Логика в информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.
Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_logika_v_informatiki.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.
Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.
Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Активное усвоение данного материала способствует развитию не только логического мышления и математических способностей учащихся, но и их интеллекта в целом.
Цели курса: повысить интерес учащихся к математике и информатике, развить у них логическое мышление, развитие речи и математические способности.
Задачи курса:
- формирование знаний о различных типах логических задач и методах их решения;
- формирование умений использования компьютера для графического представления процесса решения задачи;
- формирование знаний о компьютерных логических играх.
Формы проведения занятий: беседа, лабораторно-практические работы и др.
Место факультативного курса «Развитие речи (логика в информатике)» в учебном плане.
В соответствии с региональным компонентом и компонентов образовательного учреждения учебного плана школы на данный факультативный курс отводится 34 часов (1 час в неделю).
Требования к уровню освоения содержания курса
Учащиеся должны
знать:
- алгоритм построения таблиц истинности;
- законы алгебры логики;
- базовые логические элементы и их назначения;
- алгоритм построения электронных автоматов.
уметь:
- приводить сложные логические высказывания к каноническому виду;
- применять диаграммы Эйлера-Венна к решению логических задач;
- переходить от таблицы истинности к логической формуле, а от формулы к электронному автомату;
- находить информацию в разных источниках, обобщать и систематизировать её, использовать навыки работы с научной литературой.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля |
1 | Логика как наука | 6 | Зачет |
2 | Понятие об алгебре высказываний | 3 | Практическая работа, тест |
3 | Логические операции | 7 | Самостоятельная работа, тест |
4 | Логические переменные и логические функции | 1 | Практическая работа, самостоятельная работа |
5 | Сложное высказывание | 5 | Практическая работа, тест |
6 | Законы логики | 6 | Практическая работа, тест |
7 | Упрощение сложных высказываний | 3 | Практическая работа, тест |
8 | Решение логических и содержательных задач | 3 | Защита проектов |
Основное содержание курса
Логика как наука (6 ч.)
Законы правильного мышления. Формы человеческого мышления. Решение задач: «Формы человеческого мышления». Предмет формальной логики. Развитие логики. Отношение между понятиями. Решение задач: «Логика как наука».
Понятие об алгебре высказываний (3 ч.)
Элементы математической логики. Решение задач: «Суждения и операции над ними».
Логические операции (7 ч.)
Логическое отрицание. Инверсия. Логическое умножение. Конъюнкция. Логическое сложение. Дизъюнкция. Логическое следование. Импликация. Логическое равенство. Эквивалентность. Решение задач: «Логические операции».
Логические переменные и логические функции (1 ч.)
Понятие логических выражений. Логическая функция. Логическая переменная.
Сложное высказывание (5 ч.)
Примеры сложных и простых высказываний. Приоритет логических операций. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания. Решение задач: «Построение таблиц истинности сложных высказываний».
Законы логики (6 ч.)
Законы формальной логики. Законы алгебры высказываний. Замена операций импликации и эквивалентности. Замена операций импликации и эквивалентности. Некоторые доказательства логических законов. Решение задач: «Законы логики».
Упрощение сложных высказываний (3 ч.)
Решение задач: «Упрощение сложных высказываний».
Решение логических и содержательных задач (3 ч.)
Решение задач: «Решение логических содержательных задач».
Критерии оценок
«5» - обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, интерес к учению; освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями обучающийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
«4» - обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления ярких творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты в возрастании общих умений.
«3» - обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
«2» - обучающийся не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
Основное содержание факультативного курса:
- Логика как наука (6 ч.)
- Понятие об алгебре высказываний (3 ч.)
- Логические операции (7 ч.)
- Логические переменные и логические функции (1 ч.)
- Сложное высказывание (5 ч.)
- Законы логики (6 ч.)
- Упрощение сложных высказываний (3 часа)
- Решение логических и содержательных задач (3 часа)
Календарно - тематическое планирование факультативного курса «Развитие речи (логика в информатике)»
№ урока | Тема | Количество часов | |
I. Логика как наука(6 часов) | |||
1. | Законы правильного мышления. | 1 | |
2. | Формы человеческого мышления. | 1 | |
3. | Решение задач: “Формы человеческого мышления”. | 1 | |
4. | Предмет формальной логики. Развитие логики. | 1 | |
5. | Отношение между понятиями. | 1 | |
6. | Решение задач: “Логика как наука”. | 1 | |
II. Понятие об алгебре высказываний (3 часа) | |||
7. | Элементы математической логики. | 1 | |
8. | Решение задач: “Суждения и операции над ними”. | 1 | |
9. | Решение задач: “Суждения и операции над ними”. | 1 | |
III. Логические операции (7 часов) | |||
10. | Логическое отрицание. Инверсия. | 1 | |
11. | Логическое умножение. Конъюнкция. | 1 | |
12. | Логическое сложение. Дизъюнкция. | 1 | |
13. | Логическое следование. Импликация. | 1 | 13 |
14. | Логическое равенство. Эквивалентность. | 1 | 14 |
15. | Решение задач: “Логические операции”. | 1 | 15 |
16. | Решение задач: “Логические операции”. | 1 | 16 |
IV. Логические переменные и логические функции (1 час) | |||
17. | Понятие логических выражений. Логическая функция. Логическая переменная. | 1 | 17 |
V. Сложное высказывание (5 часов) | |||
18. | Примеры сложных и простых высказываний. | 1 | 18 |
19. | Приоритет логических операций. | 1 | 19 |
20. | Построение таблиц истинности сложных высказываний. | 1 | 20 |
21. | Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания. | 1 | 21 |
22. | Решение задач: “Построение таблиц истинности сложных высказываний”. | 1 | 22 |
VI. Законы логики (6 часов) | |||
23. | Законы формальной логики. | 1 | 23 |
24. | Законы алгебры высказываний. | 1 | 24 |
25. | Замена операций импликации и эквивалентности. | 1 | 25 |
26. | Некоторые доказательства логических законов. | 1 | 26 |
27. | Решение задач: “Законы логики”. | 1 | 27 |
28. | Решение задач: “Законы логики”. | 1 | 28 |
VII. Упрощение сложных высказываний (3 часа) | |||
29. | Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”. | 1 | 29 |
30. | Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”. | 1 | 30 |
31. | Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”. | 1 | 31 |
VIII. Решение логических содержательных задач (3 часа) | |||
32. | Решение задач: “Решение логических содержательных задач”. | 1 | 32 |
33. | Решение задач: “Решение логических содержательных задач”. | 1 | 33 |
34. | Решение задач: “Решение логических содержательных задач”. | 1 | 34 |
В результате изучения факультативного курса ученик должен: знать:
- алгоритм построения таблиц истинности;
- законы алгебры логики;
- базовые логические элементы и их назначения;
- алгоритм построения электронных автоматов.
уметь:
- приводить сложные логические высказывания к каноническому виду;
- применять диаграммы Эйлера-Венна к решению логических задач;
- переходить от таблицы истинности к логической формуле, а от формулы к электронному автомату;
- находить информацию в разных источниках, обобщать и систематизировать её, использовать навыки работы с научной литературой
Литература для учителя:
- Логика в информатике. / В.Ю Лыскова, Е.А. Ракитина - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. - М.: Бином.Лаборатоия Знаний, 2002, 2012.
- Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: часть 1 / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
Литература для учащихся:
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. - М.: Бином.Лаборатоия Знаний, 2002, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра "Увлекательная логика и информатика"
В брошюре представлен материал, развивающий логическое мышление учащихся, быстроту реакции, тренировку внимания с помощью заданий различного уровня сложности. Он будет полезен как учителям и учащимся ...
Программа курса "Логика в информатике"
При изучении данного курса учащиеся получат возможность получить представления и расширить свои знания о предмете логики. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с вы...
Программа элективного курса "Логика в информатике" для учащихся 10 класса (17 часов)
Программа содержит два раздела, связанные единой идеей.Первый раздел: “Элементы математической логики”. На изучение этого блоков отводится 11 часов, из них 1 час на определение успешности усвоения мат...
Основы формальной логики в информатике
Предназначена для учащихся 8 класс (Боссова Л.Л., ФГОС)...
Методическая разработка раздела «Основы логики» по информатике в 10 классе
Мышление человека протекает в логических формах независимо от науки логики. Задача логики - научить человека сознательно применять законы и формы мышления для саморазвития и с повышения об...
Алгебра логики урок информатики 8кл
урок информатики в 8 классе по теме Алгебра логики, конспект урока с презентацией по программе Босовой Л.Л...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...