РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике» 9 КЛАСС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Яковлева Олеся Ивановна

Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:

  1. Образовательный стандарт основного  общего образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
  4. "Информатика и ИКТ" :8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с.

Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.

Задачи занятий:

- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;

- формирование у учащихся умений работы с тестами;

- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia-9_2017-2018.docx66.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Школа с. Белоярск

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № ____

   

    «_» ________2017г.

       СОГЛАСОВАНО:

      на заседании МС

      протокол № ____

            «_» _________2017г.

     УТВЕРЖДАЮ:

        Директор школы

           

           ________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике»

9 КЛАСС

                                        

Составители программы:

Яковлева О.И.

учитель информатики,

первая  квалификационная категория.

2017-2018 уч.г.


  1. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:

  1. Образовательный стандарт основного  общего образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
  4. "Информатика и ИКТ" :8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с.

Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.

Задачи занятий:

- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;

- формирование у учащихся умений работы с тестами;

- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов.

Программа создана на основе универсального справочника: Информатика. Подготовка к ОГЭ-2016. Под ред. Дьячкова О.В. 

2.Общая характеристика курса:

Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.

Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути  ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения  ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями важно приучить  ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

 Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
          Основной государственный экзамен  можно рассматривать:
1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
           В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
           Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
               Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
             Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
            Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе  можно  добиться хороших результатов на экзамене.

Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ СОШ «Гармония» г.Можайска в 2014-2015 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:

-  обратить внимание на усвоение учащимися:

  1. содержания всех разделов школьного курса по информатике ;
  2. умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
  3. выполнение программных практических работ;
  4. понимание основных  понятий, умение применять их и приводить примеры;
  5. способность четко формулировать свои мысли;  

- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;

  - при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам  заполнения  бланков ответов, бланков  регистрации ;

- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;

- воспитывать в учениках  позитивное отношение к учению, самообразованию. 

3.Содержание курса

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

1

Введение

3

2

Информация и информационные процессы

19

3

Проектирование и моделирование

6

4

Репетиционный экзамен

6

4.Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Примерные сроки проведения

1

Введение

3

2

Информация и информационные процессы

19

3

Проектирование и моделирование

6

4

Репетиционный экзамен

6

  1. Содержание учебного материала

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

3

Информация и информационные процессы

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации

19

Разбор заданий  демонстрационных тестов.

Проектирование и моделирование

Чертежи.

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним

6

Разбор заданий демонстрационных тестов.

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов

6

4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны знать/понимать:

  • процедуру контроля в формате ОГЭ;
  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Учащиеся должны уметь:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. ОГЭ 2017. Информатика. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Под ред. Д.М. Ушаков.
  4. Информатик: новы полный справочник для подготовки к ОГЭ. Под ред. Д.М. Ушаков.

Интернет-ссылки:

  1. http://www.fipi.ru/  Федеральный институт педагогических измерений.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Этап проектной или исследовательской деятельности

Количество часов

Форма занятий обучающихся

Вид контроля

Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

9 - В

9 - А

9 - Б

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Введение

Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.

1

Комбинированный урок

Вводный

Задание в тетради

2

Вводный  репетиционный экзамен в формате ГИА

1

Комбинированный урок

Вводный

3

Анализ результатов репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

4

Информация и информационные процессы

Формализация описания различных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

5

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

6

Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

7

Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

8

Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

9

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

10

Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

11

Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

12

Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

13

Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

14

Репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

Комбинированный урок

Текущий

15

Проектирование и моделирование

Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

16

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

17

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

18

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

19

Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

20

Информация и информационные процессы

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

21

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

22

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

23

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из  демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

24

Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

25

26

Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

27

Проектирование и моделирование

Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

28

Кумир. Робот. Разбор заданий из демонстрационных тестов.

2

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

29

30

Репетиционный экзамен

Репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

Комбинированный урок

Текущий

31

Анализ результатов репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

32

Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

Комбинированный урок

Итоговый

33

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

34

Решение задач

1

Комбинированный урок

Текущий

Задание в тетради

График посещения учащихся 9-х классов

по подготовке к ОГЭ по информатике

за I полугодие 2017-2018 уч.г.

9-А

ФИО

мес

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Доп. зан.

план

7

14

21

28

12

19

26

9

16

23

30

7

14

21

факт

1

2

9-В

ФИО

мес

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Доп. зан.

план

7

14

21

28

12

19

26

9

16

23

30

7

14

21

факт

1

2

3

9-Б

ФИО

мес

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Доп. зан.

план

8

15

22

29

6

13

20

27

10

17

24

1

8

15

22

факт

1

2

3

4

5


График посещения учащихся 9-х классов

по подготовке к ОГЭ по информатике

за II полугодие 2017-2018 уч.г.

9-А

ФИО

мес

январь

февраль

март

апрель

май

Доп. зан.

план

11

18

25

1

8

15

22

1

15

5

12

19

26

4

11

18

факт

1

2

9-В

ФИО

мес

январь

февраль

март

апрель

май

Доп. зан.

план

11

18

25

1

8

15

22

1

15

5

12

19

26

4

11

18

факт

1

2

3

9-Б

ФИО

мес

январь

февраль

март

апрель

май

Доп. зан.

план

12

19

26

2

9

16

2

9

16

6

13

20

27

4

11

18

факт

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Дистанционный курс. Подготовка к ЕГЭ по информатике.

Здесь представлен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике (презентации с объяснением различных тем, разбором решения задач, подборка заданий для закрепления тем)....

Дистанционный курс. Подготовка к ГИА по информатике.

Здесь представлена подборка заданий по разным темам. Материал предназначен для подготовки к ГИА по информатике ....

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике, 9 класс

Элективный курс по информатике предназначен для обучающихся 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки (...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике"

Прогрaммa курсa ориентировaнa нa системaтизaцию знaний и умений по курсу информaтики и информaционно-коммуникaционных технологий (ИКТ) для подготовки к госудaрственной итоговой aттестaции по информaти...