Мастер-класс «Информационная безопасность на уроках информатики»
методическая разработка по информатике и икт

Абдуллатипова Заира Абдулгамидовна

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к непредсказуемым последствиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Информационная безопасность на уроках информатики»

Цель мастер-класса: информировать пользователей о безопасной работе в сети Интернет; познакомить с правилами безопасной работы в Интернете; учить ориентироваться в информационном пространстве; способствовать ответственному использованию online-технологий; формировать информационную культуру.

Ход мастер-класса:

Фрагмент урока «Безопасность в сети ИНТЕРНЕТ»

Цель урока: 

  • Познакомить учащихся с преимуществами сети Интернет, скрытыми и открытыми угрозами Интернета, классификации интернет угроз;
  • Сформировать понятия Интернета;
  • Научить учащихся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
  • Уметь отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную информацию от безопасной;
  • Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки вовлечения их в противоправную деятельность.

Оборудование: интерактивная доска с ноутбуком, презентация, видео ролик, буклеты, смайлики.

I. Организационно-мотивационный этап  

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня вам нужно будет побывать в роли учеников.

II. Основная часть (просмотр видеоролика)

-О чем этот ролик?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Безусловные преимущества использования Интернет

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования.

Какие возможности нам предоставляет Интернет?

 - Коллеги попрошу Вас разделиться на две группы. И помочь определиться, в чем состоят положительные и отрицательные стороны Интернет. Первая группа для каждого слова из слайда подберите положительную сторону данного слова, а вторая группа подберите отрицательную сторону для каждого слова со слайда.

Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к непредсказуемым последствиям.

Крупные компании, серьезно задумывающиеся об информационной безопасности, занимаются обучением своих работников безопасному поведению в сети. Для этого они моделируют опасные ситуации, в которые может попасть пользователь и таким образом научился избегать таких ситуаций. Вот и мы с вами попробуем смоделировать такие ситуации. И в результате нашей совместной работы постараемся создать памятку для безопасного поведения в сети Интернет.

  1. Практическая работа.

 Перед тем как начать работу за компьютером давайте вспомним ТБ.

-Каким должно быть расстояние от глаз до монитора?

- Как держим спинку?

Сколько минут беспрерывно можно работать за компьютером?

А теперь я попрошу вас открыть ваши почты на компьютере. Я вам скинула письмо содержащее текстовый документ, в котором мы будем составлять памятку. Попрошу вас скачать этот файл и загрузить на рабочий стол. А теперь откройте этот документ. Сверните и посмотрите, что у вас произошло на рабочем столе?

Значит, вы скачали не текстовый документ, а вирус. Этот вирус называется bat-вирусом.

Итак, давайте сформулируем правило безопасного поведения в сети Интернет:

1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их.

2. Никогда не отвечайте на спам.

3. Применяйте фильтр спама или программы работы с электронной почтой.

4. Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.

 5. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.

IV. Физминутка

Ну, а теперь давайте проведем физминутку для глаз.

Ну, а теперь я действительно отправила вам памятку. Откройте снова почты и скачайте памятку.

- Не получается открыть почту? Догадываетесь в чем причина? Конечно же, это взлом. Внимание на экран.  Там появилось новое письмо, которое содержит ваши логины и пароли. И не только. Т.е. эта программа отслеживает все нажатия клавиатуру.

Эти программы-шпионы они называются кейлоггерами.

Давайте запишем правила как не попасться на такие программы.

  1. На чужом компьютере не открывай электронную почту
  2. Проверяй процессы выполняемые windows и тд.

Прочитайте эти правила и пожалуйста, соблюдайте их и будьте бдительны.

Кто предупрежден, тот вооружен

V. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия.

И в завершении нашего занятия давайте составим синквейн        

Интернет
Интересный, безопасный.
Развлекает, учит, затягивает.
Мне не жить без него.
Хорошо!

  1. Домашнее задание

Подготовить небольшое сообщение, доклад или презентацию на одну из тем:

  1. Интернет добро или зло?
  2. Что такое Фишинг?
  3. Что такое Фарминг?

Краткий анализ фрагмента урока. В данном фрагменте урока я использовала различные приемы здоровьесбережения. Сначала я настраиваю учащихся к уроку эмоционально, привлекая их внимание видеороликом, использую презентацию, в которой каждый слайд содержит не более трех цветов, размер шрифта не менее 20. В начале урока, если вы заметили слайды спокойных тонов, а при изучении нового материала оранжевого цвета (цвета любознательности). Физкультминутка для глаз провожается сонатой Моцарта «Радость», которая действительно дарит радость, а высокие частоты благоприятно влияют на слух и мышление учащихся. Кроме того в центре рабочего стола я установила картинки стереограммы, которые используют для улучшения зрения.

Учитель благодарит коллег  за работу на мастер-классе

Будьте здоровы и не оставляйте своих детей одних в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание опыта по использованию ИКТ на уроках английского языка....

Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)

Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...

Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»

Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...

Презентация "Техника безопасности на уроках информатики"

Презентация о соблюдении техники безопасности на уроках информатики...

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках информатики и физики"

Возможности использования интерактивной доски на всех этапах уроков информатики и физики...

Педагогические аспекты обучения информационной и кибер безопасности на уроках информатики

Потребность в информации сегодня является одной из основных потребностей человека. Это так же важно, как тепло, еда, сон. С глубокой древности человек искал, обобщал и передавал информацию об окружающ...