СовПК
творческая работа учащихся по информатике и икт (10 класс)

Марчук Татьяна Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

для обучающихся

 

по работе над индивидуальным проектом

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

43.02.13 Технология парикмахерского искусства

 

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_individualnomu_proektu_informatika.doc.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -ЮГРЫ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся

по работе над индивидуальным проектом

«Информатика»

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

43.02.13 Технология парикмахерского искусства

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

г. Советский

2018

Составлены на основании Методических рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом обучающихся БУ «Советский политехнический колледж», рабочей программы

Разработчики:

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский политехнический колледж»

Преподаватель:  Марчук Татьяна Анатольевна

РАССМОТРЕНА

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК

научно-методическим советом

Протокол №____ от «____»___2018 г.

Протокол №__ от «___»_____2018 г.

Председатель ________/Г.Р. Куимова/

Председатель _____/Т.В. Паршукова/

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка.

4

- 5

2.

Основные требования к индивидуальному проекту

5

- 8

3.

Структурные элементы индивидуального проекта

8

- 23

4.

Примерный перечень тем индивидуальных проектов

24

5.

Литература

25

  1. Пояснительная записка

Проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цель проектного обучения  создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Метод проекта позволяет определить следующие образовательные достижения обучающихся:

  1. Освоение предметных знаний;

  1. Умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

  1. Овладение междисциплинарными знаниями;

  1. Овладение коммуникативными умениями;

  1. Умение работать с информацией, представленной в различном виде;

  1. Овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

  1. Умение сотрудничать и работать в группах. Учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и другие.

Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок.

Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для обучающихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.).

Классификация проектов

  • соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

  1. Исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов)

  1. Творческие –предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников

3)Ролево-игровые –участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

  1. Информационные  требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенной для широкой аудитории.

  1. Практико – ориентированные проекты  отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

По продолжительности проекты делятся на:

  1. Краткосрочные (несколько уроков)

  1. Средней продолжительности (1-2 месяца)

  1. Долгосрочные (до года)

  1. Основные требования к индивидуальному проекту

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по

разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

  1. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

  1. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  1. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

  1. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

7.Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Стадии осуществления метода проекта:

1.Представление темы проекта.

2.Формулирование темы проекта.

3.Планирование работы.

4.Осуществление проекта.

5.Представление проекта.

6.Оценка проекта.

Краткое описание проекта

  1. Название проекта:_________________________________

  1. Ф.И.О. разработчика проекта _______________________

  1. Ф.И.О. научного руководителя

  1. Название учебного учреждения:_____________________

4.Год разработки:____________

5.Актуальность проекта:__________________

6.Проблема проекта:_____________________

7.Цель проекта: __________________

8.Задачи – этапы – способы решения:

Изучить__________

Разработать_________

Произвести__________

Представить___________

Продемонстрировать________

  1. Форма организации: парная работа (групповая, индивидуальная). 10.Ведущая деятельность: исследовательская (поисковая, информационная)

11.Сфера применения результатов:______________

12.Используемые технологии:(создание печатной и электронной версии работы, мультимедиа).

13.Форма представления проектной деятельности: мультимедийная презентация (групповой отчет, публикация, защита исследования). 14.Предметная область:_____________

15.Время работы: среднесрочный (краткосрочный).

16.Цель обучения, развития, воспитания: -Привитие навыков поисковой работы; -Получение новых знаний по_________

-Применение информационных технологий для презентации

полученных результатов;

-Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группе;

-Расширение знаний о_________

-Формирование навыков_____________

-Развитие умений пользователя справочной литературой.

17.Режим работы: внеурочный (урочный)

18.Техническое оснащение: компьютер для обработки и представления результатов работы.

19.Учебно – методическое оснащение:

Учебники;

Энциклопедии

20.Информационное оснащение: печатные источники, интернет-ресурсы

21.Кадровое оснащение:

Педагог дополнительного образования;

Библиотекарь

22.Комментарий: указанная работа была представлена (апробирована, проведена):

На заседании НОУ «Исследователь»;

На уроках по теме (разделу):___________

На конференции:_________________

На конкурсе:____________________

Общий вид и структура проекта

Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка.

Ниже приводится рекомендации по ее составлению.

  1. Требования к оформлению проекта

Действуют общие требования к текстовым документам (ГОСТ 2.105 – 95 ЕСКД.):

Размер шрифта – 14.

Межстрочный интервал – 1,5.

Абзац – 1,25 (устанавливается автоматически). Поля:

левое – 2, правое – 1, верхнее -2, нижнее – 2.

Нумерация страниц – сквозная, в нижнем правом углу, начиная с титульного листа (номер на титульном листе не указывается, но учитывается). Каждая структурная часть (раздел) начинается с новой страницы.

Наименования приводятся посередине строки.

Заголовки пишутся с прописной буквы без точки в конце, без подчеркивания.

Структура проекта

  1. Титульный лист.

  1. Отзыв руководителя проекта.

  1. Содержание.

  1. Введение (цель, задачи, актуальность, новизна, методы исследования).

  1. Основная часть.

  1. Заключение.

  1. Список использованных источников.

  1. Приложение.

Титульный лист (Приложение 1).

  1. Требования к защите проекта

6.1. Защита осуществляется в рамках открытых слушаний. Время защиты не должно превышать 10 минут.

6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

6.3. Экспертная комиссия создается приказом директора по колледжу в составе: заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по

учебно-методической работе, методисты, заведующие отделениями, кураторы групп и преподаватели.

  1. Структурные элементы индивидуального проекта

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется

по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

  • нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова

"год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

  • нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

  • первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

  • следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

  • технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

  • заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Приложение 1 Приложение 2

Цель проекта это отражение проблемы, показывающее неизмеримый в количественных показателях итог (результат) проекта, т.е. те изменения, к которым стремится организация в ходе проекта.

Задачи проекта  конкретные измеримые шаги к достижению цели. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Цель проекта может быть недостижима в рамках одного проекта, задачи проекта должны быть достигнуты и продвигают вас цели.

После того как вы определились с существующей проблемой, целями и задачами проекта, вы готовы сделать следующий этап: подобрать методы реализации проекта.

При разработке этого раздела проекта необходимо:

  • подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта;

  • обдумать роль каждого человека, которые будут задействованы в реализации проекта, и оценить достаточно ли их квалификации для выполнения запланированных мероприятий;

  • определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий;

  • хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач.

  • качестве вывода:

Для разработки успешного проекта вам необходимо последовательно сделать следующие шаги:

  • определить проблему, которую вы будете решать в рамках проекта;
  • поставить цель и сформулировать задачи проекта;

  • подобрать методы, реализация которых приведет к решению поставленных задач;

  • определить последовательность реализации мероприятий и время необходимое на их выполнение;

  • определить какие количественные и качественные результаты будут достигнуты в результате реализации запланированных мероприятий;

  • посчитать общую стоимость проекта и сумму, которую необходимо привлечь на недостающие ресурсы.

После того как вы сами четко поняли ЧТО, ДЛЯ КОГО, КАКИМ ОБРАЗОМ вы будете делать, и СКОЛЬКО это стоит, вы можете думать о привлечении недостающих средств на ваш проект.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Проект должен включать

  1. Общую характеристику ситуации (в соответствующей сфере) на начало реализации проекта: описание социальной проблемы, на решение которой направлен проект, и методы ее решения – причины обращения к разработке и реализации проекта, аргументация наличия проблемы.

  1. Цель и задачи проекта – приводится последовательное перечисление цели и задач (в сжатой форме), с указанием цели, поставленной для решения выбранной проблемы, и задач, требующих решения для достижения поставленной цели.

  1. Целевая группа граждан, на которых направлен проект – на кого конкретно направлен проект, какую группу населения они представляют, сколько человек планируется охватить деятельностью по проекту, роль проекта в решении проблем целевой группы, порядок привлечения и отбора участников проекта или получателей услуг.

  1. Календарный план мероприятий, этапы и сроки реализации проекта – подробно опишите мероприятия, с указанием сроков и предполагаемым местом проведения каждого, которые необходимо провести для решения поставленных задач. Возможно включение любой другой информации, описывающей ход проведения мероприятия.

  1. Смета расходов на реализацию проекта с указанием общего объема расходов на реализацию проекта и объема расходов за счет средств из внебюджетных источников.

  1. Механизм управления реализацией проекта и резюме команды проекта

– укажите информацию о специалистах, участвующих в реализации проекта, в том числе сведения о квалификации (опыте) привлекаемых к реализации проекта кадров; поясните их обязанности и роль в проекте; опишите, как будет осуществляться управление проектом;

  1. Ожидаемые результаты и показатели результативности реализации проекта - укажите в данном разделе, какие конкретные количественные и качественные результаты, подтверждающие решение поставленных задач, будут получены при проведении каждого конкретного мероприятия.

Напоминаем, что качественные показатели также могут иметь количественное измерение!

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Индивидуальный проект

Учебная дисциплина:

Тема:

Специальность (профессия):

(код, полное наименование)

Автор проекта

Группа

Подпись

Руководитель проекта

Подпись

Защита принята «»

20г.

с оценкой

Подпись председателя комиссии

г. Советский, 20__

  1. Примерные темы индивидуальных проектов

  1. Исследование проблемы «Безопасность работы в сети Интернет»

  1. Исследование проблемы «Интернет – плюсы и минусы»

  1. Исследование проблемы «Компьютерная зависимость ребенка»

  1. Программирование решения уравнений

  1. Исследование методов решения уравнений в программировании (на компьютере)

  1. Применение программирования в … (выбрать интересующую область

  1. деятельности)

  1. Создание интерактивного учебного пособия по теме ... (например «Графический редактор Gimp» или любого другого по желанию)
  2. Разработка сайта по интересующей тематике

10. Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel

11. Приближенные методы решения уравнений в приложении Microsoft Excel

12. Разработка электронных тестов по интересующей тематике.

13. История Рунета.

14. История Интернета. Как устроен Интернет?

15. Кроссворды по истории

16. Интернет-зависимость – проблема современного общества

17. Влияние СМИ на формирование нравственности

18. Вербальная и невербальная информационная культура

19. Системы счисления Древнего мира.

20. Алгоритмы. Алгоритмы среди нас.

21. Делфи-приложение "Построение графиков основных математических функций".

22. Исследование информационной проводимости социальных сетей.

23. Компьютерная программа «Изучаем английский язык с компьютером».

24. Криптографические методы защиты информации.

25. Создание занимательных тестов.

26. Создание программы «Гороскоп» в среде программирования.

27. Создание электронной викторины.

28. Электронное портфолио ученика.

29. От счета на пальцах до персонального компьютера.

30. Умный дом.

14

31. Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки.

32. Создание структуры базы данных — классификатора.

33. Простейшая информационно-поисковая система.

34. Графическое представление процесса.

35. Электронная библиотека.

36. Мой рабочий стол на компьютере.

37. Оргтехника и специальность.

38. Расчет заработной платы.

39. Бухгалтерские программы.

40. Диаграмма информационных составляющих.

41. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.

42. Личное информационное пространство.

Литература

  1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.:

2013.

  1. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2012.

15