«Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации»
материал по информатике и икт на тему

Вырубова Светлана Алексеевна

Реферат по теме "Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_rabota_vyrubovoy.docx72.76 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по теме:

«Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации»

Вырубова Светлана Алексеевна

Должность:__учитель информатики__

2016 г.

г.Санкт-Петербург


Оглавление

Введение        3

1.        Дистанционное обучение в структуре образования        4

1.1.        Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки        4

1.2.        Основные компоненты дистанционного обучения        8

1.3.        Цели и задачи дистанционного обучения школьников        10

1.4.        Компьютерные  средства обучения        11

1.5.        Характерные черты дистанционного обучения        12

2.        .Дидактические особенности и методика организации дистанционного обучения        14

2.1.        Основные принципы дистанционного обучения        14

2.2.        Формы дистанционного обучения.        15

2.3.        Типы дистанционного обучения        16

2.4.        Основные технологии дистанционного обучения.        20

2.4.1.        Комплексные кейс-технологии        21

2.4.2.        Телекоммуникационные технологии        22

2.4.3.        Интернет-технологии        22

2.4.4.        Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды        24

2.5.        Виды представления учебной информации        24

2.6.        Модели обучения        25

2.6.1.        Полностью дистанционное обучение        25

2.6.2.        Частичное использование дистанционных технологий        26

2.6.3.        Требования к материальному обеспечению        26

2.7.        Формирование информационной среды        26

2.8.        Способы использования дистанционных образовательных технологий        28

Заключение        31

Список использованных источников        33


Введение

В настоящее время важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Информатизация образования предполагает не только оснащение образовательных учреждений современной техникой, но и использование «при реализации образовательных программ» «различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий, электронного обучения» (Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования. Поэтому сейчас в Российской Федерации реализуются крупные федеральные проекты: “Федеральный целевой проект развития образования 2011–2015 гг.”, “Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” в рамках программы реализации приоритетного национального проекта “Образование” на 2009–2012 гг., Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ “Об образовании”. В Федеральном законе N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" от 28 февраля 2012 г. предлагается определение электронного обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий сегодня пока регламентирует приказ № 137 от 06.05.2006 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”.

Анализ ФГОС показал, что именно дистанционное обучение сыграет особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека.

Использование современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения, является возможностью реализовать образовательные программы вне зависимости от местонахождения участников образовательного процесса, позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом.

Совмещение  традиционного  школьного  образования,  классно-урочной системы, ИКТ и технологий дистанционного обучения – это новая педагогическая задача учителя  и для образования в целом.

Дистанционное обучение для школьников - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Основным преимуществом такого вида обучения является возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в зависимости от возможностей и способностей ученика.

  1. Дистанционное обучение в структуре образования

  1. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Дистанционное обучение - современная технология, связанная с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды, которая обеспечивает оптимальное (в смысле педагогической эффективности) управление процессом обучения.

Е.С. Полат дает следующее определение понятию «дистанционное обучение»: Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий.[1]

Обучение и контроль  за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Дистанционные образовательные технологии  – это совокупность методов, форм  и средств  взаимодействия  с обучающимися  в процессе  самостоятельного, но  контролируемого освоения определенного массива знаний.

Основные характеристики дистанционного обучения:

  • Детальное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебных материалов).
  • Интерактивность (между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение).
  • Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности)
  • Модульная структура дистанционного обучения (обучаемый должен иметь возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю).

Составляющими дистанционного обучения являются:

  1. Информационные ресурсы — учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;
  2. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные и др.);
  3. Учителя-консультанты, курирующие дистанционные обучение;
  4. Обучающиеся.

Необходимость  в  дистанционном  методе  обучения  обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • предоставление учащимся возможности изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным;
  • необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
  • возможность для учащихся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
  • потребность  в  интерактивном  взаимодействии  учеников  и преподавателей;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа  с  одаренными  детьми  (индивидуальные  дополнительные задания повышенного уровня).

Дистанционное образование,  имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для повышения качества обучения;
  • Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • Возможность планировать свое время;
  • Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • Ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Недостатки дистанционного обучения

  • К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.
  • Для ДО необходима высокая самодисциплина, а результат зависит от самостоятельной работы ученика.
  • Необходим постоянный доступ к интернету
  • Не все преподаватели являются активными пользователями ПК. Не умеют использовать ЦОР и составлять ЭОР.
  • Обучающие ЭОР и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия

Дистанционное обучение требует таких качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам

  1. Основные компоненты дистанционного обучения

Для  дистанционного  обучения характерны  все  присущие  учебному  процессу  компоненты  системы обучения:  цели,  содержание, методы,  организационные  формы,  средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.

Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.

Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.

Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Методы обучения. Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.

Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.

Идентификационно - контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу.

Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.

Финансово-экономическая подсистема, осуществляющая финансово-экономическую деятельность ДО.

Нормативно-правовая подсистема. Эта подсистема ДО в настоящее время еще не сформировалась, хотя ее необходимость давно назрела. Должны быть созданы законодательные акты, содержащие нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной собственности, правила поступления слушателей, аттестацию, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д.

Маркетинговая подсистема. Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только образовательные учреждения и заказчики образовательных услуг, но и государство - как заказчик и потребитель.

Необходимость введения маркетинговой подсистемы обусловлена тем, что образовательные учреждения подошли к "точке маркетинга" - ситуации, когда наращиваемый объем предложений образовательных услуг уравновесил доминировавший ранее спрос и начал устойчиво превосходить его.

  1. Цели и задачи дистанционного обучения школьников

Цель обучения - это – система  знаний, умений и навыков, которые  формируются  в  соответствии  с государственными  образовательными  стандартами. Можно выделить следующие цели дистанционного обучения школьников:

  • подготовка по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по определенным предметам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
  • .дополнительное образование по интересам.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
  1. Компьютерные  средства обучения

Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников  на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений;  просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения),  принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды  (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые  будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга.  В  WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет  (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции. Перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями  «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями.
  1. Характерные черты дистанционного обучения

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

  1. .Дидактические особенности и методика организации дистанционного обучения

  1. Основные принципы дистанционного обучения

1. Продуктивная ориентация обучения. Это значит, что ученик, получивший информацию в интернет. создает собственные творческие проекты, становится автором научного, художественного или другого произведения. Он участвует в дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественно-научных, экономических и др. исследованиях. Его результаты деятельности остаются на сайтах интернета.

2. Индивидуализация обучения. Организация проектов, олимпиад и т.д. осуществляется на основе индивидуализации обучения. Был проведен эксперимент. Ученикам перед изучением темы было предложено представить свой проект виртуального дома. Затем велось обучение с помощью дистантного обучения по этой теме, после изучения темы учащиеся вновь изобразили проект виртуального дома. Что появилось нового во втором проекте - это и есть индивидуальное приращение знаний.

3. Открытость содержания образования и учебного процесса. При традиционной системе учитель объясняет новый материал, закрепляет его с учащимися. При дистанционном обучении ученик использует «веб-квесты», которые ссылаются на локальные или глобальные ресурсы, и ученик сам выбирает, откуда ему взять материалы и что по теме выучить.

4. Приоритет деятельностного содержания перед информационным. Ученик черпает информацию по одному учебнику. Используя интернет, он может получить информацию с разных сайтов и в несколько раз больше, чем в учебнике. Ему не надо запоминать всю информацию, а надо лишь творчески ее переработать и представить свой творческий проект: статью, реферат, принять участие в дискуссии, «мозговом штурме» и т.д.

5. Интерпретация педагогических и телекоммуникативных технологий. Сегодня необходима разработка таких технологий, которые на педагогической основе могли бы реализовать технологии получения знаний с помощью компьютера.

6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Дистанционное обучение не предполагает только обучение за компьютером. Это и очное обучение.

7. Деятельностные критерии оценки. Деятельность учащихся не должна сводиться к тому, что они находят в интернете реферат на заданную тему. Задание должно звучать по-другому: «Где и что ты нашел по данной теме, как соединил, что внес своего в тему». И только лишь приращение в ходе деятельности ученика оценивается.

  1. Формы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

  1. Типы дистанционного обучения

Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить по крайней мере пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности:

1-й тип: «Школа – Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят эпизодический характер. Сеть расширяет возможность доступа к массивам информации. Главную роль в данном типе обучения играет школьный образовательный сервер, на котором размещаются учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы из сети. Критерии оценки результатов дистанционного обучения данного типа практически не отличаются от тех, которые используются при очном обучении.

2-й тип: «Школа – Интернет – Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.

Обучение происходит в форме дистанционных образовательных проектов. Организаторами проектов выступают школы или центры дистанционного обучения, вузы, учреждения дополнительного образования.

Данный тип образования – дополнительный к базовому, но иногда проекты позволяют изучить отдельные темы и разделы основных учебных дисциплин, что является скорее исключением, чем правилом.

Коммуникации с удаленными учениками и педагогами носят организованный, но не систематический характер. Более успешно, чем в первом типе обучения, формируются навыки работы учеников и педагогов с открытыми образовательными системами, но в основном за счет перегрузки очного учебного процесса, поскольку его объем и критерии оценки результатов обучения детей очной школой, как правило, не меняются.

Усиливается продуктивность образования, поскольку результатом дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции – текстов, рисунков, исследований, творческих работ.

Для дистанционного обучения данного типа достаточно наличия электронной почты. Другие Интернет-технологии расширяют возможности участников дистанционных проектов, но не меняют сущности данного типа обучения как дополнительного к очному. Центр тяжести обучения сохраняется за очным общеобразовательным процессом, коллективные и групповые формы занятий преобладают над индивидуальными.

3-й тип: «Ученик – Интернет – Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т. п. Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации. Продуктивность обучения зависит от педагогической позиции учителя и используемых программ.

Количество и качество дистанционных коммуникаций учеников и удаленных педагогов увеличиваются. Роль очного учителя выполняет местный локальный координатор – родитель или учитель, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняя предписания удаленного педагога.

Дистанционное обучение данного типа становится не только дополнительным к очному, но и частично заменяет его. В некоторых случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) удаленный педагог полностью ведет занятия по отдельным предметам, которые входят в базовый компонент школьного образования. Такие программы, как NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit, позволяют обеспечить видео и аудио-связь, что приближает дистанционные формы обучения к очным. Результаты дистанционного обучения школа вносит в итоговую аттестацию детей.

Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, то есть учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования телекоммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалфицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная нормативно-правовая база.

4-й тип: «Ученик – Интернет – Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.

Меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.

Вариант данного типа обучения – полностью дистанционное обучение, например детей, находящихся в больницах, колониях, имеющих индивидуальные особенности, из-за которых они не могут посещать школу. Данный тип обучения наиболее интенсивно развивается в вузах, особенно на платной основе. Для общеобразовательных школ, практически не имеющих опыта заочного обучения, труднее принять модель 100-процентного базового дистанционного обучения. Развитие технологий данного типа обучения возможно при определенных условиях, например в рамках программ дистанционной помощи одаренным ученикам, больным детям, несовершеннолетним преступникам.

5-й тип: «Ученик – Интернет – ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение или родители ученика.

Дистанционное обучение данного типа следует назвать распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа как форма предоставления образовательных услуг в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.

  1. Основные технологии дистанционного обучения.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются:

  • ƒкомплексные кейс-технологии;
  • ƒтелекоммуникационные технологии;
  • ƒинтернет-технологии;
  • ƒтехнологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.

Допускается сочетание основных видов технологий.

  1. Комплексные кейс-технологии

Эти технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса. При этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольно-проверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

В целом внедрение кейс-технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

  • полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать предмет в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем;
  • существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых.

Другим важным элементом этих технологий являются традиционные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, обеспечивающие активную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.

  1. Телекоммуникационные технологии

В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий – нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. При этом используются такие формы занятий, как вводные и модульные лекции, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, тестирование, проведение консультаций по Интернет в асинхронном режиме.

Мониторинг качества усвоения знаний обучающимися реализуется с помощью системы электронного тестирования.

  1. Интернет-технологии

Данные технологии характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Данная группа технологий в настоящее время является самой распространенной.

Общие характеристики индивидуального комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные выше в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном справедливы и для этой группы дистанционных технологий.

Все учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты.

В данном виде технологий создание и использование материалов для поддержки деятельности обучающихся осуществляется через использование систем дистанционного обучения (СДО), к числу которых относится, например, система Moodle, которая описана в данных рекомендациях. С использованием данных систем создается по сути дела электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

Кроме ЭУМК эта система содержит следующие инструменты:

  • доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;
  • чат, предназначенный для проведения дискуссии между учителем и учащимися в режиме реального времени;
  • внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;
  • .инструмент для использования материалов курса; материалы, находящиеся на CD-ROM(они создаются для разгрузки Интернет).

В последнее время специалисты выделяют отдельно технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.

  1. Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды

К данной группе технологий относится, например, информационный интегрированный продукт КМ-школа. Он включает в себя:

  • электронные энциклопедии по различным предметным областям;
  • «Уроки Кирилла и Мефодия»;
  • базу тестовых заданий по предметам школьной программы, содержащую более 17 000 тестовых заданий и контрольных упражнений;
  • медиатеку – организованный набор информационных объектов. Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий, медиатека предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.

Отличительная особенность использования интегрированных информационных сред в том, что учитель может конструировать свою систему занятий и реализовывать их как в традиционном, так и в дистанционном режиме.

  1. Виды представления учебной информации

1. Единичная медиа – предполагает использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является печатный и графический материалы. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает такой метод дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

2. Мультимедиа – предполагает использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные обучающие системы на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако доминирует при этом передача информации в «одну сторону» при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения: личные встречи обучаемых и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.

3. Гипермедиа – модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых ин­формационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии этот вид дистанционного обучения предполагает использование комплекса таких средств, как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций), аудио графику в трехмерном изображении и анимации при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

  1. Модели обучения

  1. Полностью дистанционное обучение

Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно.

Соответственно все общение с педагогом происходит дистанционно.

Данный вариант помогает обеспечить доступность общего образования:

  • для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные учреждения;
  • для учащихся, временно находящихся в другом городе (причинами может быть длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях, творческих, интеллектуальных конкурсах и др.).
  1. Частичное использование дистанционных технологий

При частичном использовании дистанционных технологий образовательная программа реализуется путем чередования очных занятий с дистанционными.

Данный вариант может быть применим, например:

  • при изучении отдельных тем курса (для дифференцированного или индивидуального обучения, для слабых или, наоборот, очень сильных учащихся);
  • для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в учреждении карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений.
  1. Требования к материальному обеспечению

  • электронные информационные и образовательные ресурсы;
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.

Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.

  1. Формирование информационной среды

В состав программно-аппаратных комплексов требуется включить (установить) программное обеспечение, которое необходимо для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения: операционная система (системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);
  • учебного назначения: интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и др.

Должна быть создана программная система дистанционного обучения. При этом разработчики образовательных программ (авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты) совместно формируют и размещают содержательный контент.

В свою очередь, педагогический работник выбирает из имеющихся или создает нужные для обучения ресурсы и задания. То есть планирует свою педагогическую деятельность. А обучающиеся – выполняют задания, предусмотренные образовательной программой. При необходимости они могут обратиться за помощью к педагогу.

Все результаты обучения сохраняются в информационной среде. Ведь на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогов.

Дистанционное обучение невозможно вести без использования специальной системы. Однако не все учреждения имеют необходимых штатных специалистов. В этом случае можно использовать доступ к системе, предоставляемый сторонней организацией (на основании договора).

При этом необходимо учитывать, что такая система обязана соответствовать ряду требований:

  • разработчик курса должен иметь полный контроль над ним (изменение настроек, правка содержания, обучение);
  • педагог должен обладать возможностью организации обучения, но без изменения содержания всего курса (Если педагогу необходимо внести какие-то изменения в обучающий курс, например добавить индивидуальные задания для студента, он должен обратиться к его разработчику).
  • должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;
  • рекомендуется включить в образовательную программу набор различных элементов (например, ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, построения схем и др.);
  • должно быть обеспечено удобство редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;
  • оценку работы обучающихся можно проводить разными способами – с возможностью создания собственных шкал для анализа результатов обучения по критериям;
  • все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;
  • нужна встроенная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая наблюдать участие в курсе как в целом, так и детально по каждому его элементу;
  • должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Кроме того, информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.  

  1. Способы использования дистанционных образовательных технологий

В образовательном процессе дистанционные образовательные технологии могут использоваться по-разному. Можно говорить о следующих способах внедрения ДОТ:

Дистанционные консультации

Продолжительность: 1-2 часа.

Основная цель: Консультирование по группе вопросов

Элементы курса: форумы, чаты, информационный материал, анкеты.

В работе со школьниками дистанционные консультации могут использоваться для занятий с отстающими учащимися, для оказания помощи при выполнении сложных и творческих заданий.

Дистанционные семинары

Продолжительность: 2-6 часов.

Основная цель: обсуждение 1-2 вопросов.

Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, практические задания.

Данная форма работы может быть использована при проведении занятий по каким-либо важным вопросам, ориентированным, например, на формирование метаумений. Можно предложить следующую примерную тематику семинаров:

  • Как оформить список информационных ресурсов.
  • Как правильно подготовить публикацию (реферат, доклад, статью, творческую работу).

Дистанционные олимпиады (конкурсы)

Продолжительность: 2-6 часов.

Основная цель: формирование творческих (креативных) умений.

Элементы курса: практические задания, тесты, анкеты.

При занятиях со школьниками данная форма работы может быть широко использована. Практически по любому предмету один из туров олимпиады или конкурса может быть проведен в дистанционном режиме.

Во многих регионах проводятся интересные дистанционные олимпиады, проекты, конкурсы. Они стали не просто творческой добавкой к учебному процессу, а мощным стимулом для самореализации учеников и педагогов, рычагом обновления образования.

При дистанционной форме обучения активизируются познавательная роль учащегося, самостоятельная деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Появляется возможность работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Дистанционный тренинг

Продолжительность: 6-18 часов.

Основная цель: формирование умений (метаумений).

Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, анкеты, тесты, практические задания.

Тренинги – это новая форма работы с обучающимися, которая широко используется в настоящее время. Это один из методов обучения, интенсивная тренировка отдельных знаний и навыков, полезных для жизни. Они могут быть реализованы в очной форме, но все большую и большую популярность завоевывают дистанционные или очно-дистанционные тренинги.

Технология дистанционного тренинга предполагает прохождение следующих этапов:

1) получение новых знаний;

2) выполнение практических заданий. Это ключевой этап прохождения любого тренинга;

3) выполнение самостоятельной работы. Данный этап необходим для отработки и закрепления полученных навыков. В каждой теме курса представлены задания для самостоятельного выполнения;

4) контроль результатов преподавателем. Преподаватель проводит контроль выполнения самостоятельной работы. Если допущены какие-то недочеты, то будут даны рекомендации по их устранению. Контроль объема освоения необходимых материалов;

5) неограниченные консультации с преподавателем. Данной услугой можно воспользоваться, если при выполнении заданий возникли трудности.

Дистанционный курс

Продолжительность: 32-144 часа.

Основная цель: формирование системы знаний и умений.

Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, тесты, практические задания.12

При работе со школьниками основные направления создания дистанционных курсов:

  • основные и профильные курсы по различным предметам;
  • курсы для подготовки к сдаче единого государственного экзамена;
  • курсы для углубленного изучения предметов или отдельных разделов предмета.

Заключение

Введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся, стимулирует развитие самостоятельности в организации деятельности. Учащиеся приобретают не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополняют перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Развитие дистанционного обучения является одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования.


Список использованных источников

  1. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И.Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.
  3. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2002 г.
  4. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – №36 -2002.–264 с.
  5. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000.-156 c.
  6. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С.30–35.
  7. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
  8. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
  9. Ковшов А.Н., Ибрагимлов И.М. Методологические основы дистанционного обучения.– М.: МГОУ, 2001.
  10. . Андрианова Г.А.Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение английскому языку по методике ресурса " Yes\'n\'You"

Использование ресурса Yes'n'You в изучении английского языка....

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Дистанционное обучение как одно из условий доступного современного образования для школьников»Современные информационные технолог...

Методика и организация урока ФК в условиях дистанционного обучения

Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры? Разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Методика п...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...