Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике"
элективный курс по информатике и икт (11 класс) на тему

Ивановичева Ирина Вячеславовна

Рабочая программа элективного курса разработана для 11 класса по подготовке к ЕГЭ по информатике, расчитана на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новотроицкая  средняя общеобразовательная школа»

Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Рабочая программа элективного курса

"Подготовка к ЕГЭ по информатике"

в 11 классе

Автор: И.В. Ивановичева,                                                                                                       учитель информатики первой квалификационной категории

2015 г.

Пояснительная записка

         В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по информатике в форме ЕГЭ  является востребованным.                                                                                                

        Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по информатике» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ.   В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий.

         Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по информатике" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике ;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по информатике;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по информатике.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ;  повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

           Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Задачи курса: 

- повторение курса информатики;

- формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;

 - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по информатике;  

-   активизация познавательной деятельности школьников;

- повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

Основное содержание

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1

Введение. Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году

Лекция с элементами беседы

1

Тема 1.  Математические основы информатики

7

2-3

Кодирование информации

Лекция с элементами беседы, практическая работа

2

4

Системы счисления

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

1

5-6

Основы логики

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

2

7

Моделирование

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

1

8

Решение заданий по теме «Математические основы информатики»

тренинг

1

Тема 2.  Алгоритмизация и программирование

8

9-10

Исполнение алгоритмов

Лекция с элементами беседы,

   практическая работа

2

11-12

Программирование

Лекция с элементами беседы,

  практическая работа

2

13-16

Решение заданий по программированию с развернутым ответом

 тренинг

4

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии

10

17-18

Файловые системы

Лекция с элементами беседы,

  практическая работа

2

19-20

Обработка графической информации

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

2

21-22

Цифровое кодирование звука

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

2

23

Обработка информации в электронных таблицах

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24

Базы данных

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

25

Телекоммуникационные технологии

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

26

Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии»

тренинг

1

27-28

Тема 4. Решение заданий  базового и повышенного уровней сложности разных типов.

тренинг

2

29-30

Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части.

тренинг

2

31-34

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ (пробный экзамен)

4

Итого:

34

Содержание

Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по информатике в данном учебном году

        Организация и методика подготовки к ЕГЭ по информатике.

Требования к ЕГЭ по информатике. Знакомство с демоверсией по информатике Федерального института педагогических измерений 2015.

 Кодификатор и спецификация  ЕГЭ по информатике – 2015.

Тема 1.  Математические основы информатики (7 ч.)

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

         

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Тема 2.  Алгоритмизация и программирование (8 ч.)

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

      Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

 

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (10 ч)

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

Тема 4. Решение заданий  базового и повышенного уровней сложности разных типов (2 ч)

Решение КИМов.

Тема 5. Решение заданий высокого уровня сложности части (2 ч)

Решение КИМов.

Итоговое тестирование  (4ч.).    Решение КИМов.

Список литературы

  1. ЕГЭ-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
  2.  ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.
  3. ЕГЭ-2014. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2013.
  4. ЕГЭ-2014. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2013.
  5. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Интернет-ресурсы

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                      

        Список учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, рекомендованных ФИПИ

  1. ЕГЭ-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
  2.  ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.
  3. ЕГЭ-2014. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2013.
  4. ЕГЭ-2014. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2013.
  5. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Список пособий для учителя

  1. ГромковичЮ. Теоретическая информатика. – СПб.: БХВ, 2010.
  2. КирюхинВ.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике.– М.: Бином.Лаборатория знаний, 2011.
  3. Электронный журнал "Информатика" издательского дома "1 сентября"
  4. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Электронный ресурс], 2005г. URL-доступ: http://window.edu.ru/
  5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации   ЮНЕСКО.  [Электронный ресурс], URL-доступ: http://iite.unesco.org.
  6. Персональные данные. Неприкосновенность частной жизни[Электронный ресурс], URL-доступ:http://rkn.gov.ru
  7. Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ:http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc
  8. Л.Рождественская. Функциональное чтение[Электронный ресурс], URL-доступ: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

Список пособий для обучающихся

  1. АсмоловА.Видео уроки. Подготовка к ЕГЭ. (URL-доступ: http://dubna-it.ru/)
  2. КазиевВ.М. Задачи и тесты. – М.: Просвещение, 2007.
  3. КазиевВ.М. Информатика в примерах и задачах. – М.: Просвещение, 2007.
  4. МакароваН.В. Подготовка к ЕГЭ, СПб.: Питер, 2011.
  5. ШауцуковаЛ. З. Информатика. (URL-доступ:http://book.kbsu.ru/theory/)
  6. ШахмейстерА.Х. Комбинаторика. Статистика. Вероятность. – М.: МЦНМО, 2012.
  7. ШеньА. Программирование. Теоремы и задачи. – М.: МЦНМО, 2011.

Список электронных ресурсов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://school-collection.edu.ru/
  2. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов  URL-доступ: http://fcior.edu.ru/
  3. Подборка задач с решениями и указанием уровня сложности:

URL-доступ: http://www.problems.ru/

  1. Программно-методическое обеспечение профильного обучения по информатике URL-доступ: http://profil-ikt.narod.ru/inform/urok1.htm
  2. Методическая копилка учителя информатики  http://metod-kopilka.ru/page-test.html
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе URL-доступ: http://www.klyaksa.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по информатике"

Программа подготовки к итоговой аттестации по информатике в основной школе...

Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по информатике"

Программа подготовки к итоговой аттестации по информатике в основной школе...

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике, 9 класс

Элективный курс по информатике предназначен для обучающихся 9-х классов, завершающих освоение основной образовательной программы основного общего образования и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки (...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по информатике"

Прогрaммa курсa ориентировaнa нa системaтизaцию знaний и умений по курсу информaтики и информaционно-коммуникaционных технологий (ИКТ) для подготовки к госудaрственной итоговой aттестaции по информaти...