Методическая разработка открытого урока "Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения"
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 576.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА»
Методическая разработка учебного занятия
Дисциплина: ОД.12 Информатика и ИКТ
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.22. Практическое занятие №54. Функция автозаполнения
Преподаватель: Ульянова Елена Викторовна
Технологическая карта №98 (129)
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов 4.22. Практическое занятие №54. Функция автозаполнения
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Время проведения занятия: 45 мин
Вид занятия: практическое
Обучающиеся должны иметь представление: о математической обработке числовых данных
Обучающиеся должны знать: возможности динамических (электронных) таблиц.
Обучающиеся должны уметь: использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц.
Цели занятия:
Учебная: | изучить возможности динамических (электронных) таблиц для выполнения вычислений. |
Воспитательная: | развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий. |
Развивающая: | формирование системного мышления. |
Междисциплинарные связи: математика, физика.
Оснащение занятия: ПК, телевизор, инструкция к практической работе
Литература:
Основная: Цветкова М.С., Великович Л.С., Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: Академия, 2012
Дополнительная:
1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012.
2. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013
Интернет – ресурсы: Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда СДО Moodle http://webpractice.cm.ru, http://www.pk13.ru/lms, http://www/fcior.edu.ru
Этапы проведения занятия:
№ | Элементы занятия | Содержание, формы и методы обучения, | Время |
1 | Организационный момент | Подготовка обучающихся к занятию, заполнение журнала. Проверка Теста 29_2. | 5 |
2 | Изучение нового материала | Выполнение заданий по инструктивно-методическим указаниям по теме «Функция автозаполнения» по инструкции. | 35 |
3 | Итоги занятия. Обобщение. | Ознакомление группы с оценками за практическое занятие. | 4 |
4 | Задание по основной и дополнительной литературе | с. 254-260 | 1 |
- Ф.И.О. преподавателя: Ульянова Елена Викторовна
- Группа: 21-МЦ
- Специальность: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (немецкая подгруппа)
- Дата: 01.10.2015
- Дисциплина: ОД.12 Информатика и ИКТ
- Тема учебного занятия: Практическое занятие №54. Функция автозаполнения
- Место и роль занятия в изучаемой теме: данное занятие – 22-ое по теме 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
- Тип занятия: практическое
- Дидактические задачи
Образовательные:
- изучение возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения вычислений;
- формирование практических умений и учебных навыков использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности;
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по теме «Возможности электронных таблиц», формирование умений получать полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие аналитических и конструктивных умений у будущих специалистов;
- развитие навыков логического мышления, умения выделять главное, критически оценивать полученную информацию;
- формирование коммуникативных навыков: работа в коллективе;
- развитие познавательного интереса к дисциплине.
Воспитательная:
- развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Методические:
- трансляция педагогического опыта в рамках работы ЦК ОГСЭ и ЕН.
- Формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность при выполнении заданий практического занятия «Функция автозаполнения».
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при выполнении заданий практического занятия.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для выполнения заданий практического занятия.
Учебно-познавательная компетенция:
- формирование приемов работы в электронной таблице Excel, оформления таблиц.
- Методы обучения: наглядные, объяснительно-иллюстративные, словесные, компьютерные технологии.
- Оснащение: ПК, телевизор, инструкция к практическому занятию.
- Междисциплинарные связи: ОД.10 Математика, ОД.11 Физика, ОП.01 Основы информационных технологий, ОП.04 Охрана труда и техника безопасности, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности, ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации, МДК.01.01 Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации, МДК.02.01. Технология публикаций цифровой мультимедийной информации.
Этапы | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность |
1. Организационный (4 мин) | Психологическая настройка обучающихся на занятие, проверка выполнения домашнего задания. |
|
|
2. Подготовка к выполнению практических заданий (5 мин) | Ознакомление с инструкцией к практическому занятию |
|
|
3. Выполнение заданий практического занятия (33 мин) | Контроль за учебной деятельностью каждого обучающегося группы |
|
|
Подведение итогов занятия (2 мин) | Объявление оценок, выявление ошибок |
|
|
Задание по основной и дополнительной литературе | Ознакомление обучающихся с заданием на дом |
|
|
Заключение
Выполнение практического занятия «Excel. Функция автозаполнения» формирует практические умения и учебные навыки использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Обучающиеся узнают, что используя функцию автозаполнения, могут экономить время на ввод с клавиатуры последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий месяцев и дней недели и многое другое как в строках, так и в столбцах.
Обучающиеся получают представление о математической обработке числовых данных, знакомятся с возможностями динамических (электронных) таблиц, развивают навыки самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий, аналитические и конструктивные умения и навыки.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Практическое занятие № 54
Тема: Excel. Функция автозаполнения
Цель занятия: формирование практических умений и учебных навыков использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Оборудование: ПК, телевизор, инструкция к практическому занятию.
Используемая литература:
Основная: Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования, Цветкова М.С., Великович Л.С., М.: Издательский центр «Академия», 2012
Дополнительная: Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013
Теоретический материал
Все данные таблицы в Excel размещаются в ячейках. Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула. Вводить данные в электронные таблицы можно с помощью автозаполнения, а также используя другие приемы вставки строк и столбцов или приемы удаления строк, столбцов и ячеек. Подробнее: см. в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде СДО Moodle: http://www/pk13.ru/lms Лекция 29.
Используя функцию автозаполнения, Вы можете сэкономить время на ввод с клавиатуры последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий месяцев и дней недели, как в строках, так и в столбцах.
Запустите редактор электронных таблиц MS Excel 2013:
Пуск → Все программы → Microsoft Office 2013→ Excel 2013
Задание 1. Автоматическое заполнение
- Для создания числового ряда введите в смежные ячейки два первых числа и выделите эти ячейки:
- Установите указатель мыши на точку в правом нижнем углу выделения, он примет вид тонкого черного крестика +.
- Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите указатель + по строке или столбцу.
- Отпустите кнопку, и ячейки будут заполнены.
- Для автозаполнения названиями месяцев или дней недели достаточно ввести название в одну ячейку и выполнить пункты 3—4.
- Используйте Автозаполнение для ввода следующих данных:
- Введите данные в две соседние ячейки, выделите сразу две ячейки, установите курсор на маркер заполнения и перетащите его на несколько ячеек вправо:
- Сделайте то же самое для последовательностей: 10, 20, …; 100, 200, …
Самостоятельно создайте несколько вертикальных рядов с помощью автозаполнения.
Сохраните работу под именем Практическая работа 2 в Документы, в Вашей папке, в папке Excel.
Задание 2. Создание таблицы умножения
На Листе 2 с помощью функции Автозаполнение создайте таблицу умножения:
- В ячейку А3 введите «1», в ячейку В3 – знак «*», в ячейку С3 – «1», в D3 – «=».
Нажмите значок , чтобы Excel после знака «=» не вводил формулу.
В ячейке Е3 поставьте знак «=» и введите формулу: щелкните по ячейке А3, введите знак «*» и щелкните по ячейке С3. В ячейке Е3 и в строке формул появится формула «=А3*С3»:
Нажмите клавишу [Enter]. В ячейке Е3 появится результат умножения 1: | Выделите ячейку А3 и с помощью автозаполнения заполните единицами ячейки от А4 до А12: | ||||||
Уменьшим ширину столбцов. Выделите столбцы от А до Z, выберите Формат, Ширина столбца и установите ширину 2,5, нажмите ОК. | |||||||
Отформатируйте столбцы от А до Z по центру. Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения заполните знаком умножения «*» ячейки от В4 до В12. В ячейку С4 введите число 2. Выделите ячейки С3 и С4 и с помощью автозаполнения заполните ячейки до С12. Заполните ячейки D3:D12 знаком «=». Выделите ячейку Е1 и скопируйте формулу до ячейки Е12: | |||||||
Выделите диапазон ячеек А3:Е12, скопируйте его и вставьте в ячейки G3, M3, S3, A14, G14, M14, S14, A25, G25. В ячейках G3:G12 с помощью автозаполнения исправьте «1» на «2», в ячейках М3:М12 исправьте «1» на «3» и т.д. В ячейке К34 «100» не видно, потому что не умещается, – уменьшите размер шрифта (9).
Выделите ячейки А1:W1, объедините их и напишите заголовок «Таблица умножения». Таблица умножения готова:
Сохраните работу.
Задание 3. Создание таблицы «Системы счисления»
На Листе 3 создайте таблицу, объедините ячейки А1:Е1 и напишите заголовок. Десятичные числа (столбец А) с помощью функции Автозаполнение заполните до 30 (до ячейки А33).
Выделите ячейку В3. Поставьте знак «=» и щелкните пиктограмму «Вставить функцию»:
Появится окно Вставка функции. Выберите категорию: Инженерные. Выберите функцию ДЕС. В ДВ, которая преобразует десятичное число в двоичное. Нажмите ОК. Появится окно Аргументы функции. Для ввода числа щелкните по ячейке А3, разрядность введите 8.
Нажмите ОК. В ячейке В3 появится число 0 в двоичной системе. Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения скопируйте ее до ячейки В33:
Аналогично переведите десятичные числа с 1 до 30 в восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую систему счисления.
Для перевода десятичных чисел в восьмеричную систему счисления выберите функцию ДЕС.В.ВОСЬМ, разрядность 2.
Для перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления выберите функцию ДЕС.В.ШЕСТН, разрядность 2.
Для перевода десятичных чисел в римскую систему счисления выберите в математических функциях функцию РИМСКОЕ. В римской системе счисления нет цифры 0, поэтому начинайте с 1 (ячейка А4), цифры 0 в римской системе счисления нет. Оформите таблицу.
Задание 4. Создание календаря
На Листе 4 с помощью функции Автозаполнение самостоятельно создайте календарь на 2016 год. Оформите календарь – проявите творчество.
Сохраните файл Практическая работа 2 в Мои документы, в Вашей папке, в папке Excel.
Отчет
Показать преподавателю выполненные задания.
Приложение 4
Задание по основной литературе: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012, с. 254-260
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-198248-1361335364.jpg)
Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика» «Расчет моды»
Методическая разработка содержит методику расчета моды, примеры определения данного статистического показателя для различных вариационных рядов, а также наиболее часто встречающиеся ошибки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-561940-1480058065.jpg)
Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»
Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134284-1554461815.jpg)
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы военной топографии»
Тема «Ориентирование на местности без карты»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134284-1554461815.jpg)
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»
Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134284-1554461815.jpg)
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134284-1554461815.jpg)
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134284-1554461815.jpg)
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Строевая подготовка»
Тема «Способы и приемы передвижения на поле боя». Занятие № 2: «Выполнение перебежек»...