Конспект урока "Моделирование колебаний пружинного маятника"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Интегрированный урок информатики и физики. По информатике изучение темы моделирование. По физике закрепление темы "Колебания пружинного маятника". Желательно проводить после или перед лабораторной работой "Колебания пружинного маятника" для того чтобы сравнить данные натурного и компьютерного эксперимента. Данный урок дает представление о моделировании как методе познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Моделирование колебания пружины" | 179.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Моделирование колебаний пружинного маятника»
Цель: показать пример создания и исследования модели, познакомить с приемом дискретизации.
Структура урока.
- Определение цели моделирования и разработка математической модели. Совместная работа учителя и учащихся. (10 мин.)
- Создание компьютерной модели. Индивидуальная работа учащихся. (15 мин)
- Исследование компьютерной модели. Индивидуальная работа учащихся. (13 мин.)
- Подведение итогов исследования модели. Обсуждение полученных результатов.(2 мин)
Ход урока.
1. Определение цели моделирования и разработка математической модели. Совместная работа учителя и учащихся.
Нам нужно исследовать колебания пружинного маятника. Для этого создадим компьютерную модель.
Вспомним этапы моделирования в ЭТ.
- постановка цели,
- разработка математической модели,
- разработка компьютерной модели,
- исследование модели,
- анализ результатов
Цель: исследовать колебания пружинного маятника: зависимость координаты, ускорения, скорости, кинетической и потенциальной энергии от времени, зависимость периода от массы груза и жесткости пружины.
Разработка математической модели.
Выделим исходные данные и результаты.
Перечислите исходные данные?
Перечислите результаты?
Найдем связь исходных данных и результатов. На тело массой m действует сила упругости Fупр. = —kx. Тогда, согласно второму закону Ньютона, ma = —kx.
За достаточно малый промежуток времени t вычисленное по этому уравнению ускорение a можно считать неизменным и определить следующие значения координаты тела x и его скорости v:
vнов. = vстар. + at
xнов. = xстар. + vнов. t.
Теперь снова можно найти ускорение, опять определить координату и скорость и т.д.
В данном случае постоянные параметры: m — масса тела, k — коэффициент упругости, начальные значения выбираем для x, v.
После обсуждения данных вопросов детям выдается бланк, который они будут заполнять по мере выполнения соответствующих этапов моделирования. Сейчас они должны заполнить только пункты цель моделирования и математическая модель.
Моделирование колебаний пружинного маятника. | |
1. Цель моделирования: | |
2. Создание модели Математическая модель Исходные данные: Результаты: Формулы: | |
Компьютерная модель. файл: | |
3. Компьютерный эксперимент. | |
Тестирование. Результаты тестового расчета сходятся с результатами , приведенными в примере расчета. | |
Эксперимент 1 Рассмотрите диаграммы и сделайте вывод. | |
Графиком зависимости координаты от времени являся………..……………., можно предположить, что колебания пружинного маятника происходят по закону……………………. и описываются законом х= ……… Графиком зависимости скорости от времени является ………………………., графиком зависимости ускорения от времени является …………………… | |
В моменты времени, когда потенциальная энергия максимальна, кинетическая…………………………Если кинетическая энергия максимальна, то потенциальная…………………………………. | |
Эксперимент 2 | |
K=40 Н/м | |
масса, кг | Период |
0,1 | |
0,2 | |
0,3 | |
0,4 | |
0,5 | |
0,6 | |
0,7 | |
0,8 | |
0,9 | |
Вывод: при увеличении массы период……………… | |
Эксперимент 3 | |
М=0,2 кг | |
K | Период |
10 | |
20 | |
30 | |
40 | |
50 | |
Вывод: при увеличении жесткости пружины период ………. | |
4. Анализ результатов моделирования. Если время наблюдения за пружинным маятником мало, то данные, полученные с помощью натурного и компьютерного эксперимента отличаются мало много, выводы, полученные с помощью компьютерного и натурного эксперимента отличатся не отличаются, следовательно, модель соответствует не соответствует цели моделирования. Если время наблюдения за пружинным маятником больше …………., то данные, полученные с помощью натурного и компьютерного эксперимента отличаются мало много, выводы, полученные с помощью компьютерного и натурного эксперимента отличатся не отличаются, следовательно, модель соответствует не соответствует цели моделирования. Ненужное зачеркнуть. |
2. Дети открывают файл с заготовленной таблицей:
В седьмой строке оформляют расчет для момента времени t = 0. В ячейки этой строки вводят следующие значения и формулы (напомним, что формула в Microsoft Excel начинается значком “=” ).
A7: 0
B7: =($F$4*$D$4)/$G$4
C7: =$C$4+B4*$A$4
D7: =$D$4+C4*$A$4
E7= ($F$4*D7*D7)/2
F7= ($G$4*C7*C7)/2
В восьмую строку ЭТ записываем формулы для расчета физических величин в очередной промежуток времени и копируем их вниз примерно до 105-й строки, организуя повторяющиеся, цепочные вычисления.
Тестирование модели: введите следующие исходные данные и сравните результаты с вашими:
Далее построим диаграммы зависимости скорости, перемещения, ускорения от времени, диаграмму зависимости кинетической и потенциальной энергии от времени.
Результат:
Диаграмма зависимости энергии от времени:
Результаты исследований заносят в бланк, в котором ученики заполняют пункт 3.
- Подведение итогов исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс
План- конспект урока Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» с исполь...
Лабораторная работа "Изучение колебаний пружинного маятника"
Лабораторная работа позволяет сравнить компьютерный и натурный эксперимент. Может быть проведена в 9 кл....
Исследование колебаний пружинного маятника.
Интегрированный урок физика-информатика....
Урок №90 «Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний»
В рамках дистанционного обучения для учащихся составлен план занятий на платформе РЭШ....
Занятие №91 «Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний. Резонанс» (онлайн занятие)
В рамках дистанционного обучения разработан план занятий (онлайн) для обучающихся 9А класса, физик-математического профиля на платформе ZOOM/...
Урок №92 " Колебания. Механические колебания. Пружинный и математический маятники. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Виды колебаний. Резонанс" 9 класс (физмат и инженерн)
В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий видео урока для обучающихся ....
Самостоятельная работа Изменение характеристик свободных колебаний пружинного маятника 9 класс
Выполнение данной работы способствует пониманию процессов свободных колебаний, закономерностей изменения велечин, характеризующих это движение...