Урок "Моделирование"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок в содержательной линии: «Моделирование. Научно-технические расчеты на ЭВМ»
Тема: «Вычисление числа π методом Монте-Карло.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Общеобразовательные: познакомить с методом Монте-Карло, построить модель и экспериментальным путем вычислить число π;
Развивающие: развитие пространственного и логического мышления, умение делать выводы, способности решать задачи, объективно оценивать свои знания;
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только в области информатики но и в других областях школьных знаний.
Задачи:
1) закрепить и проконтролировать уровень знаний по теме «моделирование;
усовершенствовать навыки построения моделей различными компьютерными средствами и особенно используя среду программирования;
2) закрепить навыки работы в среде «Кумир», на уровне сборки алгоритмов из отдельных блоков, отладки программы;
3) расширить умственный кругозор учащихся, помочь школьникам понять роль;
4) повысить практический интерес учащихся к моделированию.
План урока
- Повторение материала предыдущей темы: «Моделирование, этапы решения задач на ЭВМ»
- Вводный этап к изучению н.м.: «Магическое число π. Экскурс в историю»
- Н.м.: Метод Монте-Карло в приближенном вычислении. Построение алгоритма вычисления числа π.
- Компьютерный эксперимент. Вычисление π на ЭВМ.
- Итоги: точность вычислений, возможности имеющейся выч.техники. Оценка работы учащихся.
- Д/з.
Ход урока
1 Общие вопросы для повторения:
-Классифицируйте модели
-Выстройте правильно цепочку:
- Что такое модель
- Виды моделей. Информационные и математические модели. Примеры.
- Адекватность моделей реальным объектам. Возможно ли достигнуть полной адекватности, почему. Примеры.
- Средства компьютерного моделирования. Какой из них наиболее универсален, почему.
(Вопросы содержаться в презентации, которая демонстрируется во время опроса)
2 Вопрос учащимся о том что им известно о числе π, о его применениях, вычислениях. Есть ли шанс у человека когда-нибудь вычислить π с любой точностью, почему. (Учащиеся обязательно должны это связать с адекватностью моделей).
«Магическое число π» (презентация учащихся)
Число π всегда привлекало исследователей. Его вычислением занимались вначале, мистики-математики пифагорейцы, затем мистики и математики порознь, и позже, наконец, программисты. По одной из гипотез, в π зашифрована вся история нашего мира.
Неизвестно точно происхождение обозначения π то ли от греческого периферия (окружность), то ли от имени Пифагора. Впервые это обозначение использовал в 1706 году английский математик У. Джонс. Но общепринятым оно стало после систематического его употребления (с 1736г) Леонардом Эйлером.
В истории человечества π приближали разными значениями: 22/7=3,1428 у греков, 355/113=3,14159 у китайцев.
На протяжении веков, вплоть до наших дней ведется своеобразная погоня за дестичными знаками числа π.
Вот алгоритм вычисления π, предложенный Архимедом: формула удвоения связывает длины сторон an и a2n правильных многоугольников вписанных в окружность:
К примеру Франсуа Виет, (подобно Архимеду) вычисляя периметры вписанного и описанного 322216-угольников, получил 9 точных десятичных знаков.
С появлением компьютеров темпы и глубина вычислений возросли:
1949 год – 2037 знаков (Джон Фон Нейман, ENIAC)
1958 год – 10000 знаков (Ф. Женюи, IBM-704)
…………………………………………………………………….
Последний на сегодня рекорд – 206 158 430 000 знаков. Суперкомпьютер HINTS в сентябре 1999 годя работал более 37 часов, используя 865 Гб памяти для основной памяти и 46 часов, 816 Гб памяти для вспомогательных вычислений.
3 Для вычисления π воспользуемся методом Монте-Карло, суть которого в следующем. Пусть у нас есть какая-нибудь фигура на плоскости, расположенная внутри стандартного квадрата со сторонами, параллельными координатным осям. И пусть про любую точку мы можем узнать попала она внутрь фигуры или нет. Тогда площадь можно вычислить так: засыплем квадрат ровным слоем песка. Число песчинок попавших внутрь пропорционально площади фигуры. Если n – общее число песчинок, m – число попавших внутрь, то площадь фигуры будет равна Sфиг = m/n*Sкв , ну а площадь квадрата вычислить легко. (Для пояснения модели в качестве наглядного пособия применяется презентация)
Применим данный метод для вычисления π
Площадь круга радиусом 1 ед, равна π (из ф-лы S = πR2 ). Пусть такая окружность
располагается в точке (1,1). Если достаточно большое кол-во точек «бросать» в квадрат случайным образом, и считать кол-во точек попавших внутрь, то площадь круга будет равна:
S = m/n*4
Это и будет приближенное значение π.
Спроектируем алгоритм вычисления π описанным методом.
Зарезервируем следующие переменные: цел n – общее число песчинок, цел m – число песчинок попавших внутрь, вещ x, y - координаты следующей точки, лог q – будет да при попадании точки внутрь.
Ввод количества песчинок: вывод нс, «Введите количество песчинок»
ввод n
Определим перед выполнением алгоритма кол-во песчинок попавших внутрь m:=0.Для равномерного распределения точек воспользуемся генератором случайных чисел rnd(x). Генерирование случайным образом точки из интервала (0,2): x = rnd(2), y = rnd(2).
Точки попавшие внутрь окружности будут удовлетворять неравенству :
(x - 1)2 + (y -1)2 ≤ 1.
Т.е. выражение q := (x - 1)2 + (y - 1)2 ≤ 1 будет принимать значение «истина» когда точка окажется внутри круга.
Подсчитаем кол-во точек попавших внутрь круга:
если q
│ то m := m+1
все
Добавим вывод сгенерированных точек на экран. Используем «Чертежник»:
задать поле (0,2,0,2)
сместиться в точку(x,y)
опустить перо
сместиться в точку(x,y)
поднять перо
Таким образом мы будем видеть равномерность распределения песчинок в квадрате 2×2.
Действия: генерирование точки, определение попадания, подсчет кол-ва «попавших» необходимо выполнить n раз, воспользовавшись соответствующим циклом. В цикл также нужно внести и рисование точек. (Команда задать поле выноситься за цикл!)
Подсчет результата: pi := m/n*4, вывод результата: вывод нс, «при», n, «песчинок пи равно», pi.
Полный вид алгоритма:
алг пи
нач цел n,m, вещ x,y,pi,лог q
| вывод нс,"Введите количество песчинок "
| ввод n
| m:=0
| задать поле(0,2,0,2)
| нц n раз
| | x:=rnd(2); y:=rnd(2)
| | сместиться в точку (x,y)
| | опустить перо
| | сместиться в точку (x,y)
| | поднять перо
| | q:=((x-1)**2+(y-1)**2)<=1
| | если q
| | |то m:=m+1
| | все
| кц
| pi:=m/n*4
| вывод нс,"при",n,"песчинок пи равно",pi
кон
4 Компьютерный эксперимент: учащиеся самостоятельно из блоков собирают воедино программу, доводят до работоспособного состояния.
Вычислительный эксперимент. После отладки программы необходимо провести вычисления и заполнить в тетради следующую таблицу:
Рез-т № оп. | 30 | 300 | 1000 | 3000 | 8000 | 12000 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
В каком из опытов заполнение квадрата песчинками наиболее равномерно?
Дополнительное задание: найти максимально-возможное число песчинок (точно) и рез-т при этом. С чем найденное число связано?
5 Итоги эксперимента. Удовлетворены ли ученики точностью вычислений? С чем связана погрешность в вычислениях? ( π = 3,1415926535897932384626433832795)
Итоги урока. Оценка работы учащихся. Оцениваются самостоятельность и скорость выполнения эксперимента.
6 Д/з: Построить алгоритм вычисления π методом Архимеда, используя его формулу (см. выше, необходимо по возможности дать указания для выполнения работы);
вычислить, используя метод Монте-Карло площадь фигуры, ограниченной синусоидой y=sinx, при 0 ≤ х ≤ π и линией у=0; (см. презентацию)
Проверить правильность полученного результата вычислением интеграла:
§26 учебника. Разобрать А120, для успешного построения модели полета тела брошенного под углом к горизонту. Повторить формулы из курса физики: ускорение, равноускоренное движение, вектор скорости и его составляющие.
Программное обеспечение, оборудование и материалы к уроку:
учебник Кушниренко, §25;
учебный класс вычислительной техники;
система обучающего программирования «Кумир» с исполнителем «Чертежник»;
статья учебной стенгазеты «Магия числа π»;
плакат с иллюстрацией метода Монте-Карло;
плакат с иллюстрацией применения метода Монте-Карло для вычисления числа π;
раздаточный материал в виде распечатанного образца готового алгоритма.
Подготовленные презентации для повторения, объяснения нового материала, и домашнего задания.