ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
КТП и пояснительные записки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass.doc | 108 КБ |
ktp_9_klass.doc | 220.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_8_9_klassy.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
ДАТА | № | ТЕМА (РАЗДЕЛ) и КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМЫ УРОКОВ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |||||
07.09 | 1 | Глава1. Человек и информация 5 часов. | Введение. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности на уроках информатики. 1.Информация и знания. | Познакомить с предметом информатики,учебником, провести инструктаж по ТБ. Выявлять связь между информацией и знаниями человека. Проводить классификацию знаний. | стр. 5-8, §1 | |||||
14.09 | 2 | 2.Восприятие и представление информации Лабораторная работа №1 | Иметь представление о способах восприятия информации. Знать формы представления информации, функции и виды языка. | §2,сообщения учащихся. | ||||||
21.09 | 3 | 3..Информационные процессы. Лабораторная работа №2 | Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники. Знать основные виды информационных процессов Познакомить с клавиатурным тренажером. |
§ 3 | ||||||
28.09 | 4 | 4. Измерение информации. | Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации, с единицами измерения информации Научить определять информационный объем текста. | §4, подготовиться к контрольной работе | ||||||
05.10 | 5 | 5. . Измерение информации. Контрольная работа№1 | Контрольная работа по теме «Человек и информация». | |||||||
12.10 | 6 | Глава 2. Первое знакомство с компьютером. 7 часов. | 6. Назначение и устройство компьютера. Лабораторная работа №3 | Познакомить с основными устройствами ПК. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке. Получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера | §5. | |||||
19.10 | 7 | 7. Компьютерная память | Дать определение внутренней и внешней памяти компьютера, рассмотреть структуру внутренней памяти ПК. Познакомить с носителями и устройствами внешней памяти. | §6. | ||||||
26.10 | 8 | 8. Как устроен персональный компьютер. Лабораторная работа №4. | Познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением. Знать функции основных устройств, принцип взаимодействия устройств ПК. Уметь: включать и выкл.ПК; пользоваться клавиатурой | §7. | ||||||
02.11 | 9 | 9. Основные характеристики персонального компьютера. | Рассказать об основных характеристиках микропроцессора, устройств внешней памяти, объема внутренней памяти. Знать определения основных характеристик ПК. Различать основные и дополнительные устройства ввода/вывода. Готовить к работе внешние устройства. | §8,сообщения учащихся. | ||||||
16.11 | 10 | 10.Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системном программировании. | Познакомить с разновидностями программного обеспечения. Знать назначение и функции ОС. Знакомство с сервисными программами и системами программирования. | §9,§10 | ||||||
23.11 | 11 | 11.О файлах и файловых структурах. Лабораторная работа №5 «Работа с файловой системой ОС и со справочной системой ОС» | Просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами Создавать и удалять папки, переименовывать файлы и папки Уметь работать с файловым менеджером. | §11. | ||||||
30.11 | 12 | 12.Пользовательский интерфейс. | Ориентироваться в среде пользовательского интерфейса операционной системы. Уметь использовать контекстное меню. | §12,подготовка к контрольной работе | ||||||
07.12 | 13 | Глава 3. Текстовая информация и компьютер. 10 часов. | 13. Контрольная работа №2 по теме: «Первое знакомство с компьютером.» | Контрольная работа №2. | ||||||
14.12 | 14 | 14.Тексты в компьютерной памяти. | Знать способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки,текстовые файлы) Выполнять упражнения по кодировке фраз. | §13 | ||||||
21.12 | 15 | 15. Текстовые редакторы. Лабораторная работа№6. | Познакомить с назначением текстовых редакторов; Понимать основные режимы работы текстовых редакторов. | §14 | ||||||
28.12 | 16 | 16.Работа с текстовым редактором. . Лабораторная работа№7. | Знать основные шрифты. Уметь: набирать и редактировать текст; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором | §15 | ||||||
11.01 | 17 | 17.Работа с текстовым редактором. Лабораторная работа№8. | Изучение возможностей многооконного редактора. Знать основные приемы форматирования текста. Форматировать текст и фрагменты текста. | §15 | ||||||
18.01 | 18 | 18. Работа с текстовым редактором. Лабораторная работа№9. | Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Проверять правописание. | §15 | ||||||
25.01 | 19 Дополнительные возможности текстовых процессоров. Лабораторная работа№10. | Изучить дополнительные возможности текстовых редакторов. Работа с таблицами. | §16 | |||||||
01.02 | 20 | 20. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Лабораторная работа№11. | Применять дополнительные возможности текстовых редакторов. Работа с маркированными списками. | §16 | ||||||
08.02 | 21 | 21.Дополнительные возможности текстовых процессоров. Лабораторная работа№12. | Применять дополнительные возможности текстовых редакторов. Уметь включать в документ рисунки, диаграммы. | §16 | ||||||
15.02 | 22 | 22.Система перевода и распознавания текстов. Лабораторная работа№13 | Познакомить со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Сканирование и распознавание текста. | §17, подготовиться к контрольной работе | ||||||
22.02 | 23 | Глава 4. Графическая информация и компьютер 5 часов. | 23.Контрольная работа №3 по теме «Текстовая информация и компьютер» | Выполнить задания для двух вариантов. | ||||||
01.03 | 24 | 24.Компьютерная графика. | Познакомить с с основными областями применения компьютерной графики. Знать устройства вывода графических изображений. | §18 | ||||||
15.03 | 25 | 25.Технические средства компьютерной графики. Лабораторная работа№14 | Знать способы представления изображений в памяти ПК; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. | §19,сообщения учащихся | ||||||
05.04 | 26 | 26.Как кодируется изображение .Растровая и векторная графика. | Иметь понятие об объеме видеопамяти. Различать два принципа представления изображения. | §20, §21 | ||||||
12.04 | 27 | 27. Работа с графическим редактором растрового типа. Лабораторная работа№15 | Знать назначение графического редактора, основные инструменты. Запускать графический редактор и завершать его работу. | §22 | ||||||
19.04 | 28 | 28.Работа с графическим редактором растрового типа. Лабораторная работа№16 | Создавать рисунки, копировать фрагменты рисунка. Загружать и сохранять рисунки. | §22 | ||||||
26.04 | 29 | Глава5. Технология мультимедиа. 6 часов. | 29.Что такое мультимедиа? | Иметь представление о мультимедиа. Знать назначения и преимущества. | §23, сообщения учащихся. | |||||
03.05 | 30 | 30.Аналоговый и цифровой звук. | Знать историю звукозаписывающей техники. Объяснять разницу между АЦП и ЦАП. Знать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти ПК | §24 | ||||||
10.05 | 31 | 31.Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Лабораторная работа№17 | Перечислять и знать устройства специальных средств мультимедиа. Знать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях, этапы создания презентаций. | §25, §26 | ||||||
17.05 | 32 | 32.Компьютерные презентации. Лабораторная работа№18 | Уметь создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | §26 | ||||||
24.05 | 33 | 33.Контрольная работа №4 по теме «Технология мультимедиа» | ||||||||
31.05 | 34 | 34.Итоговая контрольная работа за курс 8-го класса | ||||||||
ИТОГО: | ЧЕТВЕРТИ | ПО ПЛАНУ | ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ | ||||||
1 четверть | 9 | 4 | 1 | |||||||
2 четверть | 7 | 3 | 1 | |||||||
3 четверть | 9 | 6 | 1 | |||||||
4 четверть | 9 | 5 | 2 | |||||||
34 | 18 | 5 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
ДАТА класс | № | ТЕМА (РАЗДЕЛ) и КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМЫ УРОКОВ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||||
9а | 9б,в,г. | 9л | |||||||
3.09 | 3.09 | 5.09 | 1 | Вводное занятие | 1.Вводное занятие. Техника безопасности на уроках информатики. | Познакомить с предметом информатики в 9 классе, учебником, провести инструктаж по ТБ. | стр. 5-8 | ||
7.09 | 5.09 | 7.09 | 2 | Глава1. Передача информации в компьютерных сетях 6 часов (3+3) | 2.Входной тест за курс 8 класса. Компьютерные сети. | Проверить остаточные знания курса информатики 8 класса. Знать классификацию сетей по различным основаниям. | §1,сообщения учащихся. | ||
10.09 | 10.09 | 12.09 | 3 | 3.Электронная почта и другие услуги сетей Интернет Лабораторная работа№1. | Знать назначение, содержание электронных писем. Отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи. | § 2,сообщения учащихся. | |||
14.09 | 12.09 | 14.09 | 4 | 4.Аппаратное и программное обеспечение работы компьютерных сетей. | Иметь представление об устройстве сетей Перечислять техническое и программное обеспечение сетей. | § 3 | |||
17.09 | 17.09 | 19.09 | 5 | 5. Поиск в интернете. | Знать три основных способа поиска в Интернете, язык запросов поисковой системы. |
§ 4 | |||
21.09 | 19.09 | 21.09 | 6 | 6.Способы поиска в Интернете. Лабораторная работа№2. | Уметь получить информацию с Web-страницы, адрес которой известен. Составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете. | §5, подготовиться к контрольной работе | |||
24.09 | 24.09 | 26.09 | 7 | 7.Контрольная работа№1. | Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | ||||
28.09 | 26.09 | 28.09 | 8 | Глава 2. Информационное моделирование. 6 часов (3+3) | 8. Что такое моделирование? | Познакомить с понятием модели, целями моделирования. Знать понятие матрицы. | §6. | ||
1.10 | 1.10 | 3.10 | 9 | 9. Графические информационные модели. | Знать классификацию моделей. Уметь приводить примеры | §7 | |||
5.10 | 3.10 | 5.10 | 10 | 10.Графические информационные модели. Лабораторная работа №3. | Уметь строить графические модели. | §7 | |||
8.10 | 8.10 | 10.10 | 11 | 11. Табличные модели. | Использовать на примерах таблицы типа «объект-свойство», «объект-объект». Выбирать программное обеспечение для реализации модели. | §8, сообщения учащихся. | |||
12.10 | 10.10 | 12.10 | 12 | 12. Информационное моделирование на компьютере Лабораторная работа №4. | Познакомить с основными понятиями информационного моделирования. Знать основные понятия и классификацию баз данных. | §9 | |||
15.10 | 15.10 | 17.10 | 13 | 13 Тест по теме «Информационное моделирование». | Проверка полученных знаний по теме. | ||||
19.10 | 17.10 | 19.10 | 14 | Глава 3. Хранение и обработка информации. 9 часов(3+6) | 14. Основные понятия. Лабораторная работа№5.. | . Проектировать и создавать однотабличную БД. | §10. | ||
22.10 | 22.10 | 24.10 | 15 | 15. Что такое СУБД | Понимать назначение СУБД Уметь формировать простые запросы к готовой базе | §11 | |||
26.10 | 24.10 | 26.10 | 16 | 16 Создание и заполнение баз данных. | Знать этапы создания и заполнения БД, типы и форматы полей БД .Знать виды отношений. | §12 | |||
29.10 | 29.10 | 31.10 | 17 | Создание и заполнение баз данных. Лабораторная работа№6. | Приводить информацию к табличному виду. Преобразовывать иерархические и сетевые базы к табличному виду. | §12 | |||
2.11 | 31.10 | 2.11 | 18 | Условия выбора и простые логические выражения. Лабораторная работа№7 | Знать структуру команд поиска, что такое логическое выражение. Организовывать поиск информации в базе данных. | §13 | |||
12.11 | 12.11 | 14.11 | 19 | Условия выбора и сложные логические выражения. Лабораторная работа№8 | Знать правила выполнения логических операций. Решать задачи на использование сложных логических выражений. Уметь записывать высказывания с помощью логических выражений. | §14 | |||
16.11 | 14.11 | 16.11 | 20 | Сортировка, удаление и добавление записей. | Знать команды выборки с параметром сортировки, команды удаления и добавления записей. | §15 | |||
19.11 | 19.11 | 21.11 | 21 | Сортировка, удаление и добавление записей. Лабораторная работа№9 | Отсортировать таблицы по заданному ключу | §15 | |||
23.11 | 21.11 | 23.11 | 22 | Тест по теме «Хранение и обработка информации» | Проверка знаний по теме. | ||||
26.11 | 26.11 | 28.11 | 23 | Глава 4. Табличные вычисления на компьютере.11 часов (6+5) | Двоичная система счисления. Лабораторная работа№10. | Называть преимущества и недостатки двоичной системы счисления. Уметь переводить числа из двоичной системы в десятичную и обратно. | §17 | ||
30.11 | 28.11 | 30.11 | 24 | Числа в памяти компьютера. | Знать размер ячейки и диапазон значений чисел. Понимать особенности работы компьютера с целыми и вещественными числами. | §18 | |||
3.12 | 3.12 | 5.12 | 25 | Что такое электронная таблица. | Знать структуру, данные и режимы отображения данных. | §19 | |||
7.12 | 5.12 | 7.12 | 26 | Правила заполнения таблицы. Лабораторная работа№11 | Уметь строить и заполнять элекронную таблицу. | §19 | |||
10.12 | 10.12 | 12.12 | 27 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. Лабораторная работа№12 | Знать функции обработки диапазона. Уметь удалять, вставлять, переносить и сортировать диапазоны. Использовать статистические функции. | §20 | |||
14.12 | 12.12 | 14.12 | 28 | Деловая графика. Условная функция. | Знать понятие деловой графики, вид и формат условной функции. | §21 | |||
17.12 | 17.12 | 19.12 | 29 | Логические функции и абсолютные адреса. | Знать понятие абсолютного адреса. Использовать функцию времени в таблицах. Получать диаграммы с помощью графических средств. | §22 | |||
21.12 | 19.12 | 21.12 | 30 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | Знать определение математической модели. Знать этапами математического моделирования. Составлять по условию задачи математическую модель. | §23 | |||
24.12 | 24.12 | 26.12 | 31 | Имитационные модели в электронных таблицах. Лабораторная работа№13. | Знать понятие имитационной модели. Проводить анализ данных в электронных таблицах. | §24 | |||
28.12 | 26.12 | 28.12 | 32 | Имитационные модели в электронных таблицах. | Знать интерфейс электронной таблицы, порядок действий математических выражений. Составлять формулы, редактировать содержимое ячеек. | §24 | |||
11.01 | 14.01. 2013 | 11.01 | 33 | Зачет по теме. | Зачет по теме «Табличные вычисления на компьютере». | ||||
14.01 | 16.01 | 16.01 | 34 | Глава 5. Управление и алгоритмы. 9 часов(4+5) | Управление и кибернетика. . | Знать, что такое кибернетика, роль алгоритма в системах управления. Приводить примеры систем. | §25 | ||
18.01 | 21.01 | 18.01 | 35 | Управление с обратной связью. | Знать структуру линейного алгоритма. Приводить примеры систем. | §26 | |||
21.01 | 23.01 | 23.01 | 36 | Определение и свойства алгоритма. Лабораторная работа№14 | Знать основные свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. | §27 | |||
25.01 | 28.01 | 25.01 | 37 | Графический учебный исполнитель. | Знать назначение и возможности ГРИС, простые команды. | §28 | |||
28.01 | 30.01 | 30.01 | 38 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Лабораторная работа№15 | Различать понятия основного и вспомогательного алгоритма. Пользоваться языком блок-схем. Понимать суть метода последовательной детализации. | §29 | |||
1.02 | 4.02 | 1.02 | 39 | Циклические алгоритмы. | Знать конструкцию циклов, условие цикла, тело цикла. Различать виды циклов, составлять блок-схемы. | §30 | |||
4.02 | 6.02 | 6.02 | 40 | Циклические алгоритмы. Лабораторная работа№16 | Уметь составлять программу на алгоритмическом языке, используя цикл. | §30 | |||
8.02 | 11.02 | 8.02 | 41 | 31.Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Лабораторная работа№17 | Применять в составлении программ полную и неполную формы команды ветвления. | §31 | |||
11.02 | 13.02 | 13.02 | 42 | Контрольная работа №2. | |||||
15.02 | 18.02 | 15.02 | 43 | Глава 6. Программное управление работой компьютера. 18 часов (6+12) | Что такое программирование. | Знать понятие программирования, языка программирования. Понимать назначение систем программирования. | §32 | ||
18.02 | 20.02 | 20.02 | 44 | 33.Алгоритмы работы с величинами. | Знать понятие величины, типы величин. Записывать команды присваивания, ввода, вывода. | §33 | |||
22.02 | 25.02 | 22.02 | 45 | Линейные вычислительные алгоритмы. Лабораторная работа№18 | Знать алгоритмические конструкции следования, операторы ввода, вывода, присваивания. Пользоваться языком блок-схем. | §34 | |||
25.02 | 27.02 | 27.02 | 46 | Знакомство с языком Паскаль. Лабораторная работа№19. | Знать назначение, структуру программы, операторы ввода, вывода, присваивания. Записывать арифметические выражения по правилам языка Паскаль. | §35 | |||
1.03 | 4.03 | 1.03 | 47 | Знакомство с языком Паскаль. Лабораторная работа№20 | Составление программ на линейные алгоритмы. | §35 | |||
4.03 | 6.03 | 6.03 | 48 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Лабораторная работа№21 | Уметь представлять ветвление на алгоритмическом языке. Составлять блок-схемы простых и сложных ветвящихся алгоритмов. | §36 | |||
11.03 | 11.03 | 13.03 | 49 | Программирование ветвлений на Паскале. Лабораторная работа№22 | Знать формат оператора ветвления. Решать задачи на программирование полного и неполного ветвления. | §37 | |||
15.03 | 13.03 | 15.03 | 50 | Программирование ветвлений на Паскале.
| Составлять блок-схемы и программы вложенных ветвлений. | §37 | |||
18.03 | 18.03 | 20.03 | 51 | Программирование диалога с компьютером. Лабораторная работа№23 | Знать понятия: диалоговый характер программ, дружественный интерфейс. Строить алгоритм и составлять программу по заданному сценарию. | §38 | |||
1.04 | 20.03 | 3.04 | 52 | Программирование циклов. | Знать конструкции циклов с предусловием. Составлять программы, используя оператор while-do. | §39 | |||
5.04 | 1.04 | 5.04 | 53 | Программирование циклов. Лабораторная работа№24 | Знать конструкции циклов с постусловием Составлять программы, используя операторы repeat-until. | §39 | |||
8.04 | 3.04 | 10.04 | 54 | Алгоритм Евклида. | Знать структуру и назначение алгоритма Евклида. Решать задачи на нахождение наибольшего, наименьшего. | §40 | |||
12.04 | 8.04 | 12.04 | 55 | Таблицы и массивы. Лабораторная работа№25 | Знать понятие «массив»,виды массивов, правила описания и ввода значений в массив. Понимать описание алгоритмов на алгоритмическом языке. Придумывать примеры данных, которые можно организовать в массив. | §41 | |||
15.04 | 10.04 | 17.04 | 56 | Таблицы и массивы. Лабораторная работа№26 | Составлять простые программы на действия с массивами. Формировать элементы массива | §41 | |||
19.04 | 15.04 | 19.04 | 57 | Массивы в Паскале. | Описывать массив в Паскале. Знать формат вывода массива. | §42 | |||
22.04 | 17.04 | 24.04 | 58 | Массивы в Паскале. Лабораторная работа№27 | Решать задачи на использование цикла с параметром for-to-do. Вычислять сумму и количество элементов массива с заданными свойствами. | §42 | |||
26.04 | 22.04 | 26.04 | 59 | Одна задача обработки массива Лабораторная работа№28 | Уметь описывать и заполнять массив используя датчик случайных чисел. Решать задачи на поиск элемента массива. Сортировать элементы массива | §43 | |||
29.04 | 24.04 | 3.05 | 60 | Контрольная работа №3 | По теме «Программное управление работой компьютера.» | ||||
3.05 | 29.04 | 8.05 | 61 | Глава 7. Информационные технологии и общество. 6 часов (3+3) | Предыстория информационных технологий. | Знать историю первых средств хранения и передачи информации. Перечислять основные вычислительные средства в хронологическом порядке. | §44,сообщения учащихся. | ||
6.05 | 6.05 | 10.05 | 62 | История чисел и систем счисления Лабораторная работа№29 | Понимать основное различие между позиционными и непозиционными системами счисления. Решать простые задачи на системы счисления. | §45,сообщения учащихся. | |||
10.05 | 8.05 | 15.05 | 63 | История ЭВМ | Знать основные этапы развития ЭВМ, поколения ЭВМ. | §44,сообщения учащихся. | |||
13.05 | 13.05 | 17.05 | 64 | История программного обеспечения и ИКТ. | Знать структуру ПО и использование ИКТ в различных сферах деятельности. | §47,сообщения учащихся. | |||
17.05 | 15.05 | 22.05 | 65 | Информационные ресурсы современного общества Лабораторная работа№30 | Знать понятия информационных ресурсов. Перечислять виды информационных ресурсов. Подготовить презентацию по теме: «Информационные технологии и общество». | §48,сообщения учащихся. | |||
20.05 | 20.05 | 24.05 | 66 | Проблемы формирования информационного общества. Итоговый тест по курсу.**(для 9л класса) | Объяснять причины информационных революций. Знать характерные черты информационного общества. | §49,сообщения учащихся. | |||
24.05 | 22.05 | 67 | Итоговый тест по курсу. | ||||||
ИТОГО | Лабораторных работ | Тестов | Контрольных работ (зачетов) | ||||||
1 четверть | 7 | 2 | 1 | ||||||
2 четверть | 6 | 1 | |||||||
3 четверть | 10 | 2 | |||||||
4 четверть | 7 | 1 | 1 | ||||||
За год | 30 | 4 | 3 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс
Авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова
- Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и на основе авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) и базисного учебного плана.
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 8 – 9 классах, общее количество часов: 105 (35 часов в 8 классе, 70 часов в 9 классе).
Цели и задачи курса
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
- Общая характеристика учебного предмета
Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить обучающихся с современными информационными технологиями.
Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программа разработана исходя из уровня оснащённости кабинета информатики вычислительной техникой. При изучении курса информатики используются учебники: «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса», «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса» (Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), учебное пособие «Задачник-практикум по информатике» (под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.), авторские ЦОР, а также цифровые образовательные ресурсы, входящие в Единую коллекцию ЦОР (представлены в авторской мастерской Семакина И.Г. - автора УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции по адресу: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?class[]=50&class[]=51&subject[]=19 ).
- Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ»
В учебном плане для основной школы (8-9 классы) (авторы - И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) отводится 35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе. В рабочей программе количество часов такое же.
- Содержание курса «Информатика и ИКТ»
8 класс (35 часов)
Введение в предмет (1 час)
Человек и информация (6 часов)
Человек и информация. Информационные процессы. Измерение информации. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.
Лабораторные работы:
1. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.
Первое знакомство с компьютером (7 часов)
Основные устройства компьютера. Компьютерная память. Основные характеристики ПК. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера и способами их подключений. Программное обеспечение компьютера. Пользовательский интерфейс. Файловая структура компьютера.
Лабораторные работы:
- Способы соединения блоков и устройств компьютера.
- Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows.
- Операции с файлами, папками и дисками.
Текстовая информация и компьютер (9 часов)
Кодирование текстовой информации на компьютере. Программные средства для работы с текстом. Основы работы с текстовым редактором Microsoft Word.
Лабораторные работы:
- Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
- Работа с фрагментами Документов.
- Вставка графических объектов в тексты.
- Добавление таблиц в Документ.
- Добавление формул в Документ.
- Стили и оглавления.
- Создание гипертекстового документа.
Практические работы:
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта.
Графическая информация и компьютер (5 часов)
Графическая информация и компьютер. Кодирование графической информации на компьютере. Растровая и векторная графика. Основы работы с растровым графическим редактором Paint. Основы работы со средством векторной графики ТР Microsoft Word.
Лабораторные работы:
- Создание растрового изображения в ГР Paint.
Практические работы:
1 . Создание векторного изображения в Word.
Технология мультимедиа (7 часов)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.
Лабораторные работы:
- Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
- Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
- Гиперссылки в PowerPoint.
Практические работы:
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.
9 класс (70 часов)
Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Лабораторные работы:
1. Работа с электронной почтой.
Практические работы:
1. Поиск информации в Интернете.
2. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
3. Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора.
Информационной моделирование (5 часов)
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Лабораторные работы:
1. Информационное моделирование на компьютере
Практические работы:
2. Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word
Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
Лабораторные работы:
- Знакомство с СУБД MS Access.
- Поиск информации в БД.
- Сортировка, удаление и добавление записей в БД
Практические работы:
- Проектирование однотабличной базы данных
- Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Табличные вычисления в компьютере (11 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Лабораторные работы:
- Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование.
- Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
- Работа с диаграммами.
- Использование абсолютной адресации и функции времени
Практические работы:
- Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм
Управление и алгоритмы (7 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Лабораторные работы:
- Работа с учебным исполнителем алгоритмов.
- Составление циклических алгоритмов управления исполнителем.
- Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач.
Практические работы:
- Составление линейных алгоритмов.
- Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем.
- Составление алгоритмов со сложной структурой.
Программное управление работой компьютера (21 час)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Лабораторные работы:
- Разработка программ с ветвлением.
- Разработка программы для алгоритма Евклида.
- Обработка массивов на Паскале.
Практические работы:
- Разработка линейных программ.
- Разработка программ с ветвлением.
- Разработка программ с циклами.
- Обработка массивов на Паскале.
Информационные технологии и общество (4 часа)
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
- Тематическое планирование
В программе И.Г. Семакина и др. заложено 11 часов резервного времени (4 – в 8 классе, 7 – в 9 классе). В данной рабочей программе изменяется соотношение часов учебного времени на изучение разделов курса исходя из имеющегося резерва в примерной программе с целью улучшения качества подготовки к выпускному экзамену. Изменения соотношений часов на изучение разделов в 8-9 классах приведены в таблицах:
8 класс:
Раздел | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
Введение в предмет | 1 | 1 |
Человек и информация | 4 | 6 |
Первое знакомство с компьютером | 6 | 7 |
Текстовая информация и компьютер | 9 | 9 |
Графическая информация и компьютер | 5 | 5 |
Технология мультимедиа | 6 | 7 |
Резерв | 4 | 0 |
Всего | 35 | 35 |
9 класс:
Раздел | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
Передача информации в компьютерных сетях | 10 | 10 |
Информационное моделирование | 5 | 5 |
Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | 12 |
Табличные вычисления в компьютере | 10 | 11 |
Управление и алгоритмы | 10 | 7 |
Программное управление работой компьютера | 12 | 21 |
Информационные технологии и общество | 4 | 4 |
Резерв | 7 | 0 |
Всего | 70 | 70 |
Программой предполагается проведение лабораторных работ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию.
Для каждого раздела в тематическом планировании указано общее число учебных часов, а также количество лабораторных работ, проводимых во время уроков и оцениваемых зачётом, и количество уроков, отведённых на практическую работу и оцениваемых оценкой.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин, Г. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
Для учителя:
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- 2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- 3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
- Наушники (рабочее место ученика)
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
- Колонки (рабочее место учителя)
- Микрофон (рабочее место учителя)
- Интерактивный комплекс
- Лазерный принтер черно-белый
- Лазерный принтер цветной
- Сканер
- Web-камера
- Модем Локальная вычислительная сеть
Программные средства
- Операционная система Windows ХР
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы)
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы)
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы)
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы)
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы)
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы)
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы)
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access
- Система программирования TurboPascal
- Планируемые результаты обучения
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;
- проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды;
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
- понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
- области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
- использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
- представлять числа в различных системах счисления;
- выполнять и строить простые алгоритмы;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...