Методическая разработка открытого урока "Дискретное (цифровое) представление текстовой информации"
план-конспект занятия по информатике и икт (10 класс) по теме
Дискретное (цифровое) представление текстовой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_diskretnoe_predstavlenie_tekstovoy_informatsii.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА»
Разработка открытого занятия
по общеобразовательной учебной дисциплине
ОД.03 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
для специальности 09.01.03
Мастер по обработке цифровой информации
Тема 2. Информация и информационные процессы
2.4. Практическое занятие №5.
Дискретное (цифровое) представление
текстовой информации
Преподаватель: Е.В. Ульянова
Технологическая карта №12 (18-19)
Тема: Тема 2. Информация и информационные процессы. 2.4 – 2.5. Практическое занятие №5. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации.
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Время проведения занятия: 90 мин
Вид занятия: лекция
Обучающиеся должны знать: об универсальности дискретного (цифрового) представления информации.
Обучающиеся должны уметь: решать задачи ЕГЭ по данной теме.
Цели занятия:
Учебная: | понимание дискретного (цифрового) представления текстовой информации. |
Воспитательная: | формирование креативного мышления. |
Развивающая: | формирование общих представлений современной научной картины мира. |
Межпредметные связи: математика, физика, спецпредметы.
Оснащение занятия: ПК, телевизор, сайт http://www/pk13.ru/lms
Литература:
Основная: Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования, Цветкова М.С., Великович Л.С., М. : Издательский центр «Академия», 2012
Дополнительная:
1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012.
2. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013
Интернет – ресурсы: Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда СДО Moodle http://www.pk13.ru/lms, http://www/fcior.edu.ru
Этапы проведения занятия:
№ | Элементы занятия | Содержание, формы и методы обучения, | Время |
1 | Организационный момент | Подготовка обучающихся к занятию, заполнение журнала. Проверка выполнения теста 7_2. | 5 |
2 | Изучение нового материала | Выполнение практической работы «Дискретное (цифровое) представление текстовой информации» по инструкции. | 80 |
3 | Закрепление изученного материала | ||
4 | Итоги урока. Обобщение. | Ознакомление группы с оценками за практическую работу. | 5 |
5 | Домашнее задание | с. 63-70 | - |
6 | Внеаудиторная самостоятельная работа | С/р №3. Решение задач ЕГЭ. Кодирование текстовой информации. Тесты 7_3 – 7_4 | 180 |
Тема урока: «Практическое занятие №5. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации»
Предмет: Информатика и ИКТ
Группа: 11МЦ (I подгруппа)
Тип урока: практическое занятие
Оборудование: ПК, телевизор, глобальная компьютерная сеть Интернет – сайт http://www/pk13.ru/lms, Лекция 7, Тесты 7_1 – 7_4
Цели и задачи урока:
Общеобразовательные: понимание дискретного (цифрового) представления текстовой информации;
Воспитательная: развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий, формирование креативного мышления.
Развивающие: формирование общих представлений современной научной картины мира, формирование системного мышления.
Сформировать общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Сформировать общеучебные компетенции:
Информационный блок:
- умение искать информацию, используя Интернет-ресурсы, основную и дополнительную литературу для решения задач ЕГЭ, подготовки проектов, рефератов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
Самоорганизация:
- умение ставить цели при выполнении заданий на практических занятиях;
- полноценно использовать личностные ресурсы.
Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
- Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования – М.: «Академия», 2013.
- Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
- Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013
Интернет-ресурсы: http://www/pk13.ru/lms, http://www/fcior.edu.ru
Структура урока:
- Организационный момент, постановка целей урока.
- Актуализация знаний. Выполнение практической работы №5 «Дискретное (цифровое) представление текстовой информации» по инструкции.
- Закрепление изученного материала.
- Итоги урока. Обобщение.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент, постановка целей урока
Подготовка обучающихся к занятию, заполнение журнала. Проверка выполнения Теста 7_2.
- Актуализация знаний. Выполнение практической работы №5 «Дискретное (цифровое) представление текстовой информации» по инструкции
- Тема нашего урока – Практическое занятие №5. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации.
- Вспомните, что такое дискретное представление информации?
Теоретический материал урока (решение задач)
Задачи с решением
- Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Оноре де Бальзака:
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
1) 52 бита 2) 216 бит 3) 416 бит 4) 512 бит
Решение:
В высказывании содержится 52 символа (считаются все символы, включая знаки препинания и пробелы!)
1 символ – это 1 байт, или 8 бит.
52 * 8 = 416 битов
Ответ: 416 битов
- Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки Windows (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65 536 символов)? В ответе укажите только число.
Решение:
Количество информации, необходимое, чтобы закодировать каждый знак в кодировке Windows (256 символов):
N = 2I ⇒ 256 = 2I ⇒ 28 = 2I ⇒ I = 8 битов.
Количество информации, необходимое, чтобы закодировать каждый знак в кодировке Unicode (65 536 символов):
N = 2I ⇒ 65 536 = 2I ⇒ 216 = 2I ⇒ I = 16 битов.
Для кодировки каждого знака необходимо в два раза больше информации, следовательно информационный объем страницы текста увеличится в 2 раза.
Ответ: 2
- Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 битов. Какова длина сообщения в символах?
1) 30 2) 60 3) 120 4) 480
Решение:
х – длина сообщения в символах;
в кодировке Unicode 1 символ – 16 битов, следовательно, объем сообщения 16⋅х битов;
в кодировке КОИ-8 1 символ – 8 битов, следовательно, объем сообщения 8⋅х битов.
Сообщение уменьшилось на 480 битов. составим и решим уравнение:
16⋅х – 8⋅х = 480
8⋅х = 480
х = 60
Ответ: 60
Выполнение практической работы №5 «Дискретное (цифровое) представление текстовой информации» по инструкции:
2.4 – 2.5. Практическое занятие №5
Дискретное представление текстовой информации
Цель: изучение дискретного (цифрового) представления текстовой информации, изучение кодовых таблиц.
Сформировать общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Сформировать общеучебные компетенции:
Информационный блок:
- умение искать информацию, используя Интернет-ресурсы, основную и дополнительную литературу для решения задач ЕГЭ, подготовки проектов, рефератов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы;
Самоорганизация:
- умение ставить цели при выполнении заданий на практических занятиях;
- полноценно использовать личностные ресурсы.
Аппаратное и программное обеспечение: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключенный к Интернету.
Информационный блок:
Текстовая информация дискретна – состоит из отдельных знаков. За каждой буквой алфавита, цифрой, знаком препинания и иным символом закрепляется определенный двоичный код. В популярных системах кодировки (ASCII, KOI8, Windows, MS-DOS, Mac, ISO) каждый символ заменяется на 8-разрядное целое положительное двоичное число (1 байт). Это число является порядковым номером символа в кодовой таблице. Согласно главной формуле информатики
N = 2I
определяем, что размер алфавита, который можно закодировать, равен 28 = 256.
Этого количества достаточно для размещения двух алфавитов естественных языков (английского и русского) и всех необходимых дополнительных символов.
Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный 8-битовый двоичный код, значения которого находятся в интервале от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).
Подробнее: см. в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде СДО Moodle: http://www/pk13.ru/lms Лекция 7, Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012.
План занятия:
- Выполнение тестов 7_3 – 7_4 в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде СДО Moodle: http://www/pk13.ru/lms
- Выполнить зачетное задание.
Тест 7_3. Задачи ЕГЭ. Кодирование текстовой информации
Задание 1. Выполнить тесты 7_3 – 7_4 в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде СДО Moodle: http://www/pk13.ru/lms
Задача с решением
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Оноре де Бальзака:
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
1) 52 бита 2) 216 бит 3) 416 бит 4) 512 бит
Решение:
В высказывании содержится 52 символа (считаются все символы, включая знаки препинания и пробелы!)
1 символ – это 1 байт, или 8 бит.
52 * 8 = 416 битов
Ответ: 416 битов
Задача 1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените объем следующего предложения (в битах) в кодировке ASCII:
http://www.fipi.ru
В ответе укажите только число.
Задача 2. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Определите информационный объем (в байтах) следующего предложения:
Mail.ru – почтовый сервер.
В ответе укажите только число.
Задача 3. Каждый символ в Unicode закодирован двухбайтовым словом. Определите информационный объем (в битах) следующей фразы А.П. Чехова в этой кодировке:
Что непонятно, то и чудо.
В ответе укажите только число.
Задача 4. В текстовом редакторе включена кодировка текста КОИ-8 (1 байт на 1 символ). Мальчик набрал несколько слов. Сколько символов набрано в редакторе, если общий объем информации, набранный мальчиком, составил 592 бита?
Задача 5. Информационный объем предложения
Кашу маслом не испортишь.
составляет 50 байт. Определите, сколькими битами кодируется один символ. В ответе укажите только число.
Задача с решением
Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки Windows (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65 536 символов)? В ответе укажите только число.
Решение:
Количество информации, необходимое, чтобы закодировать каждый знак в кодировке Windows (256 символов):
N = 2I ⇒ 256 = 2I ⇒ 28 = 2I ⇒ I = 8 битов.
Количество информации, необходимое, чтобы закодировать каждый знак в кодировке Unicode (65 536 символов):
N = 2I ⇒ 65 536 = 2I ⇒ 216 = 2I ⇒ I = 16 битов.
Для кодировки каждого знака необходимо в два раза больше информации, следовательно информационный объем страницы текста увеличится в 2 раза. Ответ: 2
Задача 6. Во сколько раз уменьшится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки Unicode (таблица кодировки содержит 65 536 символов) в кодировку Windows (таблица кодировки содержит 256 символов)? В ответе укажите только число.
Задача 7. Используется кодовая таблица CP1251 (Windows Cyrillic). Сколько килобайт будет занимать файл в простом текстовом формате (plain text), если в тексте 200 страниц, на странице 32 строки, а в строке в среднем 48 символов? В ответе укажите только число.
Задача 8. Система оптического распознавания символов позволяет преобразовывать отсканированные изображения страниц документа в текстовый формат со скоростью 4 страницы в минуту и использует алфавит мощностью 65 536 символов. Какое количество информации (в килобайтах) будет нести текстовый документ, каждая страница которого содержит 40 строк по 50 символов, после 10 минут работы приложения? В ответе укажите только число.
Тест 7_4. Кодирование текстовой информации. ЕГЭ
Задача с решением
Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 битов. Какова длина сообщения в символах?
1) 30 2) 60 3) 120 4) 480
Решение:
х – длина сообщения в символах;
в кодировке Unicode 1 символ – 16 битов, следовательно, объем сообщения 16⋅х битов;
в кодировке КОИ-8 1 символ – 8 битов, следовательно, объем сообщения 8⋅х битов.
Сообщение уменьшилось на 480 битов. составим и решим уравнение:
16⋅х – 8⋅х = 480
8⋅х = 480
х = 60
Ответ: 60
Задача 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 640 бит. Какова длина сообщения в символах?
Задача 2. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 50 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? В ответе запишите только число.
Задача 3. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 55 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? В ответе запишите только число.
Задача 4. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 100 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? В ответе запишите только число.
Задача 5. Сообщение на русском языке первоначально было записано в 16-битном коде Unicode. При его перекодировке в 8-битную кодировку КОИ-8 информационное сообщение уменьшилось на 80 бит. Сколько символов содержит сообщение?
Задача 6. Сообщение на русском языке первоначально было записано в 16-битном коде Unicode. При его перекодировке в 8-битную кодировку КОИ-8 информационное сообщение уменьшилось на 320 бит. Сколько символов содержит сообщение?
Задача 7. Текстовый документ, состоящий из 10240 символов, хранился в 8-битной кодировке КОИ-8. Этот документ был преобразован в 16-битную кодировку Unicode. Укажите, какое дополнительное количество Кбайт потребуется для хранения документа. В ответе запишите только число.
Задача 8. Текстовый документ, состоящий из 11264 символов, хранился в 8-битной кодировке КОИ-8. Этот документ был преобразован в 16-битную кодировку Unicode. Укажите, какое дополнительное количество Кбайт потребуется для хранения документа. В ответе запишите только число.
2. Зачетное задание. Решить задачи:
Задача 1. Сообщение на греческом языке, содержащее 150 символов, было записано в 16-битном коде Unicode. Каков информационный объем сообщения в байтах? В ответе укажите только число.
Задача 2. Автоматическое устройство осуществило автоматическую перекодировку информационного сообщения на русском языке из 16-битного представления Unicode в 8-битную кодировку КОИ-8. До перекодировки информационный объем сообщения составлял 30 байт. Определите информационный объем сообщения (в битах) после перекодировки. В ответе укажите только число.
Задача 3. Сообщение на русском языке первоначально было записано в 16-битном коде Unicode. Автоматическое устройство осуществило его перекодировку в 8-битную кодировку Windows 1251. При этом информационное сообщение уменьшилось на 320 байт. Определите длину сообщения в символах.
Задача 4. Пользователь электронного почтового ящика написал письмо на русском языке, выбрав кодировку Unicode. Но потом он решил использовать 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационный объем его письма уменьшился на 2 Кбайта. Какова длина сообщения в символах?
IV. Закрепление изученного материала
Выполнить зачетное задание – решить задачи:
- Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1/512 часть одного мегабайта?
- Пользователь компьютера, хорошо владеющий навыками ввода информации с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Мощность алфавита, используемого в компьютере, равна 256. Какое количество информации в байтах может ввести пользователь в компьютер за 1 минуту?
V. Подведение итогов урока
Ознакомление группы с оценками за Тесты 7_3 – 7_4. Выявление и объяснение ошибок. Проверка зачетного задания.
VI. Домашнее задание
с. 63-70
Внеаудиторная самостоятельная работа: С/р №3. Решение задач ЕГЭ. Кодирование текстовой информации. Тесты 7_3_1 – 7_4_1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...
Методическая разработка "Применение графических приемов представления учебной информации в рамках производственного обучения"
В представленной презентации дано описание графических приемов изучения учебного материала и применение их на уроках производственного обучения в рамках начального профессионального образования....
Методическая разработка открытого урока "Знакомство с текстовым редактором"
Раздел программы: Программное обеспечение информационных технологий. Основы технологии работы с текстом в редакторе WordТема занятия: Знакомство с текстовым редакторомТип занятия: Урок изу...
Кодирование текстовой, графической и звуковой информации (методическая разработка открытого урока)
комбинированный урок информатики 10 класс...
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА...
Методическая разработка открытого урока "Дискретное представление графической и звуковой информации"
Дискретное представление графической и звуковой информации...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...