Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике"
элективный курс по информатике и икт (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса разработана для 11 класса по подготовке к ЕГЭ по информатике, расчитана на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Старошайговского муниципального района Республики Мордовия
Рабочая программа элективного курса
"Подготовка к ЕГЭ по информатике"
в 11 классе
Автор: И.В. Ивановичева, учитель информатики первой квалификационной категории
2015 г.
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ является востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий.
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике ;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по информатике;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повторение курса информатики;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по информатике;
- активизация познавательной деятельности школьников;
- повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
Основное содержание
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Математические основы информатики | 7 | ||
2-3 | Кодирование информации | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
4 | Системы счисления | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
5-6 | Основы логики | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
7 | Моделирование | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
8 | Решение заданий по теме «Математические основы информатики» | тренинг | 1 |
Тема 2. Алгоритмизация и программирование | 8 | ||
9-10 | Исполнение алгоритмов | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
11-12 | Программирование | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
13-16 | Решение заданий по программированию с развернутым ответом | тренинг | 4 |
Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии | 10 | ||
17-18 | Файловые системы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
19-20 | Обработка графической информации | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
21-22 | Цифровое кодирование звука | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
23 | Обработка информации в электронных таблицах | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Базы данных | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
25 | Телекоммуникационные технологии | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
26 | Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии» | тренинг | 1 |
27-28 | Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов. | тренинг | 2 |
29-30 | Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части. | тренинг | 2 |
31-34 | Итоговое тестирование. | Тестирование в формате ЕГЭ (пробный экзамен) | 4 |
Итого: | 34 |
Содержание
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по информатике.
Требования к ЕГЭ по информатике. Знакомство с демоверсией по информатике Федерального института педагогических измерений 2015.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по информатике – 2015.
Тема 1. Математические основы информатики (7 ч.)
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 ч.)
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (10 ч)
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.
Тема 4. Решение заданий базового и повышенного уровней сложности разных типов (2 ч)
Решение КИМов.
Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части (2 ч)
Решение КИМов.
Итоговое тестирование (4ч.). Решение КИМов.
Список литературы
- ЕГЭ-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
- ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.
- ЕГЭ-2014. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2013.
- ЕГЭ-2014. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2013.
- Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.
Интернет-ресурсы
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Список учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, рекомендованных ФИПИ
- ЕГЭ-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
- ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.
- ЕГЭ-2014. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2013.
- ЕГЭ-2014. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2013.
- Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.
Список пособий для учителя
- ГромковичЮ. Теоретическая информатика. – СПб.: БХВ, 2010.
- КирюхинВ.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике.– М.: Бином.Лаборатория знаний, 2011.
- Электронный журнал "Информатика" издательского дома "1 сентября"
- Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Электронный ресурс], 2005г. URL-доступ: http://window.edu.ru/
- Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. [Электронный ресурс], URL-доступ: http://iite.unesco.org.
- Персональные данные. Неприкосновенность частной жизни[Электронный ресурс], URL-доступ:http://rkn.gov.ru
- Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ:http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc
- Л.Рождественская. Функциональное чтение[Электронный ресурс], URL-доступ: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
Список пособий для обучающихся
- АсмоловА.Видео уроки. Подготовка к ЕГЭ. (URL-доступ: http://dubna-it.ru/)
- КазиевВ.М. Задачи и тесты. – М.: Просвещение, 2007.
- КазиевВ.М. Информатика в примерах и задачах. – М.: Просвещение, 2007.
- МакароваН.В. Подготовка к ЕГЭ, СПб.: Питер, 2011.
- ШауцуковаЛ. З. Информатика. (URL-доступ:http://book.kbsu.ru/theory/)
- ШахмейстерА.Х. Комбинаторика. Статистика. Вероятность. – М.: МЦНМО, 2012.
- ШеньА. Программирование. Теоремы и задачи. – М.: МЦНМО, 2011.
Список электронных ресурсов
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://fcior.edu.ru/
- Подборка задач с решениями и указанием уровня сложности:
URL-доступ: http://www.problems.ru/
- Программно-методическое обеспечение профильного обучения по информатике URL-доступ: http://profil-ikt.narod.ru/inform/urok1.htm
- Методическая копилка учителя информатики http://metod-kopilka.ru/page-test.html
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе URL-доступ: http://www.klyaksa.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...
Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по информатике
Подготовка к ЕГЭ по информатике...
Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по информатике"
Программа подготовки к итоговой аттестации по информатике в основной школе...
Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по информатике"
Программа подготовки к итоговой аттестации по информатике в основной школе...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет основной курс предмета для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...
Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике, 9 класс
Элективный курс по информатике предназначен для обучающихся 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки (...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике"
Прогрaммa курсa ориентировaнa нa системaтизaцию знaний и умений по курсу информaтики и информaционно-коммуникaционных технологий (ИКТ) для подготовки к госудaрственной итоговой aттестaции по информaти...