Рабочая программа по информатике_5 класс_ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от 28 августа 2015 г.
Утверждено
Приказом №
от 28 августа 2015 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 5а, б, в, г классов
Учитель: Семенова И.О.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8–9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5–6 классах.
Изучение информатики и ИКТ в 5–6 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм»;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014 г. № 1644);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 253 от 31.03.2014;
- Учебный план МБОУ СОШ № 10 на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена к УМК «Информатика» для 5–9 классов (ФГОС) Босовой Л. Л., Босовой А. Ю., на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы», под ред. Босовой Л. Л., Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2013 г.
Общая характеристика учебного предмета. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для изучения расширенного курса информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для 5 класса – 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, контрольных работ – 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.
Основной учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Содержание рабочей программы
Содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- информация вокруг нас;
- информационные технологии.
Информация вокруг нас
Информация вокруг нас: информация, виды информации, действия с информацией
Хранение информации: память человека и память человечества; носители информации, файл, папка.
Передача информации: источник, канал, приёмник; примеры передачи информации; электронная почта.
Кодирование информации: код, кодирование, метод координат.
Формы представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Обучающиеся должны знать/уметь:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: универсальный объект, компьютер, аппаратное обеспечение, техника безопасности, основные устройства компьютера.
Ввод информации в память компьютера: клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре, слепая десятипальцевая печать.
Управление компьютером: ПО, документ, рабочий стол, указатель мыши, меню, окно.
Текстовая информация: текстовый документ, текстовый редактор (процессор), редактирование, форматирование.
Представление информации в форме таблиц: таблица, строка, столбец, ячейка.
Наглядные формы представления информации: рисунок, схема, диаграмма. Компьютерная графика: типы графики, графический редактор. Мультимедийная презентация: описание последовательно развивающихся событий (сюжет), анимация.
Обучающиеся должны знать/уметь:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера; типы и назначение устройств ввода/вывода;
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
- назначение графических редакторов;
- что такое мультимедиа; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
- что такое компьютерная сеть; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты;
- включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст;
- осуществлять прием/передачу электронной;
- осуществлять просмотр веб-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 13 | 6 | 7 |
2 | Информационные технологии | 20 | 6 | 14 |
3 | Повторение | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 35 | 12 | 23 |
Календарно-тематическое планирование (35 ч.)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) Содержание курса (ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Виды, формы контроля | ||||
по плану | по факту | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | ||||
1 | 01.09-07.09 | Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Информация вокруг нас | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. | умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. | применять установленные правила | ставить вопросы, используя термины «информация» и «информатика» | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. | ||
2 | 08.09-14.09 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | знание основных устройств компьютера и их функций. | Самостоятельно выделять состав компьютера. | Выполнять учебные задания в соответствии с целю; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Ставить вопросы в диалоге с учителем и учениками класса. | Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | ||
3 | 15.09-21.09 | Ввод информации в память компьютера. | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. | изучить клавиатуру и группы клавиш; определять назначение группы клавиш; применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики. | выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата. | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. | ПР | |
4 | 22.09-28.09 | Управление компьютером. | общие представления о пользовательском интерфейсе; представления о приемах управления компьютером. | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, установление аналогий. | применять установленные правила в планировании способа решения. | ставить вопросы о целесообразности использования устройств ввода информации. | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере. | ПР | |
5 | 29.09-05.10 | Хранение информации. | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации. | самостоятельно выделять из папки нужные файлы по их формату; формулировать познавательную цель использования той или иной программы; находить аналогичные файлы, созданные одной и той же программой. | выполнять учебные задания в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | умение слушать и вступать в диалог; умение задавать вопросы; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | ПР | |
6 | 06.10-12.10 | Передача информации. Электронная почта | общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации. общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме. | понимание единой сущности процесса передачи информации. умение отправлять и получать электронные письма. | применять установленные правила в планировании способа решения. применение основ ИКТ-компетентности | формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками умение слушать и вступать в диалог; умение задавать вопросы; формулирование и аргументация своего мнения.. | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучение информатики. понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. | ||
7 | 13.10-19.10 | В мире кодов. | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаков-символической формы в другую. | соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | через общение закрепить навыки кодирования и декодирования информации, писать шифровки. | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | ПР | |
8 | 20.10-26.10 | Способы кодирования информации | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаков-символической формы в другую. | соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом. | через общение закрепить навыки кодирования и декодирования информации, писать шифровки. | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | ПР | |
9 | 27.10-31.10 | Метод координат | представление о методе координат. | понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | читать информацию, представленную на координатной плоскости. | умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | ||
10 | 09.11-14.11 | Текст как форма представления информации. | общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. | применять установленные правила | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ||
11 | 16.11-21.11 | Основные объекты текстового документа. | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке. | умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. | обрабатывать текстовую информацию. | уметь определять элементы текста. | чувство личной ответственности за качество окружающей среды. | ПР | |
12 | 23.11-28.11 | Редактирование текста. | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке. | умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. | обрабатывать текстовую информацию | актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
13 | 30.12-05.12 | Текстовый фрагмент и операции с ним. | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов. | умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов. | обрабатывать текстовую информацию | уметь определять элементы текста. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
14 | 07.12-12.12 | Форматирование текста. | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы. | умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. | обрабатывать текстовую информацию, читать информацию, обрабатывать ее. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
15 | 14.12-19.12 | Представление информации в форме таблиц. | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы. | умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. | применять полученные знания. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
16 | 21.12-29.12 | Табличное решение логических задач. | умение представлять информацию в табличной форме. | умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. | умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
17 | 14.01-20.01 | Разнообразие наглядных форм представления информации | умение представлять информацию в наглядной форме. | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | читать информацию, обрабатывать ее. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ||
18 | 21.01-27.01 | Диаграммы. | умение строить столбиковые и круговые диаграммы | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. | применять полученные знания. | умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств икт. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
19 | 28.01-03.02 | Компьютерная графика. Растровый графический редактор | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией. | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. | формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
20 | 04.02-10.02 | Преобразование графических изображений | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации. | умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. | обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. | ставить вопросы о целесообразности использования графического или текстового редактора. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
21 | 11.02-17.02 | Создание графических изображений. | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. | умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности. | обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ПР | |
22 | 18.02-24.02 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации. | умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации. | обрабатывать текстовую информацию, читать информацию, обрабатывать ее. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | ||
23 | 25.02-02.03 | Списки – способ упорядочивания информации. | представление о кодировании как изменении формы представления информации. представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. | читать информацию, обрабатывать ее. | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ПР | |
24 | 03.03-09.03 | Поиск информации. | представление о поиске информации как информационной задаче. | умения поиска и выделения необходимой информации; икт-компетентность: поиск и организация хранения информации. | читать информацию и обрабатывать ее. | поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационной поиска. | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования. | ПР | |
25 | 10.03-16.03 | Кодирование как изменение формы представления информации. | представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам. | умение анализировать и делать выводы; икт-компетентность; умение использовать приложение калькулятор для решения вычислительных задача. | формирование умения слушать и слышать собеседника; осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь; умение аргументировать ответ. | осуществлять пошаговый контроль. | понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | ||
26 | 17.03-22.03 | Преобразование информации по заданным правилам. | представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам. | умение анализировать и делать выводы; икт-компетентность; умение использовать приложение калькулятор для решения вычислительных задача. | формирование умения слушать и слышать собеседника; осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь; умение аргументировать ответ. | осуществлять пошаговый контроль. | понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | ПР | |
27 | 01.04-07.04 | Преобразование информации путём рассуждений | представление об обработке информации путем логических рассуждений. | умение анализировать и делать выводы. | применять полученные знания | осуществлять итоговый и пошаговый контроль. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ||
28 | 08.04-14.04 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | представление об обработке информации путем разработки плана действий. | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | формирование умения слушать и слышать собеседника; осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь; умение аргументировать ответ. | осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ||
29 | 15.04-21.04 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | представление об обработке информации путем разработки плана действий. | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. | пошагово выполнять алгоритмы. | поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ПР | |
30 | 22.04-28.04 | Создание движущихся изображений. | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану. | определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. | применять полученные знания. | умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ПР | |
31 | 29.04-05.05 | Создание анимации по собственному замыслу. | навыки работы с редактором презентаций. | умение планировать пути достижения целей; соотносить сои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. | формирование умения слушать и слушать собеседника; осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь; умение аргументировать ответ. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ПР | ||
32 | 06.05-12.05 | Выполнение итогового мини-проекта. | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации. | пошагово выполнять алгоритмы создания анимаций. | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (алгоритм создания анимированного изображения); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. | понимание роли информационных процессов в современном мире. | ПР | |
33 | 13.05-19.05 | Итоговая контрольная работа | закрепить навыки, полученные при обучении в 5 классе. | самостоятельно мыслить при выполнении задачи. | применять полученные знания | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. | КР | |
34 | 20.05-26.05 | Анализ контрольной работы. Повторение. | иметь представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | самостоятельно мыслить при выполнении задачи. | применять полученные знания | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. | ||
35 | 27.05-31.05 | Повторение | иметь представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | самостоятельно мыслить при выполнении задачи. | применять полученные знания | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
Литература и средства обучения
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Интернет ресурсы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash5.php
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа–архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
Обучающийся научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;__ называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы; расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...