Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_fgos_programma.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»
в 8 классе (базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа информатике для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937), письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»), на основе Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014.
Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебный план МКОУ СОШ село Заево отводит на изучение информатики в 8 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год. Срок реализации данной программы – 1 год.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Предметные результатывключают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
- знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Ученик научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
- переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- использовать величины (переменные) различных типов,
- табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Ученик получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- познакомиться с использованием в программах строковых величин;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива
- чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами;
- суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Перечень и название раздела и тем | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Математические основы информатики (13 часов) Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых и вещественных чисел. Множества и операции с ними. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.Логические элементы. | Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. Урок методологической направленности. | Аналитическая деятельность: • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения |
Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации (11 часов) Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция следование. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Алгоритмы управления. | Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. | Аналитическая деятельность: • определять по блоксхеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
Алгоритмы и программирование. Начала программирования (10 часов) Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. | Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. | Аналитическая деятельность: • анализировать готовые программы; • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Итоговое повторение (1 час) | Урок рефлексии. |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теория | практика | |||
1 | Математические основы информатики | 13 | 10 | 3 |
2 | Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации | 11 | 7 | 4 |
3 | Алгоритмы и программирование. Начала программирования | 10 | 2 | 8 |
4 | Итоговое повторение | 1 | 1 | 0 |
Итого | 35 | 20 | 15 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office 2013
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 КЛАСС
1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 35 ЧАСОВ В ГОД
№ | Тема урока и практического занятия | Планируемые результаты | Формируемые УУД | Тип урока | Кол-во часов | дата | |
план | фактически | ||||||
Математические основы информатики (13 часов) | |||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; общие сведения о системах счисления. Виды систем счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Правило перевода из одной системы счисления в другую. Представление чисел в компьютере. Элементы алгебры логики. Высказывание, логические операции, таблицы истинности. Решение логических задач. метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником; личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. планирование – выбирать действия прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить и формулировать проблему; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Информационные - получать и обрабатывать информацию логические - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач; осуществлять взаимный контроль; формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения; формулировать свои затруднения. | урок «открытия нового знания» | 1 | ||
2 | Общие сведения о системах счисления. | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
6 | Представление целых и вещественных чисел | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
7 | Множества и операции с ними. | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
8 | Высказывание. Логические операции | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
10 | Свойства логических операций | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
11 | Решение логических задач | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
12 | Логические элементы | «методологической направленности» | 1 | ||||
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | урок развивающего контроля | 1 | ||||
Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации (11 часов) | |||||||
14 | Алгоритмы и исполнители | предметные – понятие алгоритма и исполнителя, свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы, алгоритмические языки. Объекты алгоритмов: величины, выражения, команда присваивания, табличные величины. Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Метапредметные - умение подключать внешние устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | |||
15 | Способы записи алгоритмов | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
16 | Объекты алгоритмов | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
17 | Алгоритмическая конструкция следование | урок «открытия нового знания», рефлексии | |||||
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление Полная форма ветвления | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
19 | Неполная форма ветвления | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
22 | Цикл с заданным числом повторений | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
24 | Алгоритмы управления | урок «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||||
24 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | «развивающего контроля» | 1 | ||||
Алгоритмы и программирование. Начала программирования (10 часов) | |||||||
25 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | предметные – Алфавит и словарь языка Паскаль. Типы данных, используемые в Паскаль. Структура программы, оператор присваивания. Ввод данных. Числовые типы данных, целочисленные типы данных, символьные и строковые типы данных, логический тип данных. Условный оператор, составной оператор. Программирование циклических алгоритмов. Простые программы на Паскаль. личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | |||
26 | Организация ввода и вывода данных | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
27 | Программирование линейных алгоритмов | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
28 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
29 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
30 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
31 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
32 | Программирование циклов с заданным числом повторений | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
33 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | урок «открытия нового знания» рефлексии | 1 | ||||
34 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа | урок развивающего контроля | 1 | ||||
Резерв (1 час) | |||||||
35 | Итоговое повторение за курс 8 класса. | методологического контроля | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...