Логика в информатике
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Коновалова Ольга Николаевна

Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.

Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_logika_v_informatiki.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.

Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.

Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Активное усвоение данного материала способствует развитию не только логического мышления и математических способностей учащихся, но и их интеллекта в целом.

Цели курса: повысить интерес учащихся к математике и информатике, развить у них логическое мышление, развитие речи и математические способности.  

   Задачи курса:

  • формирование знаний о различных типах логических задач и методах их решения;
  • формирование умений использования компьютера для графического представления процесса решения задачи;
  • формирование знаний о компьютерных логических играх.

 Формы проведения занятий: беседа,  лабораторно-практические работы и др.  

             Место факультативного курса «Развитие речи (логика в информатике)» в учебном плане.

В соответствии с региональным компонентом и компонентов образовательного учреждения учебного плана школы на данный факультативный курс отводится 34 часов (1 час в неделю).

Требования к уровню освоения содержания курса

Учащиеся должны

знать:

  • алгоритм построения таблиц истинности;
  • законы алгебры логики;
  • базовые логические элементы и их назначения;
  • алгоритм построения электронных автоматов.

уметь:

  • приводить сложные логические высказывания к каноническому виду;
  • применять диаграммы Эйлера-Венна к решению логических задач;
  • переходить от таблицы истинности к логической формуле, а от формулы к электронному автомату;
  • находить информацию в разных источниках, обобщать и систематизировать её, использовать навыки работы с научной литературой.
  • Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

1

Логика как наука

6

Зачет

2

Понятие об алгебре высказываний

3

Практическая работа, тест

3

Логические операции

7

Самостоятельная работа, тест

4

Логические переменные и логические функции

1

Практическая работа, самостоятельная работа

5

Сложное высказывание

5

Практическая работа, тест

6

Законы логики

6

Практическая работа, тест

7

Упрощение сложных высказываний

3

Практическая работа, тест

8

Решение логических и содержательных задач

3

Защита проектов

Основное содержание курса

Логика как наука (6 ч.)

Законы правильного мышления. Формы человеческого мышления. Решение задач: «Формы человеческого мышления». Предмет формальной логики. Развитие логики. Отношение между понятиями. Решение задач: «Логика как наука».

Понятие об алгебре высказываний (3 ч.)

Элементы математической логики. Решение задач: «Суждения и операции над ними».

Логические операции (7 ч.)

Логическое отрицание. Инверсия. Логическое умножение. Конъюнкция. Логическое сложение. Дизъюнкция. Логическое следование. Импликация. Логическое равенство. Эквивалентность. Решение задач: «Логические операции».

Логические переменные и логические функции (1 ч.)

Понятие логических выражений. Логическая функция. Логическая переменная.

Сложное высказывание (5 ч.)

Примеры сложных и простых высказываний. Приоритет логических операций. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания. Решение задач: «Построение таблиц истинности сложных высказываний».

Законы логики (6 ч.)

Законы формальной логики. Законы алгебры высказываний. Замена операций импликации и эквивалентности. Замена операций импликации и эквивалентности. Некоторые доказательства логических законов. Решение задач: «Законы логики».

Упрощение сложных высказываний (3 ч.)

Решение задач: «Упрощение сложных высказываний».

Решение логических и содержательных задач (3 ч.)

Решение задач: «Решение логических содержательных задач».

Критерии оценок

«5» - обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, интерес к учению; освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями обучающийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

«4» - обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления ярких творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты в возрастании общих умений.

«3» - обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

«2» - обучающийся не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.

Основное содержание факультативного курса:

  1. Логика как наука (6 ч.)
  2. Понятие об алгебре высказываний (3 ч.)
  3. Логические операции (7 ч.)
  4. Логические переменные и логические функции (1 ч.)
  5. Сложное высказывание (5 ч.)
  6. Законы логики (6 ч.)
  7. Упрощение сложных высказываний (3 часа)
  8. Решение логических и содержательных задач (3 часа)

Календарно  - тематическое планирование факультативного курса «Развитие речи (логика в информатике)»

урока

Тема

Количество

часов

                         I.        Логика как наука(6 часов)

1.

Законы правильного мышления.

1

2.

Формы человеческого мышления.

1

3.

Решение задач: “Формы человеческого мышления”.

1

4.

Предмет формальной логики. Развитие логики.

1

5.

Отношение между понятиями.

1

6.

Решение задач: “Логика как наука”.

1

II. Понятие об алгебре высказываний (3 часа)

7.

Элементы математической логики.

1

8.

Решение задач: “Суждения и операции над ними”.

1

9.

Решение задач: “Суждения и операции над ними”.

1

III. Логические операции (7 часов)

10.

Логическое отрицание. Инверсия.

1

11.

Логическое умножение. Конъюнкция.

1

12.

Логическое сложение. Дизъюнкция.

1

13.

Логическое следование. Импликация.

1

13

14.

Логическое равенство. Эквивалентность.

1

14

15.

Решение задач: “Логические операции”.

1

15

16.

Решение задач: “Логические операции”.

1

16

IV. Логические переменные и логические функции (1 час)

17.

Понятие логических выражений. Логическая функция. Логическая переменная.

1

17

V. Сложное высказывание (5 часов)

18.

Примеры сложных и простых высказываний.

1

18

19.

Приоритет логических операций.

1

19

20.

Построение таблиц истинности сложных высказываний.

1

20

21.

Тождественно истинные, тождественно ложные и эквивалентные высказывания.

1

21

22.

Решение задач: “Построение таблиц истинности сложных высказываний”.

1

22

VI.        Законы логики (6 часов)

23.

Законы формальной логики.

1

23

24.

Законы алгебры высказываний.

1

24

25.

Замена операций импликации и эквивалентности.

1

25

26.

Некоторые доказательства логических законов.

1

26

27.

Решение задач: “Законы логики”.

1

27

28.

Решение задач: “Законы логики”.

1

28

VII.        Упрощение сложных высказываний (3 часа)

29.

Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”.

1

29

30.

Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”.

1

30

31.

Решение задач: “Упрощение сложных высказываний”.

1

31

VIII.        Решение логических содержательных задач (3 часа)

32.

Решение задач: “Решение логических содержательных задач”.

1

32

33.

Решение задач: “Решение логических содержательных задач”.

1

33

34.

Решение задач: “Решение логических содержательных задач”.

1

34

В результате изучения факультативного курса ученик должен: знать:

  • алгоритм построения таблиц истинности;
  • законы алгебры логики;
  • базовые логические элементы и их назначения;
  • алгоритм построения электронных автоматов.

уметь:

  • приводить сложные логические высказывания к каноническому виду;
  • применять диаграммы Эйлера-Венна к решению логических задач;
  • переходить от таблицы истинности к логической формуле, а от формулы к электронному автомату;
  • находить информацию в разных источниках, обобщать и систематизировать её, использовать навыки работы с научной литературой

Литература для учителя:

  1. Логика в информатике. / В.Ю Лыскова, Е.А. Ракитина - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
  2. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. - М.: Бином.Лаборатоия Знаний, 2002, 2012.
  4. Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: часть 1 / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.

Литература для учащихся:

  1. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. - М.: Бином.Лаборатоия Знаний, 2002, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Увлекательная логика и информатика"

В брошюре представлен материал, развивающий логическое мышление учащихся, быстроту реакции, тренировку внимания с помощью заданий различного уровня сложности. Он будет полезен как учителям и учащимся ...

Программа курса "Логика в информатике"

При изучении данного курса учащиеся получат возможность получить представления и расширить свои знания о предмете логики.  Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с вы...

Программа элективного курса "Логика в информатике" для учащихся 10 класса (17 часов)

Программа содержит два раздела, связанные единой идеей.Первый раздел: “Элементы математической логики”. На изучение этого блоков отводится 11 часов, из них 1 час на определение успешности усвоения мат...

Основы формальной логики в информатике

Предназначена для учащихся 8 класс (Боссова Л.Л., ФГОС)...

Методическая разработка раздела «Основы логики» по информатике в 10 классе

Мышление человека протекает в логических формах независимо от науки логики. Задача логики  - научить человека сознательно применять законы и формы мышления для саморазвития  и с повышения об...

Алгебра логики урок информатики 8кл

урок информатики  в 8 классе по теме Алгебра логики,  конспект урока с презентацией  по программе Босовой Л.Л...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...