Открытый урок 7 кл "ПО компьютера"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 93
Открытый урок
по информатике
«Программное обеспечение компьютера»
Подготовила и провела
учитель информатики : Магомедова С.Г.
17.11.16
Цель: расширение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Программное обеспечение».
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями этого раздела темы: программным обеспечением, основными его составляющими, рассмотреть состав системного и прикладного программного обеспечения, назначение и функции операционных систем.
- Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ.
- Воспитательные: воспитывать у учеников умение целенаправленно работать с информацией, достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования компьютерных терминов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы на уроке: самостоятельная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, проблемный, самостоятельная работа.
Основные понятия: программное обеспечение, драйвер, интерфейс, ядро, системное ПО, прикладное ПО, системы программирования.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, приготовились ли вы к уроку. Все ли принадлежности к уроку у вас на рабочих столах? Сегодня у нас не только теоретический материал, но и очень интересная практическая работа.
II.Проверка домашнего задания
Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте активизируем знания, полученные на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные моменты.
(слайд 1) Фронтальный опрос по теме «Файл и файловая система».
1. Что такое файл? (Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти).
2.Из каких частей состоит имя файла? (Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственного имени файла (до точки) и расширения (после точки), определяющего тип файла).
3. Кто дает имя файлу? (Имя файлу (до точки) дает пользователь (можно использовать русский алфавит)).
4.Кто определяет расширение? (Расширение файла обычно задается программой автоматически при его создании).
5.На какие две области разбивается диск в процессе форматирования? (На область хранения файлов и каталог).
6.Какие два вида форматирования дисков вы знаете? (Полное и быстрое).
7.Чем различается полное форматирование от быстрого форматирования дисков? (Полное форматирование включает в себя разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются. Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска).
8.Что такое файловая система? (Это часть операционной системы, определяющая способ организации, хранения и именование файлов на носителях информации).
9.Какие бывают файловые системы? (Одноуровневые и многоуровневые)
10. Что такое фрагментация и дефрагментация дисков?
11. В каких случаях целесообразно проводить архивирование файлов?
Молодцы.
Вы правильно ответили на все вопросы, и мы можем идти дальше.
(слайд 2) Посмотрите на тему нашего урока, написанного на доске. Что мы сегодня будем с Вами изучать? Каковы цели нашего урока?
-Правильно, сегодня мы будем говорить о программном обеспечении компьютера.
Откройте свои тетради и подпишите сегодняшнее число и тему урока.
III.Объяснение нового материала
Постановка проблемной задачи.
- Рассмотрим такую ситуацию. «Допустим, мы купили новый компьютер и хотим начать на нем работать. Сможем ли мы это сделать? Что еще необходимо для его работы?»
(Ученики начинают перечислять отдельные устройства компьютера, подключение питания и т.п. И, наконец, самый внимательный ученик, говорит, что необходимо программное обеспечение)
- Правильно. Что же такое программное обеспечение? Запишите, пожалуйста, в тетрадь. Программное обеспечение (ПО) - совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера. (слайд №3). Без ПО работа на компьютере невозможна.
-Программы бывают разные и они делятся на группы. Давайте посмотрим какие же это группы.
(слайд № 4) Программное обеспечение можно разделить на три группы: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.
(слайд 5) Итак, первое – системное программное обеспечение. Давайте запишем определение в тетрадь.
Системное ПО – это программы, обеспечивающие работу всех устройств компьютера.
Это программы, необходимые, без этих программ компьютер работать не может. Одну программу мы уже назвали, это какая? (Операционная система). Вот без нее компьютер работать не может.
-Какие операционные системы вы знаете? (Windows, Linux, Mas OC). У нас в кабинете какая? (Windows XP)
-В состав системного ПО входят также и такие нужные компьютеру программы, как: файловые менеджеры, антивирусные программы, средства тестирования и диагностики, программы, управляющие локальной сетью.
(cлайд № 6) Второе – прикладное программное обеспечение. Запишем определение.
Прикладное ПО - это программы, которые предназначены для решения задач и создания компьютерных объектов (текстов, рисунков и т.д.).
(слайд 7) Прикладное ПО делится на: приложения общего назначения и приложения специального назначения.
- Как вы думаете, какие прикладные программы входят в состав приложений общего назначения?
-Да. Если пользователь создает документы, то ему потребуется программа текстовый редактор, если увлечен рисованием, то подходящий ему графический редактор, если работает со звуком – звуковой редактор, если создает базу данных – системы управления базами данных, строит диаграммы, таблицы – электронные таблицы, смотрит видео – мультимедиа проигрыватель. В эту группу входят и ваши любимые игровые программы.
(слайд № 8) Следующий вид прикладного ПО – приложения специального назначения. К ним относятся системы компьютерного черчения, бухгалтерские программы, словари, энциклопедии, переводчики, системы распознавания текста, обучающие программы.
-Для кого же предназначено прикладное ПО. (Для нас).
-Совершенно верно, прикладное ПО - это программы для пользователя (т.е. для нас с вами). Одни из них могут быть установлены на ваш компьютер, другие нет. Все зависит от желаний пользователя.
-Какие же программы на наших с вами компьютерах относятся к прикладному программному обеспечению?
(слайд №9) И третий вид ПО (иногда эти программы не выделяют, а относят к системному ПО) – это системы программирования – средства, позволяющие человеку (программисту) самому создавать программы для компьютера. Давайте запишем определение.
Системы программирования – это программы, которые предназначены для создания системного и прикладного ПО.
-Всякая СП ориентирована на определенный язык программирования. Существует много разных языков. (слайд 10)
- Паскаль,
- Бейсик,
- Пролог,
- С («Си»),
- Ассемблер,
- ЛИСП и др.
На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.
-В начале урока мы с вами говорили, без чего не может работать компьютер? (Без операционной системы).
-Давайте подробнее о ней поговорим.
Итак, давайте попытаемся с вами сформулировать определение операционной системы.
(слайд №11) Операционная система — это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем. Запишите данное определение в тетрадь.
-Про виды операционных систем мы уже сказали, это Windows, Linux, Mas OC. Также сейчас появились операционные системы для мобильных устройств. Может вы знаете их название? (Андрод). Эта операционная система как раз позволяет вам владеть телефоном практически как компьютером.
Давайте рассмотрим подробнее структуру операционной системы. Из чего она состоит?. Она состоит из трех частей.
Структура операционной системы: (слайд 12)
Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру.
-А сейчас давайте разберемся, что же означает каждое это понятие.
Итак, что такое ядро. Ядро это такая программа, которая переводит команды с языка программ на язык «машинный», который будет понятен компьютеру. А что же такое машинный код? Машинный код - это 0 и 1, когда мы переведем в 0 и 1, тогда компьютер сразу поймет, что ему необходимо выполнить.
Драйверы – программы, управляющие устройствами.
Следующее слово драйверы. Я думаю, что это слово вам знакомо. Что такое драйверы? Для чего они нужны? Например, принтер, когда мы его покупаем и пытаемся установить, то наш компьютер не видит его и требует у нас установочный диск на котором и находятся драйвера. А есть программы, который не требуют установки драйверов, они уже автоматически были установлены на операционной системе компьютера – это клавиатура, мышь, колонки.
Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером
И последняя часть - это интерфейс - оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером. Что это значит. Когда мы включаем компьютер перед нами появляется рабочий стол и на нем много, много разных значков и все практически действия мы совершаем нажимая непосредственно на эти значки, открываем папки, что-то копируем. Например, мы отправили что-то в печать, при этом мы не задумываемся, что там внутри системы происходит, за нас это делает операционная система. Вот как раз оболочка это и есть значки, контекстное меню - это все оболочка с помощью которой мы общаемся с компьютером. Мы нажимаем на значок, а все остальное за нас делает операционная система.
-Вот три важные составляющие операционной системы. Операционная система у нас хранится на жестком диске. При включении компьютера она у нас загружается в оперативную память. И находится там до того момента пока мы этот компьютер не выключим.
Вывод: операционные системы есть разных видов, как мы уже сказали. Но функции у них у всех одни, предоставляют пользователю доступ к ресурсам компьютера, в частности к его памяти и обеспечивает функционирование всех этих устройств, чтоб все они могли работать.
Итак, мы с вами по группам все программы рассмотрели. Какие три группы мы выделили с вами?
IV.Физкультминутка
Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
V.Закрепление изученного материала
(слайд 13) 1.Продолжите фразу: Компьютер представляет собой единство двух составляющих ____________________________. (Аппаратуры и программное обеспечение)
2.Что такое программное обеспечение? (Программное обеспечение компьютера – это вся совокупность программ, хранящихся в его долговременной памяти. Программное обеспечение компьютера может пополнятся, изменяться).
3.Виды Программного обеспечения. (Системное, прикладное программное обеспечение и системы программирования).
4.К какому виду программного обеспечения относятся утилиты? (Системное).
5.Приведите несколько примеров прикладного программного обеспечения. (Редакторы графические и текстовые, игры, табличные процессоры и т.д.)
6.Какие программы называются прикладными программами специального назначения? (Это программы, используемые в профессиональной деятельности, в обучении).
VI.Компьютерный практикум (слайд 14)
Откройте учебники на стр.54., там вы найдете практическую работу 1.3. Вначале познакомимся с целями данной практической работы и с заданиями 1 и 2. Давайте вслух прочитаем, что от нас будет требоваться.
-А сейчас по очереди займите рабочие место за компьютером.
VII.Итог урока
- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Давайте подведем итоги нашей работы. Какую тему мы сегодня изучали? Какие были у нас цели? Достигли ли мы этих целей?
Выставление учителем оценок учащимся.
VIII.Домашнее задание
(слайд 15) §1.4, п.1.4.1- 1.4.2., стр.36-40, ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 10класс О.Гроза Милленниум "Компьютеры в нашей жизни"
план урока по теме "Компьютеры в нашей жизни" и презентация к уроку...
"Архитектура компьютера" открытый урок
для 8 классаЦели:Обучающая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером.Развивающая. Спо...
Открытый урок по информатике. "Спасите компьютер от вирусов"
Урок по информатике в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики за 8 класс.Темы: История развития вычислительной техники;Назначение и устройство компью...
Открытый урок "Реализация логических операций в компьютере"
Методическая разработка содержит конспект открытого урока, презентацию, практическое задание, домашнее задание.Тема урока соответствует календарно-тематическому плану дисциплины "Информатика и ИКТ" дл...
открытый урок "Реализация логических операций в компьютере"
Разработка содержит конспект урока, презентацию, практическое задание, домашнее задание, бланк ответов...
Открытый урок по информатике "Компьютер - мой лучший друг"
Тема урока « Компьютер мой лучший друг» Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о устройстве компьютера, программном его обеспечении, о основных объектах операционной...
Открытый урок английского языка в 5 классе по теме «Настоящее длительное время» (Использование персональных компьютеров для закрепления и контроля грамматических навыков)
Использование ИКТ повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабат...