Рабочая программа по информатике для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Екатерина Сергеевна Бибичева

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д, Угриновича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_9_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ключанская средняя школа»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                      «СОГЛАСОВАНО»

Директор муниципального                                       Заместитель директора по УВР

общеобразовательного учреждения                        муниципального общеобразовательного

«Ключанская средняя школа»                                  учреждения «Ключанская средняя

______________  Видехина Т.И.                              школа»

«____»___________ 201__ г.                                       ____________ Рогачева Л.Д.

                                                                                                                                                           

                                                                                      «____»__________201__ г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

для 9 класса на 2016-2017 учебный год

(Разработана на основе федерального компонента государственного

образовательного        стандарта основного общего образования

и примерной программы по информатике)

Учитель МОУ «Ключанская СШ»

Бибичева Е.С.

Ключ 2016 год


Пояснительная записка

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

В соответствии со структурой школьного образования  вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012г.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Формы организации обучения:

•        индивидуально-опосредованная—соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

•        парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);

•        групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы.

Технологии обучения:

Традиционная, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, проблемное и дифференцированное обучения, метод проектов.

Виды контроля:

-текущий, тематический (периодический), итоговый;

-внешний, взаимный, самоконтроль.

  Формы контроля:

-устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки; -письменный контроль - выполняется с помощью контрольных и самостоятельных работ, письменных зачетов;

-машинный контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ; -тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты; - контроль с применением игр; -самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Количество часов по учебному плану

В год – 68 часов

В неделю – 2 часа

Зачетов – 4

Контрольных работ - 2

Лабораторных работ – 23

Проектов – 1: «Рисуем мультфильм»

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

в программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Кроме того, 2 часа отводится для реализации проектов.

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

2.1 Аппаратные средства

  • Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

•        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

2.2  Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.

Общая характеристика образовательной области

Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.

Первый аспект — системно - информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

Второй аспект данной общеобразовательной области — методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

Цели курса:

Основная цель базового изучения основ информатики— обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:

  • Формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
  • Развитие мышления школьников.
  • Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

Задачи курса:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, электронными таблицами, базами данных, графикой, звуком, видео в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; овладение первоначальными навыками программирования.
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Основные содержательные линии курса информатики

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),
  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • понять функции языка как способа представления информации;
  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
  • получить представление о типах величин;
  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
  • получить представление об одном из языков программирования (TP), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
  • понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
  • записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
  • понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
  • узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
  • узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
  • познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
  • знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
  • иметь представление о программном обеспечении компьютера;
  • уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
  • уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о моделировании как методе научного познания;
  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

.

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
  • пользоваться простым графическим редактором;
  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;
  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Содержание обучения

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 ч)

Цифровые и аналоговые изображения. Пространственная дискретизация. Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета. Палитра. Система цветопередачи. Растровая и векторная графика (анимация). Временная дискретизация. Цифровое фото и видео. Глубина звука.

Проект «Рисуем мультфильм»

Лабораторных работ  - 5

Зачет по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной

информации»

  1. Кодирование и обработка текстовой информации (12 ч)

Кодирование текстовой информации. Кодовые таблицы. Создание, форматирование, сохранение, печать документа.  Абзац, выравнивание, шрифт, начертание. Системы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Лабораторных работ – 3

Зачет по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

  1. Кодирование и обработка числовой информации (16 ч)

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Базы данных. СУБД. Электронные таблицы.

Лабораторных работ – 1

Контрольных работ – 1

Зачет по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

  1. Моделирование и формализация (3 ч)

Моделирование, формализация, визуализация. Статические и динамические модели.

  1.  Информатизация общества (4 ч)

Правовые аспекты информатизации. Перспективы развития ИКТ

Зачет по теме «Моделирование, формализация, информатизация общества»

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (13 ч)

Алгоритм. Алгоритмические структуры. Алфавит и структура языка Pascal. Реализация основных алгоритмических структур на языке программирования

Лабораторных работ – 6

Контрольных работ – 1.

  1. Повторение (9 ч.)

Лабораторных работ - 9

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы (разделы)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ и зачетов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во проектов

                             9 класс

1.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

12

1

5

1

2.

Кодирование и обработка текстовой информации

12

1

3

0

3.

Кодирование и обработка числовой информации

16

2

1

0

4.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

13

1

6

0

5.

Моделирование и формализация

3

6.

Информатизация общества

4

1

7.

Повторение

9

8

Итого

68

6

23

1

ЛИТЕРАТУРА:

1.

2. Пособие «ЕГЭ. Информатика»/ Е.М. Островская, Н.Н. Самылкина: М:-Эксмо, 2011 г.

3. Пособие «Информатика и ИКТ. Вступительные испытания»/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону:Легион-М, 2009 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Учебник «Информатика и ИКТ 9» /Н.Д. Угринович. М:-Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...