ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Мурзайкина Лидия Сергеевна

КТП и пояснительные записки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_klass.doc108 КБ
Microsoft Office document icon ktp_9_klass.doc220.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8_9_klassy.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ДАТА

ТЕМА (РАЗДЕЛ) и КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕМЫ  УРОКОВ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

07.09

1

Глава1.

Человек и информация

5 часов.

Введение. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности на уроках информатики.

 1.Информация и знания.

Познакомить с предметом информатики,учебником, провести инструктаж по ТБ.

Выявлять связь между информацией и знаниями человека.

Проводить классификацию знаний.

стр. 5-8,  §1

14.09

2

2.Восприятие и представление информации

Лабораторная работа №1

Иметь представление о способах восприятия информации.

Знать формы представления информации, функции и виды языка.

§2,сообщения учащихся.

21.09

3

3..Информационные процессы.

 Лабораторная работа №2

Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники.

Знать основные виды информационных процессов

Познакомить с клавиатурным тренажером.

 

§ 3

28.09

4

4. Измерение информации.

Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации, с единицами измерения информации

Научить определять информационный объем текста.

§4, подготовиться к контрольной работе

05.10

5

5. . Измерение информации.

Контрольная работа№1

Контрольная работа по теме «Человек и информация».

12.10

6

Глава 2. Первое знакомство с компьютером.

7 часов.

6. Назначение и устройство компьютера.

Лабораторная работа №3

Познакомить с основными устройствами  ПК.

Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке.

 Получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера

§5.

19.10

7

7. Компьютерная память

Дать определение внутренней и внешней памяти компьютера,  рассмотреть структуру внутренней памяти ПК.

 Познакомить с носителями и устройствами внешней памяти.

§6.

26.10

8

8. Как устроен персональный компьютер.

Лабораторная работа №4.

Познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением.

Знать функции основных устройств, принцип взаимодействия устройств ПК.

Уметь: включать и выкл.ПК; пользоваться клавиатурой

§7.

02.11

9

9. Основные характеристики персонального компьютера.

Рассказать об основных характеристиках микропроцессора, устройств внешней памяти, объема внутренней памяти.

Знать определения основных характеристик ПК.

Различать основные и дополнительные устройства ввода/вывода.

Готовить к работе внешние устройства.

§8,сообщения учащихся.

16.11

10

10.Программное обеспечение компьютера.

     О системном ПО и системном программировании.

Познакомить с разновидностями программного обеспечения.

Знать назначение и функции ОС.

Знакомство с сервисными программами и системами программирования.

§9,§10

23.11

11

11.О файлах и файловых структурах.

Лабораторная работа №5 «Работа с файловой системой ОС и со справочной системой ОС»

Просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами

Создавать и удалять папки, переименовывать файлы и папки

Уметь работать с файловым менеджером.

§11.

30.11

12

12.Пользовательский интерфейс.

Ориентироваться в среде пользовательского интерфейса операционной системы.

Уметь использовать контекстное меню.

§12,подготовка к контрольной работе

07.12

13

Глава 3.

Текстовая информация и компьютер.

10 часов.

13. Контрольная работа №2 по теме: «Первое знакомство с компьютером.»

Контрольная работа №2.

14.12

14

14.Тексты в компьютерной памяти.

Знать способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки,текстовые файлы)

Выполнять упражнения по кодировке фраз.

§13

21.12

15

15. Текстовые редакторы.

 Лабораторная работа№6.

Познакомить с назначением текстовых редакторов;

Понимать основные режимы работы текстовых редакторов.

§14

28.12

16

16.Работа с текстовым редактором.

. Лабораторная работа№7.

Знать основные шрифты.

Уметь: набирать и редактировать текст; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором

§15

11.01

17

17.Работа с текстовым редактором.

Лабораторная работа№8.

Изучение возможностей многооконного редактора.

Знать основные приемы форматирования текста. Форматировать текст и фрагменты текста.

§15

18.01

18

18. Работа с текстовым редактором.

Лабораторная работа№9.

Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Проверять правописание.

§15

25.01

19 Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№10. 

Изучить дополнительные возможности текстовых редакторов.

Работа с таблицами.

§16

01.02

20

20. Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№11.

Применять дополнительные возможности текстовых редакторов.

Работа с маркированными списками.

§16

08.02

21

21.Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№12.

Применять дополнительные возможности текстовых редакторов.

Уметь включать в документ рисунки, диаграммы.

§16

15.02

22

22.Система перевода и распознавания текстов.

Лабораторная работа№13

Познакомить со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Сканирование и распознавание текста.

§17, подготовиться к контрольной работе

22.02

23

Глава 4.

Графическая информация и компьютер

5 часов.

23.Контрольная работа №3 по теме

«Текстовая информация и компьютер»

Выполнить задания для двух вариантов.

01.03

24

24.Компьютерная графика.

Познакомить с с основными областями применения компьютерной графики.

Знать устройства вывода графических изображений.

§18

15.03

25

25.Технические средства компьютерной графики.

Лабораторная работа№14

Знать способы представления изображений в памяти ПК; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.

§19,сообщения учащихся

05.04

26

26.Как кодируется изображение .Растровая и векторная графика.

Иметь понятие об объеме видеопамяти.

Различать два принципа представления изображения.

§20, §21

12.04

27

27. Работа с графическим редактором растрового типа.

Лабораторная работа№15

Знать назначение графического редактора, основные инструменты.

Запускать графический редактор и завершать его работу.

§22

19.04

28

28.Работа с графическим редактором растрового типа.

Лабораторная работа№16

Создавать рисунки, копировать фрагменты рисунка.

Загружать и сохранять рисунки.

§22

26.04

29

Глава5.

Технология мультимедиа.

6 часов.

29.Что такое мультимедиа?

Иметь представление о мультимедиа.

Знать назначения и преимущества.

§23, сообщения учащихся.

03.05

30

30.Аналоговый и цифровой звук.

Знать историю звукозаписывающей техники.

Объяснять разницу между АЦП и ЦАП.

Знать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти ПК

§24

10.05

31

31.Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Лабораторная работа№17

Перечислять и знать устройства специальных средств мультимедиа.

Знать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях, этапы создания презентаций.

§25, §26

17.05

32

32.Компьютерные презентации.

Лабораторная работа№18

Уметь создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

§26

24.05

33

33.Контрольная работа №4 по теме «Технология мультимедиа»

31.05

34

34.Итоговая контрольная работа за курс 8-го класса

ИТОГО:

ЧЕТВЕРТИ

ПО ПЛАНУ

ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1 четверть

9

4

1

2 четверть

7

3

1

3 четверть

9

6

1

4 четверть

9

5

2

34

18

5





Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ДАТА

класс

ТЕМА

(РАЗДЕЛ) и

 КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕМЫ  УРОКОВ

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          ДОМАШНЕЕ

           ЗАДАНИЕ

9б,в,г.

3.09

3.09

5.09

1

Вводное

занятие

1.Вводное занятие. Техника безопасности на уроках информатики.

Познакомить с предметом информатики в 9 классе, учебником, провести инструктаж по ТБ.

стр. 5-8

7.09

5.09

7.09

2

Глава1.

Передача информации в компьютерных сетях 6 часов (3+3)

2.Входной тест за курс 8 класса.

Компьютерные сети.

Проверить остаточные знания курса информатики 8 класса.

Знать классификацию сетей по различным основаниям.

§1,сообщения

учащихся.

10.09

10.09

12.09

3

3.Электронная почта и другие услуги сетей Интернет

Лабораторная работа№1.

Знать назначение, содержание электронных писем.

Отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи.

§ 2,сообщения

учащихся.

14.09

12.09

14.09

4

4.Аппаратное и программное обеспечение работы компьютерных сетей.

Иметь представление об устройстве сетей

Перечислять техническое и программное обеспечение сетей.

§ 3

17.09

17.09

19.09

5

5. Поиск в интернете.

Знать три основных способа поиска в Интернете, язык запросов поисковой системы.

 

§ 4

21.09

19.09

21.09

6

6.Способы поиска в Интернете.

Лабораторная работа№2.

Уметь получить информацию с Web-страницы, адрес которой известен.

Составлять простые и сложные запросы  по поиску информации в Интернете.

§5, подготовиться к

 контрольной работе

24.09

24.09

26.09

7

7.Контрольная работа№1.

Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

28.09

26.09

28.09

8

Глава 2.

Информационное моделирование.

6 часов (3+3)

8. Что такое моделирование?

Познакомить с понятием модели, целями моделирования.

Знать понятие матрицы.

§6.

1.10

1.10

3.10

9

9. Графические информационные модели.

Знать классификацию моделей.

Уметь приводить примеры  

§7

5.10

3.10

5.10

10

10.Графические информационные модели.

Лабораторная работа №3.

Уметь строить графические модели.

§7

8.10

8.10

10.10

11

11. Табличные модели.

Использовать на примерах таблицы типа «объект-свойство», «объект-объект».

Выбирать программное обеспечение для реализации модели.

§8, сообщения

 учащихся.

12.10

10.10

12.10

12

12. Информационное моделирование на компьютере

Лабораторная работа №4.

Познакомить с основными понятиями информационного моделирования.

Знать основные понятия и классификацию баз данных.

§9

15.10

15.10

17.10

13

13 Тест по теме «Информационное моделирование».

Проверка полученных знаний по теме.

19.10

17.10

19.10

14

Глава 3.

Хранение и обработка информации.

9 часов(3+6)

14. Основные понятия. Лабораторная работа№5..

.

Проектировать и создавать однотабличную БД.

§10.

22.10

22.10

24.10

15

15. Что такое СУБД

Понимать назначение СУБД 

Уметь формировать простые запросы к готовой базе

§11

26.10

24.10

26.10

16

16 Создание и заполнение баз данных.

Знать этапы создания и заполнения БД, типы и форматы полей БД

.Знать виды отношений.

§12

29.10

29.10

31.10

17

Создание и заполнение баз данных.

Лабораторная работа№6.

Приводить информацию к табличному виду.

Преобразовывать иерархические и сетевые базы к табличному виду.

§12

2.11

31.10

2.11

18

Условия выбора и простые логические выражения.

Лабораторная работа№7

Знать структуру команд поиска, что такое логическое выражение.

Организовывать поиск информации в базе данных.

§13

12.11

12.11

14.11

19

Условия выбора и сложные логические выражения.

Лабораторная работа№8

Знать правила выполнения логических операций.

Решать задачи на использование сложных логических выражений.

Уметь записывать высказывания с помощью логических выражений.

§14

16.11

14.11

16.11

20

Сортировка, удаление и добавление записей.

Знать команды выборки с параметром сортировки, команды удаления и добавления записей.

§15

19.11

19.11

21.11

21

Сортировка, удаление и добавление записей.

Лабораторная работа№9

Отсортировать таблицы по заданному ключу

§15

23.11

21.11

23.11

22

Тест по теме «Хранение и обработка информации»

Проверка знаний по теме.

26.11

26.11

28.11

23

Глава 4.

Табличные вычисления на компьютере.11 часов (6+5)

Двоичная система счисления.

Лабораторная работа№10.

Называть преимущества и недостатки двоичной системы счисления.

Уметь переводить числа из двоичной системы в десятичную и обратно.

§17

30.11

28.11

30.11

24

Числа в памяти компьютера.

Знать размер ячейки и диапазон значений чисел.

Понимать особенности работы компьютера с целыми и вещественными числами.

§18

3.12

3.12

5.12

25

Что такое электронная таблица.

Знать структуру, данные и режимы отображения данных.

§19

7.12

5.12

7.12

26

Правила заполнения таблицы.

Лабораторная работа№11

Уметь строить и заполнять элекронную таблицу.

§19

10.12

10.12

12.12

27

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

Лабораторная работа№12

Знать функции обработки диапазона.

 Уметь удалять, вставлять, переносить и сортировать диапазоны.

Использовать статистические функции.

§20

14.12

12.12

14.12

28

Деловая графика. Условная функция.

Знать понятие деловой графики, вид  и формат условной функции.

§21

17.12

17.12

19.12

29

Логические функции и абсолютные адреса.

Знать понятие абсолютного адреса.

Использовать функцию времени в таблицах.

Получать диаграммы с помощью графических средств.

§22

21.12

19.12

21.12

30

Электронные таблицы и математическое моделирование.

Знать определение математической модели.

Знать этапами математического моделирования.

Составлять по условию задачи математическую модель.

§23

24.12

24.12

26.12

31

Имитационные модели в электронных таблицах.

Лабораторная работа№13.

Знать понятие имитационной модели.

Проводить анализ данных в электронных таблицах.

§24

28.12

26.12

28.12

32

Имитационные модели в электронных таблицах.

Знать интерфейс электронной таблицы, порядок действий математических выражений.

Составлять формулы, редактировать содержимое ячеек.

§24

11.01

14.01.

2013

11.01

33

Зачет по теме.

Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере».

14.01

16.01

16.01

34

Глава 5.

Управление и алгоритмы.

9 часов(4+5)

Управление и кибернетика.

.

Знать, что такое кибернетика, роль алгоритма в системах управления.

Приводить примеры систем.

§25

18.01

21.01

18.01

35

Управление с обратной связью.

Знать структуру линейного алгоритма.

Приводить примеры систем.

§26

21.01

23.01

23.01

36

Определение и свойства алгоритма.

Лабораторная работа№14

Знать основные свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.

§27

25.01

28.01

25.01

37

Графический учебный исполнитель.

Знать назначение и возможности ГРИС, простые команды.

§28

28.01

30.01

30.01

38

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Лабораторная работа№15

Различать понятия основного и вспомогательного алгоритма.

Пользоваться языком блок-схем.

Понимать суть метода последовательной детализации.

§29

1.02

4.02

1.02

39

Циклические алгоритмы.

Знать конструкцию циклов, условие цикла, тело цикла.

Различать виды циклов, составлять блок-схемы.

§30

4.02

6.02

6.02

40

Циклические алгоритмы.

Лабораторная работа№16

Уметь составлять программу на алгоритмическом языке, используя цикл.

§30

8.02

11.02

8.02

41

31.Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Лабораторная работа№17

Применять в составлении программ полную и неполную формы команды ветвления.

§31

11.02

13.02

13.02

42

Контрольная работа №2.

15.02

18.02

15.02

43

Глава 6.

Программное управление работой компьютера.

18 часов (6+12)

Что такое программирование.

Знать понятие программирования, языка программирования.

Понимать назначение систем программирования.

§32

18.02

20.02

20.02

44

33.Алгоритмы работы с величинами.

Знать понятие величины, типы величин.

Записывать команды присваивания, ввода, вывода.

§33

22.02

25.02

22.02

45

Линейные вычислительные алгоритмы.

Лабораторная работа№18

Знать алгоритмические конструкции следования, операторы ввода, вывода, присваивания.

Пользоваться языком блок-схем.

§34

25.02

27.02

27.02

46

Знакомство с языком Паскаль.

Лабораторная работа№19.

Знать назначение, структуру программы, операторы ввода, вывода, присваивания.

Записывать арифметические выражения по правилам языка Паскаль.

§35

1.03

4.03

1.03

47

Знакомство с языком Паскаль.

Лабораторная работа№20

Составление программ на линейные алгоритмы.

§35

4.03

6.03

6.03

48

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

 Лабораторная работа№21

Уметь представлять ветвление на алгоритмическом языке.

Составлять блок-схемы простых и сложных ветвящихся алгоритмов.

§36

11.03

11.03

13.03

49

Программирование ветвлений на Паскале.

Лабораторная работа№22

Знать формат оператора ветвления.

Решать задачи на программирование полного и неполного ветвления.

§37

15.03

13.03

15.03

50

Программирование ветвлений на Паскале.

 

Составлять блок-схемы и программы вложенных ветвлений.

§37

18.03

18.03

20.03

51

Программирование диалога с компьютером.

Лабораторная работа№23

Знать понятия: диалоговый характер программ, дружественный интерфейс.

Строить алгоритм и составлять программу по заданному сценарию.

§38

1.04

20.03

3.04

52

Программирование циклов.

Знать конструкции циклов с предусловием.

Составлять программы, используя  оператор while-do.

§39

5.04

1.04

5.04

53

Программирование циклов.

Лабораторная работа№24

Знать конструкции циклов с постусловием

Составлять программы, используя  операторы repeat-until.

§39

8.04

3.04

10.04

54

Алгоритм Евклида.

Знать структуру и назначение алгоритма Евклида.

Решать задачи на нахождение наибольшего, наименьшего.

§40

12.04

8.04

12.04

55

Таблицы и массивы.

Лабораторная работа№25

Знать понятие «массив»,виды массивов, правила описания и ввода значений в массив.

Понимать описание алгоритмов на алгоритмическом языке.

Придумывать примеры данных, которые можно организовать в массив.

§41

15.04

10.04

17.04

56

Таблицы и массивы.

Лабораторная работа№26

Составлять простые программы на действия с массивами.

Формировать элементы массива

§41

19.04

15.04

19.04

57

Массивы в Паскале.

Описывать массив в Паскале.

Знать формат вывода  массива.

§42

22.04

17.04

24.04

58

Массивы в Паскале.

Лабораторная работа№27

Решать задачи на использование цикла с параметром for-to-do.

Вычислять сумму и количество элементов массива с заданными свойствами.

§42

26.04

22.04

26.04

59

Одна задача обработки массива

Лабораторная работа№28

Уметь описывать и заполнять массив используя датчик случайных чисел.

Решать задачи на поиск элемента массива.

Сортировать элементы массива

§43

29.04

24.04

3.05

60

Контрольная работа №3 

По теме «Программное управление работой компьютера.»

3.05

29.04

8.05

61

Глава 7.

Информационные технологии и общество.

6 часов (3+3)

Предыстория информационных технологий.

Знать историю первых средств хранения и передачи информации.

Перечислять основные вычислительные средства в хронологическом порядке.

§44,сообщения

 учащихся.

6.05

6.05

10.05

62

История чисел и систем счисления

Лабораторная работа№29

Понимать основное различие между позиционными и непозиционными системами счисления.

Решать простые задачи на системы счисления.

§45,сообщения

 учащихся.

10.05

8.05

15.05

63

История ЭВМ

Знать основные этапы развития ЭВМ, поколения ЭВМ.

§44,сообщения

учащихся.

13.05

13.05

17.05

64

История программного обеспечения и ИКТ.

Знать структуру ПО и использование ИКТ в различных сферах деятельности.

§47,сообщения

 учащихся.

17.05

15.05

22.05

65

Информационные ресурсы современного общества

Лабораторная работа№30

Знать понятия информационных ресурсов.

Перечислять виды информационных ресурсов.

Подготовить презентацию по теме: «Информационные технологии и общество».

§48,сообщения

учащихся.

20.05

20.05

24.05

66

Проблемы формирования информационного общества.

Итоговый тест по курсу.**(для 9л класса)

Объяснять причины информационных революций.

Знать характерные черты информационного общества.

§49,сообщения

учащихся.

24.05

22.05

67

Итоговый тест по курсу.

ИТОГО

Лабораторных

 работ

Тестов

     Контрольных

      работ (зачетов)

1 четверть

7

2

                  1

2 четверть

6

1

3 четверть

10

                   2

4 четверть

7

1

                   1

За год

30

4

                   3




Предварительный просмотр:

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс

Авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8-9 классов составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) и базисного учебного плана.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 8 – 9 классах, общее количество часов: 105 (35 часов в 8 классе, 70 часов в 9 классе).

Цели и задачи курса

Изучение информатики  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить обучающихся с современными информационными технологиями.

Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программа разработана исходя из уровня оснащённости кабинета информатики вычислительной техникой. При изучении курса информатики используются учебники: «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса»,  «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса» (Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), учебное пособие «Задачник-практикум по информатике» (под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.), авторские ЦОР, а также цифровые образовательные ресурсы, входящие в Единую коллекцию ЦОР (представлены в авторской мастерской Семакина И.Г. - автора УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции по адресу: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?class[]=50&class[]=51&subject[]=19 ).

  1. Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ»

В учебном плане для основной школы (8-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) отводится 35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе. В рабочей программе количество часов такое же.

  1. Содержание курса «Информатика и ИКТ»

8 класс (35 часов)

Введение в предмет (1 час)

Человек и информация (6 часов)

Человек и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

Лабораторные работы:

1. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.

Первое знакомство с компьютером (7 часов)

Основные устройства компьютера. Компьютерная память. Основные характеристики ПК. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера и способами их подключений. Программное обеспечение компьютера. Пользовательский интерфейс. Файловая структура компьютера.

Лабораторные работы:

  1. Способы соединения блоков и устройств компьютера.
  2. Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows.
  3. Операции с файлами, папками и дисками.

Текстовая информация и компьютер (9 часов)

Кодирование текстовой информации на компьютере. Программные средства для работы с текстом. Основы работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Лабораторные работы:

  1. Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
  2. Работа с фрагментами Документов.
  3. Вставка графических объектов в тексты.
  4. Добавление таблиц в Документ.
  5. Добавление формул в Документ.
  6. Стили и оглавления.
  7. Создание гипертекстового документа.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта.

Графическая информация и компьютер (5 часов)

Графическая информация и компьютер. Кодирование графической информации на компьютере. Растровая и векторная графика. Основы работы с растровым графическим редактором Paint. Основы работы со средством векторной графики ТР Microsoft Word.

Лабораторные работы:

  1. Создание растрового изображения в ГР  Paint.

Практические работы:

1 . Создание векторного изображения в Word.

Технология мультимедиа (7 часов)

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.

Лабораторные работы:

  1. Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
  2. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
  3. Гиперссылки в PowerPoint.

Практические работы:

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.

9 класс (70 часов)

Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Лабораторные работы:

1. Работа с электронной почтой.

Практические работы:

1. Поиск информации в Интернете.

2. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.

3. Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора.

Информационной моделирование (5 часов)

Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Лабораторные работы:

1. Информационное  моделирование  на компьютере

Практические работы:

2. Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word

Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с СУБД MS Access.
  2. Поиск информации в БД.
  3. Сортировка, удаление и добавление записей  в БД

Практические работы:

  1. Проектирование однотабличной  базы данных
  2. Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Табличные вычисления в компьютере (11 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

Лабораторные работы:

  1. Работа  с  готовой  электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование.
  2. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
  3. Работа с диаграммами.
  4. Использование абсолютной адресации и функции времени

Практические работы:

  1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм

Управление и алгоритмы (7 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Лабораторные работы:

  1. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.
  2. Составление циклических алгоритмов управления исполнителем.
  3. Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач.

Практические работы:

  1. Составление линейных алгоритмов.
  2. Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем.
  3. Составление алгоритмов со сложной структурой.

Программное управление работой компьютера (21 час)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их  классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Лабораторные работы:

  1. Разработка программ с ветвлением.
  2. Разработка программы для алгоритма Евклида.
  3. Обработка массивов на Паскале.

Практические работы:

  1. Разработка линейных программ.
  2. Разработка программ с ветвлением.
  3. Разработка программ с циклами.
  4. Обработка массивов на Паскале.

Информационные технологии и общество (4 часа)

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

  1. Тематическое планирование

В программе И.Г. Семакина и др. заложено 11 часов резервного времени (4 – в 8 классе, 7 – в 9 классе). В данной рабочей программе изменяется соотношение часов учебного времени на изучение разделов курса исходя из имеющегося резерва в примерной программе с целью улучшения качества подготовки к выпускному экзамену. Изменения соотношений часов на изучение разделов в 8-9 классах приведены в таблицах:

8 класс:

Раздел

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Введение в предмет

1

1

Человек и информация

4

6

Первое знакомство с компьютером

6

7

Текстовая информация и компьютер

9

9

Графическая информация и компьютер

5

5

Технология мультимедиа

6

7

Резерв

4

0

Всего

35

35

9 класс:

Раздел

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Передача информации в компьютерных сетях

10

10

Информационное моделирование

5

5

Хранение и обработка информации в базах данных

12

12

Табличные вычисления в компьютере

10

11

Управление и алгоритмы

10

7

Программное управление работой компьютера

12

21

Информационные технологии и общество

4

4

Резерв

7

0

Всего

70

70

Программой предполагается проведение лабораторных работ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  получают профессиональную ориентацию.

Для каждого раздела в тематическом планировании указано общее число учебных часов, а также количество лабораторных работ, проводимых во время уроков и оцениваемых зачётом, и количество уроков, отведённых на практическую работу и оцениваемых оценкой.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для учащихся:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин, Г. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».

Для учителя:

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. 2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. 3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
  2. Наушники (рабочее место ученика)
  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
  4. Колонки (рабочее место учителя)
  5. Микрофон (рабочее место учителя)
  6. Интерактивный комплекс
  7. Лазерный принтер черно-белый
  8. Лазерный принтер цветной
  9. Сканер
  10. Web-камера
  11. Модем Локальная вычислительная сеть

 Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы)
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы)
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы)
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы)
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы)
  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы)
  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы)
  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  10.  Программа-архиватор WinRar
  11.  Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
  12.  Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access
  13. Система программирования TurboPascal

  1. Планируемые результаты обучения

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8        класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  
  • проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

9        класс

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды;
  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  • понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
  • области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
  • представлять числа в различных системах счисления;
  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...