Рабочая программа по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 »
Воскресенского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом от 31.08.2016 № 217 |
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Информатика»
для 10 класса
(Базовый уровень)
Составитель
Соловьева Ирина Михайловна,
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Образовательной программы среднего общего образования МОУ «СОШ № 5» Воскресенского муниципального района Московской области
- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов
- Программы курса «Информатика» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), опубликованной в «Программы и планирование. Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.;
- Учебного плана МОУ «СОШ № 5» на 2016-2017 учебный год;
- наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Данный учебный предмет относится к обязательной части учебного плана школы.
Программа предусматривает изучение информатики на базовом уровне
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» за 10 класс
Учащиеся должны знать:
- объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
- различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
- знать единицы измерения, связанные с информацией;
- понятие «кодирование» – «декодирование», «шифрование» - «дешифрование»;
- определение бита с алфавитной т.з. и с позиции содержания сообщения;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- назначение и функции операционных систем;
- способы кодирования текста, изображения, звука в компьютере;
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума;
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
- этапы истории развития ЭВМ;
- что такое неймановская архитектура ЭВМ;
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
- архитектуру персонального компьютера;
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров;
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- общую структуру деятельности по созданию компьютерных программ;
- основные типы данных и правила их описания, основные операторы, структуру программы языка Паскаль;
- правила записи и вычисления арифметических и логических выражений;
- правила описания и использования процедур и функций;
- правила ввода-вывода и организации работы с массивом;
- правила организации работы с символьными строковыми переменными.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- вычислять количество информации в сообщении, используя вероятностный и алфавитный подходы;
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи;
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;
- составлять простейшие программы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмы, с основными типами переменных языка Паскаль;
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам;
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.;
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Учащиеся должны использовать в своей практической деятельности:
- средства информационных технологий и моделирования для решения учебных и внеучебных задач;
- современные программные и аппаратные средства коммуникаций для личного и коллективного общения;
- знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики, для успешной адаптации в формирующемся информационном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(Используется ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ)
10 класс (34 часа)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики. | 1 ч. | 1 | |
ИНФОРМАЦИЯ | 10 ч. | ||
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 2 | 1 | 1 (№1.1) |
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№1.2) |
4. Представление чисел в компьютере (§5) | 2 | 1 | 1 (№1.3) |
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | 3 | 1,5 | 1,5 (№1.4, 1.5) |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | 5 ч. | ||
6. Хранение и передача информации (§7, 8) | 1 | 1 | |
7. Обработка информации и алгоритмы (§9) | 1 | Сам | 1 (Работа 2.1.) |
8. Автоматическая обработка (§10) информации | 2 | 1 | 1 (Работа 2.2.) |
9. Информационные процессы в компьютере (§11) | 1 | 1 | |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.4. настройка BIOS | ||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | 18 ч. | ||
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) | 1 | 1 | |
11. Программирование линейных алгоритмов (§15-17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1.) |
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2., 3.3) алгоритмов |
13. Программирование циклов (§21, 22) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.4.) |
14. Подпрограммы (§23) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.5.) |
15. Работа с массивами (§24, 26) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.6. , 3.7) |
16. Работа с символьной информацией (§27, 28) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.8.) |
Всего: | 34 часа |
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
Тема 6. Хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
Тема 8. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 9. Информационные процессы в компьютере
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
- основные принципы структурного программирования
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале
- операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- условный оператор IF
- оператор выбора select case
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления
Тема 13. Программирование циклов
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- порядок выполнения вложенных циклов
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
- программировать итерационные циклы
- программировать вложенные циклы
Тема 14. Подпрограммы
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
- правила описания и использования подпрограмм-функций
- правила описания и использования подпрограмм-процедур
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
- описывать функции и процедуры на Паскале
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам
Тема 15. Работа с массивами
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале
- правила организации ввода и вывода значений массива
- правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.
Тема 16. Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/ Нерусова И.В.. / «______» ______________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО (РМО) протокол № ___ от «___» ________ 2016 г. Руководитель РМО _____________ / Шувалова С.Ю. / |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
для 10 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение. Структура информатики. | 01.09 – 07.09 | |||
Информация (10 час.) | ||||
Понятие информации. Представление информации | 08.09 – 14.09 | |||
Шифрование данных (работа 1.1) | 15.09 – 21.09 | |||
Измерение информации. Алфавитный подход | 22.09 – 28.09 | |||
Содержательный подход к измерению информации. | 29.09 – 05.10 | |||
Измерение информации (работа 1.2) | 06.10 – 10.10 | |||
Представление чисел в компьютере | 17.10 – 22.10 | |||
Представление чисел (работа 1.3) | 24.10 – 29.10 | |||
Представление текста, изображения и звука в компьютере | 31.10 – 05.11 | |||
Представление текста в компьютере (работа 1.4) | 07.11 – 12.11 | |||
Представление изображения и звука (работа 1.5) | 14.11 – 21.11 | |||
Информационные процессы ( 5 час.) | ||||
Хранение информации | 28.11 – 03.12 | |||
Передача информации | 05.12 – 10.12 | |||
Обработка информации и алгоритмы (работа 2.1) | 12.12 – 17.12 | |||
Автоматическая обработка информации (работа2.2) | 19.12 – 24.12 | |||
Информационные процессы в компьютере | 26.12 – 30.12 | |||
Программирование (18 час.) | ||||
Алгоритмы, структуры алгоритмов | 09.01 – 14.01 | |||
Элементы языка Паскаль и типы данных | 16.01 – 21.01 | |||
Программирование линейных алгоритмов (работа 3.1) | 23.01 – 28.01 | |||
Логические величины и выражения | 30.01 -04.02 | |||
Программирование логических выражений (работа 3.2) | 06.02 – 11.02 | |||
Программирование ветвящихся алгоритмов (работа 3.3) | 13.02 – 20.02 | |||
Программирование циклов | 27.02 – 04.03 | |||
Вложенные и итерационные циклы | 06.03 – 11.03 | |||
Программирование циклических алгоритмов (работа 3.4) | 13.03 – 18.03 | |||
Подпрограммы | 20.03 – 25.03 | |||
Программирование с использованием подпрограмм (работа 3.5) | 27.03 – 01.04 | |||
Массивы | 03.04 – 10.04 | |||
Организация вода и вывода данных с использование файлов | 17.04 – 22.04 | |||
Программирование обработки одномерных массивов (работа 3.6) | 24.04 – 29.04 | |||
Программирование обработки двумерных массивов (работа 3.7) | 01.05 – 06.05 | |||
Символьный тип данных | 08.05 – 13.05 | |||
Программирование строк символов (работа 3.8) | 15.05 – 20.05 | |||
Комбинированный тип данных | 22.05 – 25.05 | |||
Итого | часов | в том числе: | ||
уроков повторения | контрольных работ | практических работ | ||
по программе | 34 | 15 | ||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/И.В.Нерусова./ «______» ______________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № ___ от «___» ________ 2016 г. Руководитель РМО _____________ /Шувалова С. Ю./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...