Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Рабочая программа состоит из трех основных разделов:

  1.  Информационная картина мира.
  2. Программное обеспечение информационных технологий.
  3. Техническое обеспечение информационных технологий

   Необходимость создания рабочей программы вытекает из того, что примерные программы под редакцией Н.В. Макаровой рассчитаны на 204 часа (3 года по 2 часа или 2 года по 3 часа) или 136 часов (2 года по 2 часа). В наших условиях базовый учебный план предусматривает 1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе, таким образом, всего 102 часа. Дерево образовательного процесса базового курса требует корректировки исходя из условий региона. Поэтому в 8 классе 1 час взят из школьного компонента и добавлен в качестве урока к базовому учебному плану (т.е к федеральному компоненту).  И в  рабочей программе количество часов стало  по 68 в 8 и 9 классах, как и в авторской программе Н.В. Макаровой. В соответствии с положением о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» данная программа 2 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_ikt_na_2015-16uch_g.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение         «Борковская основная общеобразовательная школа»                       Суджанского района Курской области

Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла. Протокол №1 от_26.08.2015г.

Руководитель МО _____________ Барсова М.И.

Утверждено на заседании  педагогического совета Протокол №1 от 31.08. 2015г.

Председатель педсовета _________  Урывко И.А.

Введено в действие.

 Приказ № 1-81 от 31.08.2015г.

Директор школы ______________ Урывко И.А.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

для 8-9 классов

на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель информатики и ИКТ

Переверзева Лариса Евгеньевна

с.Борки

АННОТАЦИЯ

  Рабочая  программа  по учебному предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе следующих нормативно-правовых  документов:

1.  Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.

7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189   «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2 2821-10  «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

8. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);

9. Авторская программа. Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5-11 класс», 2-е издание. – Питер, 2010

10. Основная образовательная программа основного общего образования  для  6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г

11 .Положение о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное  приказом № 88а от 01.09.2010 года.

              Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Информатика и ИКТ. Учебник  8-9  под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

Программа рассчитана на двухлетнее сокращенное обучение, основной (базовый) курс (8-9 классы) (без начального уровня) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ обучащимися 8-9 классов в течение 136 часов (68часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе) согласно учебному плану МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» (в том числе в VIII классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю (1 час из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения) и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю (2 часа из федерального компонента)).

Курс по Информатике и ИКТ состоит из трех основных разделов:

  1.  Информационная картина мира.
  2. Программное обеспечение информационных технологий.
  3. Техническое обеспечение информационных технологий

Пояснительная записка

  Рабочая  программа  по учебному предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе следующих нормативно-правовых  документов:

1.  Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.

7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189   «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2 2821-10  «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

8. Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);

9. Авторская программа. Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ 5-11 класс», 2-е издание. – Питер, 2010

10. Основная образовательная программа основного общего образования  для  6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г

11 .Положение о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное  приказом № 88а от 01.09.2010 года.

              Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Информатика и ИКТ. Учебник  8-9  под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

В связи с тем, что данную дисциплину можно преподавать по разным схемам и маршрутам (в соответствии с авторской программой Н.В. Макаровой) в зависимости от возможностей школы выбран  IV вариант распределения. Программа рассчитана на двухлетнее сокращенное обучение, основной (базовый) курс (8-9 классы) (без начального уровня) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ обучащимися 8-9 классов в течение 136 часов (68часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе) согласно учебному плану МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» (в том числе в VIII классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю (1 час из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения) и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю (2 часа из федерального компонента)).  Программа составлена на 2015-2016 учебный год.

  Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс состоит из трех основных разделов:

  1.  Информационная картина мира.
  2. Программное обеспечение информационных технологий.
  3. Техническое обеспечение информационных технологий

   Необходимость создания рабочей программы вытекает из того, что примерные программы под редакцией Н.В. Макаровой рассчитаны на 204 часа (3 года по 2 часа или 2 года по 3 часа) или 136 часов (2 года по 2 часа). В наших условиях базовый учебный план предусматривает 1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе, таким образом, всего 102 часа. Дерево образовательного процесса базового курса требует корректировки исходя из условий региона. Поэтому в 8 классе 1 час взят из школьного компонента и добавлен в качестве урока к базовому учебному плану (т.е к федеральному компоненту).  И в  рабочей программе количество часов стало  по 68 в 8 и 9 классах, как и в авторской программе Н.В. Макаровой. В соответствии с положением о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» данная программа 2 вида.

Общая характеристика учебного предмета.

   Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель системы и информационные основы управления.

   Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Учебный процесс будет организован таким образом, что бы выдерживалась приблизительно равная пропорция между временем, отводимым на изучение теоретического и практического материала в некомпьютерном классе (50%) и на практическую работу на компьютере (50%). В тематическом плане предусмотрены часы на самостоятельную работу обучающихся, которую рекомендуется контролировать т.к при двухгодичном сокращенном обучении (вариант 4) на освоение курса выделяется существенно меньше времени, чем при трехгодичном.

   Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры.

   Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим.

   Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним  из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах.

Цели: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
  • формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

   Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах.

   Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы или тестирования. Критерием оценки соответствия авторской программы по информатике и ИКТ Государственному образовательному стандарту по учебному предмету «Информатика и ИКТ» может служить анализ предлагаемого содержания обучения с точки зрения выполнения требований к уровню подготовки выпускника школы, которые представлены в нем в следующем виде: «В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне обучающийся должен:

знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства…»

Содержание образовательной программы 8 класс

Раздел 1. Информационная картина мира  (15 часов).

Введение в предмет информатики. Понятие информации. Восприятие информации. Свойства информации.  Представление информации. Языки. Кодирование информации. Информация. Измерение информации. Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Информационная деятельность человека: сбор, обработка, передача и хранение информации. Понятие процесса. Информационные процессы в обществе и живой природе.  Роль информации в жизни людей. Информационные процессы в технике. Компьютер – средство информационной технологии. Информационные основы управления. Представление об объектах окружающего мира. Информационная модель объекта.

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий (41 час).

Основы алгоритмизации. Представление о программе. Системная среда Windows. Прикладная среда графического редактора Paint. Прикладная среда текстового процессора Word. Области применения компьютерной графики. Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Интерфейс графических редакторов. Преобразование и создание изображений

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий (8 часов)

Компьютер как средство обработки информации. Условия безопасной эксплуатации компьютера. Представление о микропроцессоре.  Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Принципы организации памяти компьютера. Устройства ввода информации. Классификация устройств. Устройства вывода информации. Классификация устройств. Взаимодействие устройств компьютера. Понятие об архитектуре компьютера. История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

Зачетные занятия – 4 часа. 

        

Содержание образовательной программы 9 класс

Раздел 1. Информационная картина мира  (17 часов).

Основные этапы моделирования. Моделирование в среде графического редактора. Моделирование в среде текстового процессора. Основы классификации (объектов). Классификация моделей.

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий (40 часов).

Классификация программ. Основы алгоритмизации. Общая характеристика прикладной среды. Прикладная среда табличного процессора Excel. Система управления базой данных Access. Коммуникации в глобальной сети Интернет.

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий (7 часов)

Взаимодействие устройств компьютера. Логические основы построения компьютера.

Зачетные занятия – 4 часа. 

Тематическое распределение количества часов в 8 классе по информатике и ИКТ

Разделы, темы

Количество часов

Количество контрольных, практических работ, тестов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Информационная картина мира

15

15

0

2

Программное обеспечение информационных технологий

41

41

27

3

Техническое обеспечение информационных технологий (часть)

8

8

0

5

Итоговое повторение и контроль

4

4

2

Итого

68

68

29

Тематическое распределение количества часов в 9 классе по информатике и ИКТ

Разделы, темы

Количество часов

Количество контрольных, практических работ, тестов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Информационная картина мира

17

17

10

2

Программное обеспечение информационных технологий

40

40

28

3

Техническое обеспечение информационных технологий (часть)

7

7

0

5

Итоговое повторение и контроль

4

4

2

Итого

68

68

40

Требования к уровню подготовки обучающихся.         

В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся должен: 

8 класс знать/понимать

  • понятие информации и её основные виды:
  • виды информационной деятельности;
  • формы представления информации;
  • назначение языка, кода и кодирование информации;
  • понятие информационного процесса
  • роль технических устройств;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • понятие объекта управления и структуру систем управления;
  • понятие объекта и его свойств;
  • понятие о параметре, действии и среде существования объекта;
  • понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;
  • понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;
  • типовую систему информационной системы;
  • виды классификаций объектов;
  • основные этапы моделирования;
  • понятие о компьютерном конструировании;
  • технологию работы в среде графического редактора;

уметь

  • определять информационный объем любого текста;
  • кодировать текст каким – либо способом;
  • приводить примеры информационной деятельности;
  • приводить примеры носителей информации;
  • шифровать фразы с помощью ключа;
  • приводить примеры информационных процессов;
  • выделять объект управления и управляющее воздействие;
  • выделять объекты из окружающего мира;
  • перечислять действия, характеризующие объект;
  • представлять сведения об объекте в виде таблицы;
  • приводить примеры материальных моделей;
  • приводить примеры нематериальных моделей;
  • приводить примеры системы;
  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
  • создавать информационные модели и преобразовывать ее в компьютерную модель;
  • проводить моделирование в среде графического редактора;

Требования к уровню подготовки обучающихся.         

В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся должен: 

9 класс знать/понимать

  • основные свойства алгоритма;
  • типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  • понятие вспомогательного алгоритма;
  • стадии разработки алгоритма;
  • понятие программы и программного обеспечения;
  • отличие программы от алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
  • области применения моделирования объектов и процессов;
  • Использование моделей для решения задач

уметь

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • классифицировать программы;
  • просматривать информацию о файлах и папках;
  • выполнять стандартные действия разными способами;
  • открывать и редактировать текстовый документ;
  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
  • представлять числа в различных системах счисления;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Тематическое планирование учебного материала

8 класс  68 часов (2 часа в неделю)

Номер темы в учебнике [5], практикуме [6], задачнике [7],

программе [1]

Название темы 

Количество часов 

Занятия в классе 

самостоятельная  работа 

Все- 

го 

Некомпьютерном (теория + практика) 

Компьютерном (практика) 

Учебник 

Практикум 

Задачник 

Программа 

8-й класс

Часть 1. Информационная картина мира

1,2

1.1,1.2

Понятие об информации. Представление информации

1

1

2

3

1.3

Информационная деятельность человека

1

1

1

4

1.4

Информационные процессы

1

1

         

1

5

1.5

Информационные основы процессов управления

2

2

1

6

1.6

Представление об объектах окружающего мира

4

4

5

7.1-7.3

1.7

Информационная модель объекта

6

6

3

Итого по части 1: 

15

15

_

13

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

12

8.1-8.2

2.1

Основы алгоритмизации

6

6

5

13.1-13.3

2.2

Представление о программе

3

3

1

14

1

2.3

Системная среда Windows

12

2

10

б

2

2.5

Прикладная среда графического редактора Paint

8

1

7

б

3

2.6

Прикладная среда текстового процессора Word

12

2

10

9

Итого по части 2: 

41

14

27

27

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий

16

Компьютер как средство обработки информации

1

1

         

17

3.1

Представление о микропроцессоре

1

1

1

18

3.2

Устройства памяти

2

2

1

19

3.3

Устройства ввода информации

1

1

1

20

3.4

Устройства вывода информации

1

1

1

24, 28

3.9

История развития компьютерной техники

1

1

1

25-27

3.10

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

1

1

3

Итого по части 3: 

8

8

8

Зачетные занятия

4

2

2

4

Итого за учебный год:

68

39

29

52


Тематическое планирование учебного материала

9 класс 68 часов (2 часа в неделю)

Номер темы в учебнике [5], практикуме [6], задачнике [7],

программе [1]

Название темы 

Количество часов 

Занятия в классе 

самостоятельная  работа 

Все- 

го 

Некомпьютерном (теория + практика) 

Компьютерном (практика) 

Учебник 

Практикум 

Задачник 

Программа 

9-й класс

Часть 1. Информационная картина мира

11

1.10

Основные этапы моделирования

2

2

1

11

1

1.11

Моделирование в среде графического редактора

8

1

7

6

11

2 

1.12

Моделирование в среде текстового процессора

4

1

3

3

9

1.8

Основы классификации (объектов)

1

1

1

10

1.9

Классификация моделей

2

2

1

Итого по части 1: 

17

7

10

12

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

13.4

2.2

Классификация программ

1

1

1

12

8.3-8.5

2.1

Основы алгоритмизации

5

5

4

15

2.4

Общая характеристика прикладной среды

1

1

1

4

2.7

Прикладная среда табличного процессора Excel

13

3

10

10

5

2.8

Система управления базой данных Access

12

2

10

10

6

2.9

Коммуникации в глобальной сети Интернет

8

8

10

Итого по части 2: 

40

12

28                1

36

Часть 3.Техническое обеспечение информационных технологий

21

3.5

Взаимодействие устройств компьютера

1

1

1

23

3.8

Логические основы построения компьютера

6

6

6

Итого по части 3: 

7

7

7

Зачетные занятия

4

2

2

4

Итого за учебный год:

68

28

40

59

Календарно –тематическое планирование в 8 классе

68 часов (2 часа в неделю)

№ урока

Название темы урока

Количество часов

Дата

Примечание

все-го

теория

прак-тика

плани-руемая

прове-дения

Часть 1. Информационная картина мира      -  15 часов

1

Понятие об информации. Представление информации. Вводный инструктаж.

1

1

0

2

Информационная деятельность человека. Контрольное занятие по теме»Роль информации в деятельности человека»

1

1

0

3

Информационные процессы

1

1

0

Информационные основы процессов управления

2

2

4

Основные понятия процесса управления

1

1

0

5

Классификация систем управления

1

1

0

Представление об объектах окружающего мира

4

4

6

Что такое объект. Свойства и параметры объекта.

1

1

0

7

Параметры объектов. Имя и значение параметров. Состояние объекта

1

1

0

8

Действие как характеристика объекта. Представление о процессе.

1

1

0

9

Среда существования объекта. Контрольное занятие по теме «Представление об объектах окружающего мира»

1

1

0

Информационная модель объекта

6

6

10

Понятие модели.

1

1

0

11

Информационная модель объекта.

1

1

0

12

Примеры информационных моделей объектов

1

1

0

13

Контрольное  занятие по теме «Информационная модель объекта»

1

1

0

14

Информационная модель системы

1

1

0

15

Примеры информационных моделей систем.

Тестирование по теме:

«Информационная картина мира»

1

1

0

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий    -    41 час

Основы алгоритмизации.

6

6

16

Основы алгоритмизации. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. ПТБ на уроках информатики.

1

1

0

17

Формы представления алгоритма..

1

1

0

18

Линейный алгоритм

1

1

0

19

Разветвляющийся алгоритм

1

1

0

20

Стадии создания алгоритма.

1

1

0

21

Контрольное занятие по теме : «Основы алгоритмизации».

1

1

0

Представление о программе

3

3

22

Представление о программе. Исполнитель алгоритма

1

1

0

23

Понятие программы.

1

1

0

24

Подходы к созданию программы

1

1

0

Системная среда Windows.

12

2

10

25

Знакомство со системной средой Windows. ПТБ при работе с компьютером

1

1

0

26

Графический интерфейс. Роль и структура окон.

1

1

27

Освоение основных клавиш клавиатуры на примере набора текста в Блокноте

1

1

28

Информационные объекты Windows: файл и папка.

1

1

29

Действия с файлами

1

1

30

Папка и ее параметры. Работа с программой Проводник

1

1

31

Самостоятельная работа по теме «Действия с файлами и папками»..

1

1

32

Приложение и документ. Запуск приложений.

1

1

33

Совместная работа с несколькими программами. Создание и сохранение документа

1

1

34

Организация обмена данными.

1

1

35

Освоение способов обмена данными

1

1

36

Контрольное занятие по теме: «Системная среда Windows.»

1

1

Прикладная среда графического редактора Paint.

8

1

7

37

Назначение графического редактора Paint. ПТБ при работе с компьютером

1

1

0

38

Векторное графическое изображение.

1

1

39

Растровое графическое изображение

1

1

40

Типовые действия над фрагментом растрового изображения

1

1

41

Инструменты графического редактора

1

1

42

Практическая работа по теме: « Создание и редактирование рисунка»

1

1

43

Практическая работа по теме: «Создание и редактирование рисунка с текстом».

1

1

44

Тест по теме «Прикладная среда графического редактора Paint.»

1

1

Прикладная среда текстового процессора  Word

12

2

10

45

История обработки текстовых документов.  Макет документа. ПТБ при работе с компьютером

1

1

0

46

Интерфейс текстового процессора. Набор и редактирование текста.

1

1

47

Назначение и характеристики текстового процессора.

1

1

48

Форматирование текстового документа. Форматирование символов и абзацев.

1

1

49

Объекты среды, информационные модели объектов

1

1

50

Форматирование документа в целом. Списки, колонки, колонтитулы, сноски.

1

1

51

Типовые действия над объектами среды текстового процессора

1

1

52

Таблицы в текстовом документе. Форматирование таблиц.

1

1

53

Включение в документ графических объектов. Форматирование рисунка

1

1

54

Работа с формулами

1

1

55

Работа с несколькими документами. Обобщение технологических приемов работы в текстовом процессоре.

1

1

56

Контрольное занятие по теме «Создание комплексного документа»

1

1

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий   -    8 часов

57

Компьютер как средство обработки информации

1

1

0

58

Представление о микропроцессоре

1

1

0

Устройства памяти

2

2

59

Устройства памяти

1

1

0

60

Тестирование по теме: «устройства памяти»

1

1

0

61

Устройства ввода информации

1

1

0

62

Устройства вывода информации

1

1

0

63

История развития компьютерной техники

1

1

0

64

Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

1

1

0

Зачетные занятия

4

2

2

65

Повторение. Зачетное занятие по теме : «Информационная картина мира». ПТБ при работе с компьютером.

1

1

66

Повторение. Зачетное занятие по теме: «Программное обеспечение информационных технологий»

1

1

67

Повторение. Зачетное занятие по теме: «Техническое обеспечение информационных технологий».

1

1

68

Итоговый урок.

1

1

Итого за учебный год

68

28

40

Календарно –тематическое планирование в 9 классе

68 часов (2 часа в неделю)

№ урока

Название темы урока

Количество часов

Дата

Примечание

все-го

теория

прак-тика

плани-руемая

прове-дения

Часть 1. Информационная картина мира      -  17 часов

Основные этапы моделирования

2

2

0

1

Место моделирования в деятельности человека. Постановка задачи. Вводный инструктаж

1

1

0

2

Разработка модели. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования.

1

1

0

Моделирование в среде графического редактора

8

1

7

3

Моделирование геометрических операций. ПТБ при работе с компьютером

1

1

4

Моделирование геометрических фигур с заданными свойствами

1

1

5

Конструирование как разновидность моделирования.

1

1

6

Алгоритм совместимых  построения типовых деталей

1

1

7

Конструирование из плоских деталей

1

1

8

Разработка алгоритмов построения геометрических моделей

1

1

9

Конструирование из объемных деталей

1

1

10

Разнообразие геометрических моделей

1

1

Моделирование в среде текстового процессора

4

1

3

11

Моделирование. Моделирование составного документа. ПТБ при работе с компьютером

1

1

12

Структурные модели в текстовом процессоре: деловые документы

1

1

13

Структурные модели в текстовом процессоре: классификация

1

1

14

Структурные модели в текстовом процессоре: алгоритмические модели

1

1

15

Основы классификации (объектов)

1

1

Классификация моделей

2

2

16

Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления.

1

1

17

Инструменты моделирования. Тест по теме: «Информационная картина мира»

1

1

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий      -  40 часов

18

Классификация программ

1

1

Основы алгоритмизации

5

5

19

Циклический алгоритм. Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием

1

1

20

Цикл с известным числом повторений

1

1

21

Цикл с постусловием.

1

1

22

Вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритма.

1

1

23

Тест по теме: «Основы алгоритмизации»

1

1

24

Общая характеристика прикладной среды

1

1

Прикладная среда табличного процессора Excel

13

3

10

25

Общая характеристика табличного процессор. ПТБ при работе с компьютером

1

1

26

Создание и редактирование табличного документа

1

1

27

Представления о формуле и правилах ее записи в электронной таблице

1

1

28

Вычисление по формулам

1

1

29

Использование в формулах встроенных функций

1

1

30

Вычисления с использованием в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок

1

1

31

Логические функции. Использование в вычислениях логических функций

1

1

32

Выполнение расчетов в среде электронных таблиц

1

1

33

Форматирование табличного документа

1

1

34

Объектный подход к диаграмме

1

1

35

Создание и настройка диаграмм

1

1

36

Построение графиков функций. Повторение

1

1

37

Контрольное занятие по теме «Прикладная среда табличного процессора Excel»

1

1

Система управления базой данных Access

12

2

10

38

Представление о базе данных и ее объектах. ПТБ при работе с компьютером

1

1

39

Знакомство с интерфейсом системы управления базой данных.

1

1

40

Создание структуры базы данных

1

1

41

Заполнение, редактирование и форматирование базы данных

1

1

42

Инструменты отображения и обработки данных

1

1

43

Создание формы

1

1

44

Сортировка и фильтрация данных

1

1

45

Запрос как инструмент обработки данных. Отчет как инструмент вывода данных.

1

1

46

Создание запросов

1

1

47

Создание и редактирование отчетов

1

1

48

Повторение. Контрольное занятие по теме «Разработка однотабличной базы данных»

1

1

49

Повторение Контрольное занятие по теме ««Разработка однотабличной базы данных»

1

1

Коммуникации в глобальной сети Интернет

8

8

50

Возможности Интернета. ПТБ при работе с компьютером

1

1

51

Среда браузера Internet Explorer

1

1

52

Поиск информации в сети Интернет

1

1

53

Язык разметки гипертекста HTML

1

1

54

Веб-страница с графическими объектами

1

1

55

Веб-страница с гиперссылками

1

1

56

Возможности электронной почты

1

1

57

Повторение. Контрольное занятие по теме: «Коммуникации в глобальной сети Интернет»

1

1

Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий    -   7 часов

58

Взаимодействие устройств компьютера

1

1

Логические основы построение компьютера

6

6

59

Основные понятия алгебры логики.

1

1

60

Логические выражения и логические операции

1

1

61

Составление таблиц истинности по логической формуле

1

1

62

Некоторые законы булевой алгебры

1

1

63

Определение логического выражения по таблице истинности

1

1

64

Логические элементы и основные логические устройства компьютера. Тестирование по теме: «Логические основы построение компьютера»

1

1

Зачетные занятия

4

2

2

65

Повторение . Зачетное занятие по теме: «Моделирование в среде графического и текстового редактора». ПТБ при работе с компьютером.

1

1

66

Повторение. Зачетное занятие по теме: «Основы алгоритмизации»

1

1

67

Повторение. . Зачетное занятие по теме: «Коммуникации в глобальной сети Интернет»

1

1

68

Итоговый урок

1

1

Итого за учебный год

68

28

40

Источники информации и средства обучения.

I. Учебно-методический комплект 8-9 класс

  1. Информатика и ИКТ. Учебник  8-9  под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.
  2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер,

II. Литература для учителя.

  1. Информационная картина мира. Методическое пособие для учителя часть 1 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2008.
  2. Программное обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 2 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2008.
  3. Техническое обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 3 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2008.
  4. Программа по информатике и ИКТ к комплекту учебников по информатике и ИКТ под редакцией профессора Н.В. Макаровой 5-11 класс, 2-издание. Питер, 2010.

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  4. Сканер.
  5. Доступ к сети Интернет.

VI.  Рекомендуемые программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0 или др.
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003 или 2007
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal и PascalABC
  10. Система тестирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся должен: 

8 класс знать/понимать

  • понятие информации и её основные виды:
  • виды информационной деятельности;
  • формы представления информации;
  • назначение языка, кода и кодирование информации;
  • понятие информационного процесса
  • роль технических устройств;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • понятие объекта управления и структуру систем управления;
  • понятие объекта и его свойств;
  • понятие о параметре, действии и среде существования объекта;
  • понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;
  • понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;
  • типовую систему информационной системы;
  • виды классификаций объектов;
  • основные этапы моделирования;
  • понятие о компьютерном конструировании;
  • технологию работы в среде графического редактора;

уметь

  • определять информационный объем любого текста;
  • кодировать текст каким – либо способом;
  • приводить примеры информационной деятельности;
  • приводить примеры носителей информации;
  • шифровать фразы с помощью ключа;
  • приводить примеры информационных процессов;
  • выделять объект управления и управляющее воздействие;
  • выделять объекты из окружающего мира;
  • перечислять действия, характеризующие объект;
  • представлять сведения об объекте в виде таблицы;
  • приводить примеры материальных моделей;
  • приводить примеры нематериальных моделей;
  • приводить примеры системы;
  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
  • создавать информационные модели и преобразовывать ее в компьютерную модель;
  • проводить моделирование в среде графического редактора;

Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения информатики и ИКТ обучающийся должен: 

9 класс знать/понимать

  • основные свойства алгоритма;
  • типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  • понятие вспомогательного алгоритма;
  • стадии разработки алгоритма;
  • понятие программы и программного обеспечения;
  • отличие программы от алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
  • области применения моделирования объектов и процессов;
  • Использование моделей для решения задач

уметь

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • классифицировать программы;
  • просматривать информацию о файлах и папках;
  • выполнять стандартные действия разными способами;
  • открывать и редактировать текстовый документ;
  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
  • представлять числа в различных системах счисления;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • -  создавать записи в базе данных;
  • -  создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Источники информации и средства обучения. 

I. Учебно-методический комплект 8-9 класс

  1. Информатика и ИКТ. Учебник  8-9  под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.
  2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер,

II. Литература для учителя.        

  1. Информационная картина мира. Методическое пособие для учителя часть 1 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.
  2. Программное обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 2 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.
  3. Техническое обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 3 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.
  4. Программа по информатике и ИКТ к комплекту учебников по информатике и ИКТ под редакцией профессора Н.В. Макаровой 5-11 класс, 2-издание. Питер, 2009.

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  5. Сканер.
  6. Локальная вычислительная сеть.
  7. Доступ к сети Интернет.

VI.  Рекомендуемые программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal и PascalABC
  10. Система тестирования.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей[1]:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий[2].

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. 

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения[3]: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


[1]         Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).

[2]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[3]         Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)

        Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов  к УМК Л. Л. Босовой...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов  к УМК  Н. В. Макаровой...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой

Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович

Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....