Рабочая программа кружка «МУЛЬТИСТУДИЯ»
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Программа детской анимационной студии разработана для обучения детей основам создания мультипликационных фильмов. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению в 5-8 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и развитию их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multistudiya.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
предмет
«МУЛЬТИСТУДИЯ»
Кружок
5-8 классы
Возраст, классы
2019-2020 учебный год
Срок реализации программы
Составитель:Федяева А.И
- Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Уровень программы: ознакомительная.
Актуальность. Программа детской анимационной студии разработана для обучения детей основам создания мультипликационных фильмов. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению в 5-8 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и развитию их творческих способностей.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Ш.А. Амонашвили, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской и Е.Г. Макаровой, в которых рассматриваются вопросы обучения детей творческим навыкам, арт-терапии в начальной школе и детском саду, также авторская программа комплексного развития детей средствами анимационного кино (т.н. анимационная педагогика), разработанная Ю.Е. Красным.
«Анима» – в переводе означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с одушевлением, оживлением. А не с набором коллективных игр, как его стали воспринимать сегодня.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.
Кино вообще, и в особенности анимационное кино – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Занятие анимацией развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них (универсальность).
В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность).
Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося "в него" элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры (причастность).
Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы эстетического воспитания.
Для большинства детей знакомство с искусством начинается именно с мультипликации: раньше, чем читать и даже говорить, дети начинают смотреть мультфильмы. По мнению ведущих исследователей искусства мультипликации (Д.В. Ольшанский, Б.П. Юсов) , это искусство впитывает и перерабатывает все, что несут все важнейшие области искусства: литература, живопись, музыка, кукольный театр, цирковая клоунада и другие. Мультфильм – этого своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Краткость фильма, соответствующая особенностям детского восприятия, занимательный его характер – это главные предпосылки сильного впечатления, производимого искусством «мультика» на детей. Движение, действие, быстрая смена эпизодов в наибольшей мере соответствуют психологической потребности младших школьников.
Патриотичность и социальная значимость программы. Важнейшая часть программы – ее идеология. Это создание отечественного мультипликационного продукта руками детей, пропаганда важнейших человеческих ценностей – доброты, любви к Родине, краю, природе и близким.
Педагогическая целесообразность. Огромное значение имеет культурная и воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
Также большое значение имеет психологическая и человеческая роль хорошей мультипликации. Многие тысячи родителей сейчас жалуются на то, что их детям нечего стало смотреть – только поток американской и японской анимации, наполненной сценами насилия, войны, агрессии. Очень мало отечественного продукта, продолжающего традиции «Ну, погоди!» и «Винни-Пуха», «Чебурашки» и «Каникул в Простоквашино». Мультиков, созданных руками детей – и вовсе почти нет. Задача студии – восполнение этих пробелов и создания действительно «добрых мультиков», учащих растущего человека прекрасному.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями программы являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Программа рассчитана на 1 год (108 ч.) и предназначена для всех желающих, противопоказаний - нет.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по «оживлению» на экране самых простых предметов до изобретения новых анимационных техник, от упражнений с наиболее простыми экранными движениями до сложных постановочных композиций, использующих всю глубину и объем экранного пространства. Таким образом, ребёнок постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- использование различных анимационных техник: техника перекладки, пластилиновая и песочная анимация, техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей.
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом, может быть как полностью готовый для просмотра полноценный мультфильм, так и отдельные творческие работы, создаваемые в ходе его подготовки: литературная основа (крошечное стихотворение, сказка, драматургический этюд), создание образов отдельных персонажей, создание фона или пространства, в котором действуют персонажи, подготовка звукового оформления будущего фильма (исполнение песни или подбор уже записанного музыкального сопровождения, озвучивание речи персонажей и т.п.). На каждом занятии должно происходить волшебство – открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет придумывание новых сюжетов и техник исполнения для очередного мультфильма. Работа над мультфильмом (создание нового мира, самих персонажей, их «оживление» на экране, работа над выразительностью речи, характерами героев и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
Отличие от других программ заключается в том, что результат конечного продукта деятельности учащихся не зависит от уровня развития навыков работы с цифровой техникой.
Цель занятий в анимационной студии: развитие творческих способностей детей средствами современного экранного искусства и приобщение их к мировым достижениям культуры.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- развитие творческого потенциала личности младшего школьника;
- развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, мелкой моторики и речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- развитие нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей;
- развитие речи, воображения, абстрактного и творческого мышления посредством создания визуальных образов мультипликации;
- воспитание любви к шедеврам мировой мультипликации и кино, совместный разбор и анализ их;
- обучение учащихся основам анимации (замысел и драматургия, владение различными техниками анимации, правила съемки и монтажа, звуковое оформление мультфильма;
- освоение основных простых техник рисунка, аппликации, коллажа, дизайна и мультипликации.
Данная программа ориентирована на детей 7-10 лет. Общий срок реализации – 1 год. 3 часа в неделю. Наполняемость группы 10 человек (групповая форма работы) и 5 человек (индивидуально-групповая форма работы).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. 1 раз по 2 часа подгруппа и 1 час вся группа.
Формы обучения: беседы, практические занятия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемного изложения; наглядный.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу обучения в мульт-студии «Эксперимент» учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - необходимые сведения о видах анимационных техник; - о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране; - законах развития сюжета и правилах драматургии; - о звуковом сопровождении мультфильма. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителя и др. людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию | - «оживлять» на экране самые различные предметы и пользоваться основными анимационными техниками; -импровизировать; - работать в группе, в коллективе. |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе творческого взаимодействия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии экранного искусства -красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Формы подведения итогов занятий младших школьников в анимационной студии «Эксперимент»:
- выступления с показами мультфильмов собственного изготовления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и анимационных фестивалях.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | ||
2 | Ведение в историю мировой и отечественной анимации. | 1 | 1 | - | ||
3 | Особенности языка анимации. Кукольная анимация. | 1 | 1 | - | ||
4 | Разработка сценария анимационного фильма. Кукольная (предметная) анимация. | 2 | - | 2 | ||
5 | История мировой анимации. | 11 | 1 | - | ||
6 | Принципы и методы «одушевления» предметов. | 4 | 1 | 3 | ||
7 | Инструментарий и материалы «одушевления». | 12 | -- | 2 | ||
8 | Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг"). | 12 | - | 2 | ||
9 | Техники перекладочной анимации. | 1 | 1 | - | ||
10 | Особенности пластилиновой, пиксельной, сыпучей анимации. Природа движения | 4 | 1 | 3 | ||
15 | Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. | 3 | 1 | 2 | ||
16 | Мультипликатор - прежде всего «актер в душе». | 12 | 11 | 1 | ||
17 | Условность движения. Выразительность движения. | 11 | 1 | - | ||
18 | Персонаж в анимационном фильме. | 12 | 11 | 1 | ||
22 | Пластилиновая анимация. | 12 1 | 1 | 1 | ||
27 | Фон и персонаж в плоскости. | 11 | 1 | - | ||
28 | Съемка сцен для анимационного фильма. | 12 | - | 2 | ||
30 | Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом. | 12 | -- | 2 | ||
Всего | 34 | 13 | 21 |
IV. Содержание занятий
Тема занятия | Содержание |
Вводное занятие | Теория Техника безопасности. Аннотация образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. |
Ведение в историю мировой и отечественной анимации | Теория История мировой анимации. Историческое развитие анимации в целом, разнообразие анимационных технологий (лекция с просмотрами). |
Особенности языка анимации. Кукольная анимация | Теория Язык анимации. Кукольная анимация в фильме Н.Лукина «Куклы в мире людей». Часть первая «Друзья из детства» |
Разработка сценария анимационного фильма. Кукольная (предметная) анимация | Теория Кукольная анимация в фильме Н.Лукина «Куклы в мире людей». Практика Особенности кукольной анимации. |
История мировой анимации | Теория Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами). |
Принципы и методы Принципы и методы одушевления «одушевления» предметов | Теория История отечественной анимации: В. Старевич – основатель кукольной анимации. Демонстрация презентации со слайдами. Практика Выполнение упражнений |
Инструментарий и материалы «одушевления» | Теория Кукольная анимация в фильмах Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева. Инструментарий и материалы «одушевления». |
Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг | Теория Тайминг в работах У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина.Компоновки. Практика Промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Выполнение упражнений на расчет времени движения персонажа. |
Техника перекладки | Теория Понятие техники «перекладка». Просмотр и обсуждение мультфильма Р. Качанова «Варежка» |
Особенности пластилиновой, пиксельной, сыпучей анимации. Природа движения | ТеорияИнструментарий аниматора. Практика Практические упражнения в пиксельной и сыпучей анимации. Создание мини-мультфильмов |
Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма | Теория Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма. Практика Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма. |
Мультипликатор - прежде всего «актер в душе» | Теория Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма. |
Условность движения. Выразительность движения | Теория Способы достижения максимальной выразительности сцен при лимитированном мультипликате. Выразительность движения в фильме И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз». Практика Работа над созданием персонажей анимационного фильма. |
Персонаж в анимационном фильме | Теория Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма. Практика Работа над созданием персонажей. |
Пластилиновая анимация. | Разработка сценария для анимационного фильма с применением стоп-моушен анимации. Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да». Практика Работа над сценарием |
Фон и персонаж в пластилиновой анимации | Теория Фон в фильмах из серии «Гора самоцветов». Практика Анимация персонажей. Съемка сцен серии |
Фон и персонаж в плоскости | Теория Принципы анимирования плоских пластилиновых персонажей. Практика Съемка персонажей |
Съемка сцен для анимационного фильма | Практика Съемка фильма (Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа). |
Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом | Практика Съемка сцен. Монтаж |
Формы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля:
- Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).
- Промежуточный контроль.
Критерии оценивания работ при текущем контроле:
- Соответствие образа созданного персонажа со сценарным образом.
- Правильность выбора сюжета при создании раскадровки анимационного фильма.
- Соответствие длительности сцен со сценарием при работе над таймингом анимационного фильма.
- Аккуратное выполнение работы по созданию персонажей и декораций.
Критерии оценивания работ при промежуточном контроле:
В конце первого и второго полугодий проходят просмотры созданных анимационных фильмов с целью анализа и поиска общих ошибок в работе. Кроме этого дается оценка на соответствие музыкального сопровождения, движения персонажей, расчета времени, декораций начальному сценарию.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательной деятельности учащихся – групповая и весь состав.
Организация аудиторных занятий – учебное занятие, мастер-класс.
Внеаудиторное занятие – экскурсия.
Учебное оборудование: стол, цифровая фотокамера, компьютер, монитор, колонки, штатив, лампы (софиты).
Материалы: пластилин, бумага формата А3, цветная бумага, ножницы, скотч.
Список используемой литературы
- Игнатова. Вектор пластилина.- М.: Отдельное издание, 2013. – 143 с.
- Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. - М.: Владос, 2006. – 240 с.
- Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. Учебно-методическое пособие.- М.: Владос, 2001. – 67 с.
- Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. -М.: Перспектива, 2011. – 148 с.
- Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века.- М.: Грааль, 2002. – 269 с.
- Орен Р. Секреты пластилина. М.: Махаон, 2015 г. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...