Рабочая программа 2 кл
рабочая программа по информатике и икт на тему

Шалтагачева Аяна Георгиевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»

 

«Рассмотрено»
На заседании МО
Руководитель МО

 

Протокол № ___
От  «    »________2016г

«Согласовано»
Председатель
методического совета
______________________
Протокол № ___
От «   » _________ 2016г

«Утверждаю»
Директор школы:
 

_________Шнайдер И.Д.
Приказ № ___
От «    »_________ 2016г

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по     информатике

для 2 класса

 

Количество часов 34 часа

 

Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна

 

 

Рабочая программа составлена на основе Программы для начальной школы

 2 – 4 классов (автор-составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова.)

 

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 — 2017

учебный год

г. Горно-Алтайск

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012г (действующая редакция 2016года)

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373, внесены изменения (приказ от 28.11.2010г № 1241)

  • На основе авторской  программы  Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.

Цели изучения курса информатики в начальной школе:

1.      Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов

2.      Знакомство с основными понятиями информатики.

3.      Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4.      Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

Важнейшая цель обучения информатики – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.

В ходе обучения с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решают следующие задачи:

  1. Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  2. Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, теста, рисунка, таблицы);
  3. Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

            Школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека, освоить методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, научиться решать поставленные задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, а так же развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета  и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 Предмет «Информатика»  обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского язы­ка, окружающего мира.  Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

В содержательном плане данный предмет  создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».

        Содержание предмета  строилось на основе трёх основных идей:

1.            Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

2.            Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

3.            Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,

Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.

Виды информации. Человек и компьютер

Человек и информация.  Виды информации в зависимости от органов восприятия.  Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.

Кодирование информации

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Язык людей и языки программирования.

Информация и данные

Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные

Данные и компьютер

Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.

В состав УМК для второго класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для второго класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.

Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.

С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:

• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;

• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;

• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;

• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;

• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.

ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.

Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.

В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.

Компьютерный практикум

Во 2 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 10 минут, после чего проводится зарядка для глаз.

Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:

ü представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:

в виде текста, рисунков, чисел;

ü выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка

в ряд, в таблицу, в схему;

ü работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;

ü производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;

ü осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;

ü использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;

ü создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;

ü находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;

ü управлять экранными объектами с помощью мыши;

получить навыки набора текста с клавиатуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2_kl_matveeva_2016-_2017_uch_god.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»

«Рассмотрено»
На заседании МО
Руководитель МО

Протокол № ___
От  «    »________2016г

«Согласовано»
Председатель
методического совета
______________________
Протокол № ___
От «   » _________ 2016г

«Утверждаю»
Директор школы:

_________Шнайдер И.Д.
Приказ № ___
От «    »_________ 2016г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по     информатике

для 2 класса

Количество часов 34 часа

Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна

Рабочая программа составлена на основе Программы для начальной школы

 2 – 4 классов (автор-составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова.)

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2016 — 2017

учебный год

г. Горно-Алтайск

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012г (действующая редакция 2016года)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373, внесены изменения (приказ от 28.11.2010г № 1241)
  • На основе авторской  программы  Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.

Цели изучения курса информатики в начальной школе:

  1. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов
  2. Знакомство с основными понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

Важнейшая цель обучения информатики – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.

В ходе обучения с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решают следующие задачи:

  1. Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
  2. Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, теста, рисунка, таблицы);
  3. Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

        Школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека, освоить методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, научиться решать поставленные задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, а так же развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Общая характеристика учебного предмета

Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета  и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

 Предмет «Информатика»  обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира.  Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

В содержательном плане данный предмет  создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».

        Содержание предмета  строилось на основе трёх основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,

Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.

Виды информации. Человек и компьютер

Человек и информация.  Виды информации в зависимости от органов восприятия.  Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.

Кодирование информации

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Язык людей и языки программирования.

Информация и данные

Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные

Данные и компьютер

Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.

В состав УМК для второго класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для второго класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.

Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.

С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:

• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;

• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;

• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;

• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;

• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.

ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.

Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.

В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.

Компьютерный практикум

Во 2 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 10 минут, после чего проводится зарядка для глаз.

Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:

  • представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:

в виде текста, рисунков, чисел;

  • выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка

в ряд, в таблицу, в схему;

  • работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
  • производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
  • использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  • находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
  • управлять экранными объектами с помощью мыши;

получить навыки набора текста с клавиатуры.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ООП НОО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики изучается со 2-4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Во втором классе на изучение информатики отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основной  целью  изучения  информатики  в  начальной  школе  является  формирование  у  учащихся  основ  ИКТ- компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры:

  • содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на  более  высоких  ступенях  (в  том  числе обучения  информатике  в  среднем и  старшем  звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражѐнные в содержании курса:
  • основы  логической  и  алгоритмической  компетентности,  в  частности  овладение  основами  логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приѐмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • основы  ИКТ-квалификации,  в  частности  овладение  основами  применения  компьютеров  (и  других  средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • основы  коммуникационной  компетентности.  В  рамках  данного  учебного  предмета  наиболее  активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приѐмом и передачей информации. Сюда же относятся  аспекты  языковой  компетентности,  которые  связаны  с  овладением  системой  информационных  понятий, использованием языка для приѐма и передачи информации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  

2) развитие мотивов учебной деятельности;  

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  

4)  развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных  ситуациях,  умения  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;  

3)  использование  знаково-символических  средств  представления  информации  для  создания  моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;  

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  

5)  использование  различных  способов  поиска  (в  справочных  источниках  и  открытом  учебном  информационном пространстве  Интернета),  сбора,  обработки,  анализа,  организации,  передачи  и  интерпретации  информации  в соответствии  с  коммуникативными  и  познавательными  задачами  и  технологиями  учебного  предмета,  в  том  числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать  изображения,  звуки,  готовить  своѐ  выступление  и  выступать  с  аудио-,  видео-  и  графическим сопровождением;  

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;  
7)  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  

8)  готовность  слушать  собеседника  и  вести  диалог;  готовность  признавать  возможность  существования  различных точек  зрения  и  права  каждого  иметь  свою;  излагать  свое  мнение  и  аргументировать  свою  точку  зрения  и  оценку событий;  

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;  

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты

1) владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2)  владение  практически  значимыми  информационными  умениями  и  навыками,  их  применением  к  решению информатических и неинформатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение  значения  истинности  утверждений  для  данного  объекта;  понимание  описания  объекта  с  помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имѐн для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;  
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание,  построение  и  выполнение  программ  для  исполнителя,  в  том  числе  включающих  конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.

Содержание учебного предмета

Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается её роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия её человеком, вводится понятия источники и приемники информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Виды информации, человек и компьютер (8 часов).

Человек и информация.  Техника безопасности и организация рабочего места

Виды информации  по способу восприятия

Источники информации

Приемники информации

Компьютер – инструмент для работы с информацией

Компьютер и его части

Кодирование информации (8 часов)

Носители информации

Кодирование информации

Способы кодирования

Письменные источники информации

Языки людей и языки программирования

Информация и данные (7 часов)

Текстовые данные

Числовые данные

Десятичное кодирование

Двоичное кодирование

Числовые данные

Документы и способы его создания (9 часов)

Электронный документ и файл

Поиск документа

Создание текстового документа

Создание графического документа

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Виды информации, человек и компьютер

-Опыт организации своей деятельности

-Приобретение опыт сотрудничества

-Наблюдение за объектами окружающего мира, устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией

-Получать опыт организации, планирования  своей деятельности

-Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера

Кодирование информации

- Научится  работать с носителями информации.

- Кодирование и декодирование информации различными способами.

-Пользоваться письменными источниками информации

-Познакомится с естественными и искусственными языками,  языками программирования (формальными)

Информация и данные

- Создавать текст с помощью компьютера

- Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот

- Работать с различными числовыми данными

- Познакомиться с позиционными системами счисления

- Кодировать информацию с помощью нулей и единиц

- Сравнивать между собой текстовые, графические и числовые данные

Документы и способы его создания

- Работать с бумажными и электронными  документами

- Называть имя файла и расширение

- Искать информацию  в Интернете по ключевым словам

- Освоить приемы работы с текстом

- Создавать электронный графический документ

- Достаточно полно и точно выражать свои мысли

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Виды информации, человек и компьютер

8

7

1

2

Кодирование информации

8

7

1

3

Информация и данные

7

6

1

4

Данные и компьютер

9

8

1

5

Закрепление (резерв)

2

2

-

Всего

34

30

4

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                                         

  1. Учебная литература
  • Учебник «Информатика» 2 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.  Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  1. Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 2  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Учебно-методическая литература для учителя:
  1. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором  классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем  классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  6. Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
  1. Интернет-ресурсы.

Электронное сопровождение УМК:

  1. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru)
  2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru)
  3. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru)
  4. Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru)
  5. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.

ЦОР:

ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 2 класс ( http://school-collection.edu.ru/ )

ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)

ЭОР на CD – диске к методическому пособию для учителя 2 класс, Н. В. Матвеева и др.

Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/ )

3.Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер (лазерный)
  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки)
  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  6. Сканер

Программные средства

1.        Операционная система.

  1. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  2. Антивирусная программа.
  3. Программа-архиватор.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  6. Простая система управления базами данных.
  1. Программы разработки анимации
  2. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
  1. Звуковой редактор.
  2. Система программирования.
  3. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  4. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
  6. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов

4.Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

  1. Печатные пособия

Плакаты:

  1. Виды информации по способу восприятия человеком.
  2. Виды информации по способу представления.
  3. Виды информации по форме организации.
  4. Действия с информацией (представление).
  5. Действия с информацией (хранение).
  6. Действия с информацией (преобразование информации).
  7. Схема обмена информацией.
  8. Схема передачи информации.
  9. Понятие объекта.
  10. Понятие модели.
  11. Схема управления.
  12. Компьютер.


Календарно – тематическое планирование 2 класс

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1

Глава 1: «Виды информации. Человек и компьютер»   Всего часов 7

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1.1

Человек и информация.  Техника безопасности и организация рабочего места.

урок ознакомления с новым материалом

1

Информация, виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Анализировать сигналы  в зависимости от органа восприятия.

Организовывать свое рабочее место.

Применять правила техники безопасности и организации рабочего места.

Получит опыт организации своей деятельности.

Приобретет опыт сотрудничества.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §1 (с. 3-12)

РТ : §1 (с. 3-5)

ЦОР:

Плакат: «Техника безопасности»

Презентации:

«Техника безопасности», 

Презентация «Человек и информация» «Органы чувств»

П. 1. Т с. 4 № 4,5

1.2

Какая бывает информация

1

Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная  (тактильная), обонятельная.

Определять и называть вид информации по способу восприятия ее человеком.

Наблюдать за объектами окружающего мира, устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §2 (с. 13-20) РТ: §2 (с. 6-10)

ЦОР:

Плакаты: «Виды информации по способу восприятия человеком»

Презентация: «Виды информации»

П. 2 Т. С. 6-10 № 1,3,4,8,9

1.3

Источники информации

комбинированный урок

1

Источники и сигналы  информации.

Устройство мышки. Работа мышкой.

Анализировать предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств, определять и называть источники информации различных видов.

Научится перетаскивать экранные объекты.

Наблюдать за объектами окружающего мира. Выявлять отдельные признаки объектов. Устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §3 (с. 21-27) РТ: §3 (с. 12-16)

ЦОР:

Плакат «Источники информации»

Презентация «Источники информации»

П. 3 Т. С. 13-16 № 2,7,8

1.4

Приемники информации.

комбинированный урок

1

Приемники информации.

Устройство мышки. Работа мышкой.

Определять и называть приемники информации, устанавливать связь между источником и приемником информации.

Получит возможность научиться работать правой кнопкой мыши.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §4  (с. 28-34) РТ: §4  (с. 17-20)

ЦОР:

Плакаты: «Приемники информации»

Презентация: «Приемники информации»

П 4 Р. С. 18-19, № 3,4

1.5

Компьютер и его части.

комбинированный урок

1

Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера.

Процессор

Память

Клавиатура, расположение пальцев на клавиатуре, группы клавиш.

Использовать компьютер для работы с информацией.

Выполнять команду «двойной щелчок» мышкой.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: § 5 (с.35-40) РТ: § 5 (с.21-24)

ЦОР:

Плакаты: «Устройства компьютера»

Презентация «Устройства компьютера»

Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер»

П. 5 Р.с. 23 № 4,5

1.6

Повторение по теме « Виды информации. Человек и компьютер»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Вводить буквы с помощью клавиатуры.

Получит опыт организации, планирования  своей деятельности.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника:  с. 41-42

РТ:  с. 25-27

Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер»

Повторить П. 1-5 Т.с 26 № 4,7

1.7

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

1

Находить ошибки в ходе выполнения упражнения и их исправлять.

тематический

КР

тест

Образовательные ресурсы:

КТ:  с. 3-8

Повторить П. 1-5

Глава 2: «Кодирование информации»   Всего часов 7

2.1

Носители информации

комбинированный урок

1

Носитель информации.

Камень, береста, папирус, пергамент, бумага, CD-диск, DVD-диск, флеш-память.

Работать с экранными объектами с помощью мыши.

Научиться работать с носителями информации.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §6 (с. 43-51)

РТ: §2 (с. 28-32)

П. 6 Т.с 29 № 4,5

2.2

Кодирование информации. комбинированный урок

1

Кодирование.

Звуковое кодирование (звуки речи, звуковые сигналы).

Письменное кодирование (рисунки, буквы, цифры, ноты, дорожные знаки и др.)

Письменность, азбука.

Кодировать информацию различными способами.

Вводить заглавные буквы.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §7 (с. 52-61)

РТ: §2 (с. 33-37)

Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер»

П. 7 Т.с. 33-35 № 1,5

2.3

Способы кодирования.

комбинированный урок

1

Декодирование. Кодировочная таблица.

Кодировать и декодировать информацию различными способами.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §7 (с. 52-61)

РТ: §2 (с. 33-37)

П. 7 Т.с. 34-35 № 6(а), 7,8

2.4

Письменные источники информации.

комбинированный урок

1

Книги, записки, письма, телеграммы, открытки, дневники и др. – источники письменной информации.

Береста, пергамент, папирус, бумага. Электронные книги.

Запись на дисках.

Пользоваться письменными источниками информации.

Вводить заглавные и строчные буквы.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §8 (с. 62-68)

РТ: §2 (с. 38-41)

Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер»

П. 8 Т.с. 39 № 4,5,6,8

2.5

Языки людей и языки программирования.

комбинированный урок

1

Естественные и искусственные языки. Языки программирования (формальные)

Данные.

Научится использовать клавиатуру для ввода текста.

Познакомится с естественными и искусственными языками,  языками программирования (формальными)

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §9 (с. 69-75)

РТ: §2 (с. 42-45)

П. 9 Т.с. 43 № 3,4,5

2.6

Повторение по теме «Кодирование информации»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Кодировать информацию различными способами. Пользоваться письменными источниками информации

Работать с экранными объектами с помощью мыши.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: с. 76-77)

РТ: §2 (с. 47-49)

Повторить п. 7-9 Р.с. 47-48 № 1,3,4

2.7

Контрольная работа  по теме «Кодирование информации»

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

1

тематический

КР

тест

Образовательные ресурсы:

КТ: с. 9-14

Повторить п. 7-9

Глава 3: «Информация и данные»   Всего часов 8

3.1

Текстовые данные.

комбинированный урок

1

Текст, текстовые данные. Текстовая (знаковая) информация.

Текстовый редактор

Создавать текст в рабочей тетради.

Создавать текст с помощью компьютера.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §10 (с. 3-12).

РТ: с. 3-6

ЦОР:

Плакат: «Подготовка текстовых документов»

П. 10 Т. (2)с. 4-5 № 4,7

3.2

Графические данные.

комбинированный урок

1

Графические данные. Рисунок, фотография, картина, схема, диаграмма. Графическая (образная, наглядная) информация.

Отличать текстовые данные  от графических, сравнивать их между собой.

Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §11 (с. 13-18).

РТ. с. 7-10

П. 11 Т. (2) с. 8-9 № 4,6

3.3

Числовые данные.

комбинированный урок

1

Инструменты для счета. Числовая информация. Числовые данные. Количество предметов, порядковый номер предмета.

Различать информацию о количестве предметов и о порядке предметов

Работать с различными числовыми данными: дата, время, номер телефона, цена, почтовый индекс, штрих-код, расстояние, школьная оценка и тд.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §12 (с. 19-25).

РТ: с.12-15

П. 12 Т. (2) с. 13-14 № 4,8,9

3.4

Десятичное кодирование.

комбинированный урок

1

Десятичное кодирование. Десятичное число.

Понимать и использовать правила десятичного кодирования.

Познакомиться с позиционными системами счисления.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §13 (с. 26-33).

РТ: с.17-22

П. 13 Т. (2) с. 19 № 7

3.5

Двоичное кодирование.

комбинированный урок

1

Двоичное кодирование.

Понимать и использовать правила двоичного кодирования.

Кодировать информацию с помощью нулей и единиц.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §14 (с. 34-41).

РТ: с.23-28

П. 14 Т. (2) с. 24-27 № 3,9

3.6

Числовые данные.

комбинированный урок

1

Числовая информация. Числовые данные.

Отличать  числовые данные и числовую информацию.

Сравнивать между собой текстовые, графические и числовые данные.

текущий

Устный опрос УО

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §15 (с. 42-48).

РТ: с. 30-34

П. 15 Т. (2) с. 32-33 № 5,8

3.7

Повторение по теме «Информация и данные»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Правильно называть текстовые, числовые и графические данные.

Работать в тетради и на компьютере с текстовыми, числовыми и графическими данные.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: РТ. с. 35-39

Повторить п 10-15 Т (2) с. 37-38 № 4,7,8

3.8

Контрольная работа  по теме «Информация и данные»

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

1

тематический

КР

тест

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: КТ с. 15-20

Повторить п 10-15

Глава 3: «Документ и способы его создания»   Всего часов 12

4.1

Документ и его создание.

комбинированный урок

1

Документ. Письменный документ.

Использовать различные документы для получения информации.

Работать с бумажными и электронными  документами для получения информации.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §16 (с. 52-61). РТ: 41-43

П. 16 Т. (2) с. 42-43 № 3,4,5

4.2

Электронный документ и файл.

комбинированный урок

1

Электронный документ. Файл. ЭВМ. Память компьютера. Программа.

Описывать достоинства и недостатки электронных документов с точки зрения их хранения и передачи.

Называть имя файла и расширение.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §17 (с. 62-68). РТ: с. 45-48

П. 17 Т. (2) с. 45-47 № 2,4,8

4.3

Поиск документа.

комбинированный урок

1

Поиск информации. Поиск документа.

Архив. Библиотека. Интернет. Окно поиска. Ключевое слово.

Искать нужный документ в архиве, библиотеке и тд.

Искать информацию  в Интернете по ключевым словам.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §18 (с. 69-76). РТ: с.49-53

П. 18 Т. (2) с. 49-51 № 1,4,5

4.4

Создание текстового  документа.

комбинированный урок

1

Текстовый редактор.

Оформление текста (начертание букв, цвет, выравнивание).

Создавать электронный текстовый документ с помощью текстового редактора.

Освоить приемы работы с текстом.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §19 (с. 77-84). РТ: с.54-57

П. 19 Т. (2) с. 54-55 № 3,4

4.5

Создание

текстового

документа.

комбинированный урок

1

Графический редактор.

Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора.

Создавать электронный графический документ разными способами.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §19 (с. 77-84). РТ. с. 62-64

П. 19 Т. (2) с. 55-56 № 5,6

4.6

Создание графического документа.

комбинированный урок

1

Графический редактор.

Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора.

Создавать электронный графический документ разными способами.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §20 (с. 85-94). РТ: с.58-60

П. 20 Т. (2) с. 58-59 № 1,2,3

4.7

Создание графического документа.

комбинированный урок

1

Графический редактор.

Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора.

Создавать электронный графический документ разными способами.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §20 (с. 85-94). РТ: с.58-60

П. 20 Т. (2) с. 59-60 № 4,5

4.8

Повторение по теме «Документ и способы его создания».

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Приводить примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

Искать нужный документ в Интернете.

текущий

Устный опрос УО

СР

Образовательные ресурсы:

Материалы учебника: §16-20

Повторить  п. 16-20 Т (2) с. 63 № 4

4.9

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания».

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

1

тематический

КР

тест

КТ. С.21-24

Повторить  п. 16-20

4.10

Обобщенный урок по пройденным темам

1

Текст, текстовая информация

Работа с графическим редактором

проект

презентация

4.11

Резервный урок

1

4.12

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...