Открытый урок по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Открытый урок по теме: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" с использование ЭОР на различных этапах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok2.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №37 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

(МБУ лицей №37)

Открытый урок

Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Класс: 8 «А»

Количество учащихся: 13

Разработан учителем информатики: Паненковой Н.С.

Дата проведения: 18.11.2014г.

Присутствовали:

Краснова Л.П. – зам. директора по УВР

Сидякина Н.Е. – зам директора по УВР

Рыскалкина Н.В.- руководитель метод объединения, учитель математики.

Стрельникова Е.В. – учитель математики.

г.о. Тольятти, 2014 год

Технологическая карта урока информатики

по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

учитель: Паненкова Наталья Сергеевна, учитель информатики

Предмет, класс

Информатика и ИКТ, 8 класс

Тема урока,

№ урока в разделе

№ урока по теме

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Урок № 13 раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ»

Урок №5

Цели урока

познакомить учащихся с компьютерными вирусами и методами борьбы с компьютерными вирусами.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с понятием «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации.

Развивающие: развитие коммуникативно-технических умений,         применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Воспитательные: воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, воспитание информационной культуры, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению

Планируемы результаты

Учащиеся знают:

основные понятия «компьютерных вирусов», признаки проявления вирусов, классификацию вирусов, антивирусные программы

Формируемые компетенции

Учебно-познавательные: знать смысл изучаемых понятий; технологию появления вирусов

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь работать в группе, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, беседы; уметь высказывать свое суждение и спросить мнение партнера.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии

Здоровьесберегающие технологии, интерактивного обучения –компьютерных технологий, технологии группового обучения.

Методы обучения

практический метод, исследовательский метод.

Форма обучения

коллективная, практическая работа, познавательная, исследовательская.

Приемы обучения

Объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, инструктивно-практический.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Дополнительные материалы.

ПК, проектор, операционная система Windows, пакет MS Office, карточки с практическим заданием, кроссворды по теме, проектор, локальная сеть с выходом в Интернет,

Источники информации

Н. Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011  

 

Организационная структура урока

№ п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие класса.

Контроль отсутствующих.

Проверка готовности обучающихся к уроку, с учетом техники безопасности в кабинете информатики.

Пожелание хорошего рабочего настроения.

Приветствуют друг друга и присутствующих на уроке.

Организация рабочего места

3

2.

Актуализация знаний

3, 1

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент видеоролика.

Посмотрев видеоролик.

Давайте теперь сравним общие признаки человека и компьютера.

Сравним функциональные возможности.

Как вы думаете компьютер может быть инфицирован?

Приходилось ли Вам встречаться с этой проблемой в процессе эксплуатации компьютера?

Просматривают видеоролик.

И участвуют в обсуждение.

4

3.

Теоретическая часть

1, 5

Сегодня мы с Вами познакомимся с темой урока «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Данные сведения пригодятся для безопасной работы в Интернете, с любыми носителями информации. Тем самым они помогут правильно работать с антивирусными программами.

Для знакомства с этим понятием открываем информационный модуль «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

А может ли компьютер заразится вирусом?

Каким должен быть этот вирус по вашему представлению?

Изучают теоретический материал с помощью ЭОР, по мере знакомства с новым материалом делают записи в своих тетрадях. Смотрят демонстрационный материал и зарисовывают с данными.

17

  1. Понятие «компьютерный вирус». Давайте подведем итог, что компьютер может заразиться вирусами, только компьютерными. Это название пришло из биологии именно по признаку способности к самозаражению. Вирусы представляют собой небольшие вредоносные программы, которые запускаются на компьютере без ведома его владельца и могут выполнять различные нежелательные действия. При этом вирусы могут быть как почти безвредными, так и весьма неприятными.

Просматриваем слайд №2 дается определение «компьютерный вирус».

Записывают определения: компьютерный вирус, классификация вирусов.

  1. Рассмотрим основные признаки проявления вирусов слайд №3.

  1. История появления компьютерных вирусов.

Первые вирусы появились, еще на заре эпохи ЭВМ и они не всегда были вредоносными.

В конце 60-х в лаборатории Xerox была создана специальная программа, являющаяся прообразом современных вирусов, которая самостоятельно путешествовала по локальной вычислительной сети и проверяла работоспособность включенных в них устройств.

В последующем программы-вирусы стали разрабатываться со злым умыслом. Однако некоторые компании специально инфицировали  компьютеры конкурентов, чтобы таким образом шпионить за ними или вывести из строя их информационные системы.

Необходимо знать, что ни один из вирусов не способен вывести из строя комплектующие компьютеры.

Некоторые вирусы способны уничтожить информацию на жестком диске, что приводит к повреждению ОС и приложений.

  1. Создатели компьютерных вирусов.

Давайте узнаем, кто же занимается созданием вредоносных программ?

Таких людей называют «Вирьмейкеры». Созданием вирусов занимаются одиночки, они могут быть профессиональными программистами, и исследователи, и студенты, начинающие изучать программирование.

  1. Классификации вирусов.

Существует несколько видов классификации  вредоносных программ. (Слайд 5)

Смотрят демонстрацию и записывают классификацию вирусов

6. Профилактика появления компьютерных вирусов

2

  1. Антивирусные программы.

 Особое место в этом списке занимают программные средства защиты - антивирусные программы.

К какому виду ПО они относятся? (Системному ПО)

Рассмотрим несколько типов антивирусных программ, различающихся способами выполняемыми функциями.

Сделаем вывод, что ни один тип антивирусных программ по отдельности не дает полной защиты от вирусов. Поэтому современные антивирусные программы работают в паре и не «конфликтуют между собой».

Записывают определение:

антивирусная программа

4.

Закрепление материала

7

Для закрепления полученных знаний выполняют практическую работу за компьютером.

Проверяют подготовленный электронный материал на наличие зараженного документа или носителя.  

8

5.

Рефлексия

6

Подведение итогов урока выставление оценок за работу на уроке.

  1. Что вы узнали на уроке?
  2. Какие виды вирусов существуют?
  3. Что необходимо предпринять для борьбы с ними?

Проверим ваши знания на примере разгадывания кроссворда по нашей теме.

Коллективно участвуют в решении кроссворда применяя полученные знания.

8

6.

Домашнее задание

Домашнее задание: §2.7.

  1. Вам необходимо дома заполнить Следующую таблицу и выслать на электронную почту.

Тип вируса

Источник заражения

Объект заражения

Последствия заражения

Загрузочный

Файловый

Макро-вирусы

Сетевые

  1. Подготовить презентацию по следующим темам и отправить по эл. почте:

2.1. История создания и развития компьютерных вирусов.

2.2. Основные типы вирусных программ.

2.3. Обзор антивирусных программ.

2.4. Особенности антивирусных программ.  

Записывают домашнее задание.

5

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные программы

        ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, текст, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Анимация

Презентация

http://infourok.ru/prezentaciya-k-otkritomu-uroku-virusi-i-antivirusnie-progammi-646316.html

2

Информация по профилактики компьютерных вирусов

Анимация

Текст

http://infourok.ru/pamyatka-po-profilaktiki-kompyuternih-virusov-646336.html

3

Видеоролик «Вирусы и человек»

Видео файл

Видео фрагмент

Flash-носитель

4.

Памятка «Основные меры по защите компьютера от заражения вирусами»

Текст

Текст

5.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС) информационного характера

Описательный текст, информационный модуль

http;//fcior.edu.ru/card/28675/kompyuternye-virusy-i-antivirusnye-programmy.html

6.

Кроссворд

Текст

Текст

http://spisok-literaturi.ru/cross/crossword-po-predmety-informatika-na-temu-virusyi-i-antivirusnyie-sistemyi-058fead.html

7.

Практическая работа

Текст

Текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Вирусы и антивирусные программы"

презентация к уроки вирусы и антивирусные программы...

Конспект урока по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них"

Конспект урока по информатике в 11 классе по теме: "Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них". Урок-семинар....

Урок "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" (8 класс)

Урок "Компьютерные вирусы и антивирусные программы" (8 класс)...

Урок информатики в 8 классе "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Сценарий урока информатики для восьмого класса, на котором изучаются компьютерные вирусы и методы борьбы с ними. В процессе изучения компьютерных вирусов учащиеся сравнивают их с биологическими вируса...

Урок "Вирусы и антивирусные программы" 11 класс

Тип урока: изучение и закрепление материалаВид: комбинированный урокТехнология: личностно-ориентированнаяОборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным...

Презентация к уроку "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Презентация к уроку "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"...

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Антивирусная профилактика компьютера.

Задачи:Обучающая – дать представление о видах существующих вирусов, путях их распространения, мерах предосторожности при работе с чужими файлами, научить пользоваться современной антивирусной пр...