9____           Учитель:__________________                    2019-2020  учебный год

IV  четверть

№ урока

Даты по осн.КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

"____" ___________ 2020 г

Учитель   ____________ /_________________________ 

"СОГЛАСОВАНО"

Заместитель директора по УВР  ГБОУ школы № _____   _____________/______________________

"_____ " ____________ 2020  г                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г

Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование поинформатике в 5классе с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по    информатике ФГОС 7-9 Босова...

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...