РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике» 9 КЛАСС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:
- Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
- "Информатика и ИКТ" :8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с.
Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.
Задачи занятий:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia-9_2017-2018.docx | 66.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Школа с. Белоярск
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол № ____
«_» ________2017г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании МС протокол № ____ «_» _________2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы
________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Подготовка к ОГЭ по информатике»
9 КЛАСС
Составители программы:
Яковлева О.И.
учитель информатики,
первая квалификационная категория.
2017-2018 уч.г.
- Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов:
- Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
- "Информатика и ИКТ" :8-9 классы: Методическое пособие/ И.Г. Семакин - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . – 416 с.
Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике.
Задачи занятий:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов.
Программа создана на основе универсального справочника: Информатика. Подготовка к ОГЭ-2016. Под ред. Дьячкова О.В.
2.Общая характеристика курса:
Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения.
Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.
Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ СОШ «Гармония» г.Можайска в 2014-2015 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:
- обратить внимание на усвоение учащимися:
- содержания всех разделов школьного курса по информатике ;
- умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
- выполнение программных практических работ;
- понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;
- способность четко формулировать свои мысли;
- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;
- при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации ;
- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;
- воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию.
3.Содержание курса
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе |
1 | Введение | 3 |
2 | Информация и информационные процессы | 19 |
3 | Проектирование и моделирование | 6 |
4 | Репетиционный экзамен | 6 |
4.Учебно-тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе | Примерные сроки проведения |
1 | Введение | 3 | |
2 | Информация и информационные процессы | 19 | |
3 | Проектирование и моделирование | 6 | |
4 | Репетиционный экзамен | 6 |
- Содержание учебного материала
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе |
Введение | Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. | 3 |
Информация и информационные процессы | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации | 19 |
Проектирование и моделирование | Чертежи. Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним | 6 |
Репетиционный экзамен | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов | 6 |
4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать/понимать:
- процедуру контроля в формате ОГЭ;
- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
- назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- ОГЭ 2017. Информатика. Типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Под ред. Д.М. Ушаков.
- Информатик: новы полный справочник для подготовки к ОГЭ. Под ред. Д.М. Ушаков.
Интернет-ссылки:
- http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока Этап проектной или исследовательской деятельности | Количество часов | Форма занятий обучающихся | Вид контроля Измерители | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
9 - В | 9 - А | 9 - Б | ||||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||||||
1 | Введение | Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. | 1 | Комбинированный урок | Вводный | Задание в тетради | ||||||
2 | Вводный репетиционный экзамен в формате ГИА | 1 | Комбинированный урок | Вводный | ||||||||
3 | Анализ результатов репетиционного экзамена. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
4 | Информация и информационные процессы | Формализация описания различных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | ||||||
5 | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
6 | Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
7 | Измерение информации. Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
8 | Единицы измерения количества информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
9 | Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
10 | Логические выражения. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
11 | Базы данных. Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
12 | Поиск в готовой базе. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
13 | Информация в компьютерных сетях. Поиск информации. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
14 | Репетиционный экзамен в формате ГИА. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | ||||||||
15 | Проектирование и моделирование | Таблица как средство моделирования. Математические формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | ||||||
16 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
17 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
18 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
19 | Таблица как средство моделирования. Ввод математических формул и вычисления по ним. Разбор заданий с развернутым ответом из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
20 | Информация и информационные процессы | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | ||||||
21 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
22 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
23 | Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
24 | Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Разбор заданий с краткой формой ответа из демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
25 | ||||||||||||
26 | Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
27 | Проектирование и моделирование | Чертежи. Разбор заданий с выбором ответа из демонстрационных тестов. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | ||||||
28 | Кумир. Робот. Разбор заданий из демонстрационных тестов. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
29 | ||||||||||||
30 | Репетиционный экзамен | Репетиционный экзамен в формате ГИА. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | |||||||
31 | Анализ результатов репетиционного экзамена. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
32 | Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА. | 1 | Комбинированный урок | Итоговый | ||||||||
33 | Анализ результатов итогового репетиционного экзамена. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
34 | Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Задание в тетради | |||||||
График посещения учащихся 9-х классов
по подготовке к ОГЭ по информатике
за I полугодие 2017-2018 уч.г.
9-А
ФИО | мес | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 7 | 14 | 21 | 28 | 12 | 19 | 26 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | |||||||
факт | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 |
9-В
ФИО | мес | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 7 | 14 | 21 | 28 | 12 | 19 | 26 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | |||||||
факт | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 |
9-Б
ФИО | мес | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | ||||||
факт | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 |
График посещения учащихся 9-х классов
по подготовке к ОГЭ по информатике
за II полугодие 2017-2018 уч.г.
9-А
ФИО | мес | январь | февраль | март | апрель | май | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 1 | 15 | 5 | 12 | 19 | 26 | 4 | 11 | 18 | ||||||
факт | ||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 |
9-В
ФИО | мес | январь | февраль | март | апрель | май | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 1 | 15 | 5 | 12 | 19 | 26 | 4 | 11 | 18 | ||||||
факт | ||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 |
9-Б
ФИО | мес | январь | февраль | март | апрель | май | Доп. зан. | |||||||||||||||
план | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 2 | 9 | 16 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | ||||||
факт | ||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...
Дистанционный курс. Подготовка к ЕГЭ по информатике.
Здесь представлен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике (презентации с объяснением различных тем, разбором решения задач, подборка заданий для закрепления тем)....
Дистанционный курс. Подготовка к ГИА по информатике.
Здесь представлена подборка заданий по разным темам. Материал предназначен для подготовки к ГИА по информатике ....
Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по информатике
Подготовка к ЕГЭ по информатике...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет основной курс предмета для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...
Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике, 9 класс
Элективный курс по информатике предназначен для обучающихся 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки (...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике"
Прогрaммa курсa ориентировaнa нa системaтизaцию знaний и умений по курсу информaтики и информaционно-коммуникaционных технологий (ИКТ) для подготовки к госудaрственной итоговой aттестaции по информaти...