Программа элективного курса по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) на тему
Цель:
научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые web-ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_programma_elektivnogo_kursa.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
«Рассмотрено» На заседании МО Председатель МО ________/ О.В.Вахлаева/ Протокол № ___ от «___»________201___ г. | «Согласовано» На заседании МС Зам. директора по УР _______/Н.В.Задорова/ Протокол № ___ от «____»________201___ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ№61» __________/Т.В.Зузлова/ «___»_________201___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному предмету «Технология создания сайтов»
Мигачевой Анастасии Алексеевны, учителя информатики
без квалификационной категории
11 класс 2017-2018 учебный год
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол № 1
от «___ » августа 201___ г.
г. Саратов
2017 – 2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по элективному предмету в 11 «А» классе
Учитель: Мигачева Анастасия Алексеевна
Количество часов по плану - 1
Всего часов - 34
Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Технология создания сайтов» для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, авторы: А. В.Хуторской, доктор педагогических наук, А.П.Орешко, кандидат физико-математических наук.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся технологического профиля предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика технологического профиля. Web-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета.
Элективный курс «Технология создания сайтов» является курсом по выбору для учащихся 11 классов. Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов web-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих web-мастеринг.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания web-страниц, тематических сайтов, web-квестов, информационно-справочных и иных сайтов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору Интернет-профессий, предусматривающих web-мастеринг. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.
Данный курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку web-стиль деятельности относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естественно-научным, социальным, экономическим, сервисным и др.
Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является web-сайт.
Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию — сначала простейшие web-страницы, затем их отдельные элементы и целостные web-сайты. Освоение знаний и способов web-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других Интернет-совместимых форматах необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким образом, освоенный инструментарий — способы web-конструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Цели курса:
• научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые web-ресурсы;
• сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам представления информации в сети Интернета;
• познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание
и исследование информационной части сетевого пространства;
• реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;
• сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования web-сайтов.
Задачи курса:
• познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
• сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения web-сайта;
• дать первичные навыки программирования на языках HTML; познакомить с основами web-дизайна;
• сформировать навыки работы в коллективе с комплексными web-проектами;
• создать и разместить в сети Интернета собственный web-сайт по выбранной тематике.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. Создаются условия для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т. е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
• социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
• личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области сайтостроительства);
• перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (web-страница, сайт, компьютер, компьютерная
программа, Интернет и др.);
• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
• минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
• индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.
Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью проводится web-экскурсия, мультимедийная презентация, комментированный обзор сайтов или демонстрация слайдов.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза web-страницы, элемента сайта и т. п.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение учеников. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и компетенциями:
- знают принципы и структуру устройства «Всемирной паутины», формы представления и управления информацией в сети Интернета;
- умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного
обеспечения; - умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети web-сайт объемом 5—10 страниц на заданную тему;
- умеют программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3—5 соответствующих элементов сайта;
- владеют способами работы с изученными программами (редакторы сайтов, Flash, FTP и др.);
- умеют передавать информацию в сеть Интернета с помощью протокола FTP, специальных программ, web-форм;
- знают и умеют применять при создании web-страницы основные принципы web-дизайна;
- владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта;
- знают виды web-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
- владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных web-сайтов;
- имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.
Средства контроля
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные web-страницы, сайты и т. п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью выделяются и поясняются критерии оценки, дети учатся формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого сайта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальным планом
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов в сайте;
- по степени его оригинальности;
- по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
- по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности; по практической пользе сайта и удобству его использования.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основe сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений программы по курсу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективного курса «Технология создания сайтов» в 11 «А» классе
Учитель: А.А. Мигачева
№ урока | Содержание | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1 | Введение. Знакомство с курсом | ||
2 | Дополнительные возможности создания веб-страниц | ||
3 | Каскадные таблицы стилей | ||
4 | Каскадные таблицы стилей | ||
5 | Контекстные селекторы | ||
6 | Взаимодействие стилей | ||
7 | Динамический HTML | ||
8 | Динамический HTML | ||
9 | Основа веб-дизайна | ||
10 | Логотип, фирменный стиль, цветовая гамма | ||
12 | Макет дизайна, верстка, оптимизация | ||
13 | Информационное накопление сайта | ||
14 | Информационное накопление сайта | ||
15 | Расположение элементов на сайте | ||
16 | Обобщение. Творческая работа | ||
17 | Защита творческой работы | ||
18 | Размещение и «раскрутка» сайта | ||
19 | Поддержка сайта в сети | ||
20 | Принципы и технология обновления сайта | ||
21 | Автоматические системы обновления | ||
22 | Проектирование сайта | ||
23 | Концептуальное проектирование | ||
24 | Логическое проектирование | ||
25 | Физическое проектирование | ||
26 | Зачетная работа. Техническое задание | ||
27 | Распределение работы между специалистами, их функции | ||
28 | Работа в группе | ||
29 | Проектирование, создание, размещение сайта в сети | ||
30 | Акт сдачи - приёмки | ||
31 | Защита проектов | ||
32 | Защита проектов | ||
33 | Знакомство с конкурсами по веб-дизайну | ||
34 | Разбор конкурсных заданий |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава I. Моя web-страничка (3 ч)
Понятие гипертекста, создание web-страницы, браузеры. Теги — команды языка HTML. Цвет шрифта и фона. Создание «визитки» в виде простейшей web-страницы.
Основные понятия: гипертекст, HTML, тег, браузер, web-страница, разметка, структура документа, заголовок, тело.
Глава II. Графика (2 ч)
Форматы графических файлов, их достоинства и недостатки, возможности для применения на web-страницах. Изображения в HTML-документах, управление их видимыми размерами и расположением на странице. Дополнение визитки графическими элементами.
Основные понятия: растровый формат, векторный формат, метафайлы, рамка изображения, выравнивание, обтекание.
Глава III. Гипертекстовый документ (3 ч)
Способы организации информации на сайте, установление гипертекстовых связей между документами, создание текстовых гиперссылок и изображений-ссылок. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: организация информации, гипертекстовые ссылки, внутренние ссылки, активные ссылки, посещенные ссылки, абсолютные адреса, относительные адреса.
Глава IV. Виды сайтов (2 ч)
Различные виды сайтов. Как привлечь внимание посетителей, оптимально организовать информацию, обеспечить интерактивное взаимодействие с посетителями. Некоторые критерии оценки сайтов. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: виды сайтов, критерии оценки, дизайн, навигация, скорость загрузки, интерактивность, чат, форум, гостевая книга.
Глава V. Основы HTML (6 ч)
Расположение информации в необходимом месте на web-странице; деление экран на отдельные окна с самостоятельной информацией и возможностью управления их содержанием; создание различных интерактивных элементов и получение сообщения, как с ними работал пользователь; указания поисковым системам о самом важном на ваших web-страницах. Выполнение ряда индивидуальных творческих работ по разработке элементов сайта. Обеспечение интерактивного взаимодействия с посетителями web-страниц. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: списки, таблицы, фреймы, формы, метатеги, интерактивность.
Глава VI. Редакторы сайтов (6 ч)
Редакторы сайтов: возможности Dreamweaver при создании и редактировании сайтов в отличие от редакторов HTML-кодов; как настроить параметры Dreamweaver; как создавать с его помощью различные информационные ресурсы и связывать их друг с другом и с внешними ресурсами. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: редактор web-страниц, активные элементы, динамический язык, сценарий, баннер, сервер, администрирование.
Глава VII. Дополнительные возможности создания веб-страниц (4 ч)
Быстрое и эффективное изменение вида сразу всех web-страниц сайта, оформление их в одном стиле. Основы создания каскадных таблиц стилей — CSS. Создание простой Flash-анимации. Создание динамических и интерактивных web-страниц. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: каскадные таблицы стилей, CSS, селектор, Flash, символ, клип, кнопка, анимация движения, анимация формы, Dynamic HTML, интерактивность, сценарии, статические и динамические страницы, активные элементы.
Глава VIII. Основы веб-дизайна (4 ч)
Проектирование содержимого сайта. Дизайн. Элементы дизайна.
Основные понятия: дизайн, векторная и растровая графика, графический редактор, инструменты, фильтры, графические примитивы, палитра цветов, формат графического файла, заголовки, текст, разделы, ссылки, термины, эффективность рекламы.
Глава IX. Размещение, «раскрутка» и поддержка сайта в сети (2 ч)
Размещение сайта в сети Интернета. Оценка предлагаемых провайдерами условий размещения и выбор оптимальных. Загрузка на сервер файлов разными способами и тестирование web-страницы. Работа над собственным проектом сайта.
Основные понятия: Интернет, IP-адрес, домен, провайдер, хостинг, трафик, доступ по коммутируемым каналам, выделенная линия, модем, скорость передачи информации, администрирование сайта, протоколы FTP, TCP/IP, HTTP, релевантность запросов, скорость загрузки, критичность размеров файлов изображений и web-страниц, электронная почта, реклама, спам, статистика, посещаемость страниц сайта, счетчик, поисковые системы, поисковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, ключевые слова, содержание, заголовки страниц, эффекты дизайна, интерактивность, баннерный обмен, обмен страницами.
Глава X. Защита проекта (2 ч)
Защита сайта перед одноклассниками и учителями
Основные понятия: тема и структура веб-сайта, проектирование, изготовление, размещение, тестирование сайта, экспертная оценка.
Учебно-методическое обеспечение курса.
- Практикум по информатике и информационным технологиям/ Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 400 с.: ил.;
- электронное учебное пособие «Создаем школьный сайт в Интернете» / М. Ю. Монахов, А. А. Воронин. – М.: БИНОМ;
- создаем школьный сайт в Интернете. Учебное пособие/ М. Ю. Монахов, А. А. Воронин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 128 с.: ил.;
- Уроки WEB-мастера/Усенков Д. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.: ил.; электронное учебное пособие «Уроки WEB-мастера»/Усенков Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний; журнал «Информатика и образование», 2005 г.; приложение к газете «Первое сентября», газета «Информатика», 2005 г.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Развитие информационных технологий происходит быстрыми темпами. Новые стандарты устаревают, не успев пройти официального утверждения. Обновляемые электронные издания в этом смысле более мобильны, чем «бумажные» варианты учебных пособий. Приведем адреса Интернет-ресурсов, которые содержат информацию, полезную для создания сайтов любого уровня сложности и качества.
http://htmlbook.ru — Мержевич Влад.
Краткий, но информационно насыщенный учебник по технологии создания сайтов, HTML, CSS, дизайне, графике и др. Выполнен в стиле расширенного справочника с примерами. Написан доступным языком. Подходит для углубленных занятий как под руководством учителя, так и индивидуально.
http://www.intuit.ru/ — П. Б. Храмцов, С. А. Брик, A. M. Русак, А. И. Сурин
Сайт Интернет-университета информационных технологий. Курс лекций посвящен основам web-технологий. Рассчитан на студентов вузов, но может быть полезен всем, кто желает углубить свои знания в этой области.
http://www.postroika.ru/ — Аленова Наталья.
«Учебник (руководство) по html. Я писала это руководство в расчете на людей начинающих, вспоминая, как когда-то начинала сама. Это не сухое изложение всего подряд, это попытка поработать на ассоциациях, сделать все более легко запоминающимся. Мне кое-где не удалось избежать нудных моментов, но я старалась и буду стараться, дополняя и исправляя все написанное время от времени».
http://html.manual.ru/ — Городулин Владимир.
«HTML-справочник. Это не перевод скучной спецификации и не попытка написать учебник. Задача справочника — коротко и ясно описать действие всех элементов языка HTML, которые вы можете без опаски использовать при создании Интернет-страниц, не боясь, что какая-то версия какого-либо браузера сделает вам неприятный сюрприз. Иначе говоря, здесь представлен «классический» HTML, употребляемый профессиональными web-разработчиками. И ничего лишнего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"
Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...
программа элективного курса по информатике для 2 класса
Программа для проведения элективных занятий для учащихся 2 класса по учебнику Е.П.Бененсон УКМ"Перспективная начальная школа"...
Программа элективного курса по информатике "Фотография и компьютер"
Программа ориентационного элективного курса для учащихся 9-го класса рассчитана на 16 часов. Направлена на формирование умений учащихся обрабатывать растровые графические изображения с помощью пр...
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.
Элективный курс "Visio" по информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....