Рабочая программа 2 кл
рабочая программа по информатике и икт на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»
«Рассмотрено»
Протокол № ___ | «Согласовано» | «Утверждаю» _________Шнайдер И.Д. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 2 класса
Количество часов 34 часа
Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна
Рабочая программа составлена на основе Программы для начальной школы
2 – 4 классов (автор-составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2016 — 2017
учебный год
г. Горно-Алтайск
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012г (действующая редакция 2016года)
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373, внесены изменения (приказ от 28.11.2010г № 1241)
- На основе авторской программы Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
1. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов
2. Знакомство с основными понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Важнейшая цель обучения информатики – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
В ходе обучения с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решают следующие задачи:
- Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, теста, рисунка, таблицы);
- Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека, освоить методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, научиться решать поставленные задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, а так же развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Общая характеристика учебного предмета
Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Предмет «Информатика» обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
В содержательном плане данный предмет создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».
Содержание предмета строилось на основе трёх основных идей:
1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Виды информации. Человек и компьютер
Человек и информация. Виды информации в зависимости от органов восприятия. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Язык людей и языки программирования.
Информация и данные
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные
Данные и компьютер
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
В состав УМК для второго класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для второго класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
Во 2 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 10 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:
ü представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:
в виде текста, рисунков, чисел;
ü выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
ü работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
ü производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
ü осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
ü использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
ü создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
ü находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
ü управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_kl_matveeva_2016-_2017_uch_god.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» Протокол № ___ | «Согласовано» | «Утверждаю» _________Шнайдер И.Д. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 2 класса
Количество часов 34 часа
Учитель Шалтагачева Аяна Георгиевна
Рабочая программа составлена на основе Программы для начальной школы
2 – 4 классов (автор-составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2016 — 2017
учебный год
г. Горно-Алтайск
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012г (действующая редакция 2016года)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373, внесены изменения (приказ от 28.11.2010г № 1241)
- На основе авторской программы Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Существуют разные подходы к обучению младших школьников информатике, но, как правило, это либо начальная компьютерная грамотность, либо просто курсы, развивающие мышление школьника. И то, и другое — хорошие и полезные вещи, но... На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной, речи как способа общения. Общение — это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством, поэтому компьютер часто называют инструментом для обработки информации.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
- Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов
- Знакомство с основными понятиями информатики.
- Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
- Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Важнейшая цель обучения информатики – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
В ходе обучения с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решают следующие задачи:
- Развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- Формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, теста, рисунка, таблицы);
- Формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека, освоить методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, научиться решать поставленные задачи с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, а так же развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Общая характеристика учебного предмета
Программа конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам предмета и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Предмет «Информатика» обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
В содержательном плане данный предмет создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимумом содержания образовательной области «Информатика».
Содержание предмета строилось на основе трёх основных идей:
- Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
- Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
- Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д.,
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Виды информации. Человек и компьютер
Человек и информация. Виды информации в зависимости от органов восприятия. Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Язык людей и языки программирования.
Информация и данные
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные
Данные и компьютер
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
В состав УМК для второго класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для второго класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
Во 2 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 10 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:
- представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:
в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
- работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
- производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
- использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ООП НОО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики изучается со 2-4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Во втором классе на изучение информатики отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ- компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры:
- содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражѐнные в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приѐмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приѐмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приѐма и передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
1) владение базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
- использование имѐн для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Содержание учебного предмета
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается её роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия её человеком, вводится понятия источники и приемники информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Виды информации, человек и компьютер (8 часов).
Человек и информация. Техника безопасности и организация рабочего места
Виды информации по способу восприятия
Источники информации
Приемники информации
Компьютер – инструмент для работы с информацией
Компьютер и его части
Кодирование информации (8 часов)
Носители информации
Кодирование информации
Способы кодирования
Письменные источники информации
Языки людей и языки программирования
Информация и данные (7 часов)
Текстовые данные
Числовые данные
Десятичное кодирование
Двоичное кодирование
Числовые данные
Документы и способы его создания (9 часов)
Электронный документ и файл
Поиск документа
Создание текстового документа
Создание графического документа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Виды информации, человек и компьютер | -Опыт организации своей деятельности -Приобретение опыт сотрудничества -Наблюдение за объектами окружающего мира, устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией -Получать опыт организации, планирования своей деятельности -Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера |
Кодирование информации | - Научится работать с носителями информации. - Кодирование и декодирование информации различными способами. -Пользоваться письменными источниками информации -Познакомится с естественными и искусственными языками, языками программирования (формальными) |
Информация и данные | - Создавать текст с помощью компьютера - Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот - Работать с различными числовыми данными - Познакомиться с позиционными системами счисления - Кодировать информацию с помощью нулей и единиц - Сравнивать между собой текстовые, графические и числовые данные |
Документы и способы его создания | - Работать с бумажными и электронными документами - Называть имя файла и расширение - Искать информацию в Интернете по ключевым словам - Освоить приемы работы с текстом - Создавать электронный графический документ - Достаточно полно и точно выражать свои мысли |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Виды информации, человек и компьютер | 8 | 7 | 1 |
2 | Кодирование информации | 8 | 7 | 1 |
3 | Информация и данные | 7 | 6 | 1 |
4 | Данные и компьютер | 9 | 8 | 1 |
5 | Закрепление (резерв) | 2 | 2 | - |
Всего | 34 | 30 | 4 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебная литература
- Учебник «Информатика» 2 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Учебно-методическая литература для учителя:
- Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
- Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс(http://school-collection.edu.ru)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 2 класс ( http://school-collection.edu.ru/ )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)
ЭОР на CD – диске к методическому пособию для учителя 2 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/ )
3.Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер (лазерный)
- Устройства вывода звуковой информации (колонки)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
Программные средства
1. Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
4.Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
- Печатные пособия
Плакаты:
- Виды информации по способу восприятия человеком.
- Виды информации по способу представления.
- Виды информации по форме организации.
- Действия с информацией (представление).
- Действия с информацией (хранение).
- Действия с информацией (преобразование информации).
- Схема обмена информацией.
- Схема передачи информации.
- Понятие объекта.
- Понятие модели.
- Схема управления.
- Компьютер.
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
1 | Глава 1: «Виды информации. Человек и компьютер» Всего часов 7 | |||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
1.1 | Человек и информация. Техника безопасности и организация рабочего места. урок ознакомления с новым материалом | 1 | Информация, виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Техника безопасности и организация рабочего места. | Анализировать сигналы в зависимости от органа восприятия. Организовывать свое рабочее место. | Применять правила техники безопасности и организации рабочего места. Получит опыт организации своей деятельности. Приобретет опыт сотрудничества. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §1 (с. 3-12) РТ : §1 (с. 3-5) ЦОР: Плакат: «Техника безопасности» Презентации: «Техника безопасности», Презентация «Человек и информация» «Органы чувств» | П. 1. Т с. 4 № 4,5 | |
1.2 | Какая бывает информация | 1 | Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, осязательная (тактильная), обонятельная. | Определять и называть вид информации по способу восприятия ее человеком. | Наблюдать за объектами окружающего мира, устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §2 (с. 13-20) РТ: §2 (с. 6-10) ЦОР: Плакаты: «Виды информации по способу восприятия человеком» Презентация: «Виды информации» | П. 2 Т. С. 6-10 № 1,3,4,8,9 | |
1.3 | Источники информации комбинированный урок | 1 | Источники и сигналы информации. Устройство мышки. Работа мышкой. | Анализировать предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств, определять и называть источники информации различных видов. Научится перетаскивать экранные объекты. | Наблюдать за объектами окружающего мира. Выявлять отдельные признаки объектов. Устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с информацией. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §3 (с. 21-27) РТ: §3 (с. 12-16) ЦОР: Плакат «Источники информации» Презентация «Источники информации» | П. 3 Т. С. 13-16 № 2,7,8 | |
1.4 | Приемники информации. комбинированный урок | 1 | Приемники информации. Устройство мышки. Работа мышкой. | Определять и называть приемники информации, устанавливать связь между источником и приемником информации. | Получит возможность научиться работать правой кнопкой мыши. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §4 (с. 28-34) РТ: §4 (с. 17-20) ЦОР: Плакаты: «Приемники информации» Презентация: «Приемники информации» | П 4 Р. С. 18-19, № 3,4 | |
1.5 | Компьютер и его части. комбинированный урок | 1 | Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера. Процессор Память Клавиатура, расположение пальцев на клавиатуре, группы клавиш. | Использовать компьютер для работы с информацией. | Выполнять команду «двойной щелчок» мышкой. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: § 5 (с.35-40) РТ: § 5 (с.21-24) ЦОР: Плакаты: «Устройства компьютера» Презентация «Устройства компьютера» Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер» | П. 5 Р.с. 23 № 4,5 | |
1.6 | Повторение по теме « Виды информации. Человек и компьютер» Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Вводить буквы с помощью клавиатуры. | Получит опыт организации, планирования своей деятельности. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: с. 41-42 РТ: с. 25-27 Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер» | Повторить П. 1-5 Т.с 26 № 4,7 | ||
1.7 | Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | Находить ошибки в ходе выполнения упражнения и их исправлять. | тематический | КР тест | Образовательные ресурсы: КТ: с. 3-8 | Повторить П. 1-5 | |||
Глава 2: «Кодирование информации» Всего часов 7 | ||||||||||
2.1 | Носители информации комбинированный урок | 1 | Носитель информации. Камень, береста, папирус, пергамент, бумага, CD-диск, DVD-диск, флеш-память. | Работать с экранными объектами с помощью мыши. | Научиться работать с носителями информации. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §6 (с. 43-51) РТ: §2 (с. 28-32) | П. 6 Т.с 29 № 4,5 | |
2.2 | Кодирование информации. комбинированный урок | 1 | Кодирование. Звуковое кодирование (звуки речи, звуковые сигналы). Письменное кодирование (рисунки, буквы, цифры, ноты, дорожные знаки и др.) Письменность, азбука. | Кодировать информацию различными способами. | Вводить заглавные буквы. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §7 (с. 52-61) РТ: §2 (с. 33-37) Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер» | П. 7 Т.с. 33-35 № 1,5 | |
2.3 | Способы кодирования. комбинированный урок | 1 | Декодирование. Кодировочная таблица. | Кодировать и декодировать информацию различными способами. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §7 (с. 52-61) РТ: §2 (с. 33-37) | П. 7 Т.с. 34-35 № 6(а), 7,8 | ||
2.4 | Письменные источники информации. комбинированный урок | 1 | Книги, записки, письма, телеграммы, открытки, дневники и др. – источники письменной информации. Береста, пергамент, папирус, бумага. Электронные книги. Запись на дисках. | Пользоваться письменными источниками информации. | Вводить заглавные и строчные буквы. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §8 (с. 62-68) РТ: §2 (с. 38-41) Программное обеспечение: «Клавиатурный тренажер» | П. 8 Т.с. 39 № 4,5,6,8 | |
2.5 | Языки людей и языки программирования. комбинированный урок | 1 | Естественные и искусственные языки. Языки программирования (формальные) Данные. | Научится использовать клавиатуру для ввода текста. | Познакомится с естественными и искусственными языками, языками программирования (формальными) | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §9 (с. 69-75) РТ: §2 (с. 42-45) | П. 9 Т.с. 43 № 3,4,5 | |
2.6 | Повторение по теме «Кодирование информации» Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Кодировать информацию различными способами. Пользоваться письменными источниками информации | Работать с экранными объектами с помощью мыши. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: с. 76-77) РТ: §2 (с. 47-49) | Повторить п. 7-9 Р.с. 47-48 № 1,3,4 | ||
2.7 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | тематический | КР тест | Образовательные ресурсы: КТ: с. 9-14 | Повторить п. 7-9 | ||||
Глава 3: «Информация и данные» Всего часов 8 | ||||||||||
3.1 | Текстовые данные. комбинированный урок | 1 | Текст, текстовые данные. Текстовая (знаковая) информация. Текстовый редактор | Создавать текст в рабочей тетради. | Создавать текст с помощью компьютера. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §10 (с. 3-12). РТ: с. 3-6 ЦОР: Плакат: «Подготовка текстовых документов» | П. 10 Т. (2)с. 4-5 № 4,7 | |
3.2 | Графические данные. комбинированный урок | 1 | Графические данные. Рисунок, фотография, картина, схема, диаграмма. Графическая (образная, наглядная) информация. | Отличать текстовые данные от графических, сравнивать их между собой. | Преобразовывать графическую информацию в текстовую и наоборот. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §11 (с. 13-18). РТ. с. 7-10 | П. 11 Т. (2) с. 8-9 № 4,6 | |
3.3 | Числовые данные. комбинированный урок | 1 | Инструменты для счета. Числовая информация. Числовые данные. Количество предметов, порядковый номер предмета. | Различать информацию о количестве предметов и о порядке предметов | Работать с различными числовыми данными: дата, время, номер телефона, цена, почтовый индекс, штрих-код, расстояние, школьная оценка и тд. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §12 (с. 19-25). РТ: с.12-15 | П. 12 Т. (2) с. 13-14 № 4,8,9 | |
3.4 | Десятичное кодирование. комбинированный урок | 1 | Десятичное кодирование. Десятичное число. | Понимать и использовать правила десятичного кодирования. | Познакомиться с позиционными системами счисления. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §13 (с. 26-33). РТ: с.17-22 | П. 13 Т. (2) с. 19 № 7 | |
3.5 | Двоичное кодирование. комбинированный урок | 1 | Двоичное кодирование. | Понимать и использовать правила двоичного кодирования. | Кодировать информацию с помощью нулей и единиц. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §14 (с. 34-41). РТ: с.23-28 | П. 14 Т. (2) с. 24-27 № 3,9 | |
3.6 | Числовые данные. комбинированный урок | 1 | Числовая информация. Числовые данные. | Отличать числовые данные и числовую информацию. | Сравнивать между собой текстовые, графические и числовые данные. | текущий | Устный опрос УО | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §15 (с. 42-48). РТ: с. 30-34 | П. 15 Т. (2) с. 32-33 № 5,8 | |
3.7 | Повторение по теме «Информация и данные» Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Правильно называть текстовые, числовые и графические данные. | Работать в тетради и на компьютере с текстовыми, числовыми и графическими данные. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: РТ. с. 35-39 | Повторить п 10-15 Т (2) с. 37-38 № 4,7,8 | ||
3.8 | Контрольная работа по теме «Информация и данные» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | тематический | КР тест | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: КТ с. 15-20 | Повторить п 10-15 | ||||
Глава 3: «Документ и способы его создания» Всего часов 12 | ||||||||||
4.1 | Документ и его создание. комбинированный урок | 1 | Документ. Письменный документ. | Использовать различные документы для получения информации. | Работать с бумажными и электронными документами для получения информации. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §16 (с. 52-61). РТ: 41-43 | П. 16 Т. (2) с. 42-43 № 3,4,5 | |
4.2 | Электронный документ и файл. комбинированный урок | 1 | Электронный документ. Файл. ЭВМ. Память компьютера. Программа. | Описывать достоинства и недостатки электронных документов с точки зрения их хранения и передачи. | Называть имя файла и расширение. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §17 (с. 62-68). РТ: с. 45-48 | П. 17 Т. (2) с. 45-47 № 2,4,8 | |
4.3 | Поиск документа. комбинированный урок | 1 | Поиск информации. Поиск документа. Архив. Библиотека. Интернет. Окно поиска. Ключевое слово. | Искать нужный документ в архиве, библиотеке и тд. | Искать информацию в Интернете по ключевым словам. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §18 (с. 69-76). РТ: с.49-53 | П. 18 Т. (2) с. 49-51 № 1,4,5 | |
4.4 | Создание текстового документа. комбинированный урок | 1 | Текстовый редактор. Оформление текста (начертание букв, цвет, выравнивание). | Создавать электронный текстовый документ с помощью текстового редактора. | Освоить приемы работы с текстом. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §19 (с. 77-84). РТ: с.54-57 | П. 19 Т. (2) с. 54-55 № 3,4 | |
4.5 | Создание текстового документа. комбинированный урок | 1 | Графический редактор. | Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора. | Создавать электронный графический документ разными способами. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §19 (с. 77-84). РТ. с. 62-64 | П. 19 Т. (2) с. 55-56 № 5,6 | |
4.6 | Создание графического документа. комбинированный урок | 1 | Графический редактор. | Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора. | Создавать электронный графический документ разными способами. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §20 (с. 85-94). РТ: с.58-60 | П. 20 Т. (2) с. 58-59 № 1,2,3 | |
4.7 | Создание графического документа. комбинированный урок | 1 | Графический редактор. | Создавать электронный графический документ с помощью графического редактора. | Создавать электронный графический документ разными способами. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §20 (с. 85-94). РТ: с.58-60 | П. 20 Т. (2) с. 59-60 № 4,5 | |
4.8 | Повторение по теме «Документ и способы его создания». Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Приводить примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. | Искать нужный документ в Интернете. | текущий | Устный опрос УО СР | Образовательные ресурсы: Материалы учебника: §16-20 | Повторить п. 16-20 Т (2) с. 63 № 4 | ||
4.9 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | 1 | тематический | КР тест | КТ. С.21-24 | Повторить п. 16-20 | ||||
4.10 | Обобщенный урок по пройденным темам | 1 | Текст, текстовая информация | Работа с графическим редактором | проект | презентация | ||||
4.11 | Резервный урок | 1 | ||||||||
4.12 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...