Рабочая программа по информатике для 11 класса
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 11 класса к уч. Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_11_klass_2015.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 15» муниципального образования
Люберецкий муниципальный район
Московской области
Утверждаю директор МАОУ «Лицей №15» ________________________ «___»___________________2015г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
11 классы
(базовый уровень)
Составитель:
Чернышева Елена Валерьевна
учитель информатики и математики
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса разработана на основе рабочей программы, соответствующей программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы : базовая программа по информатике и ИКТ.
Программой предусмотрено проведение: 17 практических работ.
Цели учебного предмета Информатика и ИКТ:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. А так же дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ
в 11 классе
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
- для решения каких практических задач используется статистика;
- - что такое регрессионная модель;
- - как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
- Учащиеся должны уметь:
- - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Учебно-тематический план
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ (10 ч.) | |||
1. Системный анализ (§ 1–4) | 3 | 1 | 2 (Работа 1.1) |
2. Базы данных (§ 5–9) | 7 | 3 | 4 (Работы 1.3, 1.4, 1,6, 1.7, 1.8) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.2. Проектные задания по системологии | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | ||
ИНТЕРНЕТ (10 ч.) | |||
3. Организация и услуги Интернет (§ 10–12) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.1–2.4) |
4. Основы сайтостроения (§ 13–15) | 5 | 2 | 3 (Работы 2.5–2.7) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов | ||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 ч.) | |||
5. Компьютерное информационное моделирование ( § 16) | 1 | 1 | |
6. Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1) |
7. Модели статистического прогнозирования (§ 18) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2) |
8. Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.4) |
9. Модели оптимального планирования (§ 20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.6) |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | ||
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА (2 ч.) | |||
10. Информационное общество | 1 | 1 | |
11. Информационное право и безопасность | 1 | 1 | |
Всего: | 34 часа |
Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности:
Видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор web-страниц.
Литература:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
“Согласовано” “Согласовано”
Председатель МО Зам. директора по УВР
____________________ ____________________
Календарно-тематическое планирование
№№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Содержание урока | Примечание |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ (10 ч.) | |||||
Системный анализ (§ 1–4) | |||||
Инструктаж по ТБ. Что такое система. | Системы, структура систем, подсистема, системный эффект, примеры | ||||
Модели систем. П/р №1.1: «Модели систем» | Анализ системы, структурная модель, графы, иерархическая система, примеры | ||||
Информационная система. П/р №1.2: «Проектные задания по системологии». | Информационно-поисковые системы, автоматизированные системы управления, компьютерные системы обучения, геоинформационные системы, экспертные системы. Выбор темы для реферата. | ||||
База данных – основа информационной системы. П/р №1.3: «Знакомство с СУБД LibreOffice Base» | Знакомство с СУБД LibreOffice Base, модель данных, система управления базами данных | ||||
Проектирование многотабличной базы данных. | Табличная форма модели данных, отношения и связи, схема. | ||||
Создание базы данных. П/р №1.4: «Создание базы данных «Приемная комиссия»» | Поля БД, диалоговые окна, ввод данных. | ||||
П/р №1.5: «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных» | Выбор темы и начало работы над ней. | ||||
Запросы как приложения информационной системы. П/р №1.6: «Реализация простых запросов в режиме дизайна» | Понятие манипулирование данными в БД, запросы, средства формирования запросов, структура запроса. | ||||
Логические условия выбора данных. П/р №1.7: «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | Условия выбора данных, логические выражения, язык конструктора запросов. | ||||
П/р №1.8: «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». | |||||
ИНТЕРНЕТ (10 ч.) | |||||
11. | Организация глобальных сетей. | Аппаратные средства Интернета, провайдер, IP-адрес, каналы связи, | |||
12. | Интернет как глобальная информационная сеть. П/р №2.1: «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». | Сервисы Интернета, электронная почта, чаты, видеоконференции, протоколы, блоги. | |||
13. | World Wide Web – Всемирная паутина. П/р №2.2: «Работа с браузером. Просмотр Web- страниц» | Web - страницы, гиперссылки, протокол передачи, сайты | |||
14. | П/р №2.3: «Интернет. Сохранение загруженных Web - страниц.» | ||||
15. | П/р №2.4: «Интернет. Работа с поисковыми системами» | ||||
16. | Инструменты для разработки Web – сайтов. | Web – сайт, разметка гипертекста, HTML – редакторы, | |||
17. | Создание сайта «Домашняя страница». П/р №2.5: «Разработка сайта «Моя семья». | ||||
18. | Создание таблиц и списков на Web – странице. П/р №2.6: «Разработка сайта «Животный мир». | ||||
19. | П/р №2.7: «Разработка сайта «Наш класс». | ||||
20. | П/р №2.8: «Проектные задания на разработку сайтов» | ||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 ч.) | |||||
21. | Компьютерное информационное моделирование. | Модель, этапы моделирования | |||
22. | Моделирование зависимостей между величинами | Величины, константа, математические, табличные и графические модели. | |||
23. | Моделирование зависимостей между величинами П/р №3.1: «Получение регрессионных моделей». | ||||
24. | Модели статистического прогнозирования. | Статистика, метод наименьших квадратов, прогнозирование, | |||
25. | Модели статистического прогнозирования. П/р №3.2: Прогнозирование. | ||||
26. | П/р №3.3: Проектные задания на получение регрессионных моделей. | Выбор темы и начало работы. | |||
27. | Моделирование корреляционных зависимостей. | Корреляционные зависимости, анализ, коэффициент. | |||
28. | Моделирование корреляционных зависимостей. П/р №3.4: «Расчет корреляционных зависимостей». | ||||
29. | П/р №3.5: Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | ||||
30. | Модели оптимального планирования. | Оптимальное планирование, целевая функция, математическое программирование, поиск решения | |||
31. | Модели оптимального планирования. П/р №3.6: Решение задачи оптимального планирования. | ||||
32. | П/р №3.7: Проектные задания по теме «Оптимальное планирование». | Выбор темы и начало работы. | |||
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА (2 ч.) | |||||
33. | Информационное общество. | ||||
34. | Информационное право и безопасность. |
Итого: 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...