Рабочая программа по информатике 6 класс к учебнику Босова
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу "Основы компьютерной грамотности" для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике для образовательных учреждений, программы для основной школы: 5-6. 7-9 классы по информатике /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform.6kl_2019.docx | 46.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска
Алтайского края
«Рассмотрено»: ШМО учителей математики и информатики Протокол №_______ от «___»______2018г. Руководитель ______/Н.К. Кох/ | «Согласовано»: Заместитель директора по УР «___»_____2018г. _______/Ю.А. Носивец/ | «Утверждено»: Директор МБОУ СОШ №4 _________/О.А. Кореннова/ Приказ №_______ от «___»______2018г. |
Рабочая программа
учебного курса «Основы компьютерной грамотности»
Образовательная предметная область:
«Математика и информатика»
основное общее образование
6абвг классы
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Разработчик:
учитель информатики
Г.А. Фоменко
г.Алейск, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу "Основы компьютерной грамотности" для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике для образовательных учреждений, программы для основной школы: 5-6. 7-9 классы по информатике /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
На изучение учебного курса «Основы компьютерной грамотности» в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ.
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебно-методический комплект
- Информатика: учебник для 6 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика. 5-6 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Для осуществления обучения используются ЦОРы в качестве дополнения к имеющемуся печатному УМК для самостоятельной и практической работы обучающегося.
Электронное приложение к учебнику в авторской мастерской на сайте http://metodist.lbz.ru http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Методические материалы:
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного курса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Из них работы: | ||
Практические | лабораторные | проверочные | |||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 2 | 0 | 0 |
2 | Компьютер | 7 | 5 | 0 | 0 |
2 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 6 | 0 | 0 |
3 | Компьютерная графика | 6 | 5 | 0 | 0 |
4 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 6 | 0 | 0 |
6 | Объекты и системы | 8 | 2 | 0 | 0 |
7 | Информационные модели | 10 | 5 | 0 | 0 |
8 | Алгоритмика | 10 | 7 | 0 | 0 |
5 | Рзерв | 2 | 2 | 0 | 0 |
Итого: | 70 | 40 | 0 | 0 |
Структура содержания общеобразовательного курса основы компьютерной грамотности в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- информация вокруг нас;
- информационные технологии;
- информационное моделирование;
- алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
3. Календарно-тематическое планирование
6 класс (35 часов)
№ п/п | Раздел /тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |||||||
6а класс | 6б класс | 6в класс | 6г класс | |||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | 1 | ||||||||
2 | Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 | ||||||||
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 | ||||||||
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов» | 1 | ||||||||
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов»(задания 5-6) | 1 | ||||||||
6 | Разнообразие объектов и их классификация | 1 | ||||||||
7. | Классификация объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора-инструмента создания текстовых объектов» | 1 | ||||||||
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 1 | ||||||||
9 | Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик». Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | 1 | ||||||||
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора" | 1 | ||||||||
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаём компьютерные документы»(задания 4-5) | 1 | ||||||||
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»(задания1,2) | 1 | ||||||||
13 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» | 1 | ||||||||
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели». | 1 | ||||||||
15 | Знаковые информационные модели. Словесные описания. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели". | 1 | ||||||||
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки» | 1 | ||||||||
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 1 | ||||||||
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 | ||||||||
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №13 «Создаём модели - диаграммы и графики».(задания 1-4) | 1 | ||||||||
20 | Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта. "Диаграммы вокруг нас" | 1 | ||||||||
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14. "Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья." | 1 | ||||||||
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 "Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья" | 1 | ||||||||
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории "Переправы". | 1 | ||||||||
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. | 1 | ||||||||
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. | 1 | ||||||||
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 15 «Создаём линейную презентацию Часы» | 1 | ||||||||
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаём презентацию с гиперссылками» | 1 | ||||||||
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Создаём циклическую презентацию». | 1 | ||||||||
29 | Исполнитель Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | ||||||||
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | ||||||||
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | ||||||||
32 | Обобщение и систематизация изученного по теме "Алгоритмика". | 1 | ||||||||
33 | Выполнение итогового проекта. | 1 | ||||||||
34 | Выполнение итогового проекта. | 1 | ||||||||
35 | Защита итогового проекта. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 5 кл. по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика.
Рабочая программа для 5 кл. по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова...
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС
Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова
Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...