Алгоритм и его свойства
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
конспект урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_i_ego_svoystva.doc | 101 КБ |
pril1.ppt | 987 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗЕНЗЕВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОЛЬХОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока по информатике
«Алгоритм и его свойства»
(для учащихся 9-го класса)
Авторы разработки:
Учитель информатики:
Каменнова Татьяна Александровна
с. Зензеватка 2012
Предметные результаты: | Метапредметные результаты: | Личностные результаты: |
Знать:
Уметь:
|
|
|
Тип урока: изучение нового материала
Основной метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, минигрупповая.
Средства урока:
- Учебная литература
- Набор слайдов для закрепления нового материала (приложение 2);
- Практическая работа в минигруппах (приложение 3);
- Тест для рефлексии (приложение 4)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. Актуализация знаний Цель этапа: актуализировать имеющиеся знания, подготовить учащихся к дальнейшему восприятию материала, данного урока Методы: проблемная ситуация, беседа | приветствует класс «Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий» (Гюстав Гийом, 1883 - 1960) проверим домашнее задание. Задача. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, волком, козой и капустой. Как крестьянину перевезти всех на другой берег, если с ним в лодку помещается, либо только волк, либо коза, либо капуста. Причем, нельзя оставлять волка с козой, а козу с капустой. Помогите крестьянину. Давайте проанализируем ответ задачи. Что произойдет, если пункт 3 поменять местами с пунктом 1? | Решение.
Коза съест капусту (волк съест козу). |
Т.е. все инструкция должна быть….? | Последовательная, понятная, приводить к конечному результату | |
Как инструкцию назвать другим словом. | Алгоритм. | |
2 этап. Объяснение нового материала. Цель: дать определение алгоритма Метод: беседа | Итак, тема нашего урока "Алгоритм. Свойства алгоритма". | Записывают тему в тетрадь |
Сформулируйте мне, пожалуйста, что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? Определите, в каком из столбиков записан алгоритм. По каким признакам вы это определили? Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы. И в информатике тоже используются алгоритмы. Сформулируйте мне определение алгоритма. Т.е. алгоритм всегда должен приводить к результату. | Ответы учащихся Упорядочен, понятный. Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. | |
2 этап. Объяснение нового материала. Цель сформировать представление об прохождения слова алгоритма. Метод: иллюстративный. Цель: сформировать представление кто такой исполнитель алгоритма. Цель: сформировать представление о свойствах алгоритма в информатике.
| Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Эти способы и сейчас изучают в школе. Само слово "алгоритм" возникло в Европе после перевода на латынь книги этого среднеазиатского математика, в которой его имя писалось как "Алгоритми". "Так говорил Алгоритми", - начинали европейские ученые, ссылаясь на правила, предложенные Мухаммедом аль-Хорезми. | |
Назовите известные вам из жизни алгоритмы | Кулинарные рецепты, инструкция по сборке машинки из деталей детского конструктора; инструкция по использованию стиральной машины; «алгоритм покупки хлеба». | |
А давайте подумаем, кто может выполнять алгоритм? (человек, автомат, компьютер, машина). Поэтому, тот, кто выполняет алгоритм, называется исполнителем. | Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм. | |
Физкультминутка для глаз | Выполняют Физкультминутка для глаз | |
Давайте назовем, какими свойствами должен обладать алгоритм | Понятным, точным, последовательным | |
В информатике эти свойства звучат по-другому. | ||
Дискретность (учитель диктует). | Дискретность – алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке | |
Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую команду. Следующее свойство понятность. Т.е. понятным для исполнителя | Понятным исполнителю. Понятность – Алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. | |
Хорошо, ясно, что алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя. Следующее свойство алгоритма называется детерминированность, то есть команда восприниматься однозначно. Например, робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка. Запишем: | детерминированность – любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае | |
Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить? Хорошо, это свойство называется – результативность. Давайте запишем: | К результату. Результативность – отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях. | |
И последнее свойство – это массовость, то есть по одному алгоритму можно решать однотипные задачи. Давайте зафиксируем это свойство в тетради | Массовость – один и тот же алгоритм в целом должен иметь возможность завершения. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи | |
Итак, мы рассмотрели свойства алгоритмов, давайте еще раз их перечислим: Хорошо. Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны следовать этим требованиям | Дискретность, понятность, детерминированность, результативность, массовость. | |
ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физминутку для глаз | Выполняют Физкультминутка для глаз | |
3 этап. Закрепление нового материала. Цель этапа: совершенствовать знания и навыки учащихся, полученные при изучении темы урока. Технология: личностно-ориентированная.
| теперь мы с вами можем приступить к практическому заданию на компьютере по новой теме. | Выполняют упражнение на закрепление |
На рабочем столе имеется файл: «инструкции». Так как мы с вами уже знаем, что такое алгоритм и его свойства, прошу вас прочесть те инструкции, которые я вам скажу. Если инструкция не является алгоритмом, объясните, почему и исправьте инструкцию так, чтобы она стала алгоритмом. Сохранить исправленный файл как Алгоритмы.doc на Рабочем столе. (Файл – сохранить как – алгоритмы - ок). | Верный ответ: алгоритмами можно считать инструкции № 1 и № 5 | |
Почему инструкции 2,3,4,6 не являются алгоритмами можно провести на уроке в виде беседы с классом. (5 мн) | Выполняются не все свойства Инструкция 2. Нет точности: какое количество (в граммах) брать продуктов. Инструкция 3. Нет последовательности действий и как следствие понятности (замесил тесто и вырезай булочки, а надо замесил, раскатать толщиной, например, 3 мм и вырезай). Инструкция 4. Нет результативности. Что делать в том случае, если А=В? Инструкция 6. Нет конечности. Что делать в том случае, когда доски закончились? | |
Варианты исправленных инструкций. 2. Инструкция по варке манной каши
3. Инструкция приготовления коржиков
4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.
6.Инструкция покраски забора.
| ||
4 этап. Итог урока Цель: определить границу между знанием и незнанием | А теперь проверим свои знания. Тест. | Выполняют тест. Проверка теста. |
5 этап. Рефлексия. | Сегодня мы познакомились с понятием алгоритм, свойствами алгоритма. | |
6 этап. Домашнее задание Цель этапа: повторение изученного материала, отработка практических навыков | 1. Два мальчика и один взрослый должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного взрослого. Как осуществить переправу? 2. т. 12.1 и 12.2 стр. 145-147 в учебнике «Информатика и ИКТ 8-9 класс» под ред. Н.В. Макаровой. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача: На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, волком, козой и капустой. Как крестьянину перевезти всех на другой берег, если с ним в лодку помещается либо только волк, либо коза, либо капуста. Причем, нельзя оставлять волка с козой, а козу с капустой. Помогите крестьянину.
Перевезти козу на другой берег, оставить ее на берегу 2. Вернуться 3. Взять волка, перевезти его на другой берег 4. Оставить волка, забрать козу обратно 5. Высадить козу на другом берегу, забрать капусту и перевезти ее 6. Вернуться 7. Забрать козу
АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕНЗЕВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА учитель математики и информатики , МБОУ Зензеватской СОШ Татьяна Александровна Каменнова
Знать: определение алгоритма; свойства алгоритмов; определение исполнителя; происхождение слова алгоритм Уметь: определять является ли данная инструкция алгоритмом; приводить примеры алгоритмов; записывать алгоритм для конкретной ситуации
Определите, в каком из столбиков записан алгоритм. По каким признакам вы это определили? 1. Включить свет 1. Налить в кастрюлю воду . 2. Сложить два числа 2. Включить плиту . 3. Открыть окно 4. Написать дату 3. Поставить кастрюлю на плиту . 4. Ждать , пока вода закипит . 5. Засыпать в кастрюлю крупу . 6. Посолить . 7. Варить 10 минут . 8. Выключить плиту .
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящих от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда – аль – Хорезми (787 - 850) , первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами. Алгоритм
Назовите известные вам из жизни алгоритмы
Исполнитель алгоритма Встретить Красную шапочку. Спросить ее, куда она идет. Добежать до домика бабушки. Съесть бабушку. Лечь в бабушкину кровать. Дождаться прихода Красной шапочки. Ответить на вопросы Красной шапочки. Попытаться съесть Красную шапочку. Задание. Кто может выполнить этот алгоритм ?
Физкультминутка для глаз
1 байт = 8 бит
Давайте назовем, какими свойствами должен обладать алгоритм
Дискретность Процесс решения задачи должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке Пример : Алгоритм приготовления блюда быстрого питания: Шаг 1. Высыпать в емкость содержимое пакетика. Шаг 2. Налить в емкость 200 мл горячей воды. Шаг 3. Тщательно перемешать. Начало Конец Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Дискретность Понятность Точность Конечность Массовость Свойства алгоритмов
Понятность алгоритм может включать в себя только команды, входящие в СКИ. СКИ – система команд Исполнителя У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Пример : Инженер может выполнить свою работу. Повар не может выполнить работу инженера, даже если ему дана подробная инструкция. Дискретность Понятность Точность Конечность Массовость Свойства алгоритмов
Точность (детерминированность) Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Пример неточной команды : «Рецепт» для исполнителя повара, команда : «Положить несколько ложек сахара». Непонятно, сколько ложек, каких ложек (столовых, чайных). Каждый повар может понять это по-разному, и результаты будут разными. Задание. Подумайте, как исправить команду, чтобы повар смог ее выполнить ? Свойства алгоритмов Дискретность Понятность Точность Конечность Массовость
Конечность и Результативность Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов. Бесконечно исполняемый алгоритм не может привести к результату. Результативность – отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях. Дискретность Понятность Точность Конечность Массовость Свойства алгоритмов
Массовость Массовость – один и тот же алгоритм в целом должен иметь возможность завершения. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи Пример массовости: Решение квадратных уравнений Дискретность Понятность Точность Конечность Массовость Свойства алгоритмов
Физкультминутка для глаз
Практическая работа по теме: Алгоритмы и его свойства Файл «инструкции» находится на Рабочем столе, в папке 9а класс. Вам необходимо открыть этот файл, прочесть его. Если инструкция не является алгоритмом, объясните, почему и исправьте инструкцию так, чтобы она стала алгоритмом. Сохранить исправленный файл как Алгоритмы на Рабочем столе, в папке 9а класс. На практическую работу отводится 5 мин.
Инструкции 3 1 2 4 5 6
Инструкция по лепке дракона. Изучить образ дракона по имеющейся картинке. Вылепить голову. Вылепить туловище. Вылепить хвост. Вылепить четыре ноги. Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона. 1
Инструкция по варке манной каши Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть. 2
Инструкция приготовления коржиков Разогреть духовку до 220 градусов. Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла. Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями. Замесить тесто. С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом. После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз. Выпекать в духовке 12-15 минут. 3
Инструкция нахождения большего из двух данных чисел. 1. Из числа А вычесть число В. 2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше. 3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше 4
Инструкция приготовления бутерброда. Отрезать ломтик хлеба Намазать его маслом Отрезать кусок колбасы или сыра. Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба 5
Инструкция покраски забора. Покрасить первую доску. Переместиться к следующей доске. Перейти к действию 1. 6
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» Алгоритм – это : А. понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату ; В. правила выполнения определенных действий ; С. набор команд для компьютера ; D . процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту ; E. предписание исполнителю совершить последовательность действий.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 2. Свойствами алгоритма являются : актуальность, полезность, понятность, четкость ; новизна, однозначность, четкость, результативность ; дискретность, полезность, понятность, однозначность ; дискретность, понятность, детерминированность, конечность, массовость; достоверность, полезность, четкость, конечность.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» Какой из документов является алгоритмом : правила техники безопасности ; инструкция по настройке каналов телевизора ; список класса ; стихотворение ; каталог библиотеки.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 4. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется: дискретность; детерминированность; конечность; массовость; понятность.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 5.Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; понятность.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 6. Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; результативность.
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; понятность
Тренировочный тест по теме «алгоритмы» 8. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется дискретность; детерминированность; конечность; массовость; понятность
Знать: определение алгоритма; свойства алгоритмов; определение исполнителя; происхождение слова алгоритм Уметь: определять является ли данная инструкция алгоритмом; приводить примеры алгоритмов; записывать алгоритм для конкретной ситуации
Проверь соседа 1 A 2 D 3 B 4 C 5 A 6 E 7 D 8 B 8 «+» - оценка 5 7 «+» - оценка 4 6-5 «+» - оценка 3 меньше 5 «+» - оценка 2
1. Два мальчика и один взрослый должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного взрослого. Как осуществить переправу? 2. т. 12.1 и 12.2 стр. 145-147 в учебнике «Информатика и ИКТ 8-9 касс» под ред. Н.В. Макаровой. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм и его свойства
В материале содержится описание алгоритма и его свойств...
Алгоритмы и их свойства
Урок изучения нового материала, здесь же проводится его первичное закрепление. Изложение материала сопровождается показом мультимедийной презентации....
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства.
В материале представлены: Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов....
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов
Происхождение слова «алгоритм»Определение алгоритмаСвойства алгоритмовСпособы записи алгоритмаПрактическая часть на компьютере...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...