РП по информатике 5 класс (ФГОС ООО)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
-учебник: Информатика, 5 класс, (ФГОС) Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний 2013;
-рабочая тетрадь, информатика 5 класс (ФГОС), 2-е издание, Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2014;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В учебном плане МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» 1 час (35 часов в год) дан из части формируемой участниками образовательных отношений. Программа составлена на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike_5_klass_fgos_ooo.docx | 73.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Борковская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла. Протокол №1 от 26.08.2015г. Руководитель МО _____________ Барсова М.И. | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08. 2015г. Председатель педсовета _________ Урывко И.А. | Введено в действие. Приказ №1-81 от 31.08.2015г. Директор школы ______________ Урывко И.А. |
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
5 классе
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель информатики и ИКТ
первой категории Переверзева Лариса Евгеньевна
2015г
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденный приказом № 1897 от 17.12.2010г
3. Фундаментальное ядро содержания начального общего и основного общего образования.
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.
7. Примерных программ по учебным предметам. Информатика. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. (Стандарта второго поколения).
8. Авторской программы для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы по информатике (ФГОС), Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
9. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г
10.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
-учебник: Информатика, 5 класс, (ФГОС) Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний 2013;
-рабочая тетрадь, информатика 5 класс (ФГОС), 2-е издание, Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2014;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В учебном плане МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» 1 час (35 часов в год) дан из части формируемой участниками образовательных отношений. Программа составлена на 2015-2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденный приказом № 1897 от 17.12.2010г
3. Фундаментальное ядро содержания начального общего и основного общего образования.
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.
7. Примерных программ по учебным предметам. Информатика. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. (Стандарта второго поколения).
8. Авторской программы для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы по информатике (ФГОС), Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
9. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г
10.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
-учебник: Информатика, 5 класс, (ФГОС) Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний 2013;
-рабочая тетрадь, информатика 5 класс (ФГОС), 2-е издание, Л.Л.Босова, А.Ю Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2014;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В учебном плане МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» 1 час (35 часов в год) дан из части формируемой участниками образовательных отношений. Программа составлена на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа для 5-го класса по информатике составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО, (приказ МО РФ от17.12.2010 №1897) , Федерального БУП для образовательных учреждений РФ; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Данная авторская программа включает весь необходимый теоретический материал по информатике, отличающийся простотой и доступностью изложения материала. В программе предусматривается выполнение компьютерного практикума, который помогает не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться работать на компьютере, применять практические навыки в повседневной жизни. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
\
Цели изучения информатики в 5 классе:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- - развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- - воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
В этой связи на этапе школьного образования ставится задача достижения новых образовательных результатов, под которыми понимается:
- развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
- формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
- формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Современный период общественного развития характеризуется интенсивным становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
В этой связи на этапе школьного образования ставится задача достижения новых образовательных результатов, под которыми понимается:
- развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
- формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
- формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Цели изучения информатики в 5 классе:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа предусматривает возможность изучения курса «Информатика» в объеме 35 часов в год (1 учебный час в неделю), столько же отводится на изучение информатики в учебном плане МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа из части формируемой участниками образовательных отношений.
Таблица соответствия распределения часов по темам в
авторской и рабочей программы
№ | Название темы | ||||
Авторская программа 5 класс | Рабочая программа 5кл класс | Примечание | |||
1 | Информация вокруг нас | 12 | 12 | ||
2 | Компьютер | 7 | 7 | ||
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 8 | ||
4 | Компьютерная графика | 6 | 8 | Добавлены 2ч из резерва | |
5 | Создание мультимедийных объектов | ||||
6 | Объекты и системы | ||||
7 | Информационные модели | ||||
8 | Алгоритмика | ||||
9 | Резерв | 2 | 0 | ||
Итого: | 35 | 35 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
5 класс | |||
1 | Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса | Тематический контроль | Интерактивное тестирование или тестирование по опросному листу |
2 | Информация и информационные процессы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование или тестирование по опросному листу |
3 | Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | Тематический контроль | Интерактивное тестирование или тестирование по опросному листу |
4 | Информационные процессы и информационные технологии | Итоговый контроль | Интерактивное тестирование или тестирование по опросному листу |
5 | Планирование последовательности действий. Создание анимации | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Раздел 1. Введение в информатику
Ученик научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Ученик получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
- научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Ученик научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
Ученик получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Ученик научится:
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
- систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Практические работы:
Практическая работа №1. «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа №2. «Вспоминаем приёмы управления компьютером».
Практическая работа №3. «Создаём и сохраняем файлы».
Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №5. «Вводим текст».
Практическая работа №6. «Редактируем текст».
Раздел 2. Компьютер
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Практические работы:
Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №8. «Форматируем текст».
Практическая работа №9. «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2).
Практическая работа №9. «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4).
Практическая работа №10. «Строим диаграммы».
Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора».
Раздел 3.Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Практические работы:
Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №14. «Создаём списки».
Практическая работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет».
Практическая работа №16.«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
Раздел 4. Компьютерная графика.
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Практические работы:
Практическая работа №17. «Создаём анимацию» (задание 1).
Практическая работа №17. «Создаём анимацию» (задание 2).
Практическая работа №18. «Создаём слайд-шоу».
Раздел 5. Обобщающее повторение
2ч из этого раздела добавлены в раздел 4 на
Повторение и закрепление изученного материала за курс информатики 5 класса 1 час и Защиту мини-проекта 1 час
Практическая часть:
№ | Виды работ | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
1 | Контрольная работа или контрольное тестирование | 1 | - | 1 | 2 | |
2 | Практическая работа | 4 | 6 | 6 | 2 | 18 |
Учебно-тематический план
5 класс 35 часов (1 час в неделю)
№ | Содержание | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Информация вокруг нас | 12 | 10 | 2 |
2 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 2 | 6 |
4 | Компьютерная графика | 6 | 1 | 5 |
5 | Обобщающее повторение | 2 | 2 | |
Итого | 35 | 17 | 18 |
Календарно-тематическое планирование для учебного предмета «Информатика » 5 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Результаты обучения (УУД), 4 вида | Содержание деятельности обучающихся | Дата плани руемая | Дата факти ческая | Примечание |
Информация вокруг нас | 12 | Аналитическая деятельность: -приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; -приводить примеры информационных носителей; -классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; -разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; -определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. Практическая деятельность: -кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; -работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); -осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); -сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; -систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; -вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор; -преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; -решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах. | |||||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | 1 | Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Техника безопасности и ОРМ. | ||||
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. | ||||
3 | Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру | 1 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | ||||
4 | Управление компьютером. Вспоминаем приѐмы управления компьютером | 1 | Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. | ||||
5 | Хранение информации | 1 | Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. | ||||
6 | Передача информации | 1 | Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. | ||||
7 | Электронная почта | 1 | Электронная почта. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. | ||||
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. | ||||
9 | Метод координат | 1 | Способы размещения информации методом координат. Метод координат. | ||||
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | Формы представления информации. Текст как форма представления информации. | ||||
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста | 1 | Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. | ||||
12 | Редактирование текста | 1 | Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Проверка правописания, расстановка переносов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов | ||||
Компьютер | 7 | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
-соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | |||||
13 | Работаем с фрагментами текста | 1 | Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. | ||||
14 | Форматирование текста | 1 | Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). | ||||
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц | 1 | Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. | ||||
16 | Табличное решение логических задач | 1 | Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. | ||||
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 | Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. | ||||
18 | Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере | 1 | Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. | ||||
19 | Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | 1 | Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. | ||||
Подготовка текстов на компьютере | 8 | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
-создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. | |||||
20 | Преобразование графических изображений | 1 | Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. | ||||
21 | Создание графических изображений | 1 | Создание графических изображений. Устройства ввода графической информации. | ||||
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 | Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | ||||
23 | Списки – способ упорядочивания информации | 1 | Упорядочивание информации. Написание информации в списках | ||||
24 | Поиск информации | 1 | Поиск информации. Получение новой информации. | ||||
25 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | Код, кодирование информации. Способы кодирования информации, изменение формы представления информации | ||||
26 | Преобразование информации по заданным правилам | 1 | Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. | ||||
27 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | Преобразование информации путем рассуждений. | ||||
Компьютерная графика | 6 | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
-создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. | |||||
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах | 1 | Разработка плана действий и его запись. Задачи на переправы. | ||||
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. | ||||
30 | Создание движущихся изображений | 1 | Мультимедийная презентация. | ||||
31 | Создание анимации по собственному замыслу | 1 | Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. | ||||
32 | Создание итогового мини-проекта | 1 | Работа над мини-проектом по заданной теме | ||||
33 | Повторение и закрепление изученного материала за курс информатики 5 класса. | 1 | Подготовка к итоговому тестированию. Повторение материала за курс информатики 5 класса. | Час взят из резерва | |||
34 | Итоговое тестирование | 1 | Написание итогового теста за курс информатики 5 класса | ||||
35 | Защита мини-проекта | 1 | Защита подготовленных обучающимися мини-проектов по заранее выбранным темам. | Час взят из резерва | |||
Итого | 35 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методическая литература.
- 1. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Электронный журнал
Медиаресурсы для учащихся.
1.Информатика 5 класс. В помощь учителю и ученикам. 1 Диск.VIDEOUROKI. 2014,ООО «КОМПЭДУ».
2.Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 2 класс ФГОС
Рабочая программа поинформатике 2 класса Н.В.Матвеева по ФГОС...
Рабочая программа по информатике и ИКТ .5 класс.ФГОС
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс , в соответствии ФГОС 2 поколения по учебнику Л.Л.Босова , 2013 -2014 уч.год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса. ФГОС
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса на основе авторской программы Босовой Л.Л. ФГОС....
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике 6 класс. (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе ФГОС...
конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"
конспект урока по информатики "Обработка текстовой и графической информации"...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...