Рабочая программа по информатике для 7 класса.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена соответственно требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Л.Н.Миронова
Рассмотрено и обсуждено на заседании ШМО учителей предметов математического цикла протокол № 1 от «___» августа 2015 г. Руководитель ШМО _______ | Согласовано: заместитель директора школы по УВР ______/О.В.Корунова/ «___» августа 2015 г. | Утверждаю: Директор школы ________ Н.А.Фомина Приказ № ____О/Д от «___» августа 2015 г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТдля 7 класса
учителя информатики и ИКТ
Тихоновой Евгении Леонидовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___от
«___ »__________ 2014г.
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
- Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
- Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2008)
Входящее в РП календарно-тематическое планирование представляет вариант структурированного учебного процесса, предназначенного для реализации программы курса информатики, рассчитанного на 1 ч. в неделю. Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников основной школы.
Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.
Программа по информатике и ИКТ для 7 класса рассчитана на 35часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
– контрольных работ –4;
– практических работ (10-15 мин) – 12.
Место курса в решении общих целей и задач обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VIIклассов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Содержание курса информатики и ИКТ для VII класса
Общее число часов – 35 ч.
1. Объекты и их имена (6 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (9 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
VII класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:
- методического пособия для учителя под редакцией Босовой;
- рабочей тетради для ученика;
- текстового процессора Word;
- табличный процессор;
- графических редакторов: Paint, Crauola;
- пакета презентационной графики PowerPoint;
- методических разработок автора программы (metodist.lbz.ru/ avt_masterskaya_BosovaLL.html)
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Объекты и системы. | 6 | 1 | |
Информационное моделирование. | 20 | 2 | |
Алгоритмика. | 9 | 1 | |
Итого | 35 | 4 |
Тематическое (поурочное) планирование
№ | Кол-во час | Тема | Задачи урока | Виды деятельности | Дата | |
1 1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | Обеспечить усвоение техники безопасности и санитарных норм при работе за ПК. Обобщить представления об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах операционной системы Windows Обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы. | Объяснение нового материала | |||
1 1 | Состав объектов. Системы объектов. | Закрепить представления об отношениях объектов; повторить основные приёмы создания текстовых объектов. Обобщить представления о системах объектов; освоить новые приёмы создания текстовых объектов. | Объяснение нового материала | |||
1 1 | Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. | Углубить представления о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды; освоить новые приёмы создания текстовых объектов. Закрепить представления о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе. Проверить знания по теме «Объекты и системы». | Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. | Обобщить сведения по теме «Объекты и системы»; сформировать представления учащихся о моделях и моделировании. Уточнить представления учащихся об информационных моделях; повторить прием работы со средствами векторной графики текстового процессора Word. | Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Словесные информационные модели. Словесные информационные модели. | Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях | Комбинированный урок | |||
1 1 | Математические модели. Контрольная работа №2 по теме: «Информационное моделирование». | Проверить степень сформированности умений и навыков. | ||||
1 1 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц. | Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Логические задачи. Табличное решение логических задач. | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц. | Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Вычислительные таблицы. Вычислительные таблицы. | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах. | Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Знакомство с электронными таблицами. Работа с электронными таблицами. | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах. | Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Визуализация многорядных данных. | Сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц. Сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц. Расширить представления учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц. | Объяснение нового материала | |||
1 1 | Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. | Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем. Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы, развить умения построения схем Сформировать у учащихся представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы. | Объяснение нового материала | |||
1 1 | Контрольная работа №3 по теме: «Информационное моделирование». Работа над ошибками | Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Информационное моделирование». | Урок контроля и проверки знаний | |||
1 1 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнители алгоритмов. | Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов. | Объяснение нового материала | |||
1 1 | Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником | Научить использовать при описании алгоритмов исполнителя Чертежник. Научить использовать вспомогательные алгоритмы. Развивать представления учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки. | Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика | Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. Отработать общие действия, выполняемые исполнителем алгоритмов. | Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков | |||
1 1 1 | Контрольная работа №4 по теме: «Алгоритмика». Итоговый проект. Защита проектов. | Проверить степень сформированности умений и навыков. Сравнить и обсудить с учащимися первоначальной идеи и окончательного варианта проекта. Обучить защите проектов. | Урок проверки навыков умений, сформированных по теме. |
Литература и средства обучения.
Преподавание курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);
*Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
- мультимедийные ПК;
- локальная сеть;
- мультимедиапроектор;
- принтер;
- сканер;
Программные средства;
- операционная система Windows;
- пакт офисных приложений MicrosoftOffice;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор WinZip (Winrar).
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/25/picture-1883-1711391210.jpg)
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-73531-1488922731.jpg)
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-563754-1421251193.jpg)
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...