Рабочая программа по информатике для 11 класса
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 11 класса к уч. Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 15» муниципального образования
Люберецкий муниципальный район
Московской области
Утверждаю директор МАОУ «Лицей №15» ________________________ «___»___________________2015г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
11 классы
(базовый уровень)
Составитель:
Чернышева Елена Валерьевна
учитель информатики и математики
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса разработана на основе рабочей программы, соответствующей программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы : базовая программа по информатике и ИКТ.
Программой предусмотрено проведение: 17 практических работ.
Цели учебного предмета Информатика и ИКТ:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. А так же дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ
в 11 классе
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
- для решения каких практических задач используется статистика;
- - что такое регрессионная модель;
- - как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
- Учащиеся должны уметь:
- - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебно-тематический план
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ (10 ч.) | |||
1. Системный анализ (§ 1–4) | 3 | 1 | 2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) | 7 | 3 | 4 (Работы 1.3, 1.4, 1,6, 1.7, 1.8) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.2. Проектные задания по системологии | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | ||
ИНТЕРНЕТ (10 ч.) | |||
3. Организация и услуги Интернет (§ 10–12) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.1–2.4) |
4. Основы сайтостроения (§ 13–15) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.5–2.7) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов | ||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 ч.) | |||
5. Компьютерное информационное моделирование ( § 16) | 1 | 1 | |
6. Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического прогнозирования (§ 18) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2) |
8. Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.4) |
9. Модели оптимального планирования (§ 20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.6) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА (2 ч.) | |||
10. Информационное общество | 1 | 1 | |
11. Информационное право и безопасность | 1 | 1 | |
Всего: | 34 часа |
Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности:
Видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор web-страниц.
Литература:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
“Согласовано” “Согласовано”
Председатель МО Зам. директора по УВР
____________________ ____________________
Календарно-тематическое планирование
№№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Содержание урока | Примечание |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ (10 ч.) | |||||
Системный анализ (§ 1–4) | |||||
Инструктаж по ТБ. Что такое система. | Системы, структура систем, подсистема, системный эффект, примеры | ||||
Модели систем. П/р №1.1: «Модели систем» | Анализ системы, структурная модель, графы, иерархическая система, примеры | ||||
Информационная система. П/р №1.2: «Проектные задания по системологии». | Информационно-поисковые системы, автоматизированные системы управления, компьютерные системы обучения, геоинформационные системы, экспертные системы. Выбор темы для реферата. | ||||
База данных – основа информационной системы. П/р №1.3: «Знакомство с СУБД LibreOffice Base» | Знакомство с СУБД LibreOffice Base, модель данных, система управления базами данных | ||||
Проектирование многотабличной базы данных. | Табличная форма модели данных, отношения и связи, схема. | ||||
Создание базы данных. П/р №1.4: «Создание базы данных «Приемная комиссия»» | Поля БД, диалоговые окна, ввод данных. | ||||
П/р №1.5: «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных» | Выбор темы и начало работы над ней. | ||||
Запросы как приложения информационной системы. П/р №1.6: «Реализация простых запросов в режиме дизайна» | Понятие манипулирование данными в БД, запросы, средства формирования запросов, структура запроса. | ||||
Логические условия выбора данных. П/р №1.7: «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | Условия выбора данных, логические выражения, язык конструктора запросов. | ||||
П/р №1.8: «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». | |||||
ИНТЕРНЕТ (10 ч.) | |||||
11. | Организация глобальных сетей. | Аппаратные средства Интернета, провайдер, IP-адрес, каналы связи, | |||
12. | Интернет как глобальная информационная сеть. П/р №2.1: «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». | Сервисы Интернета, электронная почта, чаты, видеоконференции, протоколы, блоги. | |||
13. | World Wide Web – Всемирная паутина. П/р №2.2: «Работа с браузером. Просмотр Web- страниц» | Web - страницы, гиперссылки, протокол передачи, сайты | |||
14. | П/р №2.3: «Интернет. Сохранение загруженных Web - страниц.» | ||||
15. | П/р №2.4: «Интернет. Работа с поисковыми системами» | ||||
16. | Инструменты для разработки Web – сайтов. | Web – сайт, разметка гипертекста, HTML – редакторы, | |||
17. | Создание сайта «Домашняя страница». П/р №2.5: «Разработка сайта «Моя семья». | ||||
18. | Создание таблиц и списков на Web – странице. П/р №2.6: «Разработка сайта «Животный мир». | ||||
19. | П/р №2.7: «Разработка сайта «Наш класс». | ||||
20. | П/р №2.8: «Проектные задания на разработку сайтов» | ||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 ч.) | |||||
21. | Компьютерное информационное моделирование. | Модель, этапы моделирования | |||
22. | Моделирование зависимостей между величинами | Величины, константа, математические, табличные и графические модели. | |||
23. | Моделирование зависимостей между величинами П/р №3.1: «Получение регрессионных моделей». | ||||
24. | Модели статистического прогнозирования. | Статистика, метод наименьших квадратов, прогнозирование, | |||
25. | Модели статистического прогнозирования. П/р №3.2: Прогнозирование. | ||||
26. | П/р №3.3: Проектные задания на получение регрессионных моделей. | Выбор темы и начало работы. | |||
27. | Моделирование корреляционных зависимостей. | Корреляционные зависимости, анализ, коэффициент. | |||
28. | Моделирование корреляционных зависимостей. П/р №3.4: «Расчет корреляционных зависимостей». | ||||
29. | П/р №3.5: Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | ||||
30. | Модели оптимального планирования. | Оптимальное планирование, целевая функция, математическое программирование, поиск решения | |||
31. | Модели оптимального планирования. П/р №3.6: Решение задачи оптимального планирования. | ||||
32. | П/р №3.7: Проектные задания по теме «Оптимальное планирование». | Выбор темы и начало работы. | |||
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА (2 ч.) | |||||
33. | Информационное общество. | ||||
34. | Информационное право и безопасность. |
Итого: 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/25/picture-1883-1711391210.jpg)
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-73531-1488922731.jpg)
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-563754-1421251193.jpg)
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...