Высокотехнологическое оборудование
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Рябкина Елена Павловна

справка об использовании  современного высокотехнологического оборудования в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.2.spravka_ob_ispolzovanii.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Справка об использовании современного высокотехнологичного оборудования в образовательном процессе.

       XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.  

        Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации российского образования – повышение качества   образования.

        Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

       Так что же подразумевается под информационно-коммуникационными технологиями?

       Это - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

       Информационные технологии рассматривают в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности, т.е. в парадигме системного подхода. Системный подход представляет собой технологизацию учебного процесса. Это когда каждое рабочее место ученика снабжено компьютером, имеющим связь с рабочим местом учителя, в ходе урока применяются электронные учебные пособия, осуществляется интерактивное общение учителя и ученика посредством компьютера, ведется электронный классный журнал, электронный мониторинг учебного процесса.

     Технологизация учебного процесса позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

      И как естественное следствие всех этих составляющих - повышение качества знаний учащихся.

      Для педагога также открываются огромные возможности: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

       В настоящее возможность применения ИКТ к обучению в полном объеме имеет далеко не каждая школа, можно сказать, единичные школы. И я рассмотрю возможность применения ИКТ с позиций “поддерживающего” средства в рамках традиционных методов обучения.

      В этом формате ИКТ применяются следующим образом: для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, контрольных работ, дидактических карточек для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение урока (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики); уроки компьютерного тестирования; уроки тренинга или моделирования, когда программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач.

      Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках. Да, в настоящее время имеется огромное количество готовых печатных пособий, что несомненно является хорошим подспорьем для учителя, но есть и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить класс дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда возможно. Можно делать ксерокопии, но к каждому уроку это сложно, причем ксерокопия делается целиком страницы, что тоже неудобно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает учителю структуру, содержание, и требуется скорректировать задания, их уровень, количество.

     Так вот, чтобы создать индивидуальные карточки в соответствии с целью, уровнем подготовки, планируемым отрезком времени, нужно воспользоваться простейшим текстовым редактором, создать карточки , исходя из целесообразности, которую определяет сам учитель, или же воспользоваться компакт-дисками, на которых предусмотрена возможность формирования многовариантных разноуровневых работ.

        Уроки компьютерного тестирования.  Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот метод очень популярен и актуален. Программным обеспечением служат тестовые программы. Тестовые программы имеются на компакт-дисках, причем по большинству предметов. Существуют компьютерные программы, позволяющие самим создавать подобные тесты. Но каждый учащийся класса должен работать в этом случае только индивидуально. А рабочих мест в кабинете у компьютера недостаточно. Теоретически можно чередовать работу учащихся, т.е. проводить контроль знаний поочерёдно: традиционно, по карточкам и в компьютерном варианте. Но получается непродуктивно. Поэтому в данной ситуации более методически оправдано применение раздаточного материала.

  Использование компьютера с целью демонстрации, как технического средства обучения, является его наиболее распространенной функцией. Для этого требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам.

   Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования. Известно, что школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые учитель доносит до учеников, можно представлять не только в виде слов, формул, записей, беседы, диалога, но и в виде наглядных изображений, видеороликов, графиков, таблиц, иллюстраций. Конечно, данные формы представления информации присутствовали и до введения ИТ в школу. Так, например, ранее большой популярностью пользовались учебные кинофильмы. Популярные ТСО: кодоскоп, кинопроектор, эпидиаскоп, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, фильмоскоп и т.д. Но компьютер является универсальным ТСО, которое сочетает в себе все достоинства вышеперечисленных своих предшественников, и имеет массу преимуществ перед ними. Это очевидно. Учитель может представить информацию дозировано, в любом режиме восприятия, ему достаточно просто управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных и печатных источников информации.

  Прежде всего, повышается интерес учащегося к такому уроку. Психологи отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

   Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения.

  Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом превращая процесс обучения в более комфортный для ученика. Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, т.к. учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

     Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков.  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

  Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
     Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современные образовательные организации не должны отставать от требований времени, а значит, современный педагог должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача СПО - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания и работать с новыми технологиями рабочих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК 01.02.Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

В методической разработке приведен план самоподготовки студентов заочного отделения при изучении  МДК "Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними", где дана разбивк...

Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ

В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...

Перечень практических и лабораторных работ по МДК "Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними" для специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Заканчиваем изучение ПМ "Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования". Уже ясно, что получилось, что нужно изменить. Предлагаю перечень лабораторных и практическихработ по МД...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Технологическое оборудование" для спец. 151031"онтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" . Автор - Бельков А.П.

Косы разработаны для проведения промкежуточных аттестаций по дисциплине " Технологическое оборудование " для специальности 151031 " Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" для са...

Механическое оборудование пассажирского вагона - "УДАРНО- ТЯГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ П/В".

Механическое оборудование пассажирского вагона - "УДАРНО- ТЯГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ П/В"....