Рабочая программа
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белозерьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на Согласовано Утверждена
заседании методического Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Белозерьевская СОШ»
объединения __________ (Калачева Н.А.) __________ (Киреева Э.И.)
Председатель МО «___»__________ 2018г. «___» _____________ 2018г.
__________ (Манина И.С.)
«___» ___________2018г.
Рабочая программа
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
9 класс
Составитель:
учитель математики и физики,
иформатики
Пастухова К.С
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы Основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- базисного учебного плана на 2018-2019 учебный год;
- авторской программы Угриновича Н.Д., предусматривающей изучение курса информатики в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели изучения информатики в основной школе
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы основного общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» и программы Угриновича Н. Д. для 7-9 классов, рассчитана на 68 ч в год (2 часa в неделю).
Требования к результатам освоения курса.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
• умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
• умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
• навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
• умение создавать информационные объекты в базе данных;
• умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Формы организации учебного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или устного экзамена
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Количество практичес-ких работ | Количество контроль-ных работ |
1 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. | 33 | 12 | 2 |
2 | Моделирование и формализация. | 17 | 3 | 1 |
3 | Логика и логические основы компьютера. | 5 | 2 | 1 |
4 | Информационное общество и информационная безопасность. | 5 | - | 1 |
5 | Повторение. | 8 | - | - |
6 | Итого. | 68 | 17 | 5 |
Содержание учебного предмета.
1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».
Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
2. Моделирование и формализация(17ч).
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать / понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
3. Логика и логические основы компьютера (3 ч).
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Знать/понимать:
- законы алгебры логики;
- правила логических операций;
- таблицы истинности.
уметь
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования информационной культуры;
- развития основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях.
4. Информационное общество и информационная безопасность. (5ч).
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Требования к уровню подготовки:
знать/понимать
- понятия Информационное общество и Информационная культура, перспективы развития информационных и коммуникационных технологий, назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5”
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4”
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух недочетов.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок,
- или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или не более двух-трех негрубых ошибок,
- или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка “5”
Ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”
Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка “2”
Ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Сетевые устройства
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
Нормативные документы
1. Федеральный государственный стандарт общего среднего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Информатика и
ИКТ. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методические комплекты
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2017.
2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. 2 – е издание – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
Методическое обеспечение:
- Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007
Интернет-ресурсы:
1. www.edu.ru (сайт МОиН РФ) и www.ege.еdu.ru Аналитические отчеты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки. (2003—2012 гг.).
2. www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
3. www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
4. www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
5. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
7. http://www.metod-kopilka.ru методическая копилка для учителей
Цифровые образовательные ресурсы:
УМК Информатика 7-11 классы
Календарно –тематическое планирование
учебного материала по информатике в 9 классе (2 часа в неделю)
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2017.
№ урока | Тема урока | Кол. | Тип урока | Виды деятельности. | Планируемые результаты усвоения содержания | Виды контроля | Домашнее задание | Подготовка к ГИА. | Дата | |||
по плану | При-меч | |||||||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч). | ||||||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Изучить понятие алгоритма, свойства алгоритма. | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов | Эвристическая беседа | п.1.1.1, определения и свойства учить | |||||
2 | Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Приводить примеры исполнителей Алгоритмов .Система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма. | Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор | Текущий контроль. Опрос. Решение задач. | п.1.1.1 К.в, задания для сам-го выполнения. | |||||
3 | Блок схемы алгоритмов. | 1 | Изучение нового материала | приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; | Знать способы записи алгоритмов (словесный, школьный алгоритмический, блок-схемы). Уметь записывать алгоритмы различными способами | Решение задач | п.1.1.1 Лекция. П1.2.5 | |||||
4 5 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 2 | Изучение нового материала | Работа с материалом учебника. | Знать структуру алгоритмической конструкции следование. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач. | Текущий контроль. Опрос | п.1.1.2 Контрольные вопросы. | |||||
6 7 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 2 | Комбинированный урок. | Классифицировать языки программирования. Назначение и области применения. Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | Фронтальный опрос. | П.1.1.3 Контрольные вопросы. | |||||
8 | Практическая работа 1.1.Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования | 1 | Практическая работа | Компьютерный практикум, решение задач. | Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления | Текущий контроль Выполнение практической работы | П.1.1.3 Пр.р.1.1. Контрольные вопросы. | |||||
9 | Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | 1 | Изучение нового материала | Выделять основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл | Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем | Решение задач | Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры | |||||
10 | Линейный алгоритм | 1 | изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Решение задач. Опрос теоретического материала. | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | |||||
11 | Решение задач по теме «Линейный алгоритм» | 1 | Комбинированный урок. | Учиться составлять схемы по теме «линейный алгоритм» | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Самостоятельная работа. | П.1.2.1 Контрольные вопросы. | |||||
12 | Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «ветвление». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | Индивидуальный опрос. | П.1.2.2 №1.2 Контрольные вопросы. | |||||
13 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «выбор». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор выбор.. | Индивидуальный опрос. | П.1.2.3 №1.3 Контрольные вопросы. | |||||
14 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования. | Решение задач. Проверочная работа. | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | |||||
15 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Изучение нового материала | Учиться составлять схемы по теме «цикл». Решение задач. | Знать структуру алгоритмической конструкции: повторение. Уметь разрабатывать алгоритм, содержащий цикл. | Опрос теоретического материала. | П1.2.4 №1.4 Контрольные вопросы. | |||||
16 | Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл» | 1 | Закрепление и систематизация знаний | Работа с базовой алгоритмической структурой - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | |||||
17 18 | Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2 | 2 | Изучение нового материала | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания | Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения | Работа с учебником, решение задач | карточки с заданиями на определение типа переменных | |||||
19 | Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке программирования. | 1 | Изучение нового материала, практическая работа | Учиться записывать арифметические, строковые и логические выражения на языке программирования. | Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке программирования | Практическая работа №19 | П.1.4 Контрольные вопросы | |||||
20 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программированя | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач. | Иметь представление о среде объектно-ориентированного программирования. Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов. | Решение задач. Опрос теоретического материала. | П.1.5 Контрольные вопросы. | |||||
21 | Контрольная работа №1 | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Знать изученный материал. | Письменный контроль. | Повторение глава 1. | |||||
22 | Практическая работа 1.3 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций. | Работа на уроке, проверка домашнего задания | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
23 | Практическая работа 1.4 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Понимать назначение встроенных функций. Уметь определять тип аргументов и возвращаемого значения. Уметь вызывать функцию. | Выполнение практической работы. | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
24 | Практическая работа 1.5 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Функции даты и времени. Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций | Понимать назначение встроенных функций. Уметь применять функции даты и времени в программном коде. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
25 | Практическая работа 1.6 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Уметь применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
25 | Практическая работа 1.7 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок | Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
27 | Практическая работа 1.8 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов. . | Уметь применять оператор цикла со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
28 | Практическая работа 1.9 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Создание проекта введенного слова в слово-первертыш | Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
29 | Практическая работа 1.10 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Составление программы «Графический редактор». | Уметь выводить графические примитивы в область рисования. Уметь определять аргументы для вычерчивания графических примитивов. Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
30 | Практическая работа 1.11 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Разработка проекта «система координат» | Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
31 | Практическая работа 1.12 | 1 | Урок примен. зн. и Умений. | Разработка проекта «анимация» | Уметь создавать анимацию в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Выполнение практической работы | Глава 1. Контрольные вопросы. | |||||
32 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | Закрепление и систематизация знаний. | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | |||||
33 | Контрольная работа №2«Алгоритмизация и основы программирования» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Письменный контроль. | Повторить изученную тему. | |||||
Моделирование и формализация(17ч). | ||||||||||||
34 35 | Окружающий мир как иерархическая система. | 2 | Изучение нового материала | Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе | Теоретический опрос. | П.2.1 Контрольные вопросы. | ||||||
36 | Моделирование как метод познания | 1 | Изучение нового материала | Моделирование как метод познания. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования. | Решение задач | п.2.2.1 №2.1 Контрольные вопросы. | |||||
37 | Материальные и информационные модели. | 1 | Изучение нового материала | Модели материальные и модели информационные. Их свойства. | Знать виды, материальных и информационных моделей. Уметь строить фрагменты информационных моделей различных типов. | Построение фрагментов информационных моделей. | П. 2.2.2 № 2.2 Контрольные вопросы. | |||||
38 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | Изучение нового материала, решение задач | Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности. | Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма | Решение задач | п.2.2.3, №2.3 Контрольные вопросы. | |||||
39 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.. | 1 | Изучение нового материала | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей | Работа с литератур ой, разработка моделей | п. 2.3 | |||||
40 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери- мент | п.2.4 составить план поэтапного моделирования процесса (индивидуально) | |||||
41 | Практическая работа 2.1Разработка проекта «Бросание мячика в площадку». | 1 | Комбинированный урок | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов. | Компьютерный экспери- мент | П.2.4 Контрольные вопросы. | |||||
42 | Приближенное решение уравнений в среде табличного процессора Excel | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей | Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери- мент | П. 2.5 Контрольные вопросы. | |||||
43 | Практическая работа 2.2 Разработка проекта «Графическое решение уравнений» | 1 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента | Практическая работа №23 | индивидуальные задания | |||||
44 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный экспери-мент | П.2.6 Контрольные вопросы. | |||||
45 46 47 | Практическая работа 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | 3 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Практическая работа №24 | индивидуальные задания | |||||
48 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 2.4 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем | Текущий контроль. | П.2.7 Контрольные вопросы. | |||||
49 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа 2.5 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала. Выполнение практической работы. | Уметь создавать компьютерную модель систем управления.. | Текущий контроль. | П.2.8 Контрольные вопросы. | |||||
50 | Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | . Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | Письменный контроль. | Повторить тему «Моделирование и формализация» | |||||
Логика и логические основы компьютера(5ч). | ||||||||||||
51 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового теоретиче- ского материала | Знать законы алгебры логики и уметь выполнять логические операции. | Опрос теоретического материала. | П.3.1 Контрольные вопросы. | |||||
52 | Логические функции. Законы логики | 1 | Изучение нового материала | Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач | Уметь пользоваться таблицами логических функций. | Опрос теоретического материала. | П.3.1 Контрольные вопросы. | |||||
53 | Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы..Практическая работа 3.1 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового теоре- тического материала. Практическая работа № 3.1 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. | Опрос теоретического материала. | П.3.2.1 Контрольные вопросы. | |||||
53 | Логические основы устройства компьютера. Сумматор двоичных чисел. Практическая работа 3.2 | 1 | Комбинированный урок. | Изучение нового материала и практическая работа № 3.2 | Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера.. Сумматор двоичных чисел. | Опрос теоретического материала. | П3.2.2 Контрольные вопросы. | |||||
55 | Контрольная работа №4 | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу. | Знать изученный материал. | Письменный контроль. | Повторение глава3. | |||||
Информационное общество и информационная безопасность.(5ч) | ||||||||||||
56 | Информационное общество. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационном обществе. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | Опрос теоретического материала. | П.4.1 Подготовить реферат. | |||||
57 | Информационная культура. | 1 | Изучение нового материала | Работа с литературой | Иметь представление об информационной культуре. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. | Опрос теоретического материала. | П.4.2 Подготовить реферат. | |||||
58 59 | Правовая охрана данных.Защита информации. | 2 | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности. Уметь организовывать личное информационное пространство. | Опрос теоретического материала. | П.4.3 Подготовить реферат. | |||||
60 | Итоговое занятие. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу. | Знать материал курса информатики за 9 класса. | Письменный контроль. | Повторение Главы 4. | |||||
61- 68 | Повторение. | 8 | Систематизация знаний. | Работа с тестами. | Уметь применять полученные знания. | Опрос теоретического материала. | Глава1,глава2,глава3,глава 4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...