Алгоритмы и исполнители
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Методическая разработка открытого урока для 6 класса по информатике "Алгоритмы и исполнители"

Включает в себя:

Ход урока;

Сопровождающую презентацию;

Карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_i_ispolniteli.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Класс  6-б

Преподаватель:     Виноградов Андрей Борисович

Тип урока:          Урок закрепления знаний

Вид урока:          Смешанное занятие

Тема урока:        Алгоритмы и исполнители

Межпредметные связи: 1. Математика

2. Вычислительная техника

3. Русский язык

Цели:

Дидактическая:

  1. Закрепить понятия «Исполнитель», «Система команд исполнителя».
  2. Ввести понятия  «Система отказов исполнителя», «Автоматизация»;
  3. Познакомить учащихся с этапами автоматизации;
  4. Закрепить полученные знания на практике через решение задач и упражнений;
  5. Формировать навыки практического применения знаний ;

Развивающая:    

     1. Создать условия для развития познавательных способностей, речи, внимания и памяти,  развитие навыков аналитического и логического мышления учащихся расширения их кругозора.

 2. Содействовать развитию навыков практического применения знаний.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к предмету;
  2. Воспитывать ответственность, самостоятельность в практической работе.

По окончании урока обучающиеся должны:

Знать:

  • Что такое «Исполнитель»;
  • Что такое «Система команд исполнителя»;
  • Систему отказов исполнителя и ее причины;
  • Режимы работы исполнителя;
  • Для чего нужна автоматизация;
  • Основные этапы автоматизации;

Уметь:

  • Составлять алгоритмы для решения задач, опираясь на СКИ;
  • Решать задачи, опираясь на заданный алгоритм и СКИ;

Оборудование:

  • презентация
  • медиа-проектор
  • задание для практической работы
  • Персональный компьютер

Методы обучения:  беседа, объяснительно – иллюстративный и практический.

Форма организации урока: коллективная

Методическое обеспечение занятия:

  • УМК Информатика и ИКТ для 6 класса / Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
  • Практические задания по теме «Исполнители вокруг нас»
  • Учебная презентация
  • Технологическая карта занятия

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент. Создание рабочей обстановки (1 мин.)
  2. Мотивация  учебной деятельности (2 мин.)
  3. Основная часть (30мин.)
  1. Фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу. (6 мин.)
  2.  Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует преподаватель; отвечают на вопросы преподавателя). (14 мин)

3.2 Закрепление изученного материала в виде практического задания на доске и в рабочих тетрадях.(10 мин.)

  1. Заключительная часть (7 мин.)

Обобщение, подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята!

На прошлых уроках мы с вами начали изучать алгоритмы. Мы вели речь о том, что каждый человек в повседневной жизни ежедневно решает огромное количество задач различной сложности. Некоторые задачи столь просты и привычны, что мы решаем их автоматически, не задумываясь.

Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий в поиске решений. Решение каждой задачи происходит по определенному алгоритму. Современного человека окружает  множество разнообразных  технических устройств, предназначенных для решения определенных задач. Все эти устройства будут являться исполнителями этих алгоритмов.

Фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу. (6 мин.)

Давайте вспомним определение? Кто такой исполнитель?

Ответ: Исполнитель – это некий объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд.

Что образует систему команд исполнителя (СКИ)?

Ответ: Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Какие исполнители на сегодняшний день являются самыми универсальными?

Ответ: Роботы и компьютеры.

Какие бывают исполнители?

Ответ: Исполнители бывают формальные и неформальные.

Чем отличаются формальные исполнители от неформальных?

Ответ: Формальные исполнители одну и ту же команду выполняют всегда одинаково, а не формальные - одну и ту же команду выполняют по-разному.

Приведите пример формальных и неформальных исполнителей?

Ответ: Не формальные исполнители - это люди и животные, а формальные исполнители – это бытовая техника, электроника, роботы, компьютеры и т.д.

 Молодцы!

Изложение нового материала  (14 мин)

На сегодняшнем уроке мы более подробно познакомимся с формальными исполнителями.

(Слайд1)

Изучая формальные исполнители, мы должны знать о них следующее:

  1. Каждый исполнитель создается для решения определенного класса задач.

Я взял для примера «цветной принтер-копир»

Круг решаемых задач для него будет  - печать и копирование документов.

Приведите свой пример «формального исполнителя», и обозначите для них круг решаемых задач?

(Слайд 2)

Каждый исполнитель обладает своей СКИ.

Система команд исполнителя. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены тем или иным исполнителем.

В моем случае  «цветной принтер-копир» обладает следующим набором команд:

  • Напечатать документ
  • Напечатать фото
  • Создать копию документа
  • Настроить печать
  • Проверить уровень чернил и т.д.

Приведите пример формального исполнителя и укажите для него СКИ?

(Слайд3)

Помимо системы команд каждый формальный исполнитель имеет свою систему отказов.

Отказ «Не понимаю» или «Не могу» возникает тогда, когда исполнителю подается команда, не входящая в его СКИ,  или если команда не может быть им выполнена в данных условиях.

Если, например, мы захотим, чтобы наш принтер не просто напечатал фотографию, а еще и вырезал из нее конкретный объект, то принтер не поймет нашего запроса. Команда «Вырезать» не входит в систему команд исполнителя.

Отказ «Не могу» возникает в случае, если принтер не может выполнить известную команду в сложившихся условиях. Например, в принтере отсутствует бумага или краска.

Приведите свой пример отказа формального исполнителя выполнять какую либо команду?

(Слайд 4)

Для большинства формальных исполнителей предусмотрены  режимы непосредственного и программного управления.

В первом случае исполнитель ожидает команд от управляющего объекта и немедленно выполняет каждую поступившую команду. 

Во втором случае исполнителю сначала задается полная последовательность команд (программа), а затем он выполняет эти команды в автоматическом режиме. 

В каком режиме работы работает принтер?

 (Слайд 5)

Решение задачи по готовому алгоритму требует от формального исполнителя только строгого исполнения последовательности действий. Он не вникает в смысл того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе – он действует формально.

С этим связана возможность автоматизации деятельности человека – замена части труда человека работой машин.

Давайте поэтапно разберем, как же происходит процесс автоматизации?

  • Процесс решения задачи представляется в виде последовательности простейших действий (пишется программа);
  • Создается машина, способная выполнить эти операции в последовательности заданной в алгоритме;
  • Выполнение алгоритма поручается автоматическому устройству;

Практика.  Решение задач (10 мин.)

Теперь давайте закрепим наши знания на практике, при помощи решения задач.

(Слайд 6)

Задача №1

Исполнитель «Кузнечик» - прыгает вдоль отрезка прямой.

Дано:

Система команд исполнителя «Кузнечик»

Вправо «число»

Кузнечик прыгает на указанное число вправо

Влево «число»

Кузнечик прыгает на указанное число влево

Находясь над числом 7, Кузнечик приступил к выполнению следующей программы: Вправо 5 Вправо 2 Влево 10 Вправо 1 Влево 3 Вправо 5 Вправо 3

  1. Запишите арифметическое выражение для записи перемещений кузнечика?
  2. Запишите в ответе число, над которым кузнечик окажется после выполнения этой программы?

Ответ: 7+5+2-10+1-3+5+3= 10

(Слайд 7)

Задача №2

Исполнитель «Кузнечик» - прыгает вдоль отрезка прямой.

Дано:

Система команд исполнителя «Кузнечик»

Вправо «число»

Кузнечик прыгает на указанное число вправо

Влево «число»

Кузнечик прыгает на указанное число влево

Кузнечик выполнил программу: Вправо 3 Вправо 4 Влево 5 Вправо 7 Влево 3 Вправо 5 Вправо 1. Выполнив программу, он оказался на числе 14

  1. Запишите уравнение для вычисления числа, над которым Кузнечик находился перед выполнением этой программы?
  2. Запишите это число?

Ответ: Х+12=14;  Х=2.

(Слайд 8)

Задача №3

Исполнитель «Кузнечик» - прыгает вдоль отрезка прямой.

Дано:

Система команд исполнителя «Кузнечик»

  + «число»

Кузнечик прыгает на указанное число вправо

   - «число»

Кузнечик прыгает на указанное число влево

       !

Кузнечик запоминает букву,  над которой находится

Начальное положение кузнечика   7

Исполнитель «Кузнечик» выполнил программу:  +6!-2!+1!-11!+3!  

В результате выполнения программы получается слово из букв, которые запомнил кузнечик. Запишите это слово?

Ответ: слово «Почта»

(Слайд 9)

Задача №4

Исполнитель «Кузнечик» - прыгает вдоль отрезка прямой.

Дано:

Система команд исполнителя «Кузнечик»

  + «число»

Кузнечик прыгает на указанное число вправо

   - «число»

Кузнечик прыгает на указанное число влево

       !

Кузнечик запоминает букву,  над которой находится

Начальное положение кузнечика   11

Исполнитель «Кузнечик» выполнил программу:  !-9!+7!-1!-3!  

В результате выполнения программы получается слово из букв, которые запомнил кузнечик. Запишите это слово?

Ответ: слово «Округ»

(Слайд 9)

Задача №5

Исполнитель «Кузнечик» - прыгает вдоль отрезка прямой.

Дано:

Система команд исполнителя «Кузнечик»

  + «число»

Кузнечик прыгает на указанное число вправо

   - «число»

Кузнечик прыгает на указанное число влево

       !

Кузнечик запоминает букву,  над которой находится

Начальное положение кузнечика   0

Кузнечик составил слово О Л И М П И А Д А  

Запишите программу, которую выполнил исполнитель «кузнечик».

Ответ:   +11!-1!-10!+14!-1!-13!+4!+11!-11!

(Слайд 10)

Задача №6

Исполнитель «Кулинар» предназначен для приготовления лепешек. Лепешка считается готовой, если каждая ее сторона жарилась 1 мин.

Среда исполнителя – сковорода, на которой помещается 2 лепешки .

Система команд исполнителя «Кулинар»

Повернуть 1

Повернуть 1 лепешку

Поместить 1

Поместить на сковороду 1 лепешку

Убрать 1

Убрать со сковороды 1 лепешку

Ждать 1мин

Ждать 1 минуту

1) Напишите программу для Кулинара, что бы  приготовить 4 лепешки за 4 минуты.

2) Что будет, если дать исполнителю команду « Положить на сковороду третью лепешку?

Ответ:

  1. Поместить 1

     Поместить 1

     Ждать 1мин

     Повернуть 1

     Повернуть 1

     Ждать 1мин

     Убрать 1

     Убрать 1

     Поместить 1

     Поместить 1

     Ждать 1мин

     Повернуть 1

     Повернуть 1

     Ждать 1мин

     Убрать 1

     Убрать 1

  1. Если дать исполнителю команду «Поместить на сковороду третью лепешку», то сработает система отказов исполнителя и последует отказ «Не могу».

Заключительная часть (7 мин.)

Ну что же, давайте теперь подведем итоги сегодняшнего урока?

Что такое «формальные исполнители» (приведите пример) и почему они так называются?

Ответ: Формальные исполнители – это бытовая техника, электроника, роботы, компьютеры и т.д. Исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе – он действует формально.

Чем формальные исполнители отличаются от «неформальных»?

Ответ: Формальные исполнители одну и ту же команду выполняют всегда одинаково, а не формальные одну и ту же команду выполняют по-разному.

Что такое «СКИ» (Система Команд Исполнителя)?

Ответ: Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Что такое «Система отказов исполнителя»?

Ответ: Отказ «Не понимаю» или «Не могу» возникает тогда, когда формальный исполнителю подается команда, не входящая в его СКИ, или если команда не может быть им выполнена в данных условиях.

Что такое автоматизация?

Ответ: Автоматизации деятельности человека – замена части труда человека работой машин.

Назовите этапы автоматизации?

Ответ:

  1. Процесс решения задачи представляется в виде последовательности простейших действий (пишется программа);
  2. Создается машина, способная выполнить эти операции в последовательности заданной в алгоритме;
  3. Выполнение алгоритма поручается автоматическому устройству;

Домашнее задание

§ 15 Учить.

 В рабочей тетради №171, 172, 173, 174, 175, 177

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы. Свойства. Исполнители

Презентация по теме: "Алгоритмы. Свойства. Исполнители"...

План-конспект урока информатики в 6 классе "Алгоритмы и исполнители"

План -конспект открытого урока по информатике расчитанный на стандартный урок, содержащий материалы по теме "Алгоритмы и исполнители", элементы формирующего оценивания, задания с дифференцированным по...

Алгоритмы и исполнители

Обобщающий урок  по теме "Алгоритмы и исполнители" в 6 классе. Представлен в форме  "Листая страницы альбома", каждая из страниц - это повторение определенной части из темы. Исполнители пред...

презентация к уроку "Алгоритмы и исполнители"

Электронное приложение к уроку "Алгоритмы и исполнители". К сожалению, не могу выложить ее полностью, она больше 22 Мб. Это основная презентация, к ней подключены видеофрагменты из мульфильмов и игра ...

Листая страницы… «Алгоритмы и исполнители», 6 класс

Урок повторения и контроля знаний  «Алгоритмы и исполнители»  для 6 класса. Материал урока направлен на развитие познавательного интереса учащихся к изучению алгоритмов, на развитие приемов ...

Урок в 6 классе по теме АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ по учебнику Л. Босовой

Презентация для обяснения темы "Алгоритмы и исполнители" по учебнику Л. Босовой, 6 класс...

Методика преподавания темы Алгоритмы и исполнители

Методические рекомендации по изучению темы "Алгоритмы" для гуманитарных и математических классов.Приводятся примеры задач и алгоритмов их решения разного уровня сложности....