27 ноября 2014 года. Районный конкурс "Учитель года". Невский район. 8 класс. Логические операции
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Мероприятие: открытый урок
Предмет: Информатика и ИКТ
Учитель: Астафьев Сергей Валерьевич
Класс: 8а
Тема: «Логические операции»
Тип урока: комбинированный
Методика: развитие критического мышления
Дата: 27 ноября 2014 года
Место проведения: ГБОУ школа №574
Цель:
Образовательная: повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций; узнать новые логические операции
Развивающая: развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету, применение информатики, как инструмента для решения задач в различных областях;
Воспитательная: формирование устойчивого внимания у учащихся; умение работать в группах; уважительное отношение к мнению других;
Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, ПК учеников (12 ед.), Smart проект с интерактивными элементами.
«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать». (Дж. Родари).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_11_27_logika_mrkm.pptx | 1.37 МБ |
14_11_27_8_logika_rkm.docx | 52.16 КБ |
14_11_27_samoanaliz_astafev.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шуточные задачи Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь? Под каким кустом сидит заяц во время дождя? Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? Вы – пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту?
Триединая задача урока : Познавательный аспект. повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций; узнать новые логические операции Развивающий аспект. развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету; Воспитывающий аспект. формирование устойчивого внимания у учащихся; умение работать в группах; уважительное отношение к мнению других;
План урока : № Этапы Время 1 Организационный момент (проверка присутствия, д / з ) 3 2 Тестирование по формам мышления 6 3 Проверка тестов (ФИО, 2 человека), сбор домашнего задания (1 человек) 4 4 Отработка сложных высказываний у доски (1 человека), групповая работа по 2 человека 4 5 Физкультминутка 3 6 Фаза осмысление содержания. Импликация, эквивалентность 10 7 Закрепление материала, решение задач 10 8 Рефлексия, синквейн , выставление оценок, домашнее задание – 5 Итого: 45
Домашнее задание А – “Буква А – гласная”; В – “Тигр – животное травоядное”. Составьте из них все возможные составные высказывания А&В - ложь AvB - истина А&¬ В - истина ¬AvB - ложь ¬Av¬B - истина ¬A&¬B - ложь Av¬B - истина ¬A & B - ложь
Физкультминутка Логика – это наука о формах и законах человеческого мышления ; Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется высказыванием ; Высказывание «Невозможно создать вечный двигатель» - истинно; «Электрон - элементарная частица» - высказывание; Высказывание называется составным, если оно построено из простых высказываний.
Тема : « Логические Операции » Импликация Эквивалентность
Логическая операция ИМПЛИКАЦИЯ (логическое следование) в естественном языке соответствует связке если …, то … ; в алгебре высказываний обозначение → (А → B). Импликация — это логическая операция, которая будет ложна тогда и только тогда, когда из истины следует ложь.
Таблица истинности А В А → B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1
Логическая операция ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (логическое равенство). в естественном языке соответствует связке тогда и только тогда… ; в алгебре высказываний обозначение ↔ (А ↔ B ). Эквивалентность — это логическая операция, значение которой истинно когда оба высказывания истинны или оба ложны.
Таблица истинности А В А ↔ B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1
Диаграмма Эйлера—Вена А В
Приоритет логических операций Инверсия Конъюнкция Дизъюнкция Импликация и эквивалентность
Запишите следующие высказывания в виде логических выражений. Число 17 нечетное и двузначное. Неверно, что корова - хищное животное. На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи. Если будет солнечная погода, Катя пойдет гулять. Когда Катя выучит уроки, она пойдет гулять. A&B ¬A AVB A→B A↔B
Реши задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом . У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного цвета. Красное Черное Синее Голубое Белое Наташа Таня Оксана Надя Ольга Наташа Таня Ольга Надя Оксана Ответ здесь!
Практическая работа Заполнить таблицу истинности в MS EXCEL Если Иванов здоров и богат, то он здоров. А-Иванов здоров В-Иванов богат (A&B) →A
Из своего домашнего задания составить сложное высказывание с новыми логическими операциями; Вписать высказывания в файл EXCEL, по образцу; Заполнить таблицу истинности. Практическая работа
С оставьте синквейн по любому определению сегодняшнего урока. Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта. Например : Компьютер Познавательный, помогающий Показывает, работает, считает Незаменимая в хозяйстве вещь РАБОТА . Синквейн
Сформулировать три простых высказывания, построить из них сложные высказывания, используя 5 логических операций, связки “И”, “ИЛИ”. Записать логические высказывания с помощью логических операций и определите их истинность. Домашнее задание
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Районный конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года
Номинация «Учитель года»
Первый тур
Мероприятие: открытый урок
Предмет: Информатика и ИКТ
Учитель: Астафьев Сергей Валерьевич
Класс: 8а
Тема: «Логические операции»
Тип урока: комбинированный
Методика: развитие критического мышления
Дата: 27 ноября 2014 года
Место проведения: ГБОУ школа №574
Цель:
Образовательная: повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций; узнать новые логические операции
Развивающая: развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету, применение информатики, как инструмента для решения задач в различных областях;
Воспитательная: формирование устойчивого внимания у учащихся; умение работать в группах; уважительное отношение к мнению других;
Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, ПК учеников (12 ед.), Smart проект с интерактивными элементами.
«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать». (Дж. Родари).
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
1. находить требующуюся информацию в различных источниках;
2. критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
3. систематизировать информацию по заданным признакам;
4. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
5. видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
6. находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
7. устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
8. уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
9. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Суть медиаобразования ясно отражена в мыслях Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Технологические этапы
I фаза | Вызов | пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации |
II фаза | Осмысление содержания | получение новой информации |
III фаза | Рефлексия | осмысление, рождение нового знания |
Фаза вызова
Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные.
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Активизация познавательной деятельности учеников - вторая задача, которая решается на фазе вызова. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.
В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы (на листке с домашним заданием), причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Фаза осмысления содержания
Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, это знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем, в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.
Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.
Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активно хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.
Нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- Осуществляют контакт с новой информацией.
- Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
- Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
- Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
- Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
- Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Фаза рефлексии
Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.
Итак, каковы механизмы реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления?
На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
Мы отметили значение фазы рефлексии для развития знаний учащихся. В этом контексте рефлексия имеет значение для отслеживания результата обучения. Но не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «...способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта...». Эта мысль помогает нам понять суть рефлексивного обучения. Отслеживание этапов, механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что преподавание является наилучшим тогда, когда оно является прозрачным, то есть когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс.
В этом контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом:
Таблица 1. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)
План урока:
1. Организационный момент (д/з) – 5 минут
2. Тестирование по формам мышления – 7 минут
3. Повторение. Отработка сложных высказываний у доски (2-3 человека), 2 минуты
групповая работа по 2 человека – 4 минуты
4. Фаза осмысление содержания. Импликация, эквивалентность 11 минут
5. Закрепление материала, решение задач 10 минут
6. Рефлексия, (синквейн), тест, выставление оценок, домашнее задание – 6 минут
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их пожалуйста.
Попрошу вас как можно активней работать на уроке, получать за верные ответы +баллы. Ассистенты, которых мы сейчас выберем случайным образом будут вести учет ваших баллов в отдельной ведомости. Вращаем барабан, выбираем помощников - …. Помощник №1 собирает домашние задания, вывешивает на доске, а помощник №2 фиксирует правильные ответы в ведомости.
Начнем с домашнего задания. Оно у вас было творческое. На отдельных листках вам надо было составить из 2-х простых высказываний все возможные сложные высказывания, используя 3 логические операции, которые мы с вами уже изучили – … – какие операции необходимо было использовать? (вращаем барабан).
Пока пом_1, собирает домашние работы, на магниты прикрепляет их к доске, мы проведем небольшую разминку – «Шуточные задачи».
Первый вопрос – (вращаем барабан)
Четвертый вопрос…
Тема урока «Логические операции», мы завершаем изучение темы «Алгебра логики» – одной из важнейших тем информатики. Давайте вспомним что же такое алгебра логики, высказывания и логические операции.
II. Тестирование по теме “Формы мышления” (пульты SMART)
Первая фаза нашего урока по интересной методике «развитие критического мышления» – фаза «Вызова» - вызов знаний из вашей памяти.
Проведем небольшой тест, состоящий из 5-ти вопросов, с помощью SMART пультов. Внимание на экран, приготовьте пульты.
(Запускается «Инструменты учителя», «Работа класса 081», показываются ID номера, учащиеся вводят их в пульты)
Включите их (кнопка в верхнем левом углу), нажмите JOIN to 574_214, в поле ID введите свой номер по списку из журнала (смотрим на экран)
1. Что такое логика?
- Наука о суждениях и рассуждениях
- Наука, изучающая способы обработки информации
- Наука о формах и законах человеческого мышления
- Наука, изучающая логические основы компьютера
2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется:
Высказывание
Вопрос
Выражение
Умозаключение
3. Из приведенных ниже высказываний определите истинное
- Все ребята умеют плавать.
- Невозможно создать вечный двигатель.
- Некоторые кошки не любят рыбу.
- Человек все может.
4. Какое из приведенных ниже предложений является высказыванием?
Чему равно расстояние от Земли до Марса
Внимание! Посмотрите направо
Не нарушайте правил дорожного движения
Электрон - элементарная частица
5. При наличии трех операндов составного высказывания максимальное количество комбинаций равно:
Результаты теста видны в итоговой таблице, лучший результат показал …
III. Постановка целей урока. Повторение материала (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия). Отработка сложных высказываний.
Теперь ребята, вернемся к домашним заданиям, к доске по очереди выйдут два ученика, которые прокомментируют свое решение.
Выходят – ….. Спасибо. Те, у кого получилось 8 вариантов – справедливо получают +1 балл. Почему? ….
И завершающим этапом первой фазы у нас будет работа в малых группах по 2 человека – задача составить и обсудить сложные высказывания, определить их истинность. A=’корова - хищное животное’, B=’сегодня солнечная погода’. Решение запишите в рабочую тетрадь.
Спасибо за работу, немного передохнем, физкультминутка. Встаньте все пожалуйста, вернемся к нашим тестам в начале урока. Я буду зачитывать вопрос и вариант – ваша задача поднять вверх руку, плечо, нос, если вы согласны и опустить вниз, если не согласны – поехали, вопрос №1…
- Логика – это наука о формах и законах человеческого мышления;
- Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется высказыванием;
- Высказывание «Невозможно создать вечный двигатель» - истинно;
- «Электрон - элементарная частица» - высказывание;
- Высказывание называется составным, если оно построено из простых высказываний.
Ребята, какие понятия мы вспомнили в ходе урока? Мы отработали понятия логическая переменная, операция, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия.
IV. Изучение нового материала (импликация, эквивалентность)
Теперь нам предстоит узнать еще две операции над логическими переменными – новый материал.
ИМПЛИКАЦИЯ и ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ – новый материал – 10 минут.
Логическая операция ИМПЛИКАЦИЯ (логическое следование):
- В естественном языке соответствует связке если …, то …;
- В алгебре высказываний обозначение —> (А —> B).
Импликация – это логическая операция, которая будет ложна тогда и только тогда, когда из истины следует ложь.
Таблица истинности
А | В | А—>В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Логическая операция ЭКВИВАЛЕНЦИЯ (логическое равенство):
- В естественном языке соответствует связке тогда и только тогда…;
- В алгебре высказываний обозначение <–> (А <–> B ).
Эквиваленция – это логическая операция, значение которой истинно когда оба высказывания истинны или оба ложны.
Таблица истинности
А | В | А <–>В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Диаграмма Эйлера-Вена
Выполнение закрепления материала, построение таблицы истинности.
V. Закрепление изученного
Упражнение 1
Упражнение 2
Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
- Число 17 нечетное и двузначное.
- Неверно, что корова - хищное животное.
- На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи.
- Если будет солнечная погода, Катя пойдет гулять.
- Когда Катя выучит уроки, она пойдет гулять.
VI. Рефлексия. Синквейн. Тест. Домашнее задание
Сформулировать три простых высказывания, построить из них сложные высказывания, используя 5 логических операций, связки “И”, “ИЛИ”. Записать логические высказывания с помощью логических операций и определите их истинность.
В тетради составьте синквейн по любому определению сегодняшего урока. Например «Импликация»
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
Компьютер
Познавательный, помогающий
Показывает, работает, считает
Незаменимая в хозяйстве вещь
РАБОТА.
Подведение итогов. Накопительная система. Максимальное количество баллов у следующих учеников – они получают пятерки, ученики со средним количеством баллов – получают плюс балл к следующему уроку. Плохих отметок сегодня нет, все молодцы, всем спасибо, все свободны.
Предварительный просмотр:
“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”
(Пьер Гренгор )
Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально-значимых качеств. Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, а от этого зависит и качество обучения. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся.
Памятка для самоанализа занятия
- Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
- Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
- Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
- В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
- Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
- Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
- Какие главные задачи решались на уроке и почему?
- Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
- Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
- Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
- Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
- Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
- Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
- Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.
До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.
Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний.
Примерные вопросы:
- Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся? Каким путем учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения?
- Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность учащихся?
- Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов? Какова связь теоретического материала урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
- Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку? Роль и место наглядных пособий на всех этапах урока.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.
Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок, то каждому завучу необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта – из разряда “вечных”: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья, а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей.
В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.
Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.
Районный конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года
Номинация «Учитель года» Первый тур
Цель тура: оценить уровень профессионального мастерства учителя. Конкурсное задание: проведение открытого урока - не более 45 минут,
осуществление самоанализа урока - до 10 минут.
Ф. И. О. участника номинации
подноминация
должность и место работы участника
тема урока
Критерии оценки | Максимальный балл | Оценка члена комиссии |
1. Содержательный компонент урока | 10 | |
• Степень владения материалом содержания предмета | 4 | |
• Уровень реализации принципа научности | 2 | |
• Использование современного материала | 2 | |
• Эстетика и содержание ИКТ-компонента | 2 | |
| 2. Культурно-эстетический компонент урока | 10 | |
• Грамотность и эстетика письменной и устной речи | 4 | |
• Эстетика имиджа участника и культура поведения | 2 | |
• Эстетика орнаментального компонента урока (демонстрационный материал, раздаточный материал, пособия и т.д.). | 2 | |
• Эмоциональность участника | 2 | |
1 3. Методический компонент урока | 12 | |
• Композиционная целостность урока (идея, план, сценарий) | 2 | |
• Реализация целей и задач урока | 2 | |
• Адекватность использования образовательных технологий особенностям учащихся, целям урока, содержанию. | 2 | |
• Развивающий потенциал урока | 2 | |
• Уровень самостоятельной деятельности учащихся | 2 | |
• Наличие выраженных результатов урока | 2 | |
4. Психолого-педагогический компонент урока | 12 | |
• Гуманистический потенциал урока | 2 | |
• Мотивационный потенциал урока | 2 | |
• Коммуникативный потенциал урока | 2 | |
• Деятельностный потенциал урока | 2 | |
• Потенциал сотрудничества участников урока | 2 | |
• Возможность тиражирования опыта | 2 | |
Рефлексия учебного занятия (самоанализ) | 6 | i |
Максимальное количество баллов | 50 |
Ф. и. о. члена конкурсной комиссии (рабочей группы)
(разборчиво)
(подпись)
Районный конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года
Номинация «Учитель года» Первый тур
Самоанализ урока
Ф. И. О. участника номинации: Астафьев Сергей Валерьевич
Подноминация: учитель года
Должность и место работы участника: учитель информатики, ГБОУ школа №574
Тема урока: Логические операции
Класс: 8
Дата: 27 ноября 2014 года
- Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
Программа Босовой, 8 класс, во второй четверти включает тему «Алгебра логики», начальные сведенья о трех базовых логических операциях, про которые вы сегодня услышали – конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Данный урок опирается на теоритический материал и выполнение практических заданий предыдущих уроков, отлично продолжая и практически завершая данную тему.
Дальнейшее планирование курса информатики 8-го класса содержит тему алгоритмизации и тема конструкция ветвления (если, то if … then …) лучше понимается учащимися, освоившими логическую операцию импликация, изученную в данном уроке. В частности, данный урок развивает метапредметную компетентность, работая на все остальные предметы курса обучения – подобные логические конструкции встречаются практически во всех областях деятельности.
Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Специфика урока видится в том, что помимо апробации различных современных технологий, ученики учатся применять навыки, полученные за время урока в повседневной жизни, используют предмет информатика, как инструмент для решения очень большого сегмента задач.
Тип урока – комбинированный, сочетает в себе и повторение домашнего задания, и получение новых знаний, и используя интерактивные средства представилась мне наиболее интересной и познавательной для учащихся. Форма урока – урок-совершенствование.
Учащиеся 8-го класса очень оживленные, любознательные, стремятся получать новые знания, которые обязательно пригодятся в жизни, поэтому урок рассчитан на интеграцию предмета информатика в жизненный цикл – логика повсеместна. Ребята любят интерактивность, она пробуждает в них интерес к обучению, игровые формы уроков так-же приветствуются. В данном уроке использование интерактивных пультов и шуточные задачи – провели хорошую разминку и погружение в урок.
На уроке решался целый ряд разнонаправленных задач:
Образовательная: повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций; узнать новые логические операции;
Развивающая: развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету, применение информатики, как инструмента для решения задач в различных областях;
Воспитательная: формирование устойчивого внимания у учащихся; умение работать в группах; уважительное отношение к мнению других;
Урок состоит из 6 частей – теоритическая (проверка домашнего задания, закрепление навыков, получение нового материала) и практическая – закрепление материала, интеграция знаний в использование прикладного ПО, на примере MS Offise.
Взаимодействие с учениками было 100%-ное, практически весь класс постоянно работал устно, письменно, у доски, в тетрадях, на ПК, происходил постоянный диалог с учащимися.
- Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
- Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
- Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
- Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Районный конкурс педагогических достижений 2014-2015 учебного года
Регистрационный лист
Ф. И. О. участника номинации: Астафьев Сергей Валерьевич
Подноминация: учитель года
Должность и место работы участника: учитель информатики, ГБОУ школа №574
Тема урока: Логические операции
Класс: 8
Дата: 27 ноября 2014 года
№ | ФИО | Должность | Место работы | Подпись |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 |
Директор ГБОУ школа №574
Волкова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация в уголок психолога: "20 ноября 2014 года - Международный день отказа от курения"
Информация в уголок психолога: "20 ноября 2014 года - Международный день отказа от курения"...
21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0».
21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0»....
Классный час «Права детей» 20 ноября 2014 года Рыбакова Вера Васильевна, классный руководитель 6-7
В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специа...
Авторская статья в районной газете "Голос Рамони" "С чего начинается Родина" (от 18 ноября 2014 года № 87).
К 100-летию Князевской школы. В жизни каждого человека наступает такой момент, когода он готов ответить на вопросы......
1. Приказ №5084 от 11 ноября 2014 года о присвоении квалификационной категории.
Печатные материалы к аттестации (приказы, справки и т.п.)...