Простые правила полезного и безопасного Интернета
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Единый урок проводится к рамках Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В соответствии с решениями парламентских слушаний на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" 14 марта 2014 года и исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы во всех школах Российской Федерации проводятся Единые уроки по безопасности в сети. Параллельно проходят мероприятия для педагогической и родительской аудитории.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №335

Методическая разработка занятия

в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет

Тема: «Простые правила полезного и безопасного интернета»

Форма проведения: школьный урок

Адресат: учащиеся 7-9-х классов

Количество детей: от 10 до 30

Время проведения: 40-45 минут

Автор-составитель: учитель информатики Т.В. Паськова

Санкт-Петербург

2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание
  3. Список литературы и электронно-образовательных ресурсов
  4. Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Единый урок проводится к рамках Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В соответствии с решениями парламентских слушаний на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" 14 марта 2014 года и исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы во всех школах Российской Федерации 30 октября проводится Единый урок по безопасности в сети. Параллельно проходят мероприятия для педагогической и родительской аудитории.

Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей и опосредуют практически все сферы человеческой деятельности.

Российские дети регулярно посещают Интернет и зачастую без контроля и присмотра.

Это проводит к различным проблемам, таким как:

1. Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;

2. Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;

3. Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);

4. Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» только за последний год у 87% детей возникали различные проблемы в сети «Интернет».

И только 17% рассказали о них своим родителям.

В чем видятся Причины:

1. Уверенность детей в незнании родителями решения их проблем;

2. Страх перед родителями;

3. Отсутствие возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами.

Хотя некоторые родители действительно выступают успешными медиаторами адаптации своих детей в онлайн-среде, в целом, ожидания относительно того, что большинство родителей способно помочь своим детям в решении проблем с интернетом, далеки от реальности.

Что же касается учителей, они являются весьма активными пользователями Сети: по целому ряду показателей они опережают как своих учеников, так и их родителей. Например, за последние пять лет количество учителей – ежедневных пользователей интернета возросло почти в два раза. Поэтому педагоги могут выступать проводниками детей в цифровой мир.


СОДЕРЖАНИЕ

Цель: формирование информационной культуры учащихся

Задачи:

  • Познакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
  • Информировать о необходимости критического отношения к информации, полученной из интернет-ресурсов, средств мобильной связи;
  • Изучить правила сетевого общения;
  • Ознакомить с адресами помощи в случае интернет-угрозы (номер всероссийского детского телефона доверия 8-800-2500015).

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, бумага, фломастеры, раздаточный материал.

Ход занятия

Класс делится на 4 группы

  1. Вступительная часть.

Сегодня во всех школах С-Петербурга проходит Единый информационный день на тему «Простые правила полезного и безопасного интернета».

- Что значит слово «безопасность»? (ответы детей).

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

- Что вы понимаете под угрозой?

Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

(После обсуждения на доске появляется определение).

- Откуда может исходить угроза? (ответы детей)

(от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через ИНТЕРНЕТ).

В последние десять лет Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил наше общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

Наше занятие направлено на то, чтобы помочь вам сориентироваться в ИНТЕРНЕТЕ, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

  1. Основные правила на доске:
  • Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.
  • Нельзя сообщать свои личные данные.
  • Установите антивирус.
  • НЕ запускайте неизвестные файлы.
  • НЕ открывайте письма от незнакомцев.

  1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку-задание, на выполнение задания дается 10 минут. Ответы дети формулируют на листах. Затем идет обсуждение (по 4-м аспектам: коммуникация, работа с информацией, потребительское поведение, технический аспект)

  1. Что такое Интернет для вас? (дети высказываются). После обсуждения на доске появляются таблички («Средство для поиска информации», «Место, где можно играть», «Большой магазин», «Источник учебной информации», «Средство для поиска друзей, место общения»).
  2. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Интернет?

(1. Угроза заражения вредоносным ПО; 2. Доступ к нежелательной информации; 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты; 4. Неконтролируемые покупки).

  1. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

(Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете. Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;)

  1. Назовите правила общения в сети ИНТЕРНЕТ.
  • Первое, главное и основное правило – поступайте в Интернете так, как хотите, чтобы поступали с вами.
  • Соблюдайте культуру общения в чатах, на форумах и при личной переписке. Нельзя грубить, хамить
  • Не публикуйте сведения о других людях без их согласия.
  • При заимствовании чужих материалов (изображений, текстов и другого) давайте ссылку на автора.
  • Не выдавайте себя за других людей.
  • Не отправляйте сообщение, если не готовы повторить его в лицо этому человеку в реальной жизни.
  • Оформляйте свои сообщения и послания грамотно.
  • Не рассылайте пользователям ненужную им информацию.
  • Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека. Если бы он хотел их кому-то показать, непременно выложил бы в Сеть сам.

  1. Подведение итогов.

- Что вы узнали для себя нового о безопасной работе в сети Интернет?

- Считаете ли вы, что информация, полученная сегодня на уроке, для вас полезная, нужная? Если вы знаете всё, о чем сегодня говорили и применяете эти правила – это замечательно!

Заключение:

ПОМНИ:

  1. если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете;
  2. если тебе делают неприличные предложения в Интернете;
  3. если ты стал жертвой сетевых мошенников;
  4. Если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет

или мобильной связью,

ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН»,

Тебя выслушают и помогут.

Телефон: 8-800-25-000-15

(Звонок по России бесплатный, по рабочим дням

С 9-00 до 18-00 (время московское)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Солдатова Г.У., Олькина О.И. 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях // Дети в информационном обществе. – 2016.
  3. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия. – 2015.
  4. 10. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2011.
  5. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Ре- 48 зультаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
  6. Холловэй Д. От 0 до 8 // Дети в информационном обществе. – 2014.
  7. http://www.saferunet.ru — Центр Безопасного Интернета в России
  8. http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline — Линия помощи «Дети онлайн».
  9. https://единыйурок.рф – онлайн-площадка для проведения Единых уроков.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Демонстрационный материал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простые правила полезного и безопасного интернета Единый информационный день 30.10.2014 1

Слайд 2

Что значит слово «безопасность»? 30.10.2014 2 Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь

Слайд 3

Что вы понимаете под угрозой? 30.10.2014 3 Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

Слайд 4

Откуда может исходить угроза? 30.10.2014 4 от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через ИНТЕРНЕТ

Слайд 5

Работа в группах 30.10.2014 5 Что такое Интернет для вас ? Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Интернет? Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет . Назовите правила общения в сети ИНТЕРНЕТ.

Слайд 6

Правила общения в сети ИНТЕРНЕТ Поступайте в Интернете так, как хотите, чтобы поступали с вами. Соблюдайте культуру общения в чатах, на форумах и при личной переписке. Нельзя грубить, хамить Не публикуйте сведения о других людях без их согласия. При заимствовании чужих материалов (изображений, текстов и другого) давайте ссылку на автора. Не выдавайте себя за других людей. Не отправляйте сообщение, если не готовы повторить его в лицо этому человеку в реальной жизни. Оформляйте свои сообщения и послания грамотно. Не рассылайте пользователям ненужную им информацию. Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека. Если бы он хотел их кому-то показать, непременно выложил бы в Сеть сам . 30.10.2014 6

Слайд 7

ПОМНИ : если тебя оскорбляют, преследуют в Интернете; если тебе делают неприличные предложения в Интернете; если ты стал жертвой сетевых мошенников; Если ты столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет или мобильной связью ОБРАТИСЬ на линию помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН »! Тебя выслушают и помогут! Телефон : 8-800-25-000-15 Звонок по России бесплатный по рабочим дням С 9-00 до 18-00 (время московское) 30.10.2014 7



Предварительный просмотр:

Анкета «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения

2. Свой псевдоним

3. Домашний адрес

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан

3. Все вышеперечисленное верно

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

2. Пойти на встречу одному

3. Пригласить с собой друга

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе

2. Размещать информацию других без их согласия

3. Копировать файлы для личного использования

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил

2. В особых случаях

3. Да, как и в реальной жизни.

Анкета «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения

2. Свой псевдоним

3. Домашний адрес

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан

3. Все вышеперечисленное верно

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

2. Пойти на встречу одному

3. Пригласить с собой друга

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе

2. Размещать информацию других без их согласия

3. Копировать файлы для личного использования

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил

2. В особых случаях

3. Да, как и в реальной жизни.

Анкета «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения

2. Свой псевдоним

3. Домашний адрес

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан

3. Все вышеперечисленное верно

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

2. Пойти на встречу одному

3. Пригласить с собой друга

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе

2. Размещать информацию других без их согласия

3. Копировать файлы для личного использования

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил

2. В особых случаях

3. Да, как и в реальной жизни.

Анкета «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения

2. Свой псевдоним

3. Домашний адрес

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан

3. Все вышеперечисленное верно

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия

2. Пойти на встречу одному

3. Пригласить с собой друга

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе

2. Размещать информацию других без их согласия

3. Копировать файлы для личного использования

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил

2. В особых случаях

3. Да, как и в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного Интернета для детей (Рекомендации для родителей)

      В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершенно...

Два простых шага к безопасному Интернету

Как сделать Интернет безопасным для вашего ребенка? Смотрите здесь....

Безопасный Интернет. Полезный материал для родителей

Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной....

Правила безопасного Интернета

Буклет с правилами безопасного Интернета для детей...

Памятка для детей «Безопасный интернет: Правила поведения в сети»

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. Возможности и  ловушки, подстерегающие п...

Правила безопасного интернета.

Правила безопасного интернета (Министерство образования)....

Компьютер и ребенок: простые правила безопасности

Сегодня компьютер прочно вошел в нашу жизнь. А для современных детей он и вовсе стал чем-то привычным, обыденным, тем, что было и будет всегда. Поэтому полностью оградить ребенка от компьютера не полу...