Формирование метапредметных понятий в курсах математики и информатики
статья по информатике и икт (5, 6 класс)

Статья на тему "Формирование метапредметных понятий в курсах математики и информатики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

ГБОУ школа № 337

Учитель математики

Мягков Игорь Николаевич

Формирование метапредметных понятий в курсах математики и информатики

Творческие способности человека можно развивать в различных областях знания и на разных стадиях процесса обучения. В этом отношении возможности междисциплинарного взаимодействия математики и информатики чрезвычайно велики.

Достаточно новым предметом в образовании является предмет «Информатика и ИКТ». Несмотря на это, уже наблюдается упадок интереса к предмету. Происходит снижение мотивации изучения школьниками информатики, из-за потери новизны и привлекательности основного средства обучения и одновременно объекта изучения информатики – компьютера, который на первых этапах являлся мощным мотивационным фактором. За время становления и развития информатики как учебного предмета было проведено большое количество исследований [1-5], направленных на разработку методики обучения данной дисциплине в средней школе, заложены основы построения образовательного процесса по информатике.

В работе Карташовой Л.И. [6] рассматривается возможность повышения мотивации учащихся за счет правильной расстановки акцентов при обучении. При создании определенных усилий и целенаправленном воздействии имеется возможность добиться того, чтобы на первый план вышли мотивы, необходимые для более эффективной организации деятельности учащихся. В случае с учебно-познавательной деятельностью это должны быть познавательные мотивы.

Исходя из возрастных и личностных особенностей учащихся, а также учитывая особенности информатики (сильные межпредметные связи с другими науками, широкое распространение методов и средств информатики и др.), определено, что средством развития познавательной мотивации при обучении информатики должны стать задачи межпредметного характера.

Основной задачей нашего исследования является выделение таких понятий среди курса математики, которые носят пропедевтических характер. Другими словами, необходимо выделить метапредметные понятия и умения, формируемые в данном курсе, которые послужат улучшению математического аппарата младших школьников и развитию логического мышления.

В рамках работы были проанализированы следующие учебные комплекты по информатике

В настоящее время существуют следующие программы:

  1. Информатика и ИКТ. Босова Л.Л, 5 - 6 классы [7,8]
  2. Информатика. Тур С.Н., Бокучаева Т.П., 5-6 классы [9,10]
  3. «Информатика и ИКТ. Начальный уровень».  Авторский коллектив под редакцией профессора Макаровой Н.В., 5-й, 6-й классы [11,12]
  4. Информатика. Алгоритмика. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.Л. 5-7 классы [13]

Рассмотрев все программы по курсу информатики можно сделать вывод, что основной задачей всех курсов является развитие алгоритмического мышления, развитие умения писать и читать алгоритмы. Можно говорит о возможности развития логического мышления, что так необходимо в этом возрасте.

В большинстве общеобразовательных учреждений наиболее востребованным из перечисленных программ является курс информатики Босовой Л.Л.. Поэтому в нашем исследовании мы рассмотрели именно этот УМК с точки зрения пропедевтики математики 5-6 класса и нахождения метапредметных понятий и умений. Так как во всей работе в целом мы ищем надпредметные понятия математики, информатики и физики, то и рассматривать данные понятия будет со всех ракурсов данных предметов. Таблица 5.

Таблица 5

Востребовано при изучении физики

Математика

Информатика

Метапредметные понятия, умения

Шкалы и координаты Координатная плоскость

Вводятся основные понятия. Количество заданий для их  отработки недостаточно.

Большое количество задач, но без теоретического объяснения

Единичный отрезок, координатная плоскость, координата, перпендикуляр, перпендикулярные прямые, начало координат

Умение наносить и определять численные значения по графикам, шкалам.

Действия с положительными и отрицательными числами

Решение большого количества примеров

Решение математических примеров с использованием обучающей программы «Кузнечик»

Понимание значений отрицательных и положительных величин. Правильные действия с формулами для нахождения искомой величины.

Именованные числа и действия с величинами, выраженными в разных единицах измерения

Работа с единицами длины, массы, объема

Работа с единицами измерения информации

Единица измерения (г, кг, мм, см, м, л).

Умение перевода единиц измерения из одной системы в другую

Числовая и буквенная запись выражений

Решение большого числа уравнений

Данный материал отсутствует

Переменная, неизвестный множитель.

Умение работать с формулами, выражать неизвестную переменную.

        Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что метапредметными понятиями в курсе 5-6 класса являются:

  1. переменная;
  2. неизвестный множитель;
  3. единица измерения (г, кг, мм, см, м, л);
  4. отрицательные и положительные величины;
  5. единичный отрезок;
  6. прямая;
  7. координатная плоскость;
  8. координата;
  9. перпендикуляр;
  10. перпендикулярные прямые;
  11. начало координат.

Метапредметными умениями становятся:

  1. Умение работать с формулами, выражать неизвестную переменную;
  2. Умение перевода единиц измерения из одной системы в другую;
  3. Правильные действия с формулами для нахождения искомой величины;
  4. Умение наносить и определять численные значения по графикам, шкалам.

Список литературы

  1. Бешенков С. А. ,Ракитина Е. А. , Матвеева Н. В. , Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -144 с.
  2. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-6 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. -344 с.
  3. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие/ И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. -416 с. : ил.
  4. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ - компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования:– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -192 с.
  5. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютере: Кн. для учителя. Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1989. -224 с.
  6. Карташова Л.И. Развитие познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике на основе решения задач межпредметного характера. : дис. канд. пед. наук. –М., 2009. -192 с.
  7. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. - 4-е изд. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-199с.
  8. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. - 4-е изд. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-215с.
  9. Учебник-тетрадь по информатике. 5 класс/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева. БХВ-Петербург, 2009.-188с.
  10. Учебник-тетрадь по информатике.. 6 класс/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева. БХВ-Петербург, 2006.-148с.
  11. Информатика 5-6 класс/ Под ред. Н.В.Макаровой. –СПб.: Издательство «Питер», 2007.- 160с.
  12. Информатика 6-7 класс/ Под ред. Н.В.Макаровой. –СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 256с.
  13. Информатика. Алгоритмика. 5-7 класс/ А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. -М.: Дрофа, 1998.-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Статья "Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики".

Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения соб...

Витагенное обучение школьников как основа формирования метапредметного понятия

В работе представлен опыт использования технологии витагенного обучения школьников. Мастер-класс разработан в соответствии с основными этапами технологии витагенного обучения при изучении нового понят...

Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя техноло...