РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
статья по информатике и икт на тему
Развитие интереса обучающихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Разбудить в школьниках активную деятельность можно через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_na_urokah_informatik.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Главной целью преподавания информатики в условиях информатизации образования является задача создать обучающемуся условия для формирования умений и навыков практического использования информационных технологий, творческого осмысления способов компьютерной обработки информации, умения логически мыслить, развитие познавательной активности учащихся.
Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности обучающихся. К ним можно отнести следующие противоречия: между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности; между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета; между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Ребёнок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познать всё новое, неизведанное, неизвестное. Урок информатики для многих из них – возможность поработать на ПК, которые так привлекают любого ребенка. Одна из главных проблем – как привлечь познавательные интересы школьника в изучении урока информатики. Одна из форм активизации – разноуровневые задания. По разным темам может использоваться дидактический материал в виде карточек-заданий, тестов, творческих заданий, задач разного уровня сложности.
Соответствующими изменениями преподавания почти всегда можно переключить преимущественные интересы обучающегося с постороннего на учение. Это очень нелегко, потому что с малозаметных неудач в обучении начинается потеря интереса к предмету. В этой ситуации необходимо как можно чаще создавать ситуацию успеха, чтобы подчеркнуть способности, положительный опыт каждого обучающегося, сравнивая его прошлые и новые заслуги.
В обучении нельзя полагаться только на сознательность и добрую волю обучающегося, нужно повседневно и настойчиво следить за его работой, вовремя помогать, предотвратить отставание.
Интерес ребенка к предмету зависит, иногда, даже не только от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело. Многое помогает выработать такую убеждённость – от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов. Помогает формированию интересов разнообразие учебной деятельности, связь её с жизнью, возможность применить знания на практике.
Именно поэтому, сегодня внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно - деятельностная (по существу) организация учебного процесса.
Учитывая, что мотивы обучающихся формируются через их потребности и интересы (Потребность → Интерес → Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Информатика как учебный предмет обладает такими особенностями развития творческих способностей личности, в основе которых лежат интеллектуальные качества: раскованность, гибкость, оригинальность, скрупулезность, любознательность, интеллектуальная смелость, чувство комфорта.
Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ можно обеспечить, ежеурочно ставя перед собой и выполняя следующие задачи:
- содержание учебного материала;
- виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
- активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
- искусство учителя, как лектора, оратора;
- искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
- создание благоприятного психологического климата.
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия, деловая игра, исследовательские проекты, практические, лабораторные работы, тестовые задания, тесты on-line способствуют исключению однообразия, значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока. Также можно применять различные формы активизации познавательной деятельности, промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки, задания с инструкциями по выполнению.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). Это могут быть творческие задачи, конкурсы «Лучший рисунок», «Лучшая открытка», рефераты, доклады, составление кроссворда по теме, разгадывание ребусов по информатике, составление тестов для контроля знаний по предмету..
Развитие интереса обучающихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Разбудить в школьниках активную деятельность можно через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...
Презентация : Развитие познавательной активности обучающихся на уроках истории средствами ИКТ
Презентация : Развитие познавательной активности обучающихся на уроках истории средствами ИКТ. Предназначена для выступлений на методических объединениях и для родителей....
Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности
Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...
Отчет по проблеме "Повышение познавательной активности обучающихся на уроках информатики"
Основная задача, которая, согласно ФГОС, стоит перед системой образования – переход на компетентностную модель, реализация которой осуществляется путем системно-деятельностного...
« Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии при изучении темы «Дальневосточный экономический район»
От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешност...
Выступление на РМО на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ"
Одна из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности немысл...
Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...