Занимательная информатика
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе подпрограммы формирования икт-компетентности учащихся, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа кружка«Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00047237-778a9c49.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе подпрограммы формирования икт-компетентности учащихся, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа кружка«Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «Глушковская ООШ».
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Программа кружка построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру;
- доступность, познавательность и наглядность;
- практико-ориентированная направленность;
- психологическая комфортность
Формы и методы работы:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.
- Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы кружка
«Занимательная информатика»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
- Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проекта.
Способы контроля:
- устный опрос;
- комбинированный опрос;
- проверка самостоятельной работы;
- игры;
- защита проектов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проектов.
Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Учебно-тематический план (34 ч)
Учебная тема | Количество часов |
Основы компьютерной грамотности | 3 |
Работа в текстовом редакторе MSWord | 10 |
Работа с графическим редактором MSPaint. | 6 |
Работа с табличным редактором Excel | 8 |
Работа в программе MSPowerPoint | 7 |
Всего | 34 |
Поурочно-тематическое планирование кружка в 5 классе
Дата | № п/п | Наименование тем занятий |
Основы компьютерной грамотности | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка. | |
2 | Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника. | |
3 | Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). | |
Работа в текстовом редакторе MSWord | ||
4 | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. | |
5 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | |
6 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. | |
7 | Проверка орфографии и грамматики. | |
8 | Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). | |
9 | Использование элементов рисования (надписи WordArt). | |
10 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения». | |
11 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. | |
12 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. | |
13 | Создание проекта «Расписание уроков». | |
Работа с графическим редактором MSPaint. | ||
14 | Работа с графическим редактором Paint. | |
15 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом». | |
16 | Редактирование объектов. Обращение цвета. | |
17 | Конструирование. | |
18 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». | |
19 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». | |
20 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». | |
21 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». | |
Работа с табличным редактором Excel | ||
22 | Особенности представления в информации в табличном редактореMSExcel. | |
23 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта». | |
24 | Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. | |
25 | Создание круговых диаграмм. Форматирование. | |
26 | Использование автоввода данных. Форматирование ячеек. | |
27 | Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой». | |
Работа в программе MSPowerPoint | ||
28 | Особенности представления в информации в программе MSPowerPoint. | |
29 | Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. | |
30 | Настройка анимации. Дизайн. | |
31 | Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint. | |
32 | Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint. | |
33 | Защита мини-проектов. | |
34 | Защита мини-проектов. Заключительное занятие. | |
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"
Мероприятие по информатике для учеников 10 класса "Занимательная информатика"...
Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"
Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"...
Программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика"
Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.Содержание настоящей программы направлено на достижение следую...
ВИКТОРИНА ПО ИНФОРМАТИКЕ: «Занимательная информатика»
ВИКТОРИНА ПО ИНФОРМАТИКЕ: D 9-11 КЛАССАХ «Занимательная информатика»...
Внеклассное мероприятие по информатике "Час занимательной информатики"
Игра может проводиться между командами учащихся 8-9-х классов. В каждой команде по 5 человек, остальные учащиеся задействованы в группы поддержки и зрителей.Цели:Повторение и закрепление основного про...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...
Интеллектуальная игра по информатике "Занимательная информатика"
Интеллектуаотная игра по информатике для воспитанников 5-6 класса служит для развитие внимания, памяти, активности, познавательного интереса к предмету....