Элективный курс "Информатика абитуриентам", 11 класс
элективный курс по информатике и икт (11 класс)
Элективный курс «Информатика абитуриентам» предназначен для учащихся 11-х классов.
Цель курса: подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике.
Задачи курса:
· формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по информатике;
· формирование навыков и умений использовать при решении задач информатики основ дополнительных разделов математики, касающихся непосредственно науки информатики;
· помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ;
· отработка навыков работы с тестами;
· формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с информатикой и ее приложениями.
Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_informatika-abiturientu.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от 29.08.2017г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 30.08.2017г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от «31» 08.2017г №143 |
Рабочая программа
по элективному курсу:
«Информатика - абитуриенту »
11 класс
Учитель: Булатова Т.Н.
Квалификационная категория: первая
2017/2018 учебный год
Классы 11
Количество часов: всего 34, в неделю 1 раз
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по информатике и составлена на основе модифицированной программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»
Литература:
Для учителя:
- Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.: Образование и Информатика, 2003.
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ – Петербург, 2002.
- Семакин И.Г. Информатика. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.
- Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Самылкина Н.Н. и др. Материалы для подготовки к экзамену по информатике. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Кузнецов А.А. и др. Информатика. Тестовые задания. Методическое пособие. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
Для учащихся:
- Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
- Шестаков А.П. и др. Ответы на экзаменационные вопросы по информатике для профильной школы. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
- Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Учебное пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
- логические константы, переменные и функции;
- граф, ребро, вершины, дерево, степень вершины, графы переходов.
- владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
- логические выражения, операции;
- основные элементы и теоремы математической логики;
- базовые алгоритмические конструкции и запись их на языке Паскаль;
- структура программы на Паскаль;
- основные элементы алгоритмизации и программирования;
должны уметь:
- использовать графы для описания отношений между объектами;
- применять при решении задач на моделирование элементы графа;
- строить таблицу истинности по заданному выражению и по таблице истинности строить логическое выражение;
- строить и преобразовывать логические выражения, должны владеть понятиями элементарного высказывания значений TRUE, False, знать , что такое инверсия(логическое НЕ, отрицание), конъюнкция (логическое И или умножение), дизъюнкция (логическое ИЛИ, логическое сложение), импликация (следование), таблицы истинности, порядок логических действий, вычисление простых логических выражений, простейшие законы логики, представлять приложение законов логики как в повседневной жизни, так и в информатике;
- уметь записывать простое и сложное высказывания на языке логической алгебры;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи.
- уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
- суммирование массива;
- проверка упорядоченности массива;
- слияние двух упорядоченных массивов;
- сортировка (например, вставками);
- поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов;
- поиск корня делением пополам;
- поиск наименьшего делителя целого числа;
- разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
- умножение двух многочленов.
- уметь находить ошибки в заданной программе или преобразовать программу по измененному условию.
Содержание курса.
Содержание курса рассчитано на изучение материала в течение 34 часов и включает в себя два больших раздела: «Информация и информационные процессы и системы», «Информационные и коммуникационные технологии».
Раздел 1. Информация и информационные процессы и системы.
Цели изучения раздела:
- выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации, более широкий взгляд на те явления, которые описываются термином «информация»;
- сформировать умения: дискретизировать аналоговые сигналы, определять вид и свойства информации;
- измерять информацию, определять информационную емкость носителей информации, выражать информационный объем в различных единицах измерениях;
- кодировать и декодировать информационные сообщения; определять правила обработки информации;
- выделять объекты, участвующие в процессе передачи информации;
- составлять алгоритмы поиска информации;
- отработать понятия «носитель информации», «сигнал как носитель информации», «дискретный сигнал», «аналоговый сигнал»;
- развить у учащихся понимание роли и значения информации в жизнедеятельности отдельного человека и всего общества;
- закрепить знание учащимися свойств информации;
- продемонстрировать учащимся, что каждый язык имеет свое назначение;
- отработать понятия «код», «длина кода», «код переменной длины», «код постоянной длины», «количество знаков в алфавите»;
- отработать формулу определения длины кода;
- отработать формулу определения количества разных элементов, закодированных кодом постоянной длины в заданном алфавите;
- продемонстрировать учащимся взаимосвязь подходов к определению понятия «информация» и ее измерению;
- сформировать у учащихся навыки измерения информации в соответствии с техническим подходом;
- отработать измерение информации на основе вероятностного подхода (формула Хартли, формула Шеннона);
- научить учащихся оценивать примерный объем, занимаемый текстом на носителях информации;
- учащиеся должны освоить перевод из одних единиц измерения в другие;
- учащиеся должны уметь различать понятия «информационный объем сообщения», «объем соответствующего файла».
- добиться понимания учащимися понятий «основание системы счисления», «базис системы счисления», «разряд числа», «вес разряда»;
- раскрыть перед учащимися второй аспект понятия «основание системы счисления»;
- научить учащихся использовать формулу позиционного представления для перевода вещественных чисел из системы счисления с любым основанием в десятичную;
- продемонстрировать учащимся возможности программы Калькулятор (вид Инженерный или Научный) по работе в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- научить учащихся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;
- познакомить учащихся с представлением целых чисел в памяти компьютера;
- познакомить учащихся с представлением чисел в форме с плавающей запятой;
- продемонстрировать учащимся, что одно и то же содержимое ячеек памяти может быть декодировано по-разному;
- познакомить учащихся с правилами сложения с плавающей запятой;
- учащиеся должны научиться оценивать характеристики компьютерных каналов связи;
- проработать с учащимися схему процесса передачи информации;
- дать понятие «пропускная способность канала связи»;
- добиться понимания учащимися того, что выбор способа кодирования данных зависит от операций, которые над ними будут производиться;
- познакомить учащихся с таблицами кодировки.
Типы задач:
- Анализ объектов с точки зрения различных подходов к определению информации.
- Выделение носителей информации;
- Определение вида информации по способу восприятия и форме представления.
- Определение и описание свойств информации.
- Использование разных языков для кодирования информации.
- Кодирование и декодирование сообщений с использованием кодов постоянной и переменной длины. Вычисление минимальной длины кода.
- Измерение информации в соответствии с техническим и вероятностным подходами.
- Использование формул Хартли и Шеннона для вычисления количества информации.
- Установление соотношений между информационным объемом сообщения и местом, которое оно занимает на компьютерных носителях информации.
- Определение основания, базиса, алфавита системы счисления.
- Перевод чисел в десятичную систему счисления на основе формулы позиционного представления.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из десятичной системы счисления в иные системы по заданным алгоритмам.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из разных систем счисления в десятичную систему по заданным алгоритмам.
- Перевод чисел в кратных системах счисления по заданным алгоритмам.
- Арифметические действия над целыми числами в разных системах счисления.
- Арифметические вычисления в смешанных системах счисления.
- Представление целых и вещественных чисел по правилам хранения их в памяти компьютера.
- Нахождение сходства и различий в работе с информацией человека и компьютера.
- Выделение объектов, участвующих в процессе передачи информации, и определение их характеристик.
- Определение пропускной способности канала связи.
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии.
Цели изучения раздела:
- познакомить учащихся с методами дискретизации и оцифровки;
- добиться понимания учащимися того, что выбор метода двоичного кодирования зависит от тех операций, которые будут производиться над данными (поэтому, например, символы можно кодировать произвольным образом, а числа – только на основе позиционного принципа систем счисления);
- раскрыть содержание понятия «формат файла»; познакомить учащихся с методами определения объемов файлов, содержащих информацию разного вида.
- продемонстрировать учащимся, что компьютер преобразует в основном форму представления информации (синтаксический аспект), автоматизированное изменение содержания может осуществляться с помощью систем искусственного интеллекта.
- продемонстрировать учащимся, что каждая клавиша и некоторые комбинации клавиш имеют присущие только им коды (в соответствии с таблицей кодировки, поддерживаемой операционной системой).
- продемонстрировать учащимся, что отношение между горизонтальным и вертикальным разрешениями – величина, примерно одинаковая для всех стандартов, что обусловлено особенностями зрительного восприятия человека;
- уточнение понятий «размер экрана», «размер зерна экрана», «разрешение экрана», и установление взаимосвязи соответствующих характеристик и различных единиц измерения;
- обратить внимание учащихся на то, что характеристики изображения на дисплее зависят как от параметров видеокарты (видеоадаптера).
- учащиеся должны выявить соотношение, существующее между объемами памяти различных носителей информации;
- учащиеся должны приобрести опыт работы с программами-архиваторами;
- продемонстрировать учащимся возможности программ-архиваторов и особенности использования архивов различных типов;
- дать понятия учащимся «матричный способ представления (кодирования, отображения, печати, сканирования) изображения», «векторная графика», «модель цветообразования», «глубина цвета», «цветообразование», «глубина цвета»;
- проанализировать с учащимися соотношение «глубина цвета – режим хранения изображения».
- дать формулу определения пропускной способности для оценки возможностей компьютера;
- дать единицу измерения «бод»;
- научить оценивать время работы при передаче информации с помощью модемов.
Типы задач:
- Анализ факторов, влияющих на выбор метода кодирования.
- Определение кода символа по таблице кодировки; определение символа по его коду.
- Знакомство с растровым и векторным способами кодирования графических изображений.
- Знакомство с моделями цветопередачи и цветообразования.
- Определение информационного объема изображения при разной глубине цвета.
- Знакомство со способами организации файловой системы компьютера.
- Поиск файлов, задание шаблонов поиска.
- Выполнение типовых и нетиповых операций над файлами и каталогами.
- Знакомство с целями и средствами архивации данных.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Информация и информационные процессы и системы – 22 ч. | |||||
1. | Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. | 2 | Знания о методах измерения количества информации (А2) | ||
2. | Единицы измерения количества информации Числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации | 1 | Умение подсчитывать информационный объём сообщения (А3) | ||
3. | Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приёмников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче. | 2 | Умение кодировать и декодировать информацию (А13) | ||
4. | Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы. | 1 | Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы (А1) | ||
5. | Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи. | 1 | Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности (В5) | ||
6. | Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления. | 3 | Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера (А4), умения выполнять арифметические операции в основных системах счисления (А5), представление числовой информации в памяти компьютера (В1). | ||
7. | Алгебра логики. | 2 | Знание основных понятий и законов математической логики (А9). | ||
8. | Логические выражения и их преобразование. | 2 | Умение строить и преобразовывать логические выражения (А10, В2, В4) | ||
9. | Построение таблиц истинности логических выражений. | 1 | Умение строить таблицы истинности и логические схемы (А11). | ||
10. | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). | 2 | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) (А12). | ||
11. | Понятие графов. Основные определения. Дерево. Решение задач с использованием графов. | 1 | Умение решать задачи с использованием графов. | ||
12. | Алгоритмизация и программирование. | 4 | Формальное исполнение алгоритма (А14), умение исполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы или программы на алгоритмическом языке (А20, В6), знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции (А6), умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя (В3), использование переменных (А7). | ||
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии – 12ч. | |||||
13. | Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы). | 2 | Знания о файловой системе организации данных (А15). | ||
14. | Растровая и векторная графика. Графические объекты и операции над ними. | 2 | Знание технологии обработки графической информации (А17). | ||
15. | Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных. | 3 | Знание технологии обработки информации в электронных таблицах (А18). | ||
16. | Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций. | 1 | Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков (А19). | ||
17. | Структура базы данных. Табличное и картотечное представление баз данных. Сортировка и отбор записей. Использование различных способов формирования запросов к базам данных. | 3 | Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (А16). | ||
18. | Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Адресация в Интернете. Поиск информации в сети Интернет. | 1 | Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресация в сети (В7), умение осуществлять поиск информации в сети Интернет (В8). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
элективный курс 8 класс
Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...