Адаптированная рабочая программа по информатике для 5-8 классов
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5, 6, 7, 8 класс)
Данная адаптированная рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 5-8 классов с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_5-8_kl.docx | 79.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю к использованию в образовательном процессе школы Директор школы __________________ /Плотников Ю.А./ «____» ______________________2018 г. | Согласовано «____» августа 2018 г. Зам. директора по УВР _______________ /Артамонова И.П./ | Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры учителей информатики, технологии, ОБЖ, физической культуры и предметов эстетического цикла Протокол от «____» августа 2018 г. Заведующая кафедрой _________________ /Крыпаева В.Б./ |
Адаптированная рабочая программа
по информатике
для 5-8 классов
(на основе программы «Информатика и ИКТ» Босовой Л. Л., Босовой А. Ю.)
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №2
с углубленным изучением отдельных предметов
п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Гусева А.М.
п.г.т. Усть-Кинельский
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 5-8 классов с задержкой психического развития и реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральной государственный стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
3. Проект (концепция) специальных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ
4. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
5. УМК «Информатика» для учащихся 5-8 классов Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Адаптированная образовательная программа для учащихся 5-9 классов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Преподавание курса информатики для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.
Цель данного учебного предмета - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их информационной компетенции. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Данная программа ставит следующие цели:
- быть в максимальной степени ориентированным на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;
- конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств современного человека;
• подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно - развивающих.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
в 5—6 классах:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
в 7—8 классах:
• формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания
роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации, а также имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Программа соответствует учебникам:
«Информатика» 5, 6 класс авторы - Л.Л. Босова, А.Ю.Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2013;
«Информатика» 7 класс - авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015;
«Информатика» 8 класс - авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016 «Информатика и ИКТ»;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №2 пгт. Усть-Кинельский предмет «Информатика» изучается: в 5-8 классах по 0,25 часа в неделю (9 часов в год для каждого класса, за год - 36 часов).
ОСОБЕННОСТИ, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основные методические принципы коррекционной работы с учащимися :
- усиление практической направленности учебного материала (нового).
- выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главного в материале).
- опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов)
- соблюдение и определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.
- учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
- практико- ориентированная направленность учебного процесса;
- связь предметного содержания с жизнью; проектирование жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ.
- включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
- ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы;
- привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства)
Коррекционные методы на уроках:
- Наглядность в обучении; алгоритмы.
- Комментированное управление.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.
- Безусловное принятие ребёнка (да он, такой как есть).
- Игнорирование некоторых негативных проступков.
- Обязательно эмоциональное поглаживание.
- Метод ожидания завтрашней радости
Проектирование основных образовательных задач урока и индивидуальных образовательных задач для детей с ОВЗ.
Для проектирования индивидуальных образовательных задач нужно руководствоваться следующими принципами обучения детей с ОВЗ:
1. Динамичность восприятия предполагает обучение, в ходе которого у ученика должны создаваться возможности упражняться во всё более усложняющихся заданиях.
Методы реализации на уроке:
а) задания по степени нарастающих трудностей;
б) включение в урок заданий, включающих различные доминантные характеры;
в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности урока.
2. Продуктивной обработке учебной информации предполагает организации учебной
деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных
способов работы с информацией, но только на своём индивидуальном задании.
Методы:
а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
б) дозированная поэтапная помощь педагога;
в) перенос способов обработки информации на своё индивидуальное задание.
- Принцип развития и коррекции высших психических функций, т.е. включение в урок специальных упражнений для развития памяти, внимания, мышления, моторики. Нельзя корректировать на уроке всё нужно выбрать две функции.
- Принцип мотивации к учению.
Методы:
а) постановка лаконичных закономерных условий;
б) создание условий для достижения, а не получения оценки;
в) включение в урок проблемных заданий, познавательных вопросов;
Для детей с задержкой психического развития используются те же учебники, по которым обучаются дети без особенностей в развитии.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Тематический контроль осуществляется по завершении темы. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.
В 6-7 классах используется несколько различных форм контроля: тестирование; практические представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
5 класс
1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
«Знакомимся с клавиатурой».
«Осваиваем мышь».
«Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
«Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации.
Получение новой информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
«Выполняем вычисления с помощью Калькулятор».
«Вводим текст».
«Редактируем текст».
«Работаем с фрагментами текста».
«Форматируем текст».
«Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
«Начинаем рисовать».
«Создаем комбинированные документы».
«Работаем с графическими фрагментами».
6 класс
1. Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники1.. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
«Работаем с файлами и папками.».
«Знакомимся с текстовым процессором Word».
«Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
«Нумерованные списки».
«Маркированные списки».
2. Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
«Создаем таблицы».
«Размещаем текст и графику в таблице».
«Строим диаграммы».
«Изучаем графический редактор Paint».
«Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Компьютерный практикум.
«Рисунок на свободную тему».
Работа в программе «Power Point.».
«Создаем презентации».
7 класс
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
«Основные объекты операционной системы Windows».
«Работаем с объектами файловой системы».
«Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Электронные таблицы.
Многообразие схем.
Компьютерный практикум
«Создаем словесные модели».
«Создаем табличные модели».
«Создаем вычислительные таблицы в Word».
«Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
«Создаем диаграммы и графики».
8 класс
Тема 1 «Математические основы информатики»»
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления .
Практические работы
«Основы алгоритмизации»
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов.
Практические работы
«Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Практические работы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения курса информатики 5-8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Личностные образовательные результаты
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации ;
• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
5 класс
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Учащиеся должны:
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации,
8 класс
Учащиеся должны:
- иметь представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формировать представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей -таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формировать навыки и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ с ОВЗ
Изучение информатики в 5-8 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- выполнять основные операции с файлами;
- создавать мультимедийные презентации;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на основе программы «Информатика и ИКТ Босовой Л. Л. , Босовой А.Ю.
5 класс – 9 часов
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1. | Информация – Компьютер – Информатика. | Техника безопасности и организация рабочего места. Понятия информатика и информация. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | 1 |
2. | Программы и файлы. | Понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 |
3. | Рабочий стол. Управление мышью. | Что такое Рабочий стол. Понятия ярлык, значок. Практическая работа «Освоение мыши». | 1 |
4. | Главное меню. Запуск программ. | Возможности кнопки Пуск. Понятие Окно программы. Практическая работа. «Запуск программ. Основные элементы окна программы». | 1 |
5. | Действия с информацией. | Действия с информацией: поиск, представление, кодирование, передача, хранение, обработка информации. Логическая игра (тренировка памяти). | 1 |
6. | Работа с фрагментами. | Фрагмент, буфер. Практическая работа «Редактирование текста». | 1 |
7. | Компьютерная графика. | «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». Практическая работа | 1 |
8. | Инструменты графического редактора. | «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». Практическая работа | 1 |
9. | Обработка текстовой и графической информации. | «Создание комбинированных документов». Практическая работа. | 1 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Организационная форма проведения урока | Основные виды деятельности |
Информация – Компьютер – Информатика. | 1 | УР УОМН | Знать правила техники безопасности. Определение информации и информатики. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | |
Программы и файлы. | 1 | УР УОМН | Знать понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы и файл. Уметь вводить символы с клавиатуры. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | |
Рабочий стол. Управление мышью. | 1 | УР УОМН | Знать понятия: ярлык, значок, панель задач. Выполнять действия с мышью. Практическая работа «Освоение мыши». | |
Главное меню. Запуск программ. | 1 | УР УОМН | Знать понятия: меню, главное меню, окно программы. Открывать главное меню. Запускать программы. Практическая работа. | |
Действия с информацией. | 1 | УР УОМН | Знать какие действия можно выполнять с информацией. Способы хранения, передачи и обработки информации. Логическая игра (тренировка памяти). | |
Работа с фрагментами. | 1 | УР УОМН | Знать понятие редактирование. Работать с фрагментами: копировать, перемещать, вставлять, удалять. Практическая работа | |
Компьютерная графика. | 1 | УР УОМН | Знать понятие графический редактор, устройство ввода графической информации. Открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты Практическая работа | |
Инструменты графического редактора. | 1 | УР УОМН | Знать понятие графический редактор, устройство ввода графической информации. Использовать имеющиеся в Paint инструменты. Практическая работа | |
Обработка текстовой и графической информации. | 1 | УР УОМН | Знать возможности программной обработка текстовой и графической информации. Работать в разных программах с разными открытыми документами. Практическая работа |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на основе программы «Информатика и ИКТ Босовой Л. Л. , Босовой А.Ю.
6 класс – 9 часов
№ | Тема урока | Содержание | Количество часов |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика, информация, виды информации. Компьютер, его назначение и устройство. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления. Редактирование документа в текстовом процессоре Word Практическая работа «Ввод, редактирование и форматирование текста» | 1 | |
Тексты в памяти компьютера. | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись, объем текстового документа. Практическая работа «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» | 1 | |
Кодирование текстовой информации. | Элементы текста и способы их форматирования. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей». | 1 | |
Единицы измерения информации. | Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ оформления текста. Практическая работа «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки». | 1 | |
Информация и знания. | Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний. Практическая работа «Создание таблиц» | 1 | |
Формы записи алгоритмов. | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы | 1 | |
Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов. | Понятие линейного алгоритма. Примеры. Практическая работа | 1 | |
Алгоритмы с ветвлениями. | Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Практическая работа | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Организационная форма проведения урока | Основные виды деятельности |
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 1 | УР УОМН | Знать правила техники безопасности. Правильно вести себя в комп. классе и правильно сидеть за комп. столом. Знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение служебных клавиш на клавиатуре. Уметь определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека. |
2. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | УР УОМН | Знать структуру памяти компьютера, представление о числовой информации. Иметь представление о формах представления информации в компьютере. Знать виды объектов текстовой информации. Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы. |
3. | Тексты в памяти компьютера. | 1 | УР УОМН | Иметь представление о двоичном кодировании текстовой информации. Знать понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи |
4. | Кодирование текстовой информации. | 1 | УР УОМН | Иметь представление о различных вариантах кодирования букв русского алфавита. Знать различные формы представления текста в документе. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст. |
5. | Единицы измерения информации. | 1 | УР УОМН | Знать единицы измерения информации и связь между единицами измерения информации. Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Уметь создавать маркированные списки. |
6. | Информация и знания. | 1 | УР УОМН | Иметь представление об информации, расширить представление о представлении информации в табличной форме. Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста. Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках |
7. | Формы записи алгоритмов. | 1 | УР УОМН | Знать формы и способы записи алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков. Уметь записывать алгоритм известными способами. |
8. | Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов. | 1 | УР УОМН | Иметь представление о линейных алгоритмах. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различными способами пошагового выполнять линейные алгоритмы. |
9. | Алгоритмы с ветвлениями. | 1 | УР УОМН | Иметь представление о разветвляющихся алгоритмах. Уметь строить разветвляющий алгоритм. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на основе программы «Информатика и ИКТ Босовой Л. Л. , Босовой А.Ю.
7 класс – 9 часов
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение за 6 класс. | Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение за 6 класс. | 1 |
2. | Объекты и их имена. Признаки объектов. | Объекты, общее имя объекта, единичное имя объекта. Признаки объектов. Практическая работа 1 «Основные объекты операционной системы Windows» | 1 |
3. | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы | информационная модель, табличная информационная модель. Практическая работа «Создаем табличные модели» | 1 |
4. | Простые таблицы. | Информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица. Практическая работа «Создаем табличные модели» | 1 |
5. | Сложные таблицы. | Информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица. Практическая работа «Создаем табличные модели | 1 |
6. | Электронные таблицы. | Электронная таблица, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. Практическая работа «Знакомимся с электронными таблицами» | 1 |
7. | Графики и диаграммы. | Таблица, график, мастер диаграмм. Практическая работа «Создаем графики» | 1 |
8. | Графики и диаграммы. | Таблица, график, мастер диаграмм. Практическая работа «Создаем диаграммы» | 1 |
9. | Схемы. Многообразие схем. | Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема. Практическая работа | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Организационная форма проведения урока | Основные виды деятельности |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение за 6 класс. | 1 | УР УОМН | Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Информация в памяти ПК. Системы счисления |
2. | Объекты и их имена. Признаки объектов. | 1 | УР УОМН | Знать понятие объект, свойства объекта. Уметь описать поведение объекта; изменять свойства Рабочего стола, изменять свойства панели задач, упорядочивать значки на Рабочем столе. |
3. | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы | 1 | УР УОМН | Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы |
4. | Простые таблицы. | 1 | УР УОМН | Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы. |
5. | Сложные таблицы. | 1 | УР УОМН | Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы, создавать сложные таблицы. |
6. | Электронные таблицы. | 1 | УР УОМН | Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам. |
7. | Графики и диаграммы. | 1 | УР УОМН | Понимать назначение графиков и диаграмм как средства визуализации числовых данных , строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков. |
8. | Графики и диаграммы. | 1 | УР УОМН | Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков. |
9. | Схемы. Многообразие схем | 1 | УР УОМН | Знать определение схемы. Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на основе программы «Информатика и ИКТ Босовой Л. Л. , Босовой А.Ю.
8 класс – 9 часов
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1. | Техника безопасности. Повторение за 7 класс. | Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена. Повторение за 7 класс. | 1 |
2. | Устройство компьютера. | Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память. Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъемы. Устройства ввода Устройства вывода. Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель | 1 |
3. | Файлы и файловая система. | Файл, имя файла, расширение. Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла. Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация. Практическая работа. «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 |
4. | Программное обеспечение компьютера. | Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши» | 1 |
5. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | Анализ контрольной работы. Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя. Практическая работа. «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 |
6. | Передача информации. | Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала | 1 |
7. | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. | Электронная почта, адрес электронной почты. Имя пользователя, имя сервера. Протоколы передачи. Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой». | 1 |
8. | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. | Электронная почта, адрес электронной почты. Имя пользователя, имя сервера. Протоколы передачи. Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой». | 1 |
9. | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Социальные сети, чаты, ICQ, сервисы мобильного Интернета, звук и видео в Интернете. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Организационная форма проведения урока | Основные виды деятельности |
1. | Техника безопасности. Повторение за 7 класс. | 1 | УР УОМН | Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. |
2. | Устройство компьютера. | 1 | УР УОМН | Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции. Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность. Понимать назначение устройств ввода, вывода информации и внутренней памяти в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода информации |
3. | Файлы и файловая система. | 1 | УР УОМН | Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению. Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы. Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска |
4. | Программное обеспечение компьютера. | 1 | УР УОМН | Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. |
5. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | 1 | УР УОМН | Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов. Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации. |
6. | Передача информации. | 1 | УР УОМН | Иметь представление об источнике, приемнике, информационном канале. Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. |
7. | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. | 1 | УР УОМН | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет, об электронной почте. Уметь работать с электронной почтой. |
8. | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. | 1 | УР УОМН | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет, об электронной почте. Уметь работать с электронной почтой. |
9. | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | УР УОМН | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сети Интернет. Уметь работать с сервисами мобильного Интернета, социальными сетями, чатами, ICQ. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
- Компьютер, проектор, принтер, устройства, обеспечивающие подключение к сети , устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Программные средства:
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
УМК «Информатика», 5 - 8 классы (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)
Состав УМК:
- Информатика : учебник для 5 класса
- Информатика : учебник для 6 класса
- Информатика : учебник для 7 класса
- Информатика : учебник для 8 класса
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО
Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...
Адаптированная рабочая программа по информатике для ученика 9 класса
Рабочая программа включает два раздела:пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования...
Адаптированная рабочая программа по информатике для ученика 8 класса
Рабочая программа включает два раздела:пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования...
Адаптированная рабочая программа по информатике для ученика 5 класса
Рабочая программа включает два раздела:пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования...
Адаптированная рабочая программа по информатике 7 класс Босова Л.Л.
Адаптированная образовательная программа составлена для организации обучения обучающегося 7 класса с ограниченными возможностями здоровья Коновалова Ярослава на основе Коллегиального...
Адаптированная рабочая программа по информатике 7 класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...